2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Теория и методика обучения географии_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Теория и методика обучения географии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 4 зачет 3
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
245
аудиторные занятия
30
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
12
12
Практические
10
10
8
8
18
18
Итого ауд.
16
16
14
14
30
30
Кoнтактная рабoта
16
16
14
14
30
30
Сам. работа
124
124
121
121
245
245
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
144
144
144
144
288
288
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат педагогических наук, доцент, Киямова Ания Галиакбаровна _________________
 
 
Теория и методика обучения географии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели  освоения дисциплины:приобретение обучающимися практических умений и основных профессиональных компетенций, необходимых учителям географии для выполнения профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС основного и среднего (полного) общего образования по географии.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
ознакомление с ФГОС, примерными программами по географии, требованиями к составлению рабочих программ, поурочных планов и внеурочных занятий.
1.4
освоение современных методов и технологий обучения и диагностики.
1.5
формирование умений проектировать образовательный процесс на основании образовательной программы по географии в соответствии  с требованиями образовательных стандартов для достижения образовательных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами предмета «География».
1.6
совершенствование профессиональных  умений  и навыков, необходимых  для успешного осуществления учебно- воспитательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Географические информационные системы
2.1.2
Гистология с основами эмбриологии
2.1.3
Зоология позвоночных
2.1.4
Психология
2.1.5
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.6
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.7
Учебная технологическая практика
2.1.8
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.9
Физиология растений
2.1.10
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.11
Анатомия и морфология растений
2.1.12
Геология
2.1.13
Зоология беспозвоночных
2.1.14
Картография с основами топографии
2.1.15
Систематика растений и грибов
2.1.16
Технологии цифрового образования
2.1.17
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.18
Цитология
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Генетика
2.2.2
Геоэкология
2.2.3
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.4
Общая экология
2.2.5
Основы экологической культуры
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.8
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.9
Теория эволюции
2.2.10
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.11
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.12
Экономическая и социальная география мира
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Методы биометрии
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Этногеография и география религий
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.17
2.2.18
География РТ
2.2.19
Основы здорового образа жизни
2.2.20
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.21
Туризм в школе
2.2.22
География населения
2.2.23
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.1: Разрабатывает программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программы дополнительного образования в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования
 
ОПК-2.2: Проектирует индивидуальные образовательные маршруты освоения программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС ОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
цели, содержание и структуру географического образования: планируемые результаты обучения географии; требования к разработке рабочих программ; основные компоненты основных и дополнительных образовательных программ; диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по географии; содержание предмета «География» и методику его обучения, цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать программы по предмету «География», элективных курсов и программ дополнительного образования, осуществлять отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов;
3.2.2
осуществлять отбор диагностических средств, форм контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся, выявлять трудности в обучении и корректировать пути достижения образовательных результатов;проектировать индивидуальные образовательные маршруты освоения программы учебного предмета "География", программ дополнительного образования в соответствии с образовательными потребностями обучающихся; осуществлять урочную и внеурочную деятельность по географии
3.2.3
применять различные диагностические средства, формы контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.3.1
навыками разработки программ по географии, в том числе программ дополнительного образования; навыками реализации образовательных программ согласно требованиям образовательных стандартов в планировании и проведении учебных занятий; различными диагностическими средствами, формами контроля и оценки сформированности образовательных результатов обучающихся по географии; навыками планирования и проведения уроков и внеурочных занятий по предмету «География», способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности; навыками использования цифровых ресурсов для решения задач профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Предмет методики обучения географии

 
1.1
Методика обучения географии как частная дидактика /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
1.2
История развития методики обучения географии в России.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
1.3
Педагогическое мастерство учителя географии  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 2. Цели, содержание и структура географического образования

 
2.1
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
2.2
Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
2.3
Социально-политические, экологические и экономические аспекты географического образования учащихся /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 3. Усвоение содержания школьной географии

 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.1
Личностные, предметные и метапредметные результаты обучения географии. Формирование предметных знаний и умений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
3.2
Формирование универсальных учебных действий /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
3.3
Методика формирования основных систем знаний /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
 
Раздел 4. Технология обучения географии

 
4.1
Технология обучения географии в общеобразовательной школе на базовом и профильном уровнях. Классификация методов обучения географии /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
4.2
Педагогические технологии обучения географии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
4.3
Интерактивные технологии обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9

16
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 5. Средства обучения географии

 
5.1
Учебник географии и географическая карта - главные компоненты комплекса средств обучения.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
5.2
Средства обучения и работа с ними.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
5.3
Кабинет географии и его роль в организации учебно-воспитательной работы. Географическая площадка.  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 6. Формы организации обучения георграфии

 
6.1
Урок географии в аспекте требований ФГОС /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
6.2
Требования к составлению рабочих программ. Подготовка учителя к уроку  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
6.3
Внеурочные формы обучения предмету  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9

10
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
 
Раздел 7. Проверка и оценка результатов обучения.  

 
7.1
Характеристика и анализ основных видов проверки /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
7.2
Составление диагностических заданий на проверку усвоения содержания образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
7.3
Объективность оценки результатов обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 8. Внеклассная работа по географии 

 
8.1
Цели, содержание и основные направления  внеклассной работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

8
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
8.2
Организационные формы внеклассной работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

6
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
8.3
Социально-значимая деятельность учащихся во внеклассной работе по географии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
 
Раздел 9. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе

 
9.1
Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
9.2
Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в учебном процессе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
9.3
Разработка уроков с использование ИКТ /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э7 Э8 Э9

4
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
3
0
 
9.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

4
3
0
 
 
Раздел 10. Методика написания курсовых и ВКР по методике обучения географии

 
10.1
Виды научно-исследовательской работы в учебном процессе и вне его /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
10.2
Иетоды и логика научного исследования. Структурв и содержание курсовых работ и ВКР /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э7 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
10.3
Требования к написанию курсовых и ВКР по методике обучения географии /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э7 Э8 Э9

21
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Раздел 11. Методика обучения географии в отдельных курсах 

 
11.1
Методика обучения географии в курсе "География Земли" /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
11.2
Методика изучения отдельных тем в курсе "География Земли" /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
11.3
Разработка уроков и внеурочных мероприятий /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

20
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
11.4
Методика обучения географии в курсе "География России" /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
11.5
Методика изучения отдельных тем в курсе "География России" /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
11.6
Разработка уроков и внеурочных мероприятий по курсу /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

20
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
11.7
Методика обучения географии в курсе "География мира" /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

2
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
11.8
Методика изучения отдельных тем в курсе "География мира" /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

20
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
11.9
Разработка уроков и внеурочных мероприятий по курсу /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

20
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
11.10
/Экзамен/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э8 Э9

9
ОПК-2.1 ОПК-2.2 ОПК-2.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3 ПК-3.1
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1. Методика обучения географии как частная дидактика. Предмет и задачи МОГ.

2. Связь МОГ с другими науками. Значение МОГ.

3. Методы исследования.

4. Логика методического исследования.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Структура ФГОС. Задачи ФГОС.

6. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

7. Универсальные учебные действия и их виды.

8. Личностные УУД.

9. Регулятивные УУД.

10. Познавательные УУД.

11. Коммуникативные УУД.

12. Компоненты содержания школьной географии.

13. На примерах раскрыть формирование представлений и понятий на уроках географии.

14. На примерах раскрыть формирование причинно-следственных связей и закономерностей на уроках географии.

15. На примерах раскрыть формирование умений на уроках географии.

16. Классификация методов обучения. Методы и методические приемы.

17. Уровни усвоения знаний и умений учащихся  и их соотношение с методами обучения

18. Учебник и его структура.

19. На примерах раскрыть приемы работы с текстом учебника

20. Организация работы с внетекстовыми компонентами учебника.

21. На примерах раскрыть приемы работы с географическими картами и глобусом на уроках географии.

22. Работа со статистическими показателями.

23. Планирование учебной работы по географии. Требования к составлению технологической карты урока.

24. Урок как форма организации обучения.

25. Типы уроков.

26. Самоанализ и анализ урока географии.

27. Практические работы по географии, их классификация.

28. Основные виды проверки.

29. Тестовый контроль результатов обучения.

30. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках географии.

.Вопросы и задания к экзамену 4 семестр

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы ООО.

3. Понятие «универсальные учебные действия», виды УУД.

4. Личностные результаты обучения географии.

5. Метапредметные результаты обучения географии.

6. Предметные результаты обучения географии.

7. Методы обучения географии.

8. Технология модульного обучения.

9. Технология применения ЛОК.

10. Технология проблемного обучения.

11. Технология проектной деятельности.

12. ИКТ в обучении географии.

13. Средства обучения географии.

14. Работа с учебником географии.

15. Работа с географической картой.

16. Работа со статистическими показателями.

17. Планирование учебной работы по географии. Требования к составлению рабочих программ.

18. Урок географии. Требования к планированию урока в рамках ФГОС.

19. Типы уроков по ФГОС.

20. Самоанализ и анализ урока географии.

21. Лекционно-семинарско-зачетная система обучения географии.

22. Практические работы по географии.

 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
23. Характеристика и анализ основных видов проверки.

24. Тестовый контроль результатов обучения.

25. Формы организации учебной деятельности учащихся на уроках географии.

26. Содержание, планирование и методика проведения разных форм внеклассной работы.

27. Электронные ресурсы по методике обучения географии.

28. Требования к написанию научных работ по методике обучения географии.

29. Организация научно-исследовательской работы обучающихся.

30. Организация экскурсий и практических работ на местности.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы контрольных работ: 3 семестр

1. Усвоение содержания школьной географии

2. Проверка и оценка результатов обучения.

4 семестр

1. Внеклассная работа по географии

2. Методика написания курсовых и ВКР по методике обучения географии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД "Методика обучения предмету "География"
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Сухоруков, В.Д., Суслов В.Г.
Методика обучения географии: : учебник и практикум для вузов / В. Д. Сухоруков, В. Г. Суслов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 365 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12439-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/447484
Москва: Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Финаров, Д. П
Методика обучения географии в школе: учеб. пособие для студ. вузов /Д. П. Финаров. – М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 382 с. : ил. – (Высшая школа)
М. : АСТ : Астрель, ХРАНИТЕЛЬ, 2007
 
Л2.2
Душина, И. В.
Практикум по методике обучения географии : : учебное пособие / И. В. Душина, Е. А. Таможняя, Е. А. Беловолова ; под редакцией Е. А. Таможняя. — Москва : Прометей, 2013. — 164 c. — ISBN 978-5-7042-2402-0. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/18602.html 
Москва : Прометей, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Обучение географии в условиях реализации ФГОС: учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL:http://минобрнауки.рф/
 
Э2
Российское образование. - URL: http://www.edu.ru
 
Э3
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - URL: https://festival.1september.ru/mathematics/
 
Э4
Образовательный интернет-проект в России «Инфоурок». - URL: https://infourok.ru/
 
Э5
Сообщество взаимопомощи учителей . - URL: http://pedsovet.su/
 
стр. 12
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Э6
Всероссийский педагогический портал . - URL: http://методкабинет.рф/
 
Э7
Методическая лаборатория географии. - URL: http://www.geoclass.ru
 
Э8
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э9
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-413 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и 

 
стр. 13
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

В ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие.

В ходе практического занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов практического занятия,  устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, на умение будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Завершающим этапом освоения дисциплины является зачет и экзамен

Методические указания к зачету.

При подготовке к зачету (в конце семестра) повторять пройденный материал в строгом соответствии с учебной программой, примерным перечнем учебных вопросов, выносящихся на зачет и содержащихся в данной программе. Использовать конспект лекций и литературу, рекомендованную преподавателем. Обратить особое внимание на темы учебных занятий, пропущенных обучающимся по разным причинам. При необходимости обратиться за консультацией и методической помощью к преподавателю.

Готовиться к зачету необходимо последовательно, с учетом вопросов, разработанных преподавателем. Сначала следует определить место каждого контрольного вопроса в соответствующем разделе темы учебной программы, а затем внимательно прочитать и осмыслить рекомендованные научные работы, соответствующие разделы рекомендованных учебников. При этом полезно делать хотя бы самые краткие выписки и заметки. Работу над темой можно считать завершенной, если вы сможете ответить на все контрольные вопросы и дать определение понятий по изучаемой теме.

Для обеспечения полноты ответа на контрольные вопросы и лучшего запоминания теоретического материала рекомендуется составлять план ответа на контрольный вопрос. Это позволит сэкономить время для подготовки непосредственно перед зачетом за счет обращения не к литературе, а к своим записям.

 
стр. 14
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.