2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Технологии цифрового образования_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Информатики и вычислительной математики
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии цифрового образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
90
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
6
6
6
6
Практические
8
8
8
8
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
90
90
90
90
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
кпн, доц., Филатова З.М. _________________
 
 
Технологии цифрового образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Герасимова О.Ю.

Информатики и вычислительной математики
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся необходимых компетенций для использования цифровых технологий в образовании; формирование готовности обучающихся использовать информационные (цифровые) технологии в процессе самостоятельного приобретения новых знаний, умений и навыков.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
1. Обучение проектированию, изготовлению и внедрению в учебный процесс современных средств и методов цифрового обучения;
1.5
2. Формирование умений разрабатывать контрольно-диагностические задания различных форм, уровней и назначения с использованием современных технических средств;
1.6
3. Обучение применению технологий цифрового обучения по профилю учебной дисциплинны
1.7
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогика
2.2.2
Учебная практика  по естествознанию
2.2.3
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.2.4
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.2.5
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.2.6
Теория литературы и практика читательской деятельности
2.2.7
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.8
Искусство и технология в начальной школе
2.2.9
Курсовая работа по "Теории и технологии начального образования по областям"
2.2.10
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.2.11
Методы математической обработки данных
2.2.12
Производственная педагогическая практика
2.2.13
Производственная педагогическая практика
2.2.14
Философия  
2.2.15
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.16
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.17
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.18
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
- актуальные российские и зарубежные источники информации в сфере профессиональной деятельности; основы современных технологий сбора, обработки, анализа и представления информации
3.1.2
- основные термины, назначение и классификацию современных информационных (цифровых) технологий и программных средств;
3.1.3
- основные направления развития современных информационных (цифровых) технологий;
3.1.4
- основы применения образовательных технологий при разработке образовательных программ
3.1.5
- основы организации ЭО и ДОТ
3.1.6
- принципы проектирования и особенности использования педагогических технологий в профессиональной деятельности с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;
3.1.7
- основы разработки и использования педагогических, в том числе инклюзивных, технологий обучения и воспитания обучающихся в образовательном процессе в условиях ЭО и ДОТ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
- использовать современные информационные (цифровые) технологии для сбора, обработки и анализа информации;
3.2.2
- применять системный подход для решения поставленных задач
3.2.3
- обосновывать выбор методов обучения и образовательных технологий, исходя из особенностей содержания учебного материала, возраста и образовательных потребностей обучаемых, оценивать последствия соответствующего выбора
3.2.4
- планировать комплексное применение в обучении различных программных и аппаратных средств информационных (цифровых) технологий
3.2.5
- отбирать педагогические технологии, в том числе современные информационные (цифровые) технологии и программные средства, включая средства отечественного производства, для индивидуализации обучения, развития, воспитания;
3.2.6
- модифицировать имеющийся и создавать авторский цифровой образовательный контент на основе современного программного обеспечения, в том числе отечественного производства;
3.2.7
- моделировать и реализовывать различные организационные формы обучения, в том числе ЭО и ДОТ
3.2.8
смешанного, мобильного и сетевого обучения;
3.2.9
- планировать комплексное применение в обучении различных программных и аппаратных средств информационных (цифровых) технологий
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
- методами поиска, сбора, обработки, хранения, критического анализа и синтеза информации; методикой системного подхода для решения поставленных задач
3.3.2
- навыками разработки образовательных программ и их компонентов с использованием информационных (цифровых) технологий;
3.3.3
- методикой применения современных информационных (цифровых) технологий и программных средств, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Роль и место цифровых технологий в профессиональной деятельности педагога

 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
1.1
Основные понятия: метод, методика, технология обучения, педагогическая технология, образовательная технология. Условия эффективного применения технологий в цифровой школе. Использование в образовании технологии обучения, технологии работы с информацией субъектов образовательного процесса, технологии актуализации потенциала субъектов образовательного процесса. Цифровые технологии. Электронное обучение. Дистанционные образовательные технологии. Интерактивные системы обучения. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
1.2
Цифровая трансформация системы образования. Инновационные модели образования Цифровые технологии. Классификация образовательных технологий, включая инновационные. Возможности и особенности создания элементов цифрового образовательного ресурса (ЦОР). Проектирование (ЦОР) с использованием технологий цифрового обучения . Дистанционное сопровождение образовательного процесса Обзор инструментальных средств для реализации цифрового обучения   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
1.3
Возможности и особенности создания элементов цифрового образовательного ресурса (ЦОР). Проектирование (ЦОР) с использованием технологий цифрового обучения

Разработка и создание в системе электронного обучения ЦОР в соответствии со структурой урока по ФГОС. Оценка качества цифрового образовательного ресурса  /Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

30
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
 
Раздел 2. Прикладное программное и аппаратное обеспечение общего назначения и его использование в профессиональной деятельности педагога

 
2.1
Работа с документами в текстовом редакторе. Редакторы обработки графической информации. Средства обработки данных и проведение расчетов в электронных таблицах. Программные средства для обработки таблиц. Создание и редактирование диаграмм и графиков. Анализ и обобщение данных. Интерактивные и проекционные устройства, используемые в учебной деятельности.

Система мониторинга и контроля качества знаний «PROClass», электронный журнал, электронный дневник. /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
2.2
Подготовка текстового документа сложной структуры.

Работа с объектами в текстовом документе. Технология обработки табличной информации. Системы управления электронным обучением. Moodle – система управления курсами.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.3
Учебные программы, программы-тренажеры, контролирующие программы, демонстрационные программы, справочные программы, мультимедиа-учебники, электронные образовательные ресурсы, цифровые образовательные ресурсы и др. Компьютерные справочно-правовые системы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

10
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
2.4
Автоматизированные интерактивные системы тестирования. Современные цифровые платформы для школы: МЭШ, РЭШ, СберКласс, Сферум. Электронные научные библиотеки. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
2.5
Прикладное программное и аппаратное обеспечение общего назначения и его использование в профессиональной деятельности педагога /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

30
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
 
Раздел 3. Проектирование цифрового образовательного ресурса

 
3.1
Основы поиска информации в сети интернет. Правила поведения в сети, основные поисковые системы.

Антиплагиат. Социальные сети. Возможности и особенности создания элементов цифрового образовательного ресурса (ЦОР). Этапы проектирования ЦОР. Оценка качества цифрового образовательного ресурса: основные критерии.  /Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
3.2
Образовательные Интернет-ресурсы. Образовательные онлайн-сервисы. Возможности интернет для организации информационно-образовательной среды. Разработка и создание в системе электронного обучения ЦОР в соответствии со структурой урока по ФГОС. Технологические особенности работы с информационными системами Конструирование контрольно- измерительных материалов на базе on-lain сервисов  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
3.3
Разработка и аппробация электронного курса (по дисциплине в соответсвии с профилем обучения) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

20
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
3.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4

Э1 Э2

4
ОПК-9.1 ОПК-9.2 ОПК-2.3 УК-1.1 УК-1.3
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестатция

Вопросы к зачету

Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Охарактеризуйте понятия: метод, методика, технология. Какие существуют точки зрения на соотнесение понятий методика и технология.

2. Перечислите факторы, влияющие на появление новых технологий в образовании.

3. Как соотносятся технологии обучения, педагогические технологии и образовательные технологии? Приведите примеры 

 
стр. 7
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
различных подходов к классификации образовательных технологий.

4. Что понимается под инновационной образовательной технологией? Приведите примеры инновационных образовательных технологий.

5. Выбор образовательных технологий, исходя из особенностей содержания учебного материала и образовательных потребностей обучаемых.

6. Назовите методы обучения и современные образовательные технологии на базе средств ИКТ.

7. Использование технологий для индивидуализации, дифференциации и персонализации обучения.

8. Персонализированное обучение и системы адаптивного обучения.

9. Цифровая трансформация системы образования. Инновационные модели образования Цифровые технологии.

10. Классификация образовательных технологий, включая инновационные

11. Цифровая трансформация системы образования. Инновационные модели образования Цифровые технологии.

12. Классификация образовательных технологий, включая инновационные

13. Электронное обучение. Применение дистанционных образовательных технологий.

14. Дистанционное сопровождение образовательного процесса Обзор инструментальных средств для реализации цифрового обучения

15. Возможности и особенности создания элементов цифрового образовательного ресурса (ЦОР).

16. Проектирование (ЦОР) с использованием технологий цифрового обучения

17. Разработка и создание в системе электронного обучения ЦОР в соответствии со структурой урока по ФГОС.

18. Оценка качества цифрового образовательного ресурса с применением «виртуальных стен»

19. Образовательные Интернет-ресурсы. Образовательные онлайн-сервисы

20. Использование облачных технологий в образовании

21. Возможности интернет для организации информационно-образовательной среды. Антиплагиат. Социальные сети

22. Разработка электронного курса с применением инструментальных возможностей Google Classroom

23. Обзор информационных систем: системы мониторинга и контроля качества знаний, системы управления электронным обучением, справочно-правовые системы, системы тестирования

24. Технологические особенности работы с информационными системами

25. Современные цифровые платформы для школы: МЭШ, РЭШ, СберКласс, Сферум. Электронные научные библиотеки

26. Конструирование контрольно- измерительных материалов на базе on-line сервисов

27. Обзор инструментальных сред для создания ЭОР. Примеры построения и использования ЭОР в учебном процессе.

28. Майкрософт. Office 365 для образовательных учреждений.

29. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК) – как новая форма дистанционного обучения.

30. Основной инструментарий СДО «Moodle» для организации дистанционного сопровождения образовательного процесса.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Перечень контрольных заданий.

1. Выполните отбор и описание электронных образовательных ресурсов (не менее 10 ЭОР) по заданным параметрам (см. таблицу 1) для проведения занятий (с использованием каталогов сайтов http://fcior.edu.ru/, http://school-collection.edu.ru/), МЭШ, РЭШ и другие

2. Изучение и систематизация научно-педагогических статей по теме (не менее пяти статей) «Технологии цифрового образования» в электронных библиотеках (см. таблицу 2).

3. Проектирование ЭОР (ЦОР). Опишите основные этапы проектирования ЭОР. (см. таблицу 3)

4. Разработайте карту ЭОР (ЦОР) в виде схемы. В данном случае карта ЭОР (ЦОР) понимается как «…список страниц сайта для пользователей и аналогична разделу Содержание обычной книги. Используется как элемент навигации, показывает взаимосвязь между страницами сайта. Это полный перечень разделов и/или всех страниц ЭОР (ЦОР) в иерархическом порядке...».

5. Подготовить визуальный материал с использованием on-lain сервисов (LearningApps. Teacher.Desmos, Kаhoot, Canva, Мастер Тест, Quizizz, Padlet, Miro YouGile, Teacher.Desmos, Padlet, Miro YouGile). Выбор номер варианта темы осуществляется согласно номеру в списке группы.

1) Современные мультимедийные технологии.

2) Кейс-технологии как основные средства разработки программных систем.

3) Современные технологии и их возможности.

4) Разновидности поисковых систем в Интернете.

5) Беспроводной Интернет: особенности его функционирования.

6) Система защиты информации в Интернете.

7) Современные программы переводчики.

8) Электронные денежные системы.

9) Правонарушения в области информационных технологий.

10) Этические нормы поведения в информационной сети.

11) Сеть Интернет и киберпреступность.

12) Криптография

13) Проблемы создания искусственного интеллекта.

14) Использование Интернет в маркетинге

15) Системы электронных платежей, цифровые деньги.

16) Краткая история, достоинства и недостатки цифровых технологий

17) Сферы применения цифровых технологий

18) Геймификация в обучении

 
стр. 8
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
19) Сквозные технологии в образовании

20) Цифровой университет и цифровая культура

21) Цифровые технологии и презентационные средства

22) Интерактивные средства обучения

23) Виртуальная реальность и дополненная реальность.

24) Аппаратные средства для погружения в виртуальную реальность. История развития AR. Основные понятия AR: физические объекты, дополненная реальность, смешанная реальность

25) Программные средства для создания проектов VR и AR

26) Дистанционные образовательные технологии. Электронное обучение. Смешанное обучение.

27) Облачные технологии: организация проектной работы.

28) Государственная политика в области информатизации

29) Облачные технологии: организация электронного обучения.

30) Образовательные порталы и сервисы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Черткова, Е. А.
Черткова, Е. А.  Компьютерные технологии обучения : учебник для вузов / Е. А. Черткова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07491-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]: Учебник
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Полат, Е. С. 
Теория и практика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13159-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт].: учебное пособие
Москва : Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
А. Н. Лаврентьев [и др.] 
Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика: Цифровые технологии в дизайне. История, теория, практика : учебник и практикум для вузов / А. Н. Лаврентьев [и др.] ; под редакцией А. Н. Лаврентьева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 208 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07962-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/424029
Издательство Юрайт,, 2019
 
Л2.2
Гураков, А.В.
Технологии электронного обучения:: учебное пособие / А. В. Гураков, В. В. Кручинин, Ю. В. Морозова, Д. С. Шульц. — Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. — 68 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : : учебное пособие
Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016
 
Л2.3
Панюкова, С.В.
Цифровые инструменты и сервисы в работе педагога: Учебно-методическое пособие. – М,: Изд-во «Про-Пресс», 2020. – 33 с. : Учебно-методическое пособие
М,: Изд-во «Про-Пресс», , 2020
 
Л2.4
Уварова, А. Ю..,  Фрумина., И Д. 
Трудности и перспективы цифровой трансформации

образования [Текст] / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая

и др. ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; Нац. исслед.

ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — М.:

Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343: Учебник

М.: Изд. дом Высшей школы экономики,, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронный каталог библиотеки НГПУ. -Режим доступа: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
стр. 9
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Э2
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. -Режим доступа:https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-203 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения курсового проектирования (выполнения курсовых работ) (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: стационарные компьютеры, наушники, WEB-камера, учебное оборудование, очки дополненной реальности полупрофессиональные учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
стр. 10
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные

темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также 

 
стр. 11
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

   

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оцениваниярезультатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.