2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Организация семейных праздников и досуга детей_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация семейных праздников и досуга детей
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доцент, Хаертдинова Р.М. _________________
 
 
Организация семейных праздников и досуга детей
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:освоения дисциплины: формирование  у обучающихся компетенции в области организации семейных праздников и досуга детей, также практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.  
1.2
Задачи:
1.3
сформировать представления о современных методах и технологиях обучения и диагностики, о месте и роли семейных праздников и досуга в процессе воспитания детей;
1.4
развивать у обучающихся способность использовать возможности образовательной среды для достижения результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.2
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.3
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.4
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.5
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.6
Педагогическая практика
2.1.7
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.8
Технологии начального литературного образования
2.1.9
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.10
Краеведение в начальной школе
2.1.11
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.12
Теория начального литературного образования
2.1.13
Технологии начального математического образования
2.1.14
Технологии начального языкового образования
2.1.15
Экологическое образование младших школьников
2.1.16
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.17
Теория начального математического образования
2.1.18
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.19
Детская психология
2.1.20
Теория обучения
2.1.21
Научно-исследовательская работа
2.1.22
Педагогика раннего возраста
2.1.23
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.24
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.25
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.26
Теория начального языкового образования
2.1.27
Производственная педагогическая практика
2.1.28
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.29
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.30
Курсовая работа по начальному образованию
2.1.31
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.32
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.33
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.1.34
Производственная педагогическая практика
2.1.35
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.1.36
Технологии начального литературного образования
2.1.37
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.1.38
Краеведение в начальной школе
2.1.39
Педагогика раннего возраста
2.1.40
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.1.41
Теория начального литературного образования
2.1.42
Технологии начального математического образования
2.1.43
Технологии начального языкового образования
2.1.44
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.45
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.46
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.47
Теория начального математического образования
2.1.48
Теория начального языкового образования
2.1.49
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.50
Детская психология
2.1.51
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.52
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.53
Экологическое образование младших школьников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.2
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.3
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.4
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.5
Производственная преддипломная практика
2.2.6
2.2.7
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.8
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.9
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами досуговой педагогики
3.1.2
современные методы и технологии обучения и диагностики организации воспитательной работы для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся средствами досуговой деятельности;
3.1.3
особенности влияния семейных праздников и содержательного семейного досуга на развитие и воспитание ребёнка;
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
3.2.2
составлять и редактировать  сценарии семейных праздников и досуговых мероприятий;
3.2.3
обеспечить преемственность дошкольного и начального общего образования в процессе досуговой деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
3.3.2
современными методиками и технологиями организации семейных праздников;
3.3.3
навыками взаимодействия с родителями и педагогами по вопросам организации семейных праздников и досуга детей для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теория досуга   

 
1.1
Семья как важнейший институт социализации подрастающих поколений /Лек/
Л1.1Л3.2

2
ПК-2 ПК-4
5
0
 
1.2
Организационные основы культурно-досуговой деятельности /Ср/
Л1.1

Э1

2
ПК-2
5
0
 
1.3
Технологии организации досуга детей и подростков /Ср/
Л1.1Л3.3

2
ПК-2
5
0
 
1.4
Методы досуговой деятельности /Ср/
Л1.1

2
ПК-4
5
0
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.5
Сценарные и режиссерские основы в организации детского и семейного досуга /Ср/
Л1.1

Э2

8
ПК-2
5
0
 
 
Раздел 2. Основы организации семейного досуга

 
2.1
Воспитательный потенциал семейного досуга /Ср/
Л1.1Л3.2

2
ПК-2
5
0
 
2.2
Основные положения организации свободного времени детей /Ср/
Л1.1Л3.3

2
ПК-2
5
0
 
2.3
Игра в сфере досуга детей /Ср/
Л1.1

Э1

2
ПК-4
5
0
 
2.4
Виды, классификация детских игр /Ср/
Л1.1

8
ПК-2
5
0
 
2.5
Праздник как форма проведения семейного досуга. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-2
5
0
 
2.6
Семейный праздник как часть духовной жизни семьи. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

2
ПК-2 ПК-4
5
0
 
2.7
Семейные подарки, реликвии и архивы, как фактор укрепления семейно-родовых связей /Ср/
Л1.1Л3.1 Л3.2

Э1

4
ПК-4
5
0
 
2.8
Народные праздники в современной семье /Ср/
Л1.1Л2.1

4
ПК-2
5
0
 
2.9
Разработать сценарий народного праздника в современной семье /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.3

Э2

6
ПК-2
5
0
 
2.10
Подготовка сценария проведения семейного праздника в условиях дошкольной образовательной организации /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-2 ПК-4
5
0
 
2.11
Организация семейных праздников у разных народов /Пр/
Л1.1Л2.2

Э1

2
ПК-2
5
0
 
2.12
Подготовка проектов по организации семейного досуга /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3

6
ПК-2 ПК-4
5
0
 
2.13
Оформление презентации к защите /Ср/
Л1.1

8
ПК-4
5
0
 
2.14
Защита авторских проектов (сценария) по организации семейного досуга /Пр/
Л1.1

Э2

2
ПК-2 ПК-4
5
0
 
2.15
/Зачёт/
Л1.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-2 ПК-4
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для  подготовки к зачету

1. Понятие и сущность культурно-досуговой деятельности.

2. Специфика семейного досуга.

3. Классификация видов досуговой деятельности.

4. Основные направления, виды и формы семейного досуга.

5. Детский и подростково-юношеский досуг: основные характеристики.

6. Теоретические основы организации семейного досуга.

7. Сравнительный анализ зарубежного и отечественного опыта в организации семейного досуга.

8. Организованный и самодеятельный виды семейного досуга.

9. Современное состояние дел в сфере организации семейного досуга в России (на примере региона).

10. Современные подходы к организации семейного и детского досуга.

11. Технологии организации семейного досуга.

12. Анимационные технологии в организации детского и семейного досуга.

13. Типы культурно-досуговых программ в сфере семейного досуга.

14. Семейный туризм как направление семейного досуга.

15. Рекреационно- оздоровительные формы организации семейного досуга.

16. Культурно-творческие технологии и возможности совместного отдыха детей и родителей.

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Текущий контроль

Примерная тематика письменных сообщений

1. Роль семьи в воспитании культуры досуга

2. Семейный туризм как вид досуга

3. Клуб по интересам - возможности организации для отдыха всей семьи

4. Просветительские формы организации детского досуга.

5. Анализ рынка услуг в сфере семейного и детского отдыха

6. Зарубежный опыт в организации досуга детей и подростков (на примере нескольких стран)

7. Анимационные службы и их роль в организации семейного досуга

8. Рекреационно-оздоровительные программы в семейном отдыхе

9. Спорт и семейный отдых

10. Роль межличностного общения родителей и детей в семейном досуге.

11. Организация семейных праздников (на примере различных культур).

12. Возможности использования театральной педагогики в сфере семейного досуга.

Проведение семейного праздника

(по собственному сценарию)

Этапы подготовки культурно-досугового мероприятия

Первый этап - обоснование выбора досугового мероприятия. Данный этап включает в себя несколько разделов.

Раздел I. Определение количества и распределение обязанностей разработчиков культурно-досугового мероприятия.

Раздел II. Название, выбор темы.

Раздел III. Постановка целей и задач. Задачи являются поэтапными ступенями достижения поставленной цели, а сама цель выступает как конечный спланированный результат.

Раздел IV. Аудитория мероприятия (опирается на возрастные, психологические, социально-демографические признаки аудитории).

Раздел V. Определение формы, времени и места ее проведения. Форма обычно строится на основе психолого-возрастной характеристики аудитории и соответствует ее особенностям.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении  к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Захарова, И.Ю.
Игровая педагогика: таблица развития, подбор и описание игр / И. Ю. Захарова, Е. В. Моржина. — Москва : Теревинф, 2019. — 152 c. — ISBN 978-5-4212-0507-4. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/89933.html 
Москва : Теревинф, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шорыгина Т.А.
Праздники в детском саду: Сценарии, стихи, загадки
М.: Сфера, 2009
 
Л2.2
Костомаров, Н. И.
Костомаров, Н. И. Славянская мифология / Н. И. Костомаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 667 с. — (Серия : Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09194-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/427575 (дата обращения: 16.04.2019).
Москва : Издательство Юрайт, 2019. , 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Бабынина Т.Ф., Беляева Н.Л., Садыкова Л.Р., Хаертдинова М.Р., Хазратова Ф.В.
Летний калейдоскоп: конспекты праздников, развлечений, конкурсов, викторин
Казань: РИО ГУ "РЦМКО", 2012
 
Л3.2
Бабынина Т.Ф., Хаертдинова Р.М.
Детский сад и семья:аспекты взаимодействия: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции,7-24 марта 2011 г.
Н.Челны: НГПИ, 2011
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.3
Гараева Л.Х., Хаертдинова Р.М.
Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие к программам бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2012
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Организация семейных праздников: структура, основные этапы подготовки и проведения https://studfiles.net/preview/4048082/page:12/
 
Э2
Методика организации семейных праздников https://infopedia.su/9xb4e1.html
 
Э3
Технологии организации досуга. https://lektsii.org/14-72178.html
 
Э4
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus  
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-303 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и 

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и 

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.