2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Общая экономическая и социальная география_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общая экономическая и социальная география
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 4 зачет 4
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
183
аудиторные занятия
20
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
6 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
216
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
20
20
20
20
Кoнтактная рабoта
20
20
20
20
Сам. работа
183
183
183
183
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
216
216
216
216
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
К.п.н., доцент, Киямова Ания Галиакбаровна _________________
 
 
Общая экономическая и социальная география
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование систематизированных знаний в области общей экономической и социальной географии с учетом логических и содержательно-методических связей в предметной области «География» в общеобразовательной школе, готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе полученных знаний и умений.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
- формирование знаний об общих вопросах социальной и экономической географии, предваряющих изучение региональных курсов экономической и социальной географии;
1.4
- формирование знаний об основах территориальной организации производительных сил, территориальных взаимодействиях в системе “природа-производство-общество”, политической карте мира, системе международных отношений, структуре, размещении и территориальной организации хозяйства и населения, географических особенностях динамики, структуры и расселения населения, населенных пунктов и их систем; закономерностях и факторах формирования современной территориально-отраслевой структуры стран мира, общечеловеческих проблемах социального характера: межнациональных отношений, культуры и нравственности;
1.5
- формирование потребности к самостоятельному приобретению знаний по экономической и социальной географии, умений и навыков использования знаний социально-экономической географии при анализе современных международных процессов, при планировании и организации учебных занятий;
1.6
- обучение приемам работы с социально-экономическими картами мира;
1.7
- формирование умения составления экономико-географической характеристики стран и регионов мира;
1.8
- освоение приемов и средств формирования системы экономико-географических знаний и умений при реализации образовательных программ по географии в школе;
1.9
- освоение приемов осуществления сбора и поиска информации, анализа источников информации с целью выявления противоречий и поиска достоверных суждений;
1.10
- формирование умения использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности;
1.11
- освоение способов интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности
1.12
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
2.1.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.3
Ландшафтоведение
2.1.4
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.5
Методы математической обработки данных
2.1.6
Общее землеведение
2.1.7
Педагогика
2.1.8
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.9
Учебная технологическая практика
2.1.10
Физическая география материков и океанов
2.1.11
Географические информационные системы
2.1.12
Гистология с основами эмбриологии
2.1.13
Зоология позвоночных
2.1.14
Психология
2.1.15
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.16
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.17
Учебная технологическая практика
2.1.18
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.19
Физиология растений
2.1.20
Философия  
2.1.21
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.22
Анатомия и морфология растений
2.1.23
Введение в профессию
2.1.24
Геология
2.1.25
Зоология беспозвоночных
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.1.26
Картография с основами топографии
2.1.27
Систематика растений и грибов
2.1.28
Технологии цифрового образования
2.1.29
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.30
Цитология
2.1.31
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Генетика
2.2.2
Геоэкология
2.2.3
Курсовая работа по методике обучения биологии
2.2.4
Общая экология
2.2.5
Основы экологической культуры
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.8
Решение профессиональных задач учителя биологии
2.2.9
Теория эволюции
2.2.10
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.2.11
Технология организации краеведческой работы в школе
2.2.12
Экономическая и социальная география мира
2.2.13
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.14
Методы биометрии
2.2.15
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.16
Этногеография и география религий
2.2.17
География РТ
2.2.18
Основы здорового образа жизни
2.2.19
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.2.20
Туризм в школе
2.2.21
География населения
2.2.22
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности (исследовательской, проектной, групповой и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.1.1
источники географической информации; способы поиска информации; особенности системного и критического мышления; основные экономико-географические понятия и термины, особенности географического положения регионов и стран мира, особенности природно-ресурсного потенциала и населения мира, закономерности размещения важнейших отраслей и межотраслевых комплексов хозяйства, факторы размещения предприятий различных отраслей хозяйства, особенности отраслевой структуры и территориальной организации хозяйства мира и его отдельных регионов, современные проблемы ресурсного природопользования  и охраны окружающей среды, содержание школьного курса экономической и социальной географии мира; цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать источники информации, адекватные поставленным задачам по географии; анализировать научную литературу, статистический материал, социально-экономические карты мира; осуществлять поиск, критический анализ и синтез географической информации; логически мыслить, рассуждать, формировать свою мировоззренческую позицию; раскрывать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства мира и регионов, объяснять закономерности размещения населения и хозяйства, используя карты, статистический материал и цифровые ресурсы
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа источников информации с целью выявления противоречий и поиска достоверных суждений; навыками систематизации географической информации; навыками демонстрации научных знаний в ходе педагогической  деятельности; способами интеграции учебных предметов для организации развивающей учебной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение

 
1.1
Теоретическое введение /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э6 Э10 Э11

6
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
1.2
Структура современной экономической и социальной географии и ее место в системе наук /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э10 Э11

6
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
1.3
История развития экономической географии /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э10 Э11

14
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
 
Раздел 2. Политическая карта мира

 
2.1
Современная политическая карта мира. Классификация и типология стран. Политическая география и геополитика /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э5 Э6 Э10 Э11

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
2.2
Политическая карта мира /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э7 Э8 Э10 Э11

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
2.3
Политическая карта мира /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э10 Э11

24
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
 
Раздел 3. Мировые природные ресурсы и охрана окружающей среды

 
3.1
География мировых природных ресурсов. Антропогенное воздействие на окружающую среду и ее охрана. Проблемы природопользования /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
3.2
Мировые природные ресурсы и охрана окружающей среды /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э10 Э11

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.3
Мировые природные ресурсы и охрана окружающей среды /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э10 Э11

30
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
 
Раздел 4. География населения мира

 
4.1
Численность и размещение населения мира

Воспроизводство населения. Половозрастная структура населения мира. Расовый, этнический и религиозный состав населения земного шара. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Миграции. География миграций.

Расселение населения и его формы. Урбанизация /Пр/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э10 Э11

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
4.2
География населения мира /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э10 Э11

26
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
4.3
/Зачёт/

4
4
0
 
 
Раздел 5. Мировое хозяйство и география его отраслей

 
5.1
Научно-техническая революция: ее характерные черты и составные части. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру хозяйства. Современное мировое хозяйство, его отраслевая и пространственная структура. Географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Основные факторы размещения производственных сил. География отраслей мирового хозяйства. Международные экономические связи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э5 Э6 Э8 Э10 Э11

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
5.2
Мировое хозяйство и география его отраслей /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э10 Э11

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
5.3
Мировое хозяйство и география его отраслей /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э10 Э11

49
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
 
Раздел 6. Глобальные проблемы человечества

 
6.1
Глобальные проблемы человечества, их классификация и взаимосвязанность /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
6.2
Глобальные проблемы человечества /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э10 Э11

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
6.3
Глобальные проблемы человечества /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11

28
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
6.4
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э10 Э11

9
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1 ПК-3.1
4
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену

1. Структура современной экономической и социальной географии и ее место в системе наук.

2. Современная политическая карта мира. Этапы формирования.

3. Классификация и типология стран.

4. Понятие «природные ресурсы». Классификация природных ресурсов мира.

5. География важнейших топливных ресурсов мира.

6. География важнейших рудных ресурсов мира.

7. Структура земельного фонда мира и его отдельных регионов.

8. Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Обеспеченность отдельных регионов и стран водными ресурсами.

9. Агроклиматические ресурсы. Оценка агроклиматических ресурсов отдельных регионов и стран по агроклиматической карте.

10. География лесных ресурсов мира. Проблемы их использования.

11. Ресурсы Мирового океана. Проблемы их использования.

12. Рекреационные ресурсы мира.

13. Антропогенное воздействие на окружающую среду и ее охрана. Проблемы природопользования.

14. Численность и размещение населения мира

15. Воспроизводство населения.

16. Половозрастная структура населения мира.

17. Расовый, этнический и религиозный состав населения земного шара.

18. Трудовые ресурсы и экономически активное население.

19. Миграции. География миграций.

20. Расселение населения и его формы. Урбанизация

21. Научно-техническая революция: ее характерные черты и составные части.

22. Воздействие НТР на отраслевую и территориальную структуру хозяйства.

23. Современное мировое хозяйство, его отраслевая и пространственная структура.

24. Понятие о географическом разделении труда.

25. Международная экономическая интеграция и ее типы. Главные интеграционные группировки стран современного мира.

26. Стадии развития мировой экономики; их основные черты.

27. Факторы размещения производительных сил.

28. Основные черты географии мировой нефтяной промышленности.

29. Основные черты географии мировой газовой промышленности.

30. Основные черты географии мировой угольной промышленности.

31. Основные черты географии мировой электроэнергетики. Нетрадиционные источники энергии.

32. Горнодобывающая промышленность мира, ее значение.

33. Черная металлургия: география производства, потребления и грузопотоков сырья и готовой продукции.

34. Основные черты географии мировой цветной металлургии.

35. Особенности развития и размещения мировой машиностроительной промышленности.

36. Особенности развития и размещения мировой химической промышленности.

37. Особенности развития и размещения мировой лесной промышленности.

38. Особенности развития и размещения мировой легкой промышленности.

39. Мировое сельское хозяйство как вторая ведущая отрасль материального производства. Типы сельского хозяйства.

40. Мировое растениеводство.

41. Мировое животноводство.

42. Мировой транспорт. Понятие о мировой транспортной системе. Основные черты развития и географии транспорта экономически развитых и развивающихся стран.

43. Сухопутный транспорт мира.

44. Водный транспорт мира.

45. Воздушный транспорт мира.

46. Глобальные проблемы человечества.

47. Всемирные экономические отношения. Основные формы международных экономических связей.

48. Международный туризм: классификация и основные черты географии.

Задания: 1) - разработать конспект урока по одной из тем курса на выбор обучающегося; 2) разработать инструкцию и критерии оценки практической работы по одной из тем курса с указанием ресурсов для учителя и учащихся.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Агроклиматические и водные ресурсы земного шара.

2. Азиатско-Тихоокеанский регион в мировом хозяйстве.

3. Альтернативные источники энергии.

4. Антропогенное загрязнение Мирового океана.

5. Атомная энергетика мира.

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6. Биологические ресурсы Мирового океана.

7. Возрастно-половые пирамиды населения.

8. Всемирное культурное и природное наследие.

9. Всемирные экономические отношения.

10. Газовая промышленность мира.

11. Географические аспекты НТР.

12. Географические аспекты развития мировой энергетики.

13. География воздушного транспорта.

14. География земельных и лесных ресурсов земного шара.

15. География международного туризма.

16. География минеральных ресурсов земного шара.

17. География мирового животноводства.

18. География мирового машиностроения.

19. География мирового растениеводства.

20. География мирового туризма.

21. География мировой торговли.

22. География мировой химической промышленности.

23. География мировой цветной металлургии.

24. География мировой черной металлургии.

25. География мировых топливных ресурсов.

26. География основных видов транспорта.

27. География отраслей энергетики мира.

28. География плантационных культур.

29. География промышленности мира (общая характеристика).

30. География религий мира (по отдельным религиям, странам и регионам).

31. География этноконфессиональных, религиозно-общинных и межэтнических конфликтов (по странам и регионам мира).

32. Главные районы мировой горнодобывающей промышленности.

33. Глобальная продовольственная проблема и пути её решения.

34. Глобальная топливно-энергетическая проблема.

35. Город и сельская местность в современном мире: Азия и Африка.

36. Город и сельская местность в современном мире: Европа и Америка.

37. Город и сельская местность в современном мире: Россия

38. Добыча нефти и газа в Мировом океане.

39. Естественное движение населения на земном шаре.

40. Зерновое хозяйство мира.

41. Изменения политической карты мира после второй мировой войны, в том числе в 1990-х годах.

42. Интеграционные группировки современного мира.

43. Интернационализация мировой экономики и роль ТНК.

44. Использование нетрадиционных источников энергии.

45. Историко-географические корни социальных конфликтов.

46. История формирования этнической карты (на примере одного из регионов).

47. Концепция «центр – периферия» в географии.

48. Критические экологические районы мира.

49. Крупнейшие водохранилища мира.

50. Материальная культура этноса как основа этнологии.

51. Международное движение капитала.

52. Международные морские каналы.

53. Миграции населения.

54. Минеральные ресурсы Мирового океана.

55. Мировая автомобильная промышленность.

56. Мировая аквакультура.

57. Мировая алюминиевая промышленность.

58. Мировая транспортная система.

59. Мировая урановая промышленность.

60. Мировая урбанизация.

61. Мировая электронная промышленность.

62. Мировая электронная промышленность.

63. Мировое морское судоходство.

64. Мировое рыболовство.

65. Мировой автомобильный транспорт.

66. Мировой земельный фонд и его использование.

67. Мировые лесные ресурсы и проблема обезлесевания.

68. Модели территориальной структуры мирового хозяйства.

69. Морские порты мира.

70. Нефтегазоносные бассейны мира.

Контрольная работа

Тема: География природных ресурсов мира и охрана окружающей среды

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1. Дать определение терминов: географическая среда, ресурсообеспеченность, опустынивание, мелиорация.

2. Раскрыть  классификацию стран по обеспеченности природными ресурсами.

3. Перечислить основные нефтегазовые, угольные, железорудные, бокситоносные провинции мира.

4. Какие из перечисленных ниже стран обладают крупными запасами железных руд: Бразилия, Польша, Япония, Китай, Австралия, Республика Корея, США, Канада, Австрия, Италия?

5. Приведите примеры стран, наиболее обеспечены лесными ресурсами.

6. Какие черты характеризуют рациональное и нерациональное природопользование?

7. Что такое агроклиматические ресурсы?

Тема: География населения мира

1. Дать определение терминов: воспроизводство населения, трудовые ресурсы.

2. К главным ареалам повышенной плотностью населения относятся (выберите правильный ответ): а) Северная Африка, Западная Европа, Северная Америка, Ближний Восток; б) Северная Америка, Восточная Азия, Восточная Австралия, юг Латинская Америки; в) Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия, Западная Европа, Северо-Восток США?

3. Оцените, насколько верны следующие утверждения, если нужно дайте правильный ответ: а) “рекордсменом мира” по рождаемости является Китай; б) наиболее высокие темпы урбанизации характерны для развитых стран; в) новый крупный район трудовой миграции сложился в странах Персидского залива?

4. Какому термину соответствует следующее определение? Выезд на длительное время или навсегда из страны жителей в ней родившихся или давно живущих - ….

5. В каких из перечисленных ниже стран преобладающая часть населения исповедует ислам: Албания, Индия, Китай, Судан, Македония, Бангладеш, Азербайджан, Грузия, Заир, Сомали?

6. Что понимают под воспроизводством населения мира? Каковы социально-экономические последствия I и II типов воспроизводства населения?

7. Чем половозрастная пирамида экономически развитых стран отличается от развивающихся?

8. Какие черты характерны для современного процесса урбанизации?

Тема: География мирового хозяйства

1. Дать определения терминов: «старая отрасль», «новая отрасль», «новейшая отрасль», «товарное сельское хозяйство», «потребительское сельское хозяйство», «зелёная революция», «международная экономическая интеграция».

2.  Какие сдвиги и почему произошли в структуре мирового топливно-энергетического баланса на протяжении ХХ века?

3. Определите особенности географии угольной промышленности мира, выделив ведущие страны по величине запасов, добычи и потребления угля.

4. Какие страны занимают ведущие позиции в мире по производству стали?

5. В чем особенности постиндустриальной экономики?

6. Какие из следующих стран занимают ведущие позиции в мире по объёму внешней торговли: США, Канада, Саудовская Аравия, Алжир, Китай, ФРГ, Россия, Япония?

7. Укажите по три страны - крупнейшие в мире производители пшеницы, риса и кукурузы.

8. В каких формах проявляются международные экономические отношения? Подразделите их на новые и традиционные.

9. Почему на мировой карте машиностроения и химической промышленности развивающиеся страны образуют почти «сплошное белое пятно»?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Каледин, Н.В., Михеева, Н.М.
Социально-экономическая география мира : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 255 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-7578-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/geografiya-mira-v-3-t-tom-2-socialno-ekonomicheskaya-geografiya-mira-434199
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Каледин, Н.В., Михеева Н.М.
Регионы и страны мира : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Каледин [и др.] ; под редакцией Н. В. Каледина, Н. М. Михеевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 428 с. — ISBN 978-5-534-03139-3. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/geografiya-mira-v-3-t-tom-3-regiony-i-strany-mira-434308
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Практикум по экономической и социальной географии зарубежных стран : учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова. – Набережные Челны, 2019. – 54 с. 
НГПУ, 2019
 
Л3.2
Киямова, А.Г. 
Обучение географии в условиях реализации ФГОС : [Электронный ресурс] : учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Естественно-научный образовательный портал 
 
Э2
Национальное географическое общество
 
Э3
RGO.RU Географический портал "Планета Земля"
 
Э4
Географическое общество России   
 
Э5
Газета «География»    
 
Э6
карты Google
 
Э7
Журнал «National geographic» 
 
Э8
Журнал «Вокруг света» 
 
Э9
Клуб журнала «GEO» 
 
Э10
Электронный каталог библиотеки НГПУ.
 
Э11
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием методической базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу педагогических ситуаций и формированием навыков работы с научной и методической литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, умению будущего педагога не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но принимать точку зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

1) разработка учебно-методического материала:

- формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;

- определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

- выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

- подбор литературы для преподавателя и обучающихся;

- при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

2) подготовка обучаемых и преподавателя:

- составление плана семинара из отдельных вопросов;

- предоставление времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;

- предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и 

 
стр. 12
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);

- создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственные; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

- полнота и конкретность ответа;

- последовательность и логика изложения;

- связь теоретических положений с практикой;

- обоснованность и доказательность излагаемых положений;

- наличие качественных и количественных показателей;

- уровень культуры речи;

- использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

- качество подготовки;

- степень усвоения знаний;

- активность;

- положительные стороны в работе обучающихся;

- ценные и конструктивные предложения;

- недостатки в работе обучающихся;

- задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие их исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы идет обучение  профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим 

 
стр. 13
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся  должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.