2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Разработка программ логопедического консультирования_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Разработка программ логопедического консультирования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Разработка программ логопедического консультирования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В. 

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся готовности к осуществлению логопедического консультирования в различных институциональных условиях.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
изучение методологии консультирования лиц с тяжелым нарушением речи;
1.4
изучение технологии консультирования лиц с тяжелым нарушениями речи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Невропатология детского возраста
2.1.3
Психологические основы профессиональной деятельности логопеда
2.1.4
Психопатология с клиникой интеллектуальных нарушений
2.1.5
Валеология
2.1.6
Иностранный язык
2.1.7
Информационные технологии в профессиональной деятельности
2.1.8
Основы нейропсихологии и психофизиологии
2.1.9
Русский язык и культура речи
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.5: умеет разрабатывать и применять отдельные компоненты адаптированных образовательных программ в реальной и виртуальной образовательной среде
 
ОПК-2.6: владеет готовностью разрабатывать и реализовывать адаптированные образовательные программы в рамках специального образования
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.3: умеет создавать педагогические ситуации и использовать потенциал образовательной и социокультурной среды для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.4: знает диагностические методики выявления особых образовательных потребностей
 
ОПК-6.5: знает технологии индивидуализации обучения, развития, воспитания
 
ОПК-6.6: умеет использовать знания об особенностях возрастного и гендерного развития обучающихся для планирования учебно-воспитательной работы
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
обязательные компоненты, входящие в структуру адаптированной образовательной программы (цель, задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы и т.д.).
3.1.2
особенности составления адаптированной образовательной программы.
3.1.3
особенности духовно-нравственного воспитания.
3.1.4
основные логопедические диагностики оценки речевого развития лиц с ТНР.
3.1.5
особенности индивидуального обучения детей с ТНР различного возраста.
3.1.6
особенности возрастного и гендерного развития обучающихся с ТНР.
 
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать адаптированную образовательную программу  и осуществлять консультирование лиц с ТНР, родителей (законных представителей) детей с ТНР, педагогов по вопросам логопедического сопровождения.
3.2.2
реализовывать адаптированную образовательную программу в рамках специального обучения лиц с нарушением речи.
3.2.3
создавать педагогические ситуации для решения задач духовно-нравственного воспитания обучающихся, научить родителей (законных представителей) детей с ТНР, педагогов использовать потенциал образовательной среды для решения поставленных задач.
3.2.4
проводить логопедическую диагностику и давать оценку состояния речевой функции ребенка с ТНР.
3.2.5
использовать различные технологии индивидуализированного обучения, консультирует родителей (законных представителей) детей с ТНР, педагогов.
3.2.6
использовать теоретические знания на практике при планировании коррекционно-развивающей работы.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком разработки адаптированной образовательной программы.
3.3.2
навыком разработки и реализации адаптированной образовательной программы в рамках специального обучения лиц с нарушением речи.
3.3.3
навыком использования педагогических ситуаций для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся.
3.3.4
навыком анализа полученных результатов диагностики и навыком проведения консультирования родителей (законных представителей) детей с ТНР, педагогов по этому вопросу.
3.3.5
навыком применения технологий для осуществления коррекционно-развивающего индивидуализированного обучения.
3.3.6
навыком консультирования родителей (законных представителей) детей с ТНР, об особенностях возрастного и гендерного развития детей с ТНР.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методология консультирования лиц с ТНР, родителей (законных представителей) детей с ТНР, педагогов по вопросам логопедического сопровождения.

 
1.1
Особенности осуществления консультирования лиц с ТНР. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
1.2
Методы консультирования педагогов по вопросам логопедического сопровождения. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
1.3
Методы консультирования родителей по вопросам логопедического сопровождения. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
1.4
Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста с нарушением речи /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1.5
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением речи /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
1.6
Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением речи /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
 
Раздел 2. Технологии консультирования лиц с ТНР, родителей (законных представителей) детей с ТНР, педагогов по вопросам логопедического сопровождения.

 
2.1
Технологии консультирования педагогов по вопросам логопедического сопровождения. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
2.2
Технологии консультирования родителей (законных представителей) детей с ТНР. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
2.3
Технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
2.4
Технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми школьного возраста /Ср/
Л1.1Л2.1

10
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
2.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-2.5 ОПК-2.6 ОПК-4.3 ОПК-6.4 ОПК-6.5 ОПК-6.6
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Каковы оптимальные условия для полноценного развития ребенка с нарушением речи.

2. Каким коррекционным приемам работы с детьми, имеющими ФФН, целесообразно обучить их родителей, педагогов.

3. Охарактеризуйте какие развивающие компьютерные программы можно применять в процессе семейного воспитания ребенка с ОНР.

4. Составьте программы психомоторного и речевого развития детей с ДЦП.

5. Составьте программы речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями.

6. Составьте программы речевого развития детей с нарушением аутистического спектра.

7. Проанализируйте основные направления совместной работы специалистов и родителей в реабилитации заикающихся детей.

8. В чем заключаются особенности участия родителей в коррекционной работе по устранению дисграфии и дислексии.

9. Координация взаимодействия с семьей в практике работы психолога, воспитателя, учителя.

10. Цели и задачи сотрудничества педагогов и родителей, технологии сотрудничества.

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
11. Организация взаимодействия педагога с родителями.

12. Беседа - как важная форма и метод общения с родителями.

13. Перечислие проблемы, возникающие у педагогов при работе с детьми с нарушениями речи в инклюзивной среде.

14. Принципы, методы, приёмы, этические нормы консультирования родителей по вопросам логопедического сопровождения детей с речевыми нарушениями.

15. Методы и приёмы психолого-педагогического и логопедического консультирования.

16. Психологические особенности семей, воспитывающих детей с нарушениями речи, стратегии, модели, механизмы их психолого-педагогического сопровождения.

17. Специфика логопедического консультирования педагогов образовательных организаций.

18. Дислалия - основные нарушения речи.

19. Дизартрия - основные речевые нарушения.

20. Ринолалия - основные речевые проявления.

21. Логоневроз - основные речевые проявления.

22. Алалия - основные речевые проявления.

23. Афазия - основные речевые проявления.

24. Заикание - основные речевые проявления.

25. Тахилалия - основные речевые проявления.

26. Брадилалия - основные речевые проявления.

27. Специалисты необходимые для постановки диагноза.

28. Комплексность в работе психолога и логопеда.

29. Комплексность в работе дефектолога и логопеда.

30. Комплексность в работе логопеда и невролога. 

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1. Повышение мотивации ребенка для восприятия учебного материала.

2. Виды оргмоментов логопедического занятия, традиционные и нетрадиционные оргмоменты.

3. Значение физминутку на логопедическом занятии.

4. Раскройте классификацию физминуток.

5. Значение пальчиковой гимнастики на логопедическом занятии.

6. Какова роль развития мелкой моторики в процессе логопедического воздействия.

7. Назовите и охарактеризуйте виды пальчиковой гимнастики.

8. Расскажите о роли игровой деятельности в структуре логопедического воздействия.

9. Представьте одну из классификаций игр.

10. Охарактеризуйте дидактическую игру как эффективное средство логопедического воздействия.

11. Назовите принципы организации индивидуальных и фронтальных форм логопедической работы.

12. Каковы цели, задачи и виды фронтальной логопедической работы в зависимости от структуры речевого нарушения.

13. Использование ИКТ в логопедической деятельности.

14. Разработка программ логопедического консультирования лиц с дислалией.

15. Разработка программ логопедического консультирования лиц с дизартрией.

16. Разработка программ логопедического консультирования лиц с ринолалией.

17. Разработка программ логопедического консультирования лиц с алалией.

18. Разработка программ логопедического консультирования лиц с логоневрозом.

19. Разработка программ логопедического консультирования лиц с заиканием.

20. Разработка программ логопедического консультирования лиц с тахилалией.

21. Разработка программ логопедического консультирования лиц с брадилалией.

22. Разработка программ логопедического консультирования лиц с системными нарушениями речи.

23. Разработка программ логопедического консультирования лиц с комплексныыми нарушениями.

24. Разработка программ логопедического консультирования лиц с нарушением голоса.

25. Разработка программ логопедического консультирования с нарушением просодического компонента.

26. Разработка программ логопедического консультирования лиц с нарушением произношения отдельных звуков.

27. Разработка программ логопедического консультирования лиц с органическими нарушениями мозга.

28. Разработка программ логопедического консультирования лиц с задержкой речевого развития.

29. Разработка программ логопедического консультирования лиц с задержкой психо-речевого развития.

30. Разработка программ логопедического консультирования лиц с нарушениями психо-эмоционального развития.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бахтигулова, Л. Б. 
Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое сопровождение детей : учебник для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 363 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06557-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452319
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Байбородова, Л.В
Педагогика дополнительного образования. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова [и др.] ; под ред. Л. В. Байбородовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 241 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06162-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/437113 : учебное пособие
Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями - URL:  https://www.youtube.com/watch?v=NLpRWlCLuPQ
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.