2022-2023_b44_03_05 ИЗО и Т 251_plx_Мультимедийные технологии в СОШ_Изобразительное искусство и Технология
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Искусств и инновационного дизайна
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Мультимедийные технологии в СОШ
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14 5/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Практические
28
28
28
28
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н., доц., Большакова С.В. _________________
 
 
Мультимедийные технологии в СОШ
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Изобразительное искусство и Технология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Валиева Р.З.  

Искусств и инновационного дизайна
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: «Мультимедийные технологии в СОШ» являются формирование у обучающихся  компетенций в области самостоятельного использования современных информационных технологий для решения профессиональных задач в сфере общего образования и на уроках изобразительного искусства и технологии в частности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
познакомить обучающихся с современным состоянием педагогической теории и практики в области использования
1.4
мультимедийных технологий в обучении;
1.5
показать возможности мультимедийных технологий для повышения эффективности учебного процесса в предметных областях "Искусство", "Технология";
1.6
получить опыт создания и использования мультимедийных средств учебного назначения для овладения навыками проектирования электронных учебных материалов.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История визуально-пространственных искусств
2.1.2
Методика обучения изобразительному искусству
2.1.3
Учебная проектно-технологическая практика
2.1.4
Живопись
2.1.5
Пластическая анатомия
2.1.6
Рисунок
2.1.7
Композиция
2.1.8
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.9
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.10
Дизайн
2.1.11
Учебная практика по изобразительному искусству (пленэр 2)
2.1.12
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности
2.1.13
Прикладная механика
2.1.14
Материаловедение и новые материалы
2.1.15
Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1.16
Учебная проектно-творческая практика (пленэр-бионическая практика )
2.1.17
Введение в профессию
2.1.18
Перспектива
2.1.19
Стилизация в живописи и графике
2.1.20
Скульптура
2.1.21
Бумагопластика
2.1.22
Цветоведение и колористика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Анализ и интерпретация произведений искусства
2.2.2
Дизайн и декоративно-прикладное творчество
2.2.3
Инженерная и компьютерная графика
2.2.4
Мехатроника и робототехника
2.2.5
Передовые производственные технологии
2.2.6
Производственная педагогическая практика по 2 профилю
2.2.7
Электротехника и электроника
2.2.8
3-D моделирование и прототипирование
2.2.9
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.10
Конструирование и моделирование швейных изделий
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.12
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
стр. 4
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
2.2.13
Технология обработки текстильных материалов
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.3: Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
возможности мультимедиа для решения практических задач получения, хранения, обработки и передачи информации;
3.1.2
классификации и сферы применения основных мультимедиа сред в образовательных областях при решении профессиональных задач;
3.1.3
принципы использования мультимедиа в создании современной информационной образовательной среды.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
работать с мультимедиа ресурсами в сети Интернет, исходя из действующих правовых норм;  
3.2.2
проектировать образовательный процесс с использованием мультимедиа, в соответствии с целями обучения и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;  
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками обработки мультимедийной информации;  
3.3.2
средствами создания и редактирования мультимедийных ресурсов;  
3.3.3
навыками использования мультимедиа технологий в образовательном процессе в предметной области при решении профессиональных задач.  
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Мультимедийные технологии в учебном процессе школы.

 
1.1
Мультимедиа

технологии. Мультимедиа среда. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ПК-1.3
8
0
 
1.2
Двумерная графика в мультимедиа. Растровая и векторная графика. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-1.3
8
0
 
1.3
Понятие мультимедиа сред и их классификация. Компоненты мультимедиа среды. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-1.3
8
0
 
1.4
Практическое

использование мультимедиа в обучении (мультимедиа игры; обучающие программы; энциклопедии).  /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

8
ПК-1.3
8
0
 
1.5
Основы работы в программах создания мультимедиа ресурсов (звуковые карты, аккустические системы). /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-1.3
8
0
 
1.6
Музыкальные форматы. Типы цифрового видео. Оборудование для создания

видео. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-1.3
8
0
 
1.7
Анимация и видео в мультимедиа.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-1.3
8
0
 
 
стр. 5
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
Раздел 2. Мультимедийный комплекс учебной дисциплины.

 
2.1
Цели создания мультимедиа ресурсов.Качество образовательных мультимедийных ресурсов и требования к ним /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

2
ПК-1.3
8
0
 
2.2
Подготовка учебных КИМов (тестов, тренажеров). Компьютерный тестовый контроль. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-1.3
8
0
 
2.3
Психолого-педагогические основы

создания мультимедиа.Разработка презентаций. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

4
ПК-1.3
8
0
 
2.4
Виртуальная и дополненная реальность на уроках ИЗО и Технологии. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э3

6
ПК-1.3
8
0
 
2.5
Дидактические возможности

интерактивной доски. /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3

2
ПК-1.3
8
0
 
2.6
Классификация Andresen по четырем педагогическим

моделям, охватывающая наиболее общее использование приложений мультимедиа. /Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3

6
УК-2.3 ПК-1.3
8
0
 
2.7
Облачные технологии. Социальные сетевые сервисы в образовании. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э2 Э3

6
УК-2.3 ПК-1.3
8
0
 
2.8
Разработка дидактической модели урока с применением технологий мультимедиа. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э3

8
УК-2.3 ПК-1.3
8
0
 
2.9
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
УК-2.3 ПК-1.3
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1.Мультимедиа-технологии в образовании: цели, задачи, предмет, методы дисциплины.

2.Общая характеристика дисциплины. Цели, задачи и методы дисциплины.

3.Предмет и метод курса «Мультимедийные технологии в СОШ».

4.Изменение образовательной парадигмы в цифровую эпоху в предметных областях "Искусство", "Технология".

5.Модификация средств обучения, индивидуализированный подход; смешанное обучение в современной системе образования.

6.Феномен Интернет, дистанционные технологии.

7.Технологизация гуманитарного образования; непрерывность и открытость образования.

8.Состав информационно-технологической компетентности преподавателя.

9.Анализ формируемых цифровых компетенций учителя ИЗО и Технологии.

10.Планирование деятельности. Понятие АРМ педагога.

11.Классификация ПК. Состав ПК.

12.Периферийные устройства ПК. Мультимедийный компьютер.

13.Технические средства презентаций. Интерактивное оборудование.

14.Программное обеспечение (ПО), виды ПО.

15.Базовое ПО. Операционная система. Сервисное ПО. Программы технического обслуживания.

16.Инструментальное ПО. Системы оптического распознавания информации.

17.Прикладное ПО. ППО общего назначения.

18.ППО глобальных сетей.

19.Подготовка учебных тестов. Типы тестовых заданий. Интерпретация результатов тестирования.

20.Мультипликация и видео на уроках ИЗО и Технологии.

21.Технологии дополненной реальности в преподавании ИЗО и технологии.

22.Облачные технологии. Социальные сетевые сервисы в образовании.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тематика рефератов

1. Цифровая фотография.

2. Основы цифрового звука.

 
стр. 6
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
3. Основы цифрового видео.

4. Программно-аппаратные средства звукозаписи.

5. Программно-аппаратные средства видеозаписи.

6. Программно-аппаратные средства компьютерной графики.

7. Программно-аппаратные средства компьютерной анимации.

8. Интерактивные технологии в обучении.

9. Мультимедийные обучающие комплексы (по предметным областям ИЗО и Технология).

10. Методические аспекты использования интерактивной доски.

11.Электронные средства обучения (на примере ИЗО, технологии.

12.Комплексный подход к использованию и внедрению в обучение мультимедийных технологий в предметных областях "Искусство", "Технология".

13.Перспективы использования электронных средств обучения в средней школе.

14.Стратегии внедрения информационных технологий обучения.

15.Дистанционные средства обучения в области ИЗО и технологии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств дан в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черткова, Е. А.
Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: учебник для вузов
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Кругликов, В. Н. 
Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 353 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02930-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: учебник и практикум для вузов
Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Зайцев, В.С.
Мультимедийные технологии в образовании :

современный дискурс / В.С. Зайцев. – Челябинск : Издательство ЗАО

«Библиотека А.Миллера», 2018. – 30 с.: Методическое пособие

Издательство ЗАО, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Байтуганова, А. О. Мультимедиа технологии в образовании / А. О. Байтуганова, М. Т. Аймбетова, Лаура Каужан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19.2 (123.2). — С. 9-11. 
 
Э2
Мультимедийные средства в системе обучения.
 
Э3
Портал «Информационнокоммуникационные технологии в

образовании»

 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
стр. 7
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-102б Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Основными видами учебной работы являются практические занятия.  На практических занятиях необходимо овладеть связанными с решением учебно-профессиональных задач умениями:

1. работать на компьютере в современных операционных системах и информационных средах;

2. работать с программными средствами общего назначения;

3. реализовывать антивирусную защиту компьютера;

4. выбирать методы и средства работы с информацией;

5. применить полученные знания при изучении дисциплин использующих компьютерную технику, при

выполнении домашних заданий, курсовых и дипломных работ.

При подготовке к практическим занятиям можно использовать следующие рекомендации:

1. Прочитайте внимательно задания к данной теме занятия.

2. Изучите материал по учебным пособиям, монографиям, периодическим изданиям, проанализируйте учебники по

теме.

3. Законспектируйте необходимую литературу по указанию преподавателя.

4. Выполните практические задания по указанию преподавателя.

5. Проверьте себя по вопросам для самоконтроля и перечню вопросов к занятию.

Выполнение практических заданий к каждому занятию позволяет успешно подготовиться к зачету и овладеть профессиональными умениями. Одним из важнейших видов учебной деятельности обучающихся является самостоятельная работа. Этот вид работы наряду с

подготовкой к практическим занятиям предполагает выполнение и анализ заданий и упражнений, проектирование способов деятельности.

Для изучения дисциплины предлагается список основной и дополнительной литературы. Основная литература предназначена для обязательного изучения, дополнительная – поможет более глубоко освоить отдельные вопросы, подготовить исследовательские задания и выполнить задания для самостоятельной работы и т.д

    Методические рекомендации к самостоятельной работе

Для самоконтроля можно использовать вопросы, предлагаемые к практическим занятиям, а также примерные варианты тестовых заданий.Рекомендуемые задания целесообразно получить заранее (в начале курса) для качественной и глубокой их проработки.

    Методические рекомендации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Обучающиеся с ОВЗ, как и все остальные, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом индивидуальных особенностей и специальных образовательных потребностей конкретного

обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для таких обучающихся устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

 
стр. 8
УП: b44.03.05  ИЗО и Т 251.plx
 
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата).

     При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.