2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Иностранный язык_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Иностранных языков
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Иностранный язык
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
экзамены 2
Виды контроля  в семестрах:
экзамены
36
самостоятельная работа
22
аудиторные занятия
50
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
Итого
Недель
16 4/6
16 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лабораторные
18
18
32
32
50
50
Итого ауд.
18
18
32
32
50
50
Кoнтактная рабoта
18
18
32
32
50
50
Сам. работа
18
18
4
4
22
22
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
36
36
72
72
108
108
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доктор филологических наук, профессор, Шакирова Р.Д. _________________
 
 
Иностранный язык
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой кандидат филологических наук Садриева Г.А.

Иностранных языков
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины «Иностранный язык» заключается в формировании иноязычных знаний, навыков и умений для применения их в процессе коммуникации на иностранном языке.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
совершенствовать иноязычные лексические и грамматические навыки;
1.4
совершенствовать владение различными видами иноязычной речевой деятельности (чтением, говорением, аудированием и письмом);
1.5
формировать готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
1.6
формировать готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины «Иностранный язык» обучающиеся используют знания, умения и виды деятельности, сформированные на предыдущем уровне обучения.
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Педагогическая практика
2.2.2
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования 
 
Знать:
 
основные тенденции развития в соответствующей области науки
 
нормативно-правовые документы, необходимые для организации образовательного процесса 
 
основные принципы построения образовательных программ, в том числе с учетом зарубежного опыта
 
 
Уметь:
 
осуществлять отбор материала, в том числе и на иностранном (английском) языке, характеризующего достижения науки с учетом специфики направления подготовки
 
разрабатывать образовательные программы на основе компетентностного подхода, системы зачетных единиц, применяя данные зарубежных научных изданий
 
осуществлять отбор и использовать оптимальные методы преподавания и оценивания успеваемости обучающихся, в том числе с учетом зарубежного опыта
 
 
Владеть:
 
методами и технологиями межличностной коммуникации, навыками публичной речи на русском и на иностранном (английском) языке
 
технологией проектирования образовательного процесса на уровне высшего образования, с учетом зарубежного опыта 
 
методами и технологиями преподавания и оценивания успеваемости обучающихся, в том числе с учетом зарубежного опыта 
 
 
 
УК-3: готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач 
 
Знать:
 
особенности представления результатов научной деятельности при работе в российских и международных исследовательских коллективах;
 
методику представления результатов научной деятельности при работе в российских и международных исследовательских коллективах;
 
технологии представления результатов научной деятельности при работе в российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач.
 
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Уметь:
 
следовать нормам научного общения при работе в российских и международных исследовательских коллективах; 
 
использовать методику представления результатов научной деятельности при работе в российских и международных исследовательских коллективах;
 
реализовывать технологии представления результатов научной деятельности при работе в российских и международных исследовательских коллективах с целью решения научных и научно-образовательных задач.
 
 
Владеть:
 
навыками анализа результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, в том числе ведущейся на иностранном языке;
 
технологиями оценки результатов коллективной деятельности по решению научных и научно-образовательных задач, в том числе ведущейся на иностранном языке;
 
технологиями планирования деятельности в рамках работы в российских и международных коллективах по решению научных и научно-образовательных задач.
 
 
 
УК-4: готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках 
 
Знать:
 
базовые методы  научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках
 
основные  технологии научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках
 
особенности научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках
 
 
Уметь:
 
применять  методы  научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках
 
следовать основным нормам, принятым в научном общении на государственном и изучаемом иностранном языках
 
применять основные технологии научной коммуникации на государственном и изучаемом иностранном языках
 
 
Владеть:
 
навыками соблюдения культуры научной коммуникации на государственном и иностранном языках;  
 
навыками установления научного коммуникативного взаимодействия на государственном и иностранном языках;
 
моделями вербальной научной коммуникации на государственном и иностранном языках; разнообразными методами, технологиями и типами коммуникаций при осуществлении профессиональной деятельности на изучаемом иностранном языке
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности представления результатов научной деятельности на иностранном языке для осуществления преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
3.1.2
иноязычный лексический и грамматический материал для участия в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
3.1.3
методы и технологии научной коммуникации на изучаемом иностранном языке.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать различные типы научных текстов по педагогике на изучаемом иностранном языке для осуществления преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
3.2.2
следовать речевым нормам на изучаемом иностранном языке, принятым в научном общении, для участия в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
3.2.3
использовать современные методы и технологии научной коммуникации на иностранном языке.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования изучаемого иностранного языка для осуществления преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования;
3.3.2
навыками применения языковых средств коммуникации на изучаемом иностранном языке для участия в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач;
3.3.3
методами и технологией научной коммуникации на изучаемом иностранном языке.
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Моя научная тема

 
1.1
Тема для устного общения: Я – аспирант НГПУ. Моя биография. Моя семья.            Грамматика: Порядок слов простого предложения. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
1.2
Тема для устного общения: Роль науки в моей жизни. Грамматика:Сложное предложение: сложносочиненное и сложноподчиненное предложения.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
1.3
Тема для устного общения: Моя научная тема.         Грамматика: Союзы и относительные местоимения. Союзы и относительные местоимения.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
1.4
Тема для устного общения: Мой научный руководитель. Грамматика:Эллиптические предложения.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
1.5
Чтение оригинальной литературы по специальности обучающегося. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

8
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
 
Раздел 2. Работа с научной литературой

 
2.1
Тема для устного общения: Работа в научной библиотеке. Грамматика:  Бессоюзные придаточные.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
2.2
Тема для устного общения:Мои интересы в науке «Педагогика». Грамматика: Употребление личных форм глагола в активном залоге. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
2.3
Тема для устного общения:Актуальные вопросы педагогики. Грамматика:Согласование времен. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
2.4
Тема для устного общения: Поиск информации в сети интернет. Функции инфинитива: инфинитив в функции подлежащего, определения, обстоятельства. Грамматика: /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
2.5
Тема для устного общения: Работа в научной библиотеке. Грамматика: Синтаксические конструкции: оборот «дополнение с инфинитивом» (объектный падеж с инфинитивом). /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
2.6
Чтение оригинальной научной литературы по специальности обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
 
Раздел 3. Выдающийся учёный

 
3.1
Тема для устного общения: Выдающийся ученый-педагог. Грамматика: Оборот «подлежащее с инфинитивом» (именительный падеж с инфинитивом); инфинитив в функции вводного члена; Инфинитив в составном именном сказуемом (be + инф.) и в составном модальном сказуемом; (оборот for + smb. to do smth.»). /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
2
0
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
3.2
Тема для устного общения: Выдающийся педагог России. Выдающиеся педагоги страны изучаемого языка. Грамматика: Модальные глаголы.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
2
0
 
3.3
Тема для устного общения: Выдающийся педагог прошлого. Грамматика: Сослагательное наклонение. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
2
0
 
3.4
Тема для устного общения: Выдающийся деятель образования. Грамматика: Атрибутивные комплексы (цепочки существительных).  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
2
0
 
3.5
Тема для устного общения: Научное направление моего руководителя. Грамматика: Модальные глаголы.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
2
0
 
 
Раздел 4. Участие в научной конференции

 
4.1
Тема для устного общения: Подготовка тезисов для участия в конференции.

Грамматика: Модальные глаголы с простым и перфектным инфинитивом.  /Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

10
УК-3 УК-4 ОПК-8
2
0
 
4.2
Тема для устного общения: Участие в научной конференции. Грамматика: Атрибутивные комплексы (цепочки существительных). /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
4.3
Тема для устного общения: Грамматика: Эмфатические (в том числе инверсионные) конструкции в форме Continuous или пассива. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
4.4
Тема для устного общения: Участие в международной научной конференции. Грамматика: Инвертированное придаточное уступительное или причины; двойное отрицание.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
4.5
Тема для устного общения: Участие во Всероссийской научной конференции. Участие в научной конференции нашего университета.  Грамматика: Сложные и парные союзы, сравнительно-сопоставительные обороты (as ... as, not so ... as, the ... the). /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

0
УК-3 УК-4 ОПК-8
1
0
 
4.6
Чтение оригинальной научной литературы по специальности обучающихся. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
2
0
 
 
Раздел 5. Чтение научной литературы

 
5.1
Ознакомительное, изучающее, поисковое, просмотровое чтение оригинальной литературы по специальности обучающегося. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

12
УК-3 УК-4 ОПК-8
2
0
 
5.2
Чтение оригинальной литературы по специальности обучающегося. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-3 УК-4 ОПК-8
2
0
 
5.3
Все разделы дисциплины /Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

36
УК-3 УК-4 ОПК-8
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к экзамену:

 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
1. Я – аспирант НГПУ.

2. Моя биография. Моя семья.

3. Мой научный руководитель.

4. Роль науки в моей жизни.

5. Моя профессиональная деятельность.

6. Мои интересы в науке «Педагогика».

7. Моя научная тема.

8. Мои научные интересы.

9. Работа с научной литературой.

10. Актуальные вопросы педагогики.

11. Работа в научной библиотеке.

12. Поиск информации в сети интернет.

13. Выдающийся ученый-педагог.

14. Выдающийся педагог России.

15. Выдающийся педагог США.

16. Выдающийся педагог Великобритании.

17. Выдающийся педагог современности.

18. Выдающийся педагог прошлого.

19. Выдающийся деятель образования.

20. Научное направление моего руководителя

21. Подготовка тезисов для участия в конференции.

22. Участие в научной конференции.

23. Участие в международной научной конференции.

24. Участие во Всероссийской научной конференции.

25. Участие в научной конференции нашего университета.

Задания

1.Изучающее чтение оригинального текста по специальности. Объем: 2500–3000 печатных знаков. Время выполнения работы: 45–60 минут. Форма проверки: передача извлеченной информации осуществляется на английском языке в форме реферирования / пересказа.

2. Просмотровое чтение оригинального текста по специальности. Объем: 1000–1500 печатных знаков. Время выполнения: 2–3 минуты. Форма проверки: передача извлеченной информации на английском языке.

3. Беседа с экзаменаторами на английском языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой обучающегося (соискателя).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Эссе

Темы эссе

1 семестр

1. Science in my life.

2. My scientific interests.

3. My scientific theme.

4. Actual problems of my scientific research.

5. How I work on my scientific topic.

6. My scientific supervisor.

7. Scientific interests of my supervisor.

8. Reading scientific literature.

9. What works do I read on a scientific topic.

10. Scientific literature that I read.

11. Scientific pedagogical literature.

12. Sources of scientific literature.

13. How I work with scientific literature.

2 семестр

14. The role of academic conferences in research.

15. Participation in an international conference.

16. Participation in a scientific conference in Russia.

17. Participation in a scientific conference in the UK.

18. Participation in a scientific conference in the USA.

19. Participation in a scientific conference in our university.

20. The advantages for recruiting people with postgraduate qualifications.

21. Outstanding Scientist in Pedagogy in Russia.

22. Outstanding Scientist in Pedagogy in the UK.

23. Outstanding Scientist in Pedagogy in the USA.

24. Globally recognized teacher of our time.

25. Outstanding scientist in my specialty.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бочкарева, Т.С.
Английский язык для аспирантов: учебное пособие / Т.С. Бочкарева [и др.]. — Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017. — 109 c. — ISBN 978-5-7410-1695-4. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/71263.html
Оренбург : Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2017
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Лычко Л. Я.
Английский язык для аспирантов. English for Post-Graduate Students: учебно-методическое пособие по английскому языку для аспирантов / Лычко Л.Я., Новоградская-Морская Н.А.. — Донецк : Донецкий государственный университет управления, 2016. — 158 c. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/62358.html
Донецк : Донецкий государственный университет управления, 2016
 
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Macmillan Dictionary. -  URL: https://www.macmillandictionary.com
 
Э2
Oxford Learner's Dictionaries. – URL: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru

 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.4
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.5
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-230в Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-312 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Методические указания к лабораторным занятиям

Средства обеспечения освоения дисциплины

При изучении дисциплины рекомендуется использовать следующие средства:

− рекомендуемую основную и дополнительную литературу;

− методические указания и пособия;

− контрольные задания для закрепления изученного иноязычного лексического и грамматического материала;

− аудиовизуальные источники информации.

Организационно-методические указания

В начале учебного года рекомендуется провести тестирование - сделать констатирующий срез, позволяющий определить уровень подготовки по иностранному языку. С этой целью может быть предложена контрольная работа-тест, построенная на минимальном объеме языкового материала (около 400 лексических единиц из первой тысячи наиболее частотных и до 15 основных грамматических явлений).

Изучение иностранного языка осуществляется на лабораторных занятиях под руководством преподавателя, в ходе самостоятельной работы обучающихся.

Методика обучения должна быть разработана на основе следующих концептуальных положений:

- личностно-деятельностного подхода к профессионально-ориентированному и коммуникативно-направленному обучению;

- взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму);

- учета сфер и ситуаций, в которых может происходить иноязычное общение обучающегося;

- комплексного использования технических средств обучения;

Весь языковой материал, предусмотренный программой, распределяется по учебным темам, каждая из которых включает определенное количество новой иноязычной лексики и грамматических явлений для повторения и предусматривает более высокий уровень владения навыками и умениями.

При отборе лексики за основу берутся словари-тезаурусы, составленные по каждой изучаемой теме. При обучении лексике целесообразно выделить словообразовательные модели, а также свободные и устойчивые словосочетания, фразеологические единицы, которые способствуют увеличению словарного запаса обучающихся.

Отбор грамматического материала и последовательность работы над отдельными грамматическими явлениями осуществляется на основе функционального подхода: грамматические навыки должны обеспечивать коммуникацию общего и профессионального характера без искажения смысла при письменном и устном общении.

При работе над грамматикой определяется инвентарь грамматических явлений, подлежащих усвоению для чтения и письменной фиксации информации и активизации для устной речи и письменной передачи информации.

Ведущая роль в грамматике для чтения отводится синтаксису, т.е. рассмотрению в качестве основных грамматических единиц различных построений и их маркеров, усвоение которых обеспечивает понимание содержания текста.

Работа над фонетическим материалом проводится на протяжении всего курса обучения и обеспечивает правильную артикуляцию, интонацию, ритм нейтральной речи в изучаемом языке, чтение транскрипции; обращается внимание на основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной коммуникации.

Обучение говорению должно строиться на основе ситуативно-обусловленных речевых образцов в сферах официального и неофициального общения.

Обучение говорению осуществляется путем выполнения системы учебных речевых действий от элементарных высказываний (монологическая речь) до участия в беседе (диалогическая речь) с использованием элементов речевого этикета повседневного и профессионального общения. Предусматривается также активное использование ролевых заданий и игр, обучение основам публичной речи.

Обучение аудированию осуществляется с помощью аутентичных аудиоматериалов в контексте обучения другим видам речевой деятельности. Особое внимание уделяется развитию навыков понимания диалогической и монологической речи в сфере профессиональной коммуникации.

Обучение чтению предусматривает овладение умениями читать, понимать и осмысливать содержание текстов с разной глубиной и точностью проникновения в содержащуюся в них информацию:

а) с извлечением основной информации (ознакомительное чтение);

б) с извлечением полной информации (изучающее чтение);

в) с извлечением нужной (интересующей) информации (просмотровое, поисковое чтение).

Основными видами текстов для чтения являются неадаптированные тексты по педагогике. Необходимо познакомить обучающихся с основными особенностями официально-делового и научного стилей речи.

Письмо в курсе обучения рассматривается как средство обучения (составление аннотаций, рефератов, тезисов сообщений, делового письма) и средство контроля умений обучающихся. Изучение каждой темы заканчивается проведением письменной контрольной работы по переводу текста с иностранного языка на русский.

Владение иностранным языком позволяет реализовать такие аспекты профессиональной деятельности, как своевременное ознакомление с новыми технологиями, открытиями и тенденциями в развитии науки и техники, установление контактов с зарубежными фирмами и предприятиями, т.е. обеспечивает повышение уровня профессиональной компетенции специалиста. Поэтому преподавателю дисциплины «Иностранный язык» необходимо делать упор на коммуникативные и профессионально-направленные аспекты овладения иностранным языком.

Преподавателю вуза необходимо в своей работе использовать упражнения, цель которых состоит в том, чтобы дать обучающемуся возможность высказать свое мнение на иностранном языке с опорой на аутентичные тексты и лексику к ним.

Формы занятий

В процессе языковой подготовки обучающихся наиболее эффективными формами занятий являются:

- групповые лабораторные занятия под руководством преподавателя в аудитории, компьютерном классе;

- индивидуальная работа под руководством преподавателя в аудитории в малочисленных группах;

- индивидуальные консультации;

- деловые игры, дискуссии, круглые столы, ярмарки, брифинги;

 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
- самостоятельная разработка тематически заданных проектов;

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа должна, с одной стороны, обеспечивать достижение практических целей, зафиксированных в Программе, а с другой – дать обучающемуся возможность овладеть ее «техникой», которая позволяла бы по окончании аспирантуры не только поддерживать достигнутый уровень владения иностранным языком, но и совершенствовать его.

Основной целью самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Иностранный язык» является подготовка к лабораторным занятиям, экзамену по дисциплине, а также к кандидатскому экзамену.

В ходе подготовки к занятиям обучающимся рекомендуется пользоваться литературой, указанной в рабочей программе. При подготовке заданий творческого характера приветствуется использование любой соответствующей теме литературы на родном и иностранном языках, а также Internet.

Самостоятельная работа обучающихся состоит:

- в изучении рекомендуемой литературы по английскому языку и новейших публикаций периодической печати при подготовке к лабораторным занятиям;

- в аудировании текстов, диалогов, записанных на аудиокассеты, на внеаудиторных занятиях (в домашних условиях), с целью приобретения навыков слушания устной речи, тренировки произношения, развития разговорных навыков и быстроты реакции.

Успешное усвоение иностранного, в том числе и английского, языка зависит не только от профессионального мастерства преподавателя, но и от умения обучающегося понять и принять задачи учебного предмета и осуществлять самостоятельную работу над языком.

Работа над иностранным языком требует серьезных усилий и терпения. Главное условие успешности его изучения заключается в регулярности самостоятельной работы. Систематичность самостоятельной работы над языком является залогом его владения. Аспиранту требуется неоднократная самостоятельная работа в течение всей недели.

При изучении каждой темы обучающийся должен придерживаться следующего порядка: освоение основных лексико-грамматических единиц, чтение и анализ текстов по изучаемой теме, устный обмен информацией.

Работа со словарем

Обучающимся желательно иметь в своей библиотеке англо-русский словарь.

Прежде чем обратиться к словарю, необходимо уточнить для себя следующий вопрос: действительно ли нужно посмотреть значение слова в словаре, чтобы понять смысл предложения? Понять значение слова можно

• по аналогии с другими словами;

• с помощью составных частей слова;

• по контексту.

Если значение, предложенное в словаре, не подходит по контексту необходимо учитывать контекст употребления слова. Слова следует выписывать в свой словарь.

Работа над грамматическим материалом

Чтобы усвоить грамматические правила, недостаточно работать с ними только на занятии, самостоятельная работа должна продолжаться и вне аудиторных занятий. В ходе самостоятельной работы над грамматическим материалом прежде всего следует изучить материал, предлагаемый авторами учебника. При недостаточности данного материала можно прибегнуть к другим источникам, например, к дополнительной литературе. Освоению грамматического материала способствует подготовка краткого конспекта изучаемой темы, выполнение упражнений. Однако основным условием успешности овладения грамматикой является способность воспроизвести самостоятельное высказывание на базе данной грамматики. Проиллюстрируйте правила собственными примерами.

Работа над лексическим материалом

Необходимым условием свободного владения иностранным языком является наличие достаточного словарного запаса у обучающихся, который должен постоянно расширяться. Работа над первичным закреплением лексического материала начинается на лабораторном занятии под руководством преподавателя. В ходе самостоятельной работы обучающийся должен овладеть лексикой на таком уровне, чтобы быть способным употреблять ее свободно в речи. При этом следует обратить внимание на то, что запоминаются не только сами слова, но и их употребление в речи. Так, при запоминании глаголов необходимо выучить основные формы глагола. Запоминанию слов помогает использование небольших карточек. Преимущество этого метода заключается в том, что используется непродуктивное свободное время (в транспорте, на остановках, в очередях и т. д.).

Как запомнить «незапоминающиеся» слова? Простое зазубривание, механическое запоминание в отрыве от контекста являются малодейственными. Постарайтесь представить себе те предметы или явления, которые обозначаются словами английского языка. Важно соотнести заучиваемое слово с определенной ситуацией и повторить ее не менее 7+(-)2 раз. Уделяйте особое внимание «готовым фразам», которые можно использовать в максимальном количестве случаев. Следующие приемы могут помочь выучить слово: выписать из списка новые слова с одинаковым корнем, провести анализ их образования, т.е. изучить словообразовательную модель и, соответственно, проанализировать перевод на русский язык; подобрать к новым лексическим единицам синонимы и антонимы;

Важно помнить, что владеть словом означает не только знать его перевод на русский и наоборот, но и уметь его правильно читать, делать буквенный анализ, правильно писать с точки зрения орфографии, употреблять в устной и письменной речи.

При работе над лексикой рекомендуется очень хорошо отработать произношение лексических единиц.

Работа над текстом

Первый этап работы над текстом заключается в чтении всего текста без использования словаря. Следует попытаться понять основное содержание текста. В дальнейшем осуществляется более тщательное чтение, при котором можно вернуться к проблемным для понимания моментам текста повторно.

Попытайтесь понять значение неизвестных слов с помощью контекста или составных частей слова. Для этого внимательно прочтите предложение до и после неизвестного слова.

Обучающийся должен прочитать необходимый текст, составить план прочитанного материала, подобрать ключевые слова и выражения, составить вопросы по тексту, пересказать текст, быть готовым обсуждать этот текст с однокурсниками или 

 
стр. 11
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
преподавателем во время промежуточной и итоговой аттестации.

Работа по подготовке устного сочинения

Устное высказывание как вид речевой деятельности играет первостепенную роль в изучении иностранного языка. Устная речь в целом и говорение как её неотъемлемая часть выходят на первый план в изучении иностранных языков. Самостоятельное обучение устной речи может осуществляться в процессе работы с печатным текстом, а также при освещении различных тем и ситуаций и подготовке устных сочинений.

Объем устного сочинения не должен составлять менее 25 высказываний. Устное сочинение должно быть зафиксировано письменно. Следует обратить особое внимание на грамотность изложения. Устное сочинение необходимо рассказать во внеаудиторных условиях неоднократно вслух.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзамене посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

Подготовку к экзамену целесообразно начать с планирования и подбора научной литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование. Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем аспирант должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и 

 
стр. 12
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
дистанционных образовательных технологий.