Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы к экзамену
1) Лингвистические аспекты нарушения речи у детей с нарушением зрения
2) Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития людей с нарушением зрения.
3) Причины и классификация нарушения зрения.
4) Особенности речи и общения у детей с нарушением зрения.
5) Особенности формирования личности ребенка с нарушением зрения.
6) Возрастные особенности психофизического развития у детей с нарушениями зрения.
7) Психологические особенности детей с нарушениями зрения.
8) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с нарушением зрения
9) Особенности деятельности детей с нарушенным зрением.
10) Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным зрением.
11) Речевые нарушения у детей с нарушением зрения.
12) Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением зрения.
13) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с нарушением зрения.
14) Логопедическая помощь детям школьного возраста с нарушением зрения.
15) Принцип обходного пути в логопедической работе с детьми с нарушением зрительной функции.
16) Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития людей с нару-шением зрения.
17) Причины и классификация нарушения зрения.
18) Особенности формирования личности ребенка с нарушением зрения.
19) Вторичные нарушения у детей с нарушением зрения.
20) Значение речевого развития у детей с нарушением зрения
21) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с нарушением зрения
22) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с нарушением зрения
23) Нарушения письменной речи у детей с нарушением зрения
24) Коррекция нарушений письменной речи у детей с нарушением зрения
25) Особенности навыка чтения у детей с нарушением зрения
26) Особенности нарушений устной речи у детей с нарушением зрения
28) Особенности речи и общения у детей с нарушением зрения.
29) Особенности формирования личности ребенка с нарушением зрения.
30) Возрастные особенности психофизического развития у детей с нарушениями зрения.
31) Психологическая диагностика и коррекция детей с нарушениями зрительной функции.
32) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику
33) Понятие о норме и отклонениях в развитии.
34) Система государственной социальной помощи детям с нарушениями зрения и речи. СОУ.
35) Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с нарушениями зрения и речи. Диагностика.
36) Логопедическая работа с незрячими и слабовидящими детьми
37) Модели игровых приемов и занятий с детьми с нарушением речи с зрения
38) Специфические особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.
39) Дидактические игры, методические пособия для детей с нарушениями зрения
40) Логопедическое воздействие в ДОУ для детей с нарушением зрения
41) Общие вопросы организации психолого -педагогической помощи детям с нарушением зрения
42) Система государственной социальной помощи детям и взрослым с нарушением зрения
43) Дифференциальная диагностика детей с нарушением зрения и сенсорной алалией
44) Использование наглядно – дидактического материала для проведения занятий с детьми с нарушением зрения
45) Особенности формирования лексико – грамматических категорий, фонематических процессов у детей с нарушением зрения
46) Особенности мелкой и артикуляционной моторики у детей с нарушением зрения.
47) Ребенок с ограниченными возможностями развития как объект и субъект воспитания и обучения.
48) Дифференцированное и интегрированное обучение.
49) Специфические особенности обучения и воспитания детей с проблемами развития.
50) Понятие о дифференцированном и интегрированном обучении учащихся с нарушением слуха
51) Возможности интеграции их в социум детей с нарушением зрения.
52) Организация отбора детей с отклонениями в развитии в специальные коррекционные учреждения.
53) Педагогическое изучение детей и подростков с нарушением зрения в условиях детских образовательных учреждений.
54) Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями и с нарушениями речи.
55) Специфические особенности обучения и воспитания детей с проблемами развития
56) Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в специальных учреждениях.
57) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику.
58) Технология деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении.
59) Дифференциальная диагностика детей с нарушением зрения и аутизмом
60) Дифференциальная диагностика детей с нарушением зрения и ЗПР
Темы письменных сообщений
1) Психологические особенности детей с нарушениями зрения.
2) Тифлопедагогика. Нарушения зрения.
3) Модально специфические особенности дизонтогенеза детей с нарушением зрения
4) Особенности деятельности детей с нарушенным зрением.
5) Общие и специфические закономерности эмоционально-волевого развития детей с нарушенным зрением.
6) Речевые нарушения у детей с нарушением зрения.
7) Коррекция речевых нарушений у детей с нарушением зрения.
8) Деятельность логопеда в группе ДОУ для детей с нарушением зрения.
9) Логопедическая помощь детям школьного возраста с нарушением зрения.
10) Проблема компенсации нарушенной зрительной функции.
11) Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития людей с нарушением зрения.
12) Причины и классификация нарушения зрения.
13) Особенности формирования личности ребенка с нарушением зрения.
14) Вторичные нарушения у детей с нарушением зрения.
15) Значение речевого развития у детей с нарушением зрения
16) Особенности занятий по развитию лексико- грамматического строя речи у детей с нарушением зрения
17) Особенности занятий по развитию связной речи у детей с нарушением зрения
18) Нарушения письменной речи у детей с нарушением зрения
19) Коррекция нарушений письменной речи у детей с нарушением зрения
20) Особенности навыка чтения у детей с нарушением зрения
21) Особенности нарушений устной речи у детей с нарушением зрения
22) Развитие навыка звукового анализа у детей с нарушением зрения
23) Тифлопсихология как наука о закономерностях психического развития людей с нарушением зрения.
24) Причины и классификация нарушения зрения.
25) Особенности речи и общения у детей с нарушением зрения.
27) Возрастные особенности психофизического развития у детей с нарушениями зрения. Лингвистические нарушения речи
28) Психологическая диагностика и коррекция детей с нарушениями зрительной функции.
29) Особенности психолого- педагогического сопровождения участников образовательного процесса в учреждении, реализующем инклюзивную практику
30) Система государственной социальной помощи детям с нарушениями зрения и речи.СОУ.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются промежуточным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Форма проведения экзамена для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как. в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.
При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.
Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
- в печатной форме увеличенным шрифтом,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями слуха:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
- в печатной форме,
- в форме электронного документа.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
При проведении процедуры оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:
а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);
б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);
в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).
При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.