(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э1 Э2 Э3 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э5 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э7 Э8 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э10 Э11
Воспроизводство населения. Половозрастная структура населения мира. Расовый, этнический и религиозный состав населения земного шара. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Миграции. География миграций.
Расселение населения и его формы. Урбанизация /Лек/
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э7 Э8 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э5 Э6 Э8 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э10 Э11
Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11
Э1 Э3 Э6 Э10 Э11
1. Структура современной экономической и социальной географии и ее место в системе наук.
2. Современная политическая карта мира. Этапы формирования.
3. Классификации стран.
4. Государственный строй стран мира.
5. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развитые страны.
6. Типология стран по уровню социально-экономического развития. Развивающиеся страны.
7. Взаимодействие общества и природы.
8. Понятие «природные ресурсы». Классификация природных ресурсов мира.
9. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
10. География важнейших топливных ресурсов мира.
11. География важнейших рудных ресурсов мира.
12. Структура земельного фонда мира и его отдельных регионов.
13. Водные ресурсы мира. Обеспеченность отдельных регионов и стран водными ресурсами.
14. Гидроэнергетические ресурсы мира.
15. Агроклиматические ресурсы. Оценка агроклиматических ресурсов отдельных регионов и стран по агроклиматической карте.
16. Нетрадиционные источники энергии.
17. География лесных ресурсов мира. Проблемы их использования.
18. Минеральные ресурсы Мирового океана. Проблемы их использования.
19. Биологические ресурсы Мирового океана.
20. Рекреационные ресурсы мира.
21. Антропогенное воздействие на окружающую среду и ее охрана. Проблемы природопользования.
22. Численность и размещение населения мира.
23. Воспроизводство населения.
24. Демографическая политика.
25. Половозрастная структура населения мира.
26. Расовый, этнический состав населения земного шара.
27. Религиозный состав населения.
28. Трудовые ресурсы и экономически активное население.
29. Миграции. География миграций.
30. Расселение населения и его формы. Урбанизация
Задания: разработать инструкцию и критерии оценки практической работы по одной из тем курса с указанием ресурсов для учителя и учащихся.
Перечень вопросов и заданий к экзамену
1. Научно-техническая революция: ее характерные черты и составные части.
2. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру хозяйства.
3. Современное мировое хозяйство, его отраслевая и пространственная структура.
4. Понятие о географическом разделении труда.
5. Международная экономическая интеграция и ее типы.
6. Главные интеграционные группировки стран современного мира.
7. Стадии развития мировой экономики; их основные черты.
8. Факторы размещения производительных сил.
9. Основные черты географии мировой нефтяной промышленности.
10. Основные черты географии мировой газовой промышленности.
11. Основные черты географии мировой угольной промышленности.
12. Основные черты географии мировой электроэнергетики.
13. Нетрадиционные источники энергии.
14. Горнодобывающая промышленность мира, ее значение.
15. Черная металлургия: география производства, потребления и грузопотоков сырья и готовой продукции.
16. Основные черты географии мировой цветной металлургии.
17. Особенности развития и размещения мировой машиностроительной промышленности.
18. Особенности развития и размещения мировой химической промышленности.
19. Особенности развития и размещения мировой лесной промышленности.
20. Особенности развития и размещения мировой легкой промышленности.
21. Мировое сельское хозяйство как вторая ведущая отрасль материального производства. Типы сельского хозяйства.
22. Мировое растениеводство.
23. Мировое животноводство.
24. Мировой транспорт. Понятие о мировой транспортной системе. Основные черты развития и географии
25. Сухопутный транспорт мира.
26. Водный транспорт мира.
27. Воздушный транспорт мира.
28. Глобальные проблемы человечества.
29. Всемирные экономические отношения. Основные формы международных экономических связей.
30. Международный туризм: классификация и основные черты географии.
Задание: разработать конспект урока по одной из тем курса на выбор обучающегося.
Комплект практических заданий (три задания в семестре)
Семестр 7
1. Составить перечень ЭОР по разделу «География природных ресурсов» в курсе «География мира» для 10-11 классов.
2. Разработать и представить план проведения дискуссии по теме: Демографическая пирамида – это сегодняшний портрет страны, фотография прошлого или рассказ о будущем?
3. Опираясь на знания по физической, экономической и социальной географии своей республики приведите примеры: 1) рекреационно-лечебных; 2) рекреационно-оздоровительных; 3) рекреационно-спортивных; 4) рекреационно-познавательных территорий. По возможности используйте при этом собственные наблюдения и впечатления. Подготовьте альбом (транспарант), посвящённый этой территории. Есть ли в вашей республике объекты Всемирного наследия?
Семестр 8.
1. Разработать и представить план проведения дискуссии по теме: «Большая территория – благоприятствует или затрудняет развитие хозяйства. Хорошо ли быть «чемпионом мира» по числу соседей?
2. Представьте, что вы организовали туристическое агентство. Составьте рекламные буклеты для желающих посетить одну из стран мира. Проведите защиту рекламных буклетов.
3. Используя типовой план, разработать презентацию по одной из отраслей мирового хозяйства (на выбор).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, умению будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но принимать точку зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
1) разработка учебно-методического материала:
- формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
- подбор литературы для преподавателя и обучающихся;
- при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
2) подготовка обучаемых и преподавателя:
- составление плана семинара из отдельных вопросов;
- предоставление времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;
- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);
- создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственные; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- связь теоретических положений с практикой;
- обоснованность и доказательность излагаемых положений;
- наличие качественных и количественных показателей;
- уровень культуры речи;
- использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
- качество подготовки;
- степень усвоения знаний;
- активность;
- положительные стороны в работе обучающихся;
- ценные и конструктивные предложения;
- недостатки в работе обучающихся;
- задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие их исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы идет обучение профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.