2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование у обучающихся профессиональных компетенций, системных знаний, умений и навыков практической деятельности в области владения некоторыми (базовыми) технологиями коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы, имеющими речевые нарушения.  
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование базовых профессиональных категорий, основанных на теоретических и общеметодических положениях специальной (коррекционной) педагогики в разделах  дефектологии и логопедии
1.4
формирование навыков владения основными (базовыми) технологиями коррекционной работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, имеющими речевые нарушения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Логопедия (дислексия, дисграфия)
2.1.2
Логопедия (нарушение темпа речи, заикание)
2.1.3
Логоритмика
2.1.4
Методика преподавания математики (специальная)
2.1.5
Методика преподавания русского языка и литературы (специальная)
2.1.6
Проектирование программ логопедического сопровождения семей, воспитывающих детей с тяжелыми нарушениями речи
2.1.7
Технология формирования темпо-ритмической организации речи при заикании
2.1.8
Логопедия (дизартрия)
2.1.9
Логопедия (нарушения голоса)
2.1.10
Логопедия (ринолалия)
2.1.11
Практикум по обследованию моторных функций
2.1.12
Практикум по постановке голоса и выразительности речи
2.1.13
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.14
Анатомия и возрастная физиология
2.1.15
Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения
2.1.16
Ациклические виды спорта
2.1.17
Валеология
2.1.18
Введение в профессиональную деятельность
2.1.19
Основы медицинских знаний
2.1.20
Практикум по обследованию речи
2.1.21
Система обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.1.22
Теоретические и методологические основы логопедии
2.1.23
Тренинг коммуникативной компетентности
2.1.24
Учебная ознакомительная практика
2.1.25
Физическая культура и спорт
2.1.26
Филологическое обеспечение профессиональной деятельности
2.1.27
Циклические виды спорта
2.1.28
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.1: знает основы применения психолого-педагогических технологий (в том числе, инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
ОПК-3.2: знает типологию технологий индивидуализации обучения
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: знает основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
 
ОПК-7.2: знает закономерности формирования детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями, их социально-психологические особенности
 
ОПК-7.3: умеет сотрудничать с участниками образовательных отношений в рамках реализации адаптированных образовательных программ
 
ОПК-7.4: владеет готовностью выстраивать конструктивные отношения со всеми участниками образовательных отношений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности применения психолого-педагогических технологий в работе с детьми с нарушением ЭВС
3.1.2
особенности индивидуализированного обучения
3.1.3
эффективные средства, позволяющие работать с родительской общественностью
3.1.4
социально-психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями
3.1.5
основные стратегии педагогического взаимодействия; основные механизмы воздействия на партнера по общению
3.1.6
особенности выстраивания конструктивных отношений
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять психолого-педагогические технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушением ЭВС
3.2.2
применять разнообразные технологии в  коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушением ЭВС
3.2.3
разнообразить средства работы с родителями
3.2.4
формировать детско-родительские отношения в семье
3.2.5
осуществлять социальное и профессиональное взаимодействие в сотрудничестве с другими участниками образовательных отношений
3.2.6
выстраивать конструктивные отношения со всеми участниками коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями ЭВС
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком использования психолого-педагогических технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушением ЭВС
3.3.2
навыком применения психолого-педагогических технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с нарушением ЭВС
3.3.3
навыком оказания помощи родителям в овладении необходимыми педагогическими знаниями и умениями в работе с детьми
3.3.4
навыком формирования детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка с речевыми нарушениями
3.3.5
навыками проектирования и реализации психолого-педагогического взаимодействия в образовательных отношениях в рамках реализации коррекционно-логопедическая работа с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы
3.3.6
навыком выстраивания конструктивных отношений со всеми участниками коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями ЭВС
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Обследования произносительной, фонематической, лексико-грамматической, интоннационной и др.сторон речи. 

 
1.1
Предмет, объект и задачи логопедического обследования /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-7.4
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1.2
Анализ диагностических методик /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.4
4
0
 
1.3
Выделение разделов обследования детей с РАС /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-7.4
4
0
 
1.4
Анализ обследования детей с РАС /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-7.4
4
0
 
1.5
Составление плана логопедической работы /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.4
4
0
 
1.6
Составление ИОП /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.4
4
0
 
 
Раздел 2. Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных навыков, сенсорных функций, речи, целенаправленного поведения ребёнка. 

 
2.1
Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных навыков. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-7.4
4
0
 
2.2
Коррекционно-логопедическая работа по развитию сенсорных функций. /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.4
4
0
 
2.3
Планирование и организация коррекционно-логопедической работы по развитию познавательных навыков, сенсорных функций, речи, целенаправленного поведения ребёнка.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-7.4
4
0
 
2.4
Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных навыков, сенсорных функций, речи, целенаправленного поведения ребёнка.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-7.4
4
0
 
2.5
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-3.1 ОПК-3.2 ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
1) Дифференциальная диагностика раннего детского аутизма (РДА).

2) Классификация состояний по степени тяжести раннего детского аутизма (РДА).

3) Клинико-психологическая характеристика детей с раннем детским аутизмом (РДА).

4) Нарушение развития системы аффективной организации сознания и поведения у детей с аутизмом.

5) Понятие дисгармоничного развития личности.

6) Акцентуации и психопатии характера.

7) Типологии по Л. Шмишеку и А.Е. Личко.

8) Проблема социальной адаптации семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

9) Работа с родителями, имеющими детей с РАС

10) Модально специфические особенности детей с нарушением ЭВС

11) Особенности речевых нарушений у детей с нарушением ЭВС

12) Уровни речевых нарушений у детей с РАС

13) Коррекция речевых нарушений у детей с  РАС

14) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с нарушением ЭВС

15) Логопедическая помощь детям школьного возраста с комплексными нарушениями ЭВС и ЗПР.

16) Вторичные нарушения у детей с комплексными нарушениями.

17) Значение речевого развития у детей с комплексными нарушениями

18) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с комплексными нарушениями.

19) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с комплексными нарушениями  

20) Нарушения письменной речи у детей с   РАС

21) Коррекция нарушений письменной речи у детей с высокофунциональным аутизмом

22) Синдром Аспергера  

23) Особенности навыка чтения у детей с  РАС  

24) Особенности нарушений устной речи у детей с  РАС

25) Развитие навыка звукового анализа у детей с  РАС

26) Трудности обучения детей с РАС

27) ООП детей с рассторйством ЭВС

28) формирование произвольного и целенаправленного поведения у детей с нарушение ЭВС

29) Дезадаптивное поведение детей с РАС

30) Познавательная сфера детей с РАС

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных работ:

1) Особые образовательные потребности детей с РАС

2) Потребность в индивидуализированной «подготовки» к школьному обучению.

3) Потребность детей с РАС в специальной работе по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, позволяющего оказать ему помощь в осмыслении происходящего;

4) Потребность детей с РАС в создании условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка;

5) Потребность детей с РАС в четкой и упорядоченной временно-пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

6) Потребность детей с РАС в дозировании введения в его жизнь новизны и трудностей;

7) Потребность детей с РАС в специальной отработке форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с логопедом;

8) Потребность детей с РАС в постоянной помощи ребенку на уроке в осмыслении усваиваемых знаний и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции;

9) ООП обучающихся с РАС в индивидуально дозированном и постепенном расширении образовательного пространства  

10) Потребность в определении форм и содержания психолого- педагогической поддержки семьи.

11) Потребность в особенно четкой и упорядоченной временно- пространственной структуре образовательной среды, поддерживающей учебную деятельность ребенка;

12) Потребность в определении форм и содержания психолого- педагогической поддержки семьи;

13) Описание неречевой симптоматики ребенка с тяжелой степенью аутизма

14) Описание неречевой и речевой симптоматики ребенка с синдромом Аспергера

15) Обучение ребенка с РАС бытовым навыкам

16) Обучение пониманию речи ребенка с РАС

17) Особенности обучения пониманию слов «ДАЙ», «Покажи»

18) Особенности обучения пониманию слов – существительных

19) Особенности обучения пониманию глаголов детей с РАС

20) Развитие сенсорных навыков у детей с РАС

21) Работа с детьми с РАС в сенсорной комнате

22) Особенности нахождения ребенка с РАС в сенсорной комнате

23) Развитие активной речи у детей с легкой степенью нарушения ЭВС

24) Обучение связной речи детей с синдромом Аспергера

25) Использование  «любимых» игр ребенка с РАС в его речевом развитии

26) Грамматический строй речи у детей с РАС

27) Особенности лексики детей с РАС различной степени

 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
28) Звукопроизношение и его коррекция у детей с РАС

29) Воспитание положительных бытовых привычек у ребенка с РАС

30) Консультирование родителей по вопросам обучения и воспитания детей с расстройством ЭВС

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алпатова Н.С.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра. Вопросы теории и практики [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Алпатова Н.С., Карпова С.А., Федосеева Е.С.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2018.— 309 c.— URL : http://www.iprbookshop.ru/71733.html 
Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, ЭБС «IPRbooks», 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бондарь Т. А.
Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе [Электронный ресурс]/ Т.А. Бондарь [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Москва: Теревинф, 2019.— 280 c.— URL : http://www.iprbookshop.ru/90062.html 
Москва: Теревинф, ЭБС «IPRbooks» 2019., 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Логопедическое обследование дошкольника - URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618545/
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ -  URL:   

http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rusг

 
Э3
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.