Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э5 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Э1 Э2 Э8 Э9
Вопросы и задания к зачету
1. Методика обучения географии как частная дидактика. Предмет и задачи МОГ.
2. Связь МОГ с другими науками. Значение МОГ.
3. Методы исследования.
4. Логика методического исследования.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Структура ФГОС. Задачи ФГОС.
6. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
7. Универсальные учебные действия и их виды.
8. Личностные УУД.
9. Регулятивные УУД.
10. Познавательные УУД.
11. Коммуникативные УУД.
12. Компоненты содержания школьной географии.
13. На примерах раскрыть формирование представлений и понятий на уроках географии.
14. На примерах раскрыть формирование причинно-следственных связей и закономерностей на уроках географии.
15. На примерах раскрыть формирование умений на уроках географии.
16. Классификация методов обучения. Методы и методические приемы.
17. Уровни усвоения знаний и умений учащихся и их соотношение с методами обучения
18. Учебник и его структура.
19. На примерах раскрыть приемы работы с текстом учебника
20. Организация работы с внетекстовыми компонентами учебника.
21. На примерах раскрыть приемы работы с географическими картами и глобусом на уроках географии.
22. Работа со статистическими показателями.
23. Планирование учебной работы по географии. Требования к составлению технологической карты урока.
24. Урок как форма организации обучения.
25. Типы уроков.
26. Самоанализ и анализ урока географии.
27. Практические работы по географии, их классификация.
28. Основные виды проверки.
29. Тестовый контроль результатов обучения.
30. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках географии.
.Вопросы и задания к экзамену 4 семестр
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы ООО.
3. Понятие «универсальные учебные действия», виды УУД.
4. Личностные результаты обучения географии.
5. Метапредметные результаты обучения географии.
6. Предметные результаты обучения географии.
7. Методы обучения географии.
8. Технология модульного обучения.
9. Технология применения ЛОК.
10. Технология проблемного обучения.
11. Технология проектной деятельности.
12. ИКТ в обучении географии.
13. Средства обучения географии.
14. Работа с учебником географии.
15. Работа с географической картой.
16. Работа со статистическими показателями.
17. Планирование учебной работы по географии. Требования к составлению рабочих программ.
18. Урок географии. Требования к планированию урока в рамках ФГОС.
19. Типы уроков по ФГОС.
20. Самоанализ и анализ урока географии.
21. Лекционно-семинарско-зачетная система обучения географии.
22. Практические работы по географии.
24. Тестовый контроль результатов обучения.
25. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках географии.
26. Содержание, планирование и методика проведения разных форм внеклассной работы.
27. Электронные ресурсы по методике обучения географии.
28. Требования к написанию научных работ по методике обучения географии.
29. Организация научно-исследовательской работы обучающихся.
30. Организация экскурсий и практических работ на местности.
Темы контрольных работ: 3 семестр
1. Усвоение содержания школьной географии
2. Проверка и оценка результатов обучения.
4 семестр
1. Внеклассная работа по географии
2. Методика написания курсовых и ВКР по методике обучения географии.
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и
Методические указания к практическим занятиям.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.
В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия, устранить недостатки, отмеченные преподавателем.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен
Методические указания к зачету.
При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.
Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.
Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.