2022-2023_zm44_04_01 РЯЛ 2038 гр__plx_Современные проблемы науки и образования_Русский язык и литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Современные проблемы науки и образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
88
аудиторные занятия
16
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
магистр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
12
12
12
12
Итого ауд.
16
16
16
16
Кoнтактная рабoта
16
16
16
16
Сам. работа
88
88
88
88
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Захарова И. М. _________________
 
 
Современные проблемы науки и образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 126)
 
44.04.01 Педагогическое образование, профиль Русский язык и литература
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель осовения дисциплины:
1.2
сформировать знания о специфике, принципах, формах, методах модернизации системы российского образования, а также связанных с этим основных изменений в деятельности педагога.
1.3
Задачи:
1.4
развить умение выделять и решать профессионально-педагогические проблемы и задачи;
1.5
определить современную проблематику в науке и образовании;
1.6
ознакомить с концепцией ФГОС, профессиональным стандартом педагога и новым порядком аттестации педагогических кадров на основе ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов);
1.7
сформировать профессиональную компетентность в аспекте проектирования путей решения профессиональных педагогических (управленческих) проблем с научных методологических позиций. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Входные компетенции формируются на предыдущем уровне образования (бакалавриат)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Метапредметное обучение
2.2.2
Методика преподавания русского языка как иностранного
2.2.3
Организация проектной и исследовательской деятельности по предметам  Русский язык, Литература
2.2.4
Практикум по литературе
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.7
Русская литература в контексте культур
2.2.8
Современные образовательные технологии
2.2.9
Современный литературно-критический процесс
2.2.10
Технологии представления результатов научно-исследовательской деятельности
2.2.11
Производственная преддипломная практика
2.2.12
Современные средства оценивания результатов обучения  по предметам Русский язык, Литература
2.2.13
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.14
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.15
Отечественная литература
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
 
УК-1.1: Выявляет проблемную ситуацию в процессе анализа проблемы, определяет этапы ее разрешения с учетом вариативных контекстов
 
 
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки
 
УК-6.1: Применяет рефлексивные методы в процессе оценки разнообразных ресурсов (личностных, психофизиологических, ситуативных, временных и т.д.), используемых для решения задач самоорганизации и саморазвития
 
 
ОПК-1: Способен осуществлять и оптимизировать профессиональную деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики
 
ОПК-1.1: Знает приоритетные направления развития системы образования Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в сфере образования в Российской Федерации
 
 
ОПК-2: Способен проектировать основные и дополнительные образовательные программы и разрабатывать научно-методическое обеспечение их реализации
 
ОПК-2.1: Знает содержание основных нормативных документов, необходимых для проектирования ОП; сущность и методы педагогической диагностики особенностей обучающихся; сущность педагогического проектирования; структуру образовательной программы и требования к ней; виды и функции научно-методического обеспечения современного образовательного процесса
 
 
стр. 4
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
ОПК-8: Способен проектировать педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний и результатов исследований
 
ОПК-8.1: Знает особенности педагогической деятельности; требования к субъектам педагогической деятельности;  результаты научных исследований в сфере педагогической деятельности
 
 
ОПК-4: Способен создавать и реализовывать условия и принципы духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Знает общие принципы и подходы к реализации процесса воспитания; методы и приемы формирования ценностных ориентаций обучающихся, развития нравственных чувств (совести, долга, эмпатии, ответственности и др.), формирования нравственного облика (терпения, милосердия и др.), нравственной позиции (способности различать добро и зло, проявлять самоотверженность, готовности к преодолению жизненных испытаний) нравственного поведения; документы, регламентирующие содержание базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Умеет создавать воспитательные ситуации, содействующие становлению у обучающихся нравственной позиции, духовности, ценностного отношения к человеку
 
ОПК-4.3: Владеет методами и приемами становления нравственного отношения обучающихся к окружающей действительности; способами усвоения подрастающим поколением и претворением в практическое действие и поведение духовных ценностей (индивидуально-личностных, общечеловеческих, национальных, семейных и др.)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические и прикладные аспекты развития современной науки и образования;
3.1.2
основы системного подхода в аспекте реализации принципов индивидуализации обучения, развития и воспитания обучающихся (в том числе и для лиц с ОВЗ)
3.1.3
нормативные документы для проектирования и оценки ОП;
3.1.4
парадигмы современного российского образования в аспекте реализации требований ФГОС;
3.1.5
современное состояние и направления модернизации системы российского образования (на  примере ФГОС, Профессионального стандарта педагога, нового порядка аттестации педагогических работников);
3.1.6
метапредметные технологии и педагогические дефициты их применения.
3.1.7
3.1.8
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
составлять матрицу проблем совремнного образования;
3.2.2
анализировать особенности педагогической деятельности и результаты научных исследований в сфере педагогической науки;
3.2.3
осуществлять критический анализ проблемных ситуаций с целью выработки стратегии действий
3.2.4
применять системно-деятельностный подход как актуальную основу современного российского образования;
3.2.5
осуществлять  профессиональное и личностное самообразование, проектировать индивидуальный профессиональный образовательный маршрут с целью повышения уровня профессиональной компетентности и качества педагогической деятельности;
3.2.6
проектирование социальных ситуаций, образовательной среды класса, школы в аспекте формирования нравственно-ценностных качеств обучающихся.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком анализа образовательной ситуации для определения стратегии развития образовательной среды;
3.3.2
навыком осмысления и критического анализа своего уровня профессиональной компетентности в аспекте соблюдения нормативно-правовых актов;
3.3.3
навыком проектирования образовательного пространства класса (школы) в аспекте решения актуальных проблем образования;
3.3.4
способен определять пути решения выявленных образовательных проблем.
3.3.5
3.3.6
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Современное состояние и направления развития науки и модернизации  системы российского образования

 
стр. 5
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
1.1
ФГОС – решение проблем современного образования. Введение новых  федеральных  государственных  образовательных  стандартов. Концепция ФГОС ООО. Новая модель аттестации педагогов на основе ЕФОМ /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э6

2
ОПК-1.1
1
0
 
1.2
Актуальные прооблемы современной педагогической науки с позиции введения ФГОС /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э2 Э3 Э4 Э6

2
1
0
 
1.3
Психолого-педагогические принципы индивидуализации обучения, воспитания и развития (включая ОВЗ) /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э6

2
1
0
 
1.4
Инновационные технологии в системе образования в аспекте реализации ФГОС ДО, НОО, ООО /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1.1
1
0
 
1.5
Современные теоретические и прикладные аспекты развития науки и образования. Управленческая функция (научно-прикладной и методические аспекты реализации) /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

10
ОПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 2. Актуальные проблемы дидактики с позиции введения  ФГОС ДО

 
2.1
Основы проектирования образовательных программ в аспекте выработки и реализации стратегии действий  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э6

2
ОПК-1.1
1
0
 
2.2
Формирование и развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Инновационные образовательные технологии.  Система контроля планируемых результатов. Мониторинг образовательных результатов. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э3 Э5 Э6

2
ОПК-1.1
1
0
 
2.3
Составить матрицу проблем современного образования на основе изучения видеофильма "Ищу учителя" и первоисточников /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э6

12
ОПК-1.1
1
0
 
2.4
Теоретический анализ направлений развития науки и образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э6

12
ОПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 3. Актуальные проблемы воспитания с позиции введения  ФГОС ДО, НОО. ООО

 
3.1
Актуальные проблемы модернизации современной системы образования.  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э5 Э6

4
ОПК-1.1
1
0
 
3.2
Проектирование решений выявленных проблем образования с учетом требований ФГОС /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э5 Э6

24
ОПК-1.1
1
0
 
 
Раздел 4. Актуальные проблемы повышения уровня квалификации  педагогических  работников в аспекте реализации современных требований к качеству образования

 
стр. 6
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
4.1
Новое в нормативно-правовой базе по аттестации педагогических кадров Республики Татарстан. Основные положения методики оценки  уровня квалификации педагогических  работников. Квалификационные испытания /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э4 Э6

2
ОПК-1.1
1
0
 
4.2
Основные критерии оценки уровня сформированности профессиональной компетенции учителя начальной школы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э4 Э5 Э6

10
ОПК-1.1
1
0
 
4.3
Рефлексивная компетентность педагога; Методическая компетентность педагога в аспекте новой модели аттестации педагогических работников. /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э5 Э6

10
ОПК-1.1
1
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестаця:

Примерные вопросы (теоретические и практические)к зачету:

1.В чем состоит необходимость изменения целей современного образования.

2.Каковы современные проблемы науки связаны с образовательными результатами.

3.Назовите и обоснуйте основные трудности развития личностных образовательных результатов детей дошкльного возраста.

4.На конкретных примерах покажите особенности развития духовно-нравственной сферы детей дошкольного возраста. Подкрепите свои наблюдения теоретическими положениями.

5.Опишите важнейшие эффекты учебного сотрудничества участников образовательного процесса в ДОО.  

6.Каких образовательных результатов, обозначенных во ФГОС, позволяет достичь организация учебного сотрудничества на занятиях

7.Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов в речевом развитии детей дошкольного возраста

8.Разработайте план психопрофилактической беседы педагога, работающим с родителями на тему: «Психологические особенности кризиса 3-х лет»

9.Психолого-педагогическое сопровождение воспитатеьного процесса в аспекте достижения метапредметных результатов

10.Общая характеристика регуляторных УУД и роль педагога в их развитии у воспитанников

11.Общая характеристика познавательных УУД и роль педагога в их развитии у воспитанников

12.Общая характеристика личностных УУД и роль педагога в их развитии у воспитанникв

13.Общая характеристика коммуникативных УУД и роль педагога в их развитии у воспитанников

14.Влияние сотрудничества на формирование  деятельности в дошкльном возрасте

15.Управление педагогическим коллективом в аспекте достижения образовательных результатов, заявленных во ФГОС

16.Структура профессиональной компетенции педагога в аспекте новых требований к аттестации педагогических работников

17.Профессиональная карьера педагога и критерии оценки ее успешности

18.Современные проблемы педагогической науки и пути их решения

19.Проектирование индивидуального образовательного маршрута в аспекте личностного самообразования

20.Управление своей профессиональной карьерой. Пути самообразования

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль:

Примерная тематика рефератов

1. Современные вызовы образованию: технологические изменения в информационной сфере; - структурные изменения в экономике; - динамические изменения в  обществе (смена системы приоритетов и ценностей); глобальные проблемы современности.

2. Актуальность новых образовательных стандартов. Эволюция стандартов в российском образовании.

3. Базовые документы ФГОС. Структура ФГОС. Преемственность стандартов начального общего и основного общего образования.

4. Психолого-педагогические основы образовательного  процесса: компетентностный подход,  системно-деятельностный подход.

5. Современная модель аттестации педагогических работников. Оценка уровня квалификации педагогических  работников на основе ЕФОМ.

 
стр. 7
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
6. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности.

7. Технологии развивающего обучения и достижение метапредметных образовательных результатов.  

8. Система оценки планируемых результатов освоения образовательных программ.

9. Цифровые методические информационные ресурсы.

10. Урок в свете требований системно-деятельностного подхода.

11. Анализ урока с позиции требований системно-деятельностного подхода.

12. Проектирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода.

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Алдошина, М. И. Современные проблемы науки и образования : учебное пособие для вузов / М. И. Алдошина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12038-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/446688
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
История и философия науки : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. В. Бряник, О. Н. Томюк, Е. П. Стародубцева, Л. Д. Ламберов ; под общей редакцией Н. В. Бряник, О. Н. Томюк. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та. — 290 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07546-5 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-7996-1142-2 (Изд-во Урал. ун-та). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442074
 
Л2.2
Иванов, Е. В. История и методология педагогики и образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Иванов. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 173 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-07233-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438820
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Захарова И.Г. 
Информационные технологии в образовании.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.
, М.: Издательский центр «Академия», 2005.
 
Л3.2
Горшков М. К., Ключарев Г. А.
Непрерывное образование в современном контексте: Педагогика, психология, социальная работа/Образование и педагогика
Юрайт, 2019
 
Л3.3
Дзялошинский, И. М. Современный медиатекст. Особенности создания и функционирования : учебник для вузов / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 345 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11621-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445761
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Современные проблемы науки и образования (электронный журнал) Режим доступа: https://science-education.ru/(дата обращения 28.08.2018г.)

 
Э2

Проблемы науки (электронный журнал) Режим доступа: https://scienceproblems.ru/ (дата обращения 28.08.2018г.) 

 
Э3
Актуальные проблемы современной науки (электронный журнал) Режим доступа:https://elibrary.ru/title_about.asp?id=8393(дата обращения 28.08.2018г.) 
 
стр. 8
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Э4
Избранные вопросы современной науки. Часть XXI [Электронный ресурс]: монография/ М.Э. Гузич [и др.].—

Электрон. текстовые данные.— М.: Перо, Центр научной мысли, 2016.— 108 c Режим доступа:http://www.iprbookshop.ru/59064.html.— ЭБС «IPRbooks»(дата обращения 28.08.2018г.) 

 
Э5
Проблемы современной науки и образования  (электронный журнал) Режим доступа: https://elibrary.ru/ (дата обращения 28.08.2018г.) 
 
Э6
Журнал "Наука сегодня" Режим доступа: https://elibrary.ru (дата обращения 28.08.2018г.) 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-303 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

 
стр. 9
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.

Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, 

 
стр. 10
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

Методические указания к организации самостоятельной работы магистрантов:

Самостоятельная работа магистрантов – это процесс активного, целенаправленного приобретения новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.Формы и методы самостоятельной работы магистрантов:

1) конспектирование и аннотирование литературы;

2) подготовка и выступление докладом;

3) работа над понятийным аппаратом (составление понятийного словаря по теме;

4) самостоятельное изучение тем;

5) подготовка к семинарским занятиям;

6) подготовка презентаций;

7) проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

цель и содержание задания;

сроки выполнения;

ориентировочный объем работы;

основные требования к результатам работы и критерии оценки;

возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Например, В ходе изучения тем самостоятельной работы магистрантам необходимо посмотреть документальный цикл "Ищу учителя", выявить ключевые понятия и проблемы, составить терминологический словарь. составить матрицу проблем, выделяемых авторами фильма.

Инструкция для выполнения:

1. определить основную проблематику современного образования на основе просмотра документального цикла и изучения первоисточников;

2. произвести ранжирование проблем по степени важности;

3. определить связи между выявленными проблемами (причинно-следственные и иные)

4. продумать пути решения выявленной проблематики.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

просматривать основные определения и факты;

повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной 

 
стр. 11
УП: zm44.04.01 РЯЛ 2038 гр..plx
 
теме литературы;

изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Методические указания для обучающихся с ОВЗ:

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.