Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1
Э1 Э2
Э1
Э1
Э1 Э2
Э1 Э2
F-критерий Фишера. /Ср/
Э1 Э2
Э1 Э2
Список вопросов к зачету и типовые практические задания к зачету
1. Математические основы измерения в психологии. Понятие выборки. Репрезентативность выборки. Соотношение генеральной и выборочной совокупностей.
2. Типы измерительных шкал и виды допустимых преобразований. Тестирование и теория измерений.
3. Ряды распределения. Построение гистограммы распределения. Меры изменчивости распределения: асимметрия, эксцесс, дисперсия, стандартное отклонение.
4. Меры центральной тенденции: значение средних, моды, медианы в статистике.
5. Расчет необходимой численности выборки.
6. Закон нормального распределения и его характеристика.
7. Проверка нормальности распределения.
8. Анализ общих условий возникновения нормального распределения. Теоретическое и эмпирическое распределение. Функции и свойства распределения.
9. Типы статистических гипотез и их проверка.
10. Уровень статистической значимости.
11. Корреляционный анализ, сила связи и оценка значимости корреляции.
12. Условия применения r-Пирсона
13. Требования к применению r-Спирмена
14. τ-Кендалла и условия его прменения
15. Статистическая проверка психологических гипотез. Основные понятия проверки гипотез.
16. Оценка статистической значимости разности средних двух зависимых и независимых выборок.
17. Применение t-критерия Стьюдента.
18. Применение F-критерия Фишера
19. Непараметрические и параметрические критерии оценки различий.
20. Применение Пирсона.
21. Применение -критерий Фишера.
Примеры практических заданий
Тема: Табулирование и наглядное представление данных
Задание: Постройте таблицу сгруппированных частот и гистограмму по следующим исходным данным сначала «вручную», затем с использованием программы SPSS:
68,67,39,30,54,36,40,57,29,45,51,59,28,65,41,56,60,59,45,47,51,31,71,48, 58,49,46,54,29,41,60,68,37,64,61,71,60,47,62,33.
Вариант 2. Результаты тестирования по одной из шкал MMPI: 58, 48, 36,58,59.10,50,55,53,56,41,45,62.56,59,65,48,57,62,52,49,49,47.47.48.44,42,52. 35,53,42,34,33,56,63,51,41,65,61,46.
Вариант 3. Результаты диагностики по тесту Векслера: 88; 80; 83; 131;75;68; 120;77; 72;92;99;73; 115; ПО; 123; 117; 87; 105;91;83;71;92;98; 106; 125,90,129; 132,86,105,127,96,104.114,115,121,121,101,99,79.
Вариант 4. Результаты диагностики по тесту Векслера: 84; 94; 92; 107;98; 125;84;74; 125:119; 111;91; 103;82; 114; 123;75; 96;97;72; 124;78; 113; 128; П4;98;94;77; 121;8'7;80; 105; 1 )8;98;90;78;82; 115; 113; 111.
Тема: Измерительные шкалы
Задание1: Определите, к каким измерительным шкалам относятся следую¬щие измерения:
1. Академический ранг — ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор — как мера продвижения по службе.
2. Военные чины — капитан, майор, подполковник как мера продвиже¬ния по службе.
3. Время реакции (в секундах).
4. Время решения задачи (в секундах).
5. Календарное летоисчисление.
6. Классы и виды в биологии.
7. Когнитивный стиль рефлексивный, импульсивный, смешанный)
8. Масса (в килограммах).
9. Ранг успеваемости в классе средней школе.
10. Раса.
11. Расстояние (в метрах).
12. Рост.
13. Ряд объектов, которые расположены испытуемым в порядке пред¬почтения.
14. Скоростные характеристики нервной системы (подвижная инертная н.с).
15. Телефонные номера.
16. Температура (по Кельвину).
17. Температура (но Цельсию).
18. Типы темперамента— холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.
19. Цвет волос (темный, светлый).
20. Цифры, кодирующие национальность (русский — 1, немец — 2, англичанин —3).
21. Цифры, кодирующие пол (мужской — 1, женский — 0),
22. Цифры, кодирующие семейное положение (женат — 1, холост – 0).
23. Школьная система оценки успеваемости в баллах (5, 4, 3, 2, 1).
24. Коды факультетов 1 — исторический, 2 – филологический, 3 – факультет психологии и т.д.
Задание 2: представьте в табличной форме (в программе SPSS) исходные данные согласно типу шкалы.
Тема: Табличное представление опытных данных
Построить упорядоченную выборку, ранжированный ряд, ряд частот и ряд сгруппированных частот, гистограммы для выборки со значениями:
1. 14,11.20,9,10.11,8,10,15,14,8,7,10.10,5,8
2. 29.21,20,17,19,18,16,18,23,22,13,15,18,13,16,12.18,17
3. 18,11,12.11,11,13,12.9,10,11,8,10.15,14.8,7.10.10,5
4. 18.11.9.6.7,8.5.7.112,11,5.4.7.7.2.5.6.6.7.6.7
5. 11.23,22,29,30,31.28,30,35,34,28,27,30.30,25,28
Тестовые задания
Подчеркните все правильные ответы:
1. Специфика психологического измерения заключается:
А) объект, который подвергается измерению, не является абстрактным понятием, и имеет собственные мотивы
Б) измеряемое свойство трудно объективизировать
В) существующие методы исследования (измерения) не являются совершенными
Г) в психологии существует абсолютная точка отчёта
2. Виды погрешностей:
А) основная и дополнительная
Б) абсолютная и относительная
В) систематическая и случайная
Г) специальные и безобидные
Д) основная и специальная
3. Репрезентативная выборка – это:
А) выборка, имеющая все основные признаки генеральной совокупности в той же пропорции или с той же частотой, что и в генеральной совокупности
Б) группа респондентов, обладающая характеристиками, соответствующими характеристикам большей популяции, которую исследователь хочет описать.
Подчеркните только один правильный (наиболее точный) ответ:
4. Измерение - …. С помощью которого измеряемый объект сравнивается с некоторым эталоном и получает числовое выражение в определённом масштабе или шкале.
А) процесс
Б) процедура
В) состояние
УП: b44.03.02 ПО а642.plm.xml стр. 8
Г) результат
5. Номинальная (шкала наименований) классифицирует объект по:
А) названию и устанавливает соответствие признака тому или иному классу.
Б) принципу больше-меньше и субъекты могут быть ранжированы.
В) принципу больше на определённое количество единиц или наоборот.
Г) классифицирует объекты или субъекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства.
6. Рандомизация – это:
А) способ устранения погрешностей при помощи проверки правильности показаний измерительных приборов на контрольных приборах
Б) способ устранения погрешностей при помощи установления зависимости между показателями прибора и размером измеряемой (входной) величины, процесс подстройки показаний выходной величины.
В) способ устранения погрешностей при помощи предоставления потенциальным испытуемым равных шансов стать реальными участниками исследования, для того чтобы выборка представляла генеральную совокупность.
7. Правила ранжирования включают:
А) упорядочивание
Б) приписывание максимального ранга значению, имеющего максимальное (или минимальное) значение
В) выстраивание всех объектов в ряд – в порядке возрастания (или убывания) заданного критерия.
8. Генеральная совокупность – это:
А) совокупность изучаемых признаков, представленных в выборке
Б) единица наблюдения, представленная в выборке
В) совокупность всех единиц наблюдения, представляющая изучаемое явление.
9. Выборка представляет собой:
А) группу испытуемых, представляющих определенную популяцию и отобранных для исследования
Б) группу испытуемых, отобранных для исследования
В) группу испытуемых, представляющих определенную популяцию
10. Ряд распределения представляет собой:
А) упорядоченное расположение единиц совокупности, сгруппированных по одному из конкретных признаков
Б) числовой ряд, имеющий количественные и порядковые признаки
В) варианты значения признака, которые встречаются в данной совокупности
Г) числовой ряд, содержащий данные об отдельных значениях данного признака.
11. Мода — это:
А) такое значение из множества измерений, которое встреча¬ется наиболее часто
Б) максимальное значение признака
В) модная величина, имеющая максимальную частоту
12. Медиана – это:
А) значение признака, которое делит множество данных и является показателем его cередины
Б) значение признака, которое делит упорядоченное (ранжированное) множество данных пополам так, что одна половина всех зна¬чений оказывается меньше медианы, а другая — больше
В) значение признака, указывающего на наиболее часто встречаемую величину
13. Среднее выборочное, среднее арифметическое – определя¬ется как:
А) сумма всех значений измеренного признака, деленная на количество суммированных значений
Б) сумма всех значений, деленная на количество изучаемого признака
В) значение, полученное в результате суммирования всех значений
14. Дисперсия представляет собой:
А) меру изменчивости метрических данных
Б) наиболее часто встречаемую меру рассеивания случайной величины
В) часто встречаемую меру изменчивости метрических данных
А) степень свободы
Б) степень изменчивости
В) степень варьирования
16. Нормальное распределение признака – это:
А) распределение признака с определенным математическим ожиданием и соответствующим стандартным отклонением
Б) распределение вероятностей непрерывной случайной величины, которое описывается плотностью
В) распределение признака строго симметрично относительно средней величины, при которой сохраняется правильная колоколообразная форма кривой
УП: b44.03.02 ПО а642.plm.xml стр. 9
Г) распределение соответствующее нулевой гипотезе
17. Стандартное отклонение – это:
А) мера того, насколько широко разбросаны точки данных относительно их среднего
Б) показатель, упрощающий анализ дисперсии
В) мера компактности вероятностно¬го распределения
Г) показатель разброса признака
18. Статистическая гипотеза представляет собой:
А) предположительное суждение о вероятностных закономерностях, которым подчиняется изучаемое явление
Б) суждение о закономерностях, влияющих на изучаемое явление
В) гипотезу о возможных согласованиях полученных данных с предварительным предположением
19. Нулевая гипотеза – это:
А) предположение, что результата — конечной цели исследования — не существует
Б) предположение о том, что между определенными статистическими параметрами существуют связи или различия.
В) предположение, что результат — конечной цели исследования — существует
20. Уровни статистической значимости характеризуют:
А) вероятность того, что различия являются достоверными, а они на самом деле случайны
Б) вероятность достоверности нулевой гипотезы
В) достоверность полученных результатов
21. Уровень р≤0,05 является в психологии показателем:
А) того, что различия достоверны на 5%-м уровне и вероятность их недостоверности равна 5/100 (0,05%)
Б) того, что различия не достоверны на 5%-м уровне и вероятность их достоверности равна 5/100 (0,05%)
В) того, что различия достоверны на 1%-м уровне и вероятность их недостоверности равна 1/100 (0,01%)
22. В группу параметрических критериев входят:
А) методы, направленные на выявление тенденции изменения признака при переходе от условия к усло¬вию при любом распределении признака
Б) методы для вычисления описательных статистик, построения графиков на нормальность распределения, проверка гипотез о при¬надлежности двух выборок одной совокупности
В) методы, направленные на оценивание лишь средних тенден¬ций
23. Связанными называют выборки в тех случаях, когда:
А) есть контрольная группа и опытная группа, состоящая из разных испытуемых, количество которых в группах может быть различно
Б) одна и та же группа объектов порождает числовой материал для проверки гипотез о средних
В) совокупности повторных измерений на разных объектах
24. Выбор метода определения достоверных различий средних значений выборки зависит:
А) от объема выборки
Б) от количества проведенных исследований
В) от _орректности проведенного исследования
25. Малой выборкой принято называть:
А) если объем выборки n = 30 единицам
Б) если объем выборки n > 30 единиц
В) если объем выборки n ≤ 30 единиц
26. Сравнение дисперсии двух выборок по критерию Фишера применяется:
А) на больших выборках
Б) на малых выборках
В) как в малых, так и в больших выборках
27. В основе корреляционного анализа лежит представление:
Б) о связях изучаемых признаков
В) о типе, форме и тесноте (плотности) как свойств связей изучаемых признаков
29. Коэффициент корреляции может колебаться в пределах:
А) от – 1 до + 1
Б) от 0 до 1
В) от – 1 до 0
30. Коэффициент ранговой корреляция ………….. применяется в тех ситуациях, когда необходимо выяснить насколько обретают отношения переменные в вариационном ряду и насколько они связаны между собой.
УП: b44.03.02 ПО а642.plm.xml стр. 10
А) Спирмена
Б) Бравэ-Пирсона
В) Стьюдента
31. Критерий -Пирсона применяется для:
А) проверки статистических гипотез
Б) определения различий полученных результатов исследования
В) определения репрезентативности выборки
32.При формулировании вывода о статистической гипотезе критерий Манна-Уитни является:
А) соответствует общему правилу
Б) исключением из правил
В) в некоторых случаях соответствует общему правилу, а в некоторых случаях может быть исключением из правил
Тематика рефератов
1. Психология и математика (История вопроса).
2. Основы статистики (описательная статистика).
3. Генеральная совокупность и выборка исследования.
4. Требования к формированию выборки.
5. Зависимые и независимые выборки.
6. Программа SPSS.
7. Таблица исходных данных.
8. Таблицы и графики распределения частот.
9. Понятие измерения в эмпирическом исследовании.
10. Измерительные шкалы.
11. Шкалы измерения в психологии. Шкалы наименований.
12. Шкалы измерения в психологии. Порядковая шкала.
13. Шкалы измерения в психологии. Шкала отношений.
14. Шкалы измерения в психологии. Интервальная шкала.
15. Построение многомерных номинативных и ранговых шкал.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к самостоятельной работе студентов
1.Тематика и планы для самостоятельного закрепления программного материала.
Инструкция: Студенту, пропустившему какую-либо тему программы, предоставляется возможность полнить работу по следующему плану занятия.
Самостоятельная работа к теме: Табулирование и наглядное представление данных
Задание: Постройте таблицу сгруппированных частот и гистограмму по следующим исходным данным:
Вариант 1. Результаты тестирования по одной из шкал MMPI:
68,67, 39,30, 54,36,40,57,29,45,51,59,28,65,41,56,60,59,45,47,51, 31,71,48, 58,49,46,54,29,41,60,68,37,64,61,71,60,47,62,33.
Вариант 2. Результаты тестирования по одной из шкал MMPI: 58, 48, 36,58,59.10,50,55,53,56,41,45,62.56,59,65,48,57,62,52,49,49,47.47.48.44,42,52. 35,53,42,34,33,56,63,51,41,65,61,46.
Вариант 3. Результаты диагностики по тесту Векслера: 88; 80; 83; 131;75;68; 120;77; 72;92;99;73; 115; ПО; 123; 117; 87; 105;91;83;71;92;98; 106; 125,90,129; 132,86,105,127,96,104.114,115,121,121,101,99,79.
Вариант 4. Результаты диагностики по тесту Векслера: 84; 94; 92; 107;98; 125;84;74; 125:119; 111;91; 103;82; 114; 123;75;
Самостоятельная работа к теме: Измерительные шкалы
Задание: определите к каким измерительным шкалам относятся следую¬щие измерения:
1. Академический ранг — ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор — как мера продвижения по службе.
2. Военные чины — капитан, майор, подполковник как мера продвиже¬ния по службе.
3. Время реакции (в секундах).
4. Время решения задачи (в секундах).
5. Календарное летоисчисление.
6. Классы и виды в биологии.
7. Когнитивный стиль рефлексивный, импульсивный, смешанный)
8. Масса (в килограммах).
9. Ранг успеваемости в классе средней школе.
10. Раса.
11. Расстояние (в метрах).
12. Рост.
13. Ряд объектов, которые расположены испытуемым в порядке пред¬почтения.
14. Скоростные характеристики нервной системы (подвижная инертная н.с).
15. Телефонные номера.
16. Температура (по Кельвину).
17. Температура (но Цельсию).
18. Типы темперамента— холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.
19. Цвет волос (темный, светлый).
20. Цифры, кодирующие национальность (русский — 1, немец — 2, анг¬личанин —3).
21. Цифры, кодирующие пол (мужской — 1, женский — 0),
22. Цифры, кодирующие семейное положение (женат — 1, холост – 0).
23. Школьная система оценки успеваемости в баллах (5, 4, 3, 2, 1).
24. Коды факультетов 1 — исторический, 2 – филологический, 3 – фа¬культет психологии и т.д.
Самостоятельная работа к теме: Обработка данных, полученных с помощью экспертной оценки.
Задание: Произвести обработку бланков, полученных у 10 экспертов по оценке профессиональной компетентности будущего учителя после открытого урока с учетом требований, предъявляемых к подобного рода работам.
Самостоятельная работа к теме: Вычисление числовых характеристик выборочной совокупности
Задание: Определите моду, медиану, среднее, дисперсию, стандартное отклонение и коэффициент вариации для следующих выборок:
Вариант 1. 78, 98. 92, 116.109, 84, 90. 110. 117. 98, 86, 112,95.81, 98. 92, 95,82.80.89, 113,87, 113. ПО, 103, 100,83.91.81, 127.
Вариант 2. 7,8,2,7,8,6,6,4,3, 8,3,5,6,5,8,5,5,5,6,2,9,5,9,7, 8,5,9,6,4,9.
Вариант 3. 10, 18, 15,6, 16, 12, 12, 17, 10, 17, 17, 17, 11, 11, 12, 14, 11,8, 7, 10, 11,5, 12, 15, 16, 14,8, 10, 11,7
Вариант 4. 4,7,4.3,3,5,6, 5,5,7. 8,5,3,6.4,8,3, 3.6,2, 5,4.5.5,4,4.6, 7,6. 7.
Самостоятельная работа к теме: Расчет необходимой численности выборки.
Задание: необходимо рассчитать объем репрезентативной группы исходя из следующих условий:
- численность популяции испытуемых в городе, по республике, по России
- процентное соотношение по полу
- процентное соотношение по возрасту
Самостоятельная работа к теме: Вычисление коэффициентов корреляции Пирсона и дихотомического коэффициента корреляции
Задание: даны результаты диагностики вербального и невербального интеллекта с помощью теста д. Векслера. Рассчитайте коэффициент корреля¬ции Пирсона между ними.
Вербальный: 74, 123,90, 101,116,115, 115, 114,77, 116, 112, 106. 126, 108,98, 100,75, 103, 101,90
Невербальный 1: 74, 120, 81, 90, 79, ПО, 118, 115, 75, 113, 123, 102, 126,104,116,99,77,101,95,102.
Задание: Рассчитайте дихотомический коэффициент корреляции и по результатам диагностики когнитивных сталей «широта диапазона эквивалент¬ности» (аналитичность-синтетичность) и полезависимость-поленезависимость, сведенным в таблицу сопряженности признаков:
Аналогичный к.с. Синтетичный к.с.
Полезависимый 34 9
Поленезависимый 7 40
Самостоятельная работа к теме: Вычисление коэффициентов корреляции Спирмена
Задание: Проранжируйте приведенные данные и рассчитайте коэффи¬циенты корреляции Спирмена.
Даны результаты диагностики вре¬мени реакции выбора и диагностики интеллекта по тесту Г. Айзенка:
IQ: 117,83,78,99,81, 125,91,103,85, 121.80,99,95,117, 118,87,115,83. 114, 109,
ВР: 0,38; 0,59; 0,56; 0,61; 0,59; 0,36; 0,6; 0,41; 31; 0,54; 0,61; 0,57; 0,62; 0,59; 0,49; 0,47; 0,44; 0,43; 0,37; 0,46.
Самостоятельная работа к теме: Выбор и вычисление коэффициента корреляции
Задание: Выберите соответствующий коэффициент корреляции и, рас¬считав его, определите силу связи между признаками.
Вариант 1. Для изучения связи когнитивных стилей «широта диапазона эквивалентность» (аналитичность-синтетичность) и полезависимость-поленезависимость была проведена соответствующая диагностика. Оказалось, что среди испытуемых с
Самостоятельная работа к теме Вычисление t-критерия Стьюдента
Задание: Вычислите по приведенным данным критерий Стьюдента.
Вариант 1. Даны результаты диагностики креативности (показатель («оригинальность») в двух группах:
первая группа — 79,77, 65,63, 64,43, 60, 64, 67, 73, 68, 71. 76,46,44,63, 66,47,33,36,34.
Вторая группа — 63, 34, 60,49,46,49, 52. 54, 54, 53, 34,45,49, 54, 51,34, 52, 54, 54, 53, 56.
Вариант 2. Даны результаты диагностики ситуативной тревожности в группе до тренинга и после:
до тренинга— 51, 57, 47,40.61, 63, 56, 40. 46, 58, 42, 51.
После тренинга — 34, 36, 32, 39. 52, 47, 51, 33, 43, 43, 32, 38, 40.
3. Задания для работы по самоподготовке:
(Обязательная составляющая часть - для студентов, самостоятельно изучающих курс или пропустившим какой – либо раздел программы. Студент допускается до итогового контроля, только после отчета по данной части).
1.Раскрыть содержание каждого раздела дисциплины (представить конспект в объеме 5-10 стр. печатного текста, с указанием источников или сделать выборку основных понятий раздела и раскрыть их содержание по словарям).
2.Составить по пять контрольных вопросов к каждому разделу.
3.Составить по пять тестовых заданий к каждому разделу с тремя вариантами ответов – один, из которых, верный; другой – неполный, третий – неверный.
3. Задания по темам учебника
(для самостоятельной работы студентов: может быть использовано преподавателем в качестве контрольного варианта обязательной составляющей программы перед итоговым занятием для допуска к итоговому контролю по дисциплине)
Инструкция: студенту предлагается по выбору выполнить по теме занятия какое-либо задание (проработать материал по учебному пособию, или ответить на вопросы по теме, или выполнить тестовое задание, или написать реферат)
Тематика работы:
1.Генеральная совокупность и выборка.
2.Типы статистических шкал.
3.Нормальное распределение.
4.Зависимые и независимые выборки.
5.Ассиметрия и эксцесс.
6.Медиана, мода, процентили и квартили.
7.Среднее арифметическое значение и его свойства.
8.Меры изменчивости: дисперсия и стандартное отклонение.
9.Коэффициенты корреляции.
10.Коэффициент корреляции Пирсона.
11.Критерий хи-квадрат Пирсона.
12. Частная корреляция
13. Ранговые корреляции
14. Статистическая гипотеза. Уровень статистической значимости.
15. Содержательная интерпретация статистического решения.
16. Критерий t-Стьюдента.
17. Непараметрические методы сравнения двух выборок.
18. Критерий F-Фишера.