Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Разработка и создание в системе электронного обучения ЦОР в соответствии со структурой урока по ФГОС. Оценка качества цифрового образовательного ресурса /Ср/
Э1 Э2
Система мониторинга и контроля качества знаний «PROClass», электронный журнал, электронный дневник. /Лек/
Э1 Э2
Работа с объектами в текстовом документе. Технология обработки табличной информации. Системы управления электронным обучением. Moodle – система управления курсами.
/Пр/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Антиплагиат. Социальные сети. Возможности и особенности создания элементов цифрового образовательного ресурса (ЦОР). Этапы проектирования ЦОР. Оценка качества цифрового образовательного ресурса: основные критерии. /Лек/
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Вопросы к зачету
Промежуточная аттестация
Вопросы к зачету
1. Охарактеризуйте понятия: метод, методика, технология. Какие существуют точки зрения на соотнесение понятий методика и технология.
2. Перечислите факторы, влияющие на появление новых технологий в образовании.
3. Как соотносятся технологии обучения, педагогические технологии и образовательные технологии? Приведите примеры
4. Что понимается под инновационной образовательной технологией? Приведите примеры инновационных образовательных технологий.
5. Выбор образовательных технологий, исходя из особенностей содержания учебного материала и образовательных потребностей обучаемых.
6. Назовите методы обучения и современные образовательные технологии на базе средств ИКТ.
7. Использование технологий для индивидуализации, дифференциации и персонализации обучения.
8. Персонализированное обучение и системы адаптивного обучения.
9. Цифровая трансформация системы образования. Инновационные модели образования Цифровые технологии.
10. Классификация образовательных технологий, включая инновационные
11. Цифровая трансформация системы образования. Инновационные модели образования Цифровые технологии.
12. Классификация образовательных технологий, включая инновационные
13. Электронное обучение. Применение дистанционных образовательных технологий.
14. Дистанционное сопровождение образовательного процесса Обзор инструментальных средств для реализации цифрового обучения
15. Возможности и особенности создания элементов цифрового образовательного ресурса (ЦОР).
16. Проектирование (ЦОР) с использованием технологий цифрового обучения
17. Разработка и создание в системе электронного обучения ЦОР в соответствии со структурой урока по ФГОС.
18. Оценка качества цифрового образовательного ресурса с применением «виртуальных стен»
19. Образовательные Интернет-ресурсы. Образовательные онлайн-сервисы
20. Использование облачных технологий в образовании
21. Возможности интернет для организации информационно-образовательной среды. Антиплагиат. Социальные сети
22. Разработка электронного курса с применением инструментальных возможностей Google Classroom
23. Обзор информационных систем: системы мониторинга и контроля качества знаний, системы управления электронным обучением, справочно-правовые системы, системы тестирования
24. Технологические особенности работы с информационными системами
25. Современные цифровые платформы для школы: МЭШ, РЭШ, СберКласс, Сферум. Электронные научные библиотеки
26. Конструирование контрольно- измерительных материалов на базе on-line сервисов
27. Обзор инструментальных сред для создания ЭОР. Примеры построения и использования ЭОР в учебном процессе.
28. Майкрософт. Office 365 для образовательных учреждений.
29. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – как новая форма дистанционного обучения.
30. Основной инструментарий СДО «Moodle» для организации дистанционного сопровождения образовательного процесса.
Перечень контрольных заданий.
1. Выполните отбор и описание электронных образовательных ресурсов (не менее 10 ЭОР) по заданным параметрам (см. таблицу 1) для проведения занятий (с использованием каталогов сайтов http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/), МЭШ, РЭШ и другие
2. Изучение и систематизация научно-педагогических статей по теме (не менее пяти статей) «Технологии цифрового образования» в электронных библиотеках (см. таблицу 2).
3. Проектирование ЭОР (ЦОР). Опишите основные этапы проектирования ЭОР. (см. таблицу 3)
4. Разработайте карту ЭОР (ЦОР) в виде схемы. В данном случае карта ЭОР (ЦОР) понимается как «…список страниц сайта для пользователей и аналогична разделу Содержание обычной книги. Используется как элемент навигации, показывает взаимосвязь между страницами сайта. Это полный перечень разделов и/или всех страниц ЭОР (ЦОР) в иерархическом порядке...».
5. Подготовить визуальный материал с использованием on-lain сервисов (LearningApps. Teacher.Desmos, Kаhoot, Canva, Мастер Тест, Quizizz, Padlet, Miro YouGile, Teacher.Desmos, Padlet, Miro YouGile). Выбор номер варианта темы осуществляется согласно номеру в списке группы.
1) Современные мультимедийные технологии.
2) Кейс-технологии как основные средства разработки программных систем.
3) Современные технологии и их возможности.
4) Разновидности поисковых систем в Интернете.
5) Беспроводной Интернет: особенности его функционирования.
6) Система защиты информации в Интернете.
7) Современные программы переводчики.
8) Электронные денежные системы.
9) Правонарушения в области информационных технологий.
10) Этические нормы поведения в информационной сети.
11) Сеть Интернет и киберпреступность.
12) Криптография
13) Проблемы создания искусственного интеллекта.
14) Использование Интернет в маркетинге
15) Системы электронных платежей, цифровые деньги.
16) Краткая история, достоинства и недостатки цифровых технологий
17) Сферы применения цифровых технологий
18) Геймификация в обучении
20) Цифровой университет и цифровая культура
21) Цифровые технологии и презентационные средства
22) Интерактивные средства обучения
23) Виртуальная реальность и дополненная реальность.
24) Аппаратные средства для погружения в виртуальную реальность. История развития AR. Основные понятия AR: физические объекты, дополненная реальность, смешанная реальность
25) Программные средства для создания проектов VR и AR
26) Дистанционные образовательные технологии. Электронное обучение. Смешанное обучение.
27) Облачные технологии: организация проектной работы.
28) Государственная политика в области информатизации
29) Облачные технологии: организация электронного обучения.
30) Образовательные порталы и сервисы.
образования [Текст] / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая
и др. ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед.
ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.:
Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343: Учебник
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные
темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.