2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Организация дошкольного образования_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация дошкольного образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
экзамен 5
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
87
аудиторные занятия
12
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
12
12
12
12
Кoнтактная рабoта
12
12
12
12
Сам. работа
87
87
87
87
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Хаертдинова Р.М. _________________
 
 
Организация дошкольного образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: формирование у обучающихся компетенции в области организации дошкольного образования, также практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
1.2
Задачи:
1.3
формировать готовность к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса;
1.4
выработать умение реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования;
1.5
развивать готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования, умение взаимодействовать с участниками образовательного процесса.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.2
Географическое образование младших школьников
2.1.3
Историческое образование младших школьников
2.1.4
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.5
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.6
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.7
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.8
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.9
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.10
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.11
Теория начального литературного образования
2.1.12
Технологии начального математического образования
2.1.13
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.14
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.15
Детская психология
2.1.16
Педагогическая практика
2.1.17
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.18
Технологии начального литературного образования
2.1.19
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.20
Образовательное право
2.1.21
Основы экологической культуры
2.1.22
Правоведение
2.1.23
Психолого-педагогический практикум
2.1.24
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.25
Технологии начального языкового образования
2.1.26
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.27
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.28
История педагогики и образования
2.1.29
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.30
Организация культурно-просветительской деятельности
2.1.31
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.32
Социальная психология
2.1.33
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.34
Теория начального математического образования
2.1.35
Теория начального языкового образования
2.1.36
Тренинг педагогического общения
2.1.37
Дошкольная педагогика
2.1.38
Общая психология
2.1.39
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.40
Противодействие коррупции
2.1.41
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.42
педагогической деятельности в сфере общего среднего образования
2.1.43
Производственная педагогическая практика
2.1.44
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
2.1.45
Историческое образование младших школьников
2.1.46
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.47
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.48
Производственная педагогическая практика
2.1.49
Противодействие терроризму и экстремизму
2.1.50
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.51
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.52
Технологии начального литературного образования
2.1.53
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.54
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.55
Теория начального литературного образования
2.1.56
Технологии начального математического образования
2.1.57
Технологии начального языкового образования
2.1.58
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.59
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.60
Основы профессионально-педагогического общения
2.1.61
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.62
Теория и технологии физического воспитания детей
2.1.63
Теория начального математического образования
2.1.64
Теория начального языкового образования
2.1.65
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.66
Детская психология
2.1.67
Дошкольная педагогика
2.1.68
Противодействие коррупции
2.1.69
Адаптация первоклассников к школе (с практикумом по анализу типичных случаев поведения детей в первом классе)
2.1.70
Географическое образование младших школьников
2.1.71
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.72
Современные программы по экологическому образованию в ДОО
2.1.73
Тренинг педагогического общения
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.2
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.3
Производственная преддипломная практика
2.2.4
Технологии взаимодействия ДОО и семьи
2.2.5
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.6
Коммуникативный практикум
2.2.7
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.8
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.9
Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательной среды
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ОПК-4:      готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования
 
Знать:
 
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования

 
требования к качеству реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования

 
требования к образовательным результатам в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования
 
 
Уметь:
 
использовать базовые правовые знания при решении различных профессиональных задач
 
оценивать качество реализуемых образовательных программ на основе действующих нормативно-правовых актов в сфере образования

 
анализировать и оценивать результаты, последствия действий (бездействий) в соответствии с нормативными правовыми актами сферы образования

 
 
Владеть:
 
навыками использования нормативно-правовой базы для решения профессиональных задач  сферы образования

 
навыками подбора пакета нормативных правовых  актов сферы образования для решения конкретных профессиональных задач
 
навыками разработки локальных нормативно-правовых актов в сфере образования
 
 
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету Организация дошкольного образования в соответствии с ФГОС
 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету Организация дошкольного образования в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету Организация дошкольного образования в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по Организации дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету Организация дошкольного образования в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету Организация дошкольного образования в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету Организация дошкольного образования в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмет Организация дошкольного образования в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-6: готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса
 
Знать:
 
основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
критерии успешного взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса
 
теоретические и прикладные основы проектирования взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
Уметь:
 
взаимодействовать с участниками образовательного процесса (педагогами; обучающимися и их родителями)
 
определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей 
 
определять приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
 
 
Владеть:
 
навыками установления взаимодействия с коллегами, обучающимися и их родителями для решения конкретных вопросов обучения, воспитания и развития
 
опытом взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса по заданным критериям успешного взаимодействия 
 
проектировать направления взаимодействия с участниками образовательного процесса для решения поставленных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
права ребёнка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации;
3.1.2
правовой статус участников образовательного процесса ДОО;
3.1.3
структуру и виды нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере образования
3.1.4
основы теории управления дошкольной образовательной организацией;  основы взаимодействия с участниками образовательного процесса
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать нормативные правовые документы в своей деятельности
3.2.2
осуществлять планирование, организацию, координацию и контроль педагогического процесса дошкольной организации, определять основные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса для достижения образовательных целей,
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком планирования образовательного процесса в ДОО в соответствии с нормативно-правовыми документами; навыками составления образовательной программы на основе методических разработок в соответствии с требованиями ФГОС
3.3.2
основами организационно-управленческой деятельности, определяя  приоритетные задачи взаимодействия с участниками образовательного процесса, опираясь на конкретные характеристики образовательной среды
3.3.3
 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1.  Сущность организации и управления дошкольной образовательной организацией. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания в России.

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.1
Развитие системы дошкольного образования в период с 1917 по 1940 год.

Дошкольное образование в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период.

Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе.

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3

2
ОПК-4
5
0
 
1.2
Развитие системы дошкольного воспитания в 40-80-е годы. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-4
5
0
 
1.3
Создание системы дошкольного воспитания в России. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-4
5
0
 
1.4
Организация работы по основным образовательным программам дошкольного образования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

4
ОПК-4 ПК-1
5
0
 
1.5
Развитие системы дошкольного образования на современном этапе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-4
5
0
 
 
Раздел 2.  Организация дошкольных организаций

 
2.1
Нормативно-правовые основы системы образования.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-4
5
0
 
2.2
Структура управления, организационно-правовая база, организация ДОО, регистрация, лицензирование /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-4 ПК-1
5
0
 
2.3
Дошкольная образовательная организация как организационная система. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э3

2
ОПК-4 ПК-1 ПК-6
5
0
 
2.4
Экспертиза деятельности ДОО  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ОПК-4
5
0
 
2.5
Аттестация педагогических работников. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

2
5
0
 
2.6
Государственный контроль в сфере образования. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ОПК-4
5
0
 
2.7
Внешняя среда дошкольной образовательной организации. Внутренняя среда дошкольной образовательной организации. Жизнедеятельность дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-3
5
0
 
2.8
Локальные акты, Устав ДОО /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-4
5
0
 
2.9
Процедура аттестации педагогов на СЗД, квалификационную категорию /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

2
ОПК-3
5
0
 
2.10
Должносные обязанности руководителей доо /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

4
ОПК-3
5
0
 
 
Раздел 3. Основы управления дошкольным образованием.

 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
3.1
Функции управления дошкольной организацией  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ОПК-4
5
0
 
3.2
Планирование как функция управления ДОО. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3

4
ОПК-3
5
0
 
3.3
Сущность контроля как функции управления ДОО. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

6
ОПК-4 ПК-1 ПК-6
5
0
 
3.4
Сущность и специфика управленческого труда руководителя дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-6
5
0
 
3.5
Личность и стиль управления руководителя в системе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

4
ОПК-3 ПК-1 ПК-6
5
0
 
3.6
Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

3
ОПК-3 ПК-1 ПК-6
5
0
 
3.7
Годовой план: структура, методика разработки. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ОПК-4
5
0
 
3.8
Тематический контроль в ДОО. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

4
ОПК-4 ПК-6
5
0
 
3.9
Модель современного руководителя. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-3 ПК-6
5
0
 
3.10
Компетентностный подход к оценке деятельности субъектов управления /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ПК-1 ПК-6
5
0
 
3.11
Имидж современного руководителя дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-3 ПК-6
5
0
 
3.12
Причины и виды конфликтов в коллективе. Пути и способы предупреждения и разрешения конфликтов. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2

4
ПК-6
5
0
 
3.13
Организационное и социально-педагогическое проектирование как составляющие управленческой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-3 ПК-6
5
0
 
3.14
Управление инновационной деятельностью дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1

4
ПК-1 ПК-6
5
0
 
3.15
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

9
ОПК-3 ОПК-4 ПК-1 ПК-6
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1. Понятия государственного образовательного стандарта в области дошкольного образования.

2. Развитие системы дошкольных учреждений в период с 1917г. по 1940г.

3. Система дошкольного воспитания в годы Отечественной войны.

4. Развитие системы дошкольных учреждений в послевоенный период и до 1976 года.

5. Развитие системы дошкольного воспитания в период с 1976 года по 1999 год.

6. Принципы государственной политики в области образования. Задачи дошкольного образования в стране.

7. Международная Конвенция ООН о правах ребенка.

8. Дошкольное образовательное учреждение. Его задачи, порядок создания.

9. Организация работы ДОО. Виды ДОО.

10. Комплектование ДОО детьми. Реорганизация и ликвидация ДОО.

11. Правила внутреннего трудового распорядка для работников ДОО.

Решение педагогических ситуаций

Ситуация 1.

Начальная информация. О психологе дошкольного учреждения можно сказать, что он скорее числится, чем работает. Его это положение устраивает, а вас нет.

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Задание. Выберите из предлагаемых вариантов наиболее оптимальный. Почему вы так поступите в данном случае?

- Поговорю с этим человеком с глазу на глаз. Дам ему понять, что ему лучше уволиться по собственному желанию.

- Предложу профгруппоргу обсудить эту ситуацию и подготовить свои предложения о том, как поступить с этим человеком.

- Найду для этого человека подходящее дело, прикреплю наставника, усилю контроль за его работой.

Ситуация 2.

Начальная информация. Письмо воспитателя: «На педсовете было решено провести день открытых дверей. Вместе с детьми воспитатели собирали поделки, накопившиеся за год. Малыши с любопытством рассматривали свои работы. Каждый из них с нетерпением ждал, когда придут его родители. И вдруг вошла заведующая детским садом, окинув взглядом выставку, она распорядилась: «Оставить лучшие работы, а остальные убрать». Я стала рассказывать, что с детьми уже проведена беседа. Они будут ждать мам и пап, хотят показать им свои работы. Но заведующая была непреклонна. На следующий день выставки на месте не оказалось. Пришли ко мне дети и, перебивая друг друга, сказали, что пришла заведующая и все работы сорвала. И это было сделано на глазах у детей. Хорошее настроение у ребят пропало. Мне же был объявлен выговор за нарушение трудовой дисциплины».

Задание.

А) Правильно ли поступила заведующая?

Б) Какой стиль руководства характерен руководителю?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Темы письменных сообщений

1. Системный подход в управлении ДОО.

2. Ситуативный подход в управлении ДОО.

3. Основные функции управления ДОО на основе менеджмента.

4. Личностно-ориентированный подход в управлении ДОО.

5. Зарубежные модели управления ДОО.

6. Профессиональная культура руководителя ДОО.

7. Участие педагогического коллектива в управлении ДОО.

8. Диагностика профессионализма воспитателей – основа методической работы.

9. Новые подходы к управленческой деятельности в ДОО.

10. Роль и место педагогического анализа в системе управления дошкольного образовательного учреждения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Газина, О.М.
Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учебное пособие для вузов / О.М. Газина [и др.] ; под редакцией О М. Газиной, В.И. Яшиной. -  2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  111 с. -  (Образовательный процесс). -  ISBN 978-5-534-09051-2. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/442378 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Смирнова, Е.О.
Смирнова, Е. О.  Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для вузов / Е. О. Смирнова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13304-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/519180: учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Л.Н. Волошина [и др.]. 
Актуальные проблемы дошкольного образования [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л.Н. Волошина [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 312 c. — . — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71551.html:  учебное пособие
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хаертдинова Р.М.
Организационные основы управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие для студентов факультета дошкольного воспитания пед. ин-ов/Хаертдинова Р.М. - Н.Челны: НГПИ, 2011
Набережные Челны: НГПИ, 2011
 
Л3.2
Хаертдинова Р.М.
Методическая работа в ДОУ: организация и контроль:учебно-методическое пособие для студентов факультета дошкольного воспитания пед. ин-ов/Хаертдинова Р.М. -Н.Челны: НИСПТ�, 2012 
Набережные Челны: НИСПТ�, 2012
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Аспекты развития вариативных форм дошкольного образования Видеопрезентация Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=q6BbkADd438 
 
Э2
Особенности организации дошкольного образования в РФ https://poisk-ru.ru/s8674t2.html
 
Э3
Методическая работа в ДОУ https://infourok.ru/metodicheskaya-rabota-v-dou-2276533.html
 
Э4
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, 

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной

Методические указания к экзамену.

Экзамены является контрольным этапом изучения дисциплины и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.  

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем  обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.