2022-2023_aa44_06_01 ОПИПиО 149А_ 049А_plx_Математические методы в педагогическом исследовании_ Общая педагогика_ история педагогики и образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

"Набережночелнинский государственный педагогический университет"

 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Математические методы в педагогическом исследовании
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Учебный план
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

______________Гайфутдинов А.М.
 
зачеты 1
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
Исследователь. Преподаватель-исследователь
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
Итого
Недель
16 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
Распределение часов дисциплины по курсам
 
 
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Захарова И. М. _________________
 
 
Математические методы в педагогическом исследовании
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 902)
 
44.06.01 ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, направленность программы  Общая педагогика, история педагогики и образования

составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И. М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
стр. 3
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
 
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель осовения дисциплины:сформировать знания аспирантов о методах статистической обработки результатов психолого-педагогических исследований для  эффективного психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении и проведения исследовательской работы; развивать умение работать со статситическим пакетом данных SPSS/
1.2
Задачи осовения:
1.3
научить определять критерии для статситической обработки информации;
1.4
определить алгоритм статистической обработки экспериментальных данных;
1.5
научить определять параметрические и непараметрические критерии для сравнения и корреляции полученных данных
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Входные знания, умения и навыки формируются на предыдущем уровне образования
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История и философия науки
2.2.2
Основы развивающего обучения
2.2.3
Педагогика высшей школы
2.2.4
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Педагогическая практика
2.2.6
Подготовка научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации)
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2: владением культурой научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий 
 
Знать:
 
основы научного исследования в обоасти педагогических наук, в том числе с использованием информационных и коммуникативных технологий
 
критерии применения методов статистической обработки данных в аспекте реализации задач научного исследования
 
основы педагогической интерпретации статистических данных
 
 
Уметь:
 
производить первичную обработку данных; определять, в какой измерительной шкале представлены данные; интерпретировать полученные результаты с помощью таблиц, графиков и диаграмм;
 
вычислять основные характеристики выборочных данных по заданным критериям в зависимости от практической
 
выбирать нужный метод для решения поставленной задачи из числа изученных
 
 
Владеть:
 
методами вычисления критериев математической статистики и интерпретации их в терминах связей между параметрами; Приобрести опыт деятельности в использовании компьютерной программы статистической обработки данных
 
формулирования задач предметной области в терминах статистичес¬ких гипотез, произведения проверки статистических гипотез и формулирования полученных результатов;
 
оценивания применимости метода для решения той или иной задачи.
 
 
 
ОПК-3: способностью интерпретировать результаты педагогического исследования, оценивать границы их применимости, возможные риски их внедрения в образовательной и социокультурной среде, перспективы дальнейших исследований 
 
Знать:
 
основы первичной обработки информации, результатов педагогических наблюдений и диагностики, а также их интерпретации
 
стр. 4
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
закономерности определения по заданным критериям систему работы по сбору и первичной обработки информации, результатов педагогических наблюдений,  диагностики, а также их интерпретации
 
основы проектирования программы диагностики и первичной обработки полученных данных с последующей качественной интерпретацией полученных данных
 
 
Уметь:
 
осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений, производить интерпретацию полученных данных
 
определять по заданным критериям систему работы по сбору и первичной обработки информации, результатов психологических наблюдений. диагностики с последующей интерпретацией полученных данных
 
проектировать программу диагностики и первичной обработки полученных данных с последующей интерпретацией результатов
 
 
Владеть:
 
навыками первичной обработки диагностических данных с помощью компьютерной программы и интерпретации полученных результатов
 
навыками дифференциации разных способов обработки первичных данных в зависимости от поставленных задач исследования и качественной интерпретацией полученных результатов
 
системой работы психолого-педагогического  сбора данных и первичной обработки полученной информации на основе проектируемой Программы исследования
 
 
 
ПК-2: Способен использовать методы сравнительного анализа, формирующего педагогического эксперимента для проведения самостоятельного исследования в области образования 
 
Знать:
 
основы формирующего педагогического эксперимента для проведения самостоятельного исследования
 
методы сравнительного анализа
 
систему работы по организации педагогического эксперимента
 
 
Уметь:
 
применять знания по методике организации педагогического эксперимента на практике
 
организовать выборку исследования и применить методы статистического анализа
 
определять зависимую и независимые переменные исследования
 
 
Владеть:
 
навыками статистической обработки полученных в педагогическом эксперименте данных
 
навыками педагогической интерпретации полученных в ходе исследования результатов
 
навыками обобщения и предоставления данных в статистической концепции
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
аппарат математической статистики для обработки экспериментальных данных; теоретические основы проверки статистических гипотез; основные математические методы обработки экспериментальных данных
3.1.2
основы научного исследования в области педагогических наук, в том числе с использованием ИКТ
3.1.3
методы сравнительного анализа данных
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
производить первичную обработку данных; определять, в какой измерительной шкале представлены данные; интерпретировать полученные результаты с помощью таблиц, графиков и диаграмм; вычислять основные характеристики выборочных данных; выбирать нужный метод для решения поставленной задачи из числа изученных
3.2.2
интерпретировать статистические данные
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками использования компьютерной программы статистической обработки данных
3.3.2
навыками статистической обработки данных
3.3.3
навыками сравнительного анализа для самостоятельного исследования в области образования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
стр. 5
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Раздел 1. Числовые характеристики распределений. Закон нормального распределения.

 
1.1
Анализ общих условий возникновения нормального распределения. Теоретическое и эмпирическое распределение. Функции и свойства распределения.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ПК-2
1
0
 
1.2
Практическая работа по решению задач на определение свойств распределения /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

2
ПК-2
1
0
 
1.3
Гистограмма. первичные описательные статистики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.4
Статистические методы изучения взаимосвязей педагогических явлений. Параметрические и непараметрические критерии статистического анализа /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.5
Педагогическая интерпретация полученых данных при использовании методов корреляционного анализа /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.6
Параметрические методы статистики /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.7
Проектирование педагогического исследования в аспекте применения математических методов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.8
Непараметрические методы статистики /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.9
Решение задач исследования с прменением математических методов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.10
Программа SPSS (Выполнение практических заданий) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.11
Основы корреляционного анализа (Пирсона, Спирмена, Кендала).  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.12
Применение t-критерия  Стьюдента. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-3 ПК-2
1
0
 
1.13
F-критерий Фишера. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-3 ПК-2
1
0
 
 
Раздел 2. Непараметрические критерии статистического анализа

 
2.1
Непараметрические критерии  Пирсона,  -критерий Фишера.  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-3 ПК-2
1
0
 
2.2
Решение задач с применением непараметрических методов обработки результатов /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
2.3
Многофункциональный статистический критерий Фишера φ  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
2.4
Вычисление непараметрических критериев для сравнения

независимых выборок

/Ср/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОПК-3 ПК-2
1
0
 
стр. 6
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
2.5
Дисперсионный анализ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-2 ОПК-3 ПК-2
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1.Генеральная совокупность и выборка.

2.Типы статистических шкал.

3.Нормальное распределение.

4.Зависимые и независимые выборки.

5.Ассиметрия и эксцесс.

6.Медиана, мода, процентили и квартили.

7.Среднее арифметическое значение и его свойства.

8. Меры изменчивости: дисперсия и стандартное отклонение.

9.Коэффициенты корреляции.

10. Коэффициент корреляции Пирсона.

11.Критерий хи-квадрат Пирсона.

12.Частная корреляция

13.Ранговые корреляции

14.Статистическая гипотеза. Уровень статистической значимости.

15.Содержательная интерпретация статистического решения.

16.Критерий t-Стьюдента.

17.Непараметрические методы сравнения двух выборок.

18.Критерий F-Фишера.

19. Дисперсионный анализ

20. Основы статистики (описательная статистика).

21. Требования к формированию выборки.

22. Понятие измерения в эмпирическом исследовании.

23. Измерительные шкалы.

24. Статистические критерии определения различий.

25. Статистические критерии корреляции.

Практическая часть экзамена состоит из решения задач (пример):

Задача 1

Проведен замер тревожности у учащихся двух профильных классов: гуманитарного (выборка А) и физико-математического (выборка В)

Имеются ли достоверные различия в средних уровнях тревожности учащихся этих классов

Показатели уровня тревожности

№ А В № А В № А В

1 55 35 3 60 68 5 65 45

2 40 42 4 47 40 6 30 50

Сделать вывод, опираясь   на статистические показатели

Задача 2

По методике Филлипса проведено исследование уровня школьной тревожности у школьников: мальчиков (выборка А) и девочек (выборка В). Представлены исходные данные по диагностике.

Можно ли утверждать. Что принадлежность к определенному полу влияет на уровень тревожности?

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Письменные задания по темам изучения дисциплины:

Тема: Табулирование и наглядное представление данных

Задание: Постройте таблицу сгруппированных частот и гистограмму по следующим исходным данным:

Вариант 1. Результаты тестирования по одной из шкал MMPI:

68,67, 39,30, 54,36,40,57,29,45,51,59,28,65,41,56,60,59,45,47,51, 31,71,48, 58,49,46,54,29,41,60,68,37,64,61,71,60,47,62,33.

Вариант 2. Результаты тестирования по одной из шкал MMPI: 58, 48, 36,58,59.10,50,55,53,56,41,45,62.56,59,65,48,57,62,52,49,49,47.47.48.44,42,52. 35,53,42,34,33,56,63,51,41,65,61,46.

Вариант 3. Результаты диагностики по тесту Векслера: 88; 80; 83; 131;75;68; 120;77; 72;92;99;73; 115; ПО; 123; 117; 87; 105;91;83;71;92;98; 106; 125,90,129; 132,86,105,127,96,104.114,115,121,121,101,99,79.

Вариант 4. Результаты диагностики по тесту Векслера: 84; 94; 92; 107;98; 125;84;74; 125:119; 111;91; 103;82; 114; 123;75; 96;97;72; 124;78; 113; 128; П4;98;94;77; 121;8'7;80; 105; 1 )8;98;90;78;82; 115; 113; 111.

 
стр. 7
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Тема: Измерительные шкалы

Задание: определите к каким измерительным шкалам относятся следую¬щие измерения:

1.Академический ранг — ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор — как мера продвижения по службе.

2.Военные чины — капитан, майор, подполковник как мера продвиже¬ния по службе.

3.Время реакции (в секундах).

4.Время решения задачи (в секундах).

5.Календарное летоисчисление.

6.Классы и виды в биологии.

7.Когнитивный стиль рефлексивный, импульсивный, смешанный)

8.Масса (в килограммах).

9.Ранг успеваемости в классе средней школе.

10.Раса.

11.Расстояние (в метрах).

12.Рост.

13.Ряд объектов, которые расположены испытуемым в порядке пред¬почтения.

14.Скоростные характеристики нервной системы (подвижная инертная н.с).

15.Телефонные номера.

16.Температура (по Кельвину).

17.Температура (но Цельсию).

18.Типы темперамента— холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

19.Цвет волос (темный, светлый).

20.Цифры, кодирующие национальность (русский — 1, немец — 2, анг¬личанин —3).

21.Цифры, кодирующие пол (мужской — 1, женский — 0),

22.Цифры, кодирующие семейное положение (женат — 1, холост – 0).

23.Школьная система оценки успеваемости в баллах (5, 4, 3, 2, 1).

24.Коды факультетов 1 — исторический, 2 – филологический, 3 – фа¬культет психологии и т.д.

Тема: Вычисление числовых характеристик выборочной совокупности

Задание: Определите моду, медиану, среднее, дисперсию, стандартное отклонение и коэффициент вариации для следующих выборок:

Вариант 1. 78, 98. 92, 116.109, 84, 90. 110. 117. 98, 86, 112,95.81, 98. 92, 95,82.80.89, 113,87, 113. ПО, 103, 100,83.91.81, 127.

Вариант 2. 7,8,2,7,8,6,6,4,3, 8,3,5,6,5,8,5,5,5,6,2,9,5,9,7, 8,5,9,6,4,9.

Вариант 3. 10, 18, 15,6, 16, 12, 12, 17, 10, 17, 17, 17, 11, 11, 12, 14, 11,8, 7, 10, 11,5, 12, 15, 16, 14,8, 10, 11,7

Вариант 4. 4,7,4.3,3,5,6, 5,5,7. 8,5,3,6.4,8,3, 3.6,2, 5,4.5.5,4,4.6, 7,6. 7.

Тема: Вычисление коэффициентов корреляции Пирсона

Задание: даны результаты диагностики вербального и невербального интеллекта с помощью теста д. Векслера. Рассчитайте коэффициент корреля¬ции Пирсона между ними.

Вербальный: 74, 123,90, 101,116,115, 115, 114,77, 116, 112, 106. 126, 108,98, 100,75, 103, 101,90

Невербальный 1: 74, 120, 81, 90, 79, ПО, 118, 115, 75, 113, 123, 102, 126,104,116,99,77,101,95,102.

Тема: Вычисление коэффициентов корреляции Спирмена

Задание: Проранжируйте приведенные данные и рассчитайте коэффи¬циенты корреляции Спирмена Даны результаты диагностики вре¬мени реакции выбора и диагностики интеллекта по тесту Г. Айзенка:

IQ: 117,83,78,99,81, 125,91,103,85, 121.80,99,95,117, 118,87,115,83. 114, 109,

ВР: 0,38; 0,59; 0,56; 0,61; 0,59; 0,36; 0,6; 0,41; 31; 0,54; 0,61; 0,57; 0,62; 0,59; 0,49; 0,47; 0,44; 0,43; 0,37; 0,46.

Тема: Выбор и вычисление коэффициента корреляции

Задание: Выберите соответствующий коэффициент корреляции и, рас¬считав его, определите силу связи между признаками.

Вариант 1. Для изучения связи когнитивных стилей «широта диапазона эквивалентность» (аналитичность-синтетичность) и полезависимость-поленезависимость была проведена соответствующая диагностика. Оказалось, что среди испытуемых с поленезависимым когнитивным стилем 34 имеют анали-тичный когнитивный стиль и 9 испытуемых – синтетичный. Среди полезависимых 7 испытуемых с аналогичным когнитивным стилем и 40 испытуемых с синтетичным. Определите силу связи между указанными признаками.

Тема: Вычисление Т-критерия Стыодента

Задание: Вычислите по приведенным данным критерий Стьюдента.

Вариант 1. Даны результаты диагностики креативности (показатель («оригинальность») в двух группах:

первая группа — 79,77, 65,63, 64,43, 60, 64, 67, 73, 68, 71. 76,46,44,63, 66,47,33,36,34.

Вторая группа — 63, 34, 60,49,46,49, 52. 54, 54, 53, 34,45,49, 54, 51,34, 52, 54, 54, 53, 56.

Вариант 2. Даны результаты диагностики ситуативной тревожности в группе до тренинга и после:

до тренинга— 51, 57, 47,40.61, 63, 56, 40. 46, 58, 42, 51.

После тренинга — 34, 36, 32, 39. 52, 47, 51, 33, 43, 43, 32, 38, 40.

Тема: Вычисление непараметрических критериев для сравнения

независимых выборок

Задание: Рассчитайте по приведенным данным критерий Манна-Уитни-Вилкоксона и сделайте вывод о значимости различий.

Вариант I. Результаты диагностики в экспериментальной и контрольной группе:

Контрольная группа—7, 12.9, 9, 11, 14, 13, 7.

Экспериментальная группа— 10, 13,9, 13, 17, 16, 17, 15.

Вариант 2. Результаты диагностики школьной тревожности в экспери¬ментальной и контрольной группе:

Контрольная группа —5, 4, 8, 6, 8, 6, 5, 3, 7, 8.

 
стр. 8
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Экспериментальная группа — 3, 5, 4, 4, 2, 3, 6, 3, 2, 5.
 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ермолаев-Томин, О. Ю.  Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 2.  : учебник для вузов / О. Ю. Ермолаев-Томин. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 235 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04327-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/452099 
 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Бусыгина, Н. П.  Качественные и количественные методы исследований в психологии : учебник для вузов / Н. П. Бусыгина. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03063-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/450098
 
 
 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Курс лекций: математические методы в психологии Режим доступа: https://works.doklad.ru/view/212whF3ZX90/all.html  (Дата обращения 29.04.2019)
 
Э2
Математические методы в психологии: студенческий форум  Режим доступа: https://scienceforum.ru/2015/article/2015012500  (Дата обращения 29.04.2019)
 
 
6.3.1 Перечень программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 9
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
Методические рекомендации к лекциям и практчиеским занятиям:

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении

проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые 

 
стр. 10
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и 

 
стр. 11
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

I. Инструкция аспиранту: для выполнения заданий необходимо применение программы ехеl для обработки результатов исследования.

II. Используя учебное пособие Наследова А. Д. «Математические методы психологического исследования», произведи обработку на компьютере в программе SPSS:

1.Первичных описательных статистик: (меры центральной тенденции) – среднее значение, мода, медиана; меры изменчивости: стандартное отклонение, дисперсия; меры распределения: ассиметирия и эксцесс.

2.Проверку на нормальность распределения: графический способ; критерий нормальности Колмогорова-Смирнова и критерий ассиметрии и эксцесса.

3.Коэффициентов корреляции: r-Пирсона, r-Спирмена и τ-Кендала.

4.Критерий t –Стьюдента для зависимых и независимых выборок.

5.Критерий F-Фишера

6.Критерий  Пирсона

Самостоятельная работа к теме: Вычисление коэффициентов корреляции Пирсона и дихотомического коэффициента корреляции

Задание: даны результаты диагностики вербального и невербального интеллекта с помощью теста д. Векслера. Рассчитайте коэффициент корреля¬ции Пирсона между ними.

Вербальный: 74, 123,90, 101,116,115, 115, 114,77, 116, 112, 106. 126, 108,98, 100,75, 103, 101,90

Невербальный 1: 74, 120, 81, 90, 79, ПО, 118, 115, 75, 113, 123, 102, 126,104,116,99,77,101,95,102.

Задание: Рассчитайте дихотомический коэффициент корреляции и по результатам диагностики когнитивных сталей «широта диапазона эквивалент¬ности» (аналитичность-синтетичность) и полезависимость-поленезависимость, сведенным в таблицу сопряженности признаков:

          Аналогичный к.с.      Синтетичный к.с.

Полезависимый     34                              9

Поленезависимый      7                             40

Самостоятельная работа к теме: Вычисление коэффициентов корреляции Спирмена

Задание: Проранжируйте приведенные данные и рассчитайте коэффи¬циенты корреляции Спирмена.

Даны результаты диагностики вре¬мени реакции выбора и диагностики интеллекта по тесту Г. Айзенка:

IQ: 117,83,78,99,81, 125,91,103,85, 121.80,99,95,117, 118,87,115,83. 114, 109,

ВР: 0,38; 0,59; 0,56; 0,61; 0,59; 0,36; 0,6; 0,41; 31; 0,54; 0,61; 0,57; 0,62; 0,59; 0,49; 0,47; 0,44; 0,43; 0,37; 0,46.

Самостоятельная работа к теме: Выбор и вычисление коэффициента корреляции

Задание: Выберите соответствующий коэффициент корреляции и, рас¬считав его, определите силу связи между признаками.

Вариант 1. Для изучения связи когнитивных стилей «широта диапазона эквивалентность» (аналитичность-синтетичность) и полезависимость-поленезависимость была проведена соответствующая диагностика. Оказалось, что среди испытуемых с поленезависимым когнитивным стилем 34 имеют анали-тичный когнитивный стиль и 9 испытуемых – синтетичный. Среди полезависимых 7 испытуемых с аналогичным когнитивным стилем и 40 испытуемых с синтетичным. Определите силу связи между указанными признаками.

Самостоятельная работа к теме Вычисление t-критерия Стьюдента

Задание: Вычислите по приведенным данным критерий Стьюдента.

Вариант 1. Даны результаты диагностики креативности (показатель («оригинальность») в двух группах:

первая группа — 79,77, 65,63, 64,43, 60, 64, 67, 73, 68, 71. 76,46,44,63, 66,47,33,36,34.

Вторая группа — 63, 34, 60,49,46,49, 52. 54, 54, 53, 34,45,49, 54, 51,34, 52, 54, 54, 53, 56.

Вариант 2. Даны результаты диагностики ситуативной тревожности в группе до тренинга и после:

до тренинга— 51, 57, 47,40.61, 63, 56, 40. 46, 58, 42, 51.

После тренинга — 34, 36, 32, 39. 52, 47, 51, 33, 43, 43, 32, 38, 40.

3. Задания для  работы по самоподготовке:

(Обязательная составляющая часть -  для студентов, самостоятельно изучающих курс или пропустившим какой – либо раздел программы. Студент допускается  до  итогового  контроля,  только после отчета по данной части).

1.Раскрыть содержание каждого раздела дисциплины (представить конспект в объеме 5-10 стр. печатного текста, с указанием источников или сделать выборку основных понятий раздела и раскрыть их содержание по словарям).

2.Составить по пять контрольных вопросов к каждому разделу.

3.Составить по пять тестовых заданий к каждому разделу с тремя вариантами ответов – один,  из которых,  верный; другой – неполный, третий – неверный.

3. Задания по темам учебника

(для самостоятельной работы студентов: может быть использовано преподавателем в качестве контрольного варианта обязательной составляющей программы перед итоговым занятием для допуска к итоговому контролю по дисциплине)  

Инструкция:  студенту предлагается по выбору выполнить по теме занятия какое-либо задание (проработать материал по учебному пособию, или ответить на вопросы по теме, или выполнить тестовое задание, или написать реферат)                

Тематика работы:

1.Генеральная совокупность и выборка.

 
стр. 12
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
2.Типы статистических шкал.

3.Нормальное распределение.

4.Зависимые и независимые выборки.

5.Ассиметрия и эксцесс.

6.Медиана, мода, процентили и квартили.

7.Среднее арифметическое значение и его свойства.

8.Меры изменчивости: дисперсия и стандартное отклонение.

9.Коэффициенты корреляции.

10.Коэффициент корреляции Пирсона.

11.Критерий хи-квадрат Пирсона.

12.Частная корреляция

13.Ранговые корреляции

14.Статистическая гипотеза. Уровень статистической значимости.

15.Содержательная интерпретация статистического решения.

16.Критерий t-Стьюдента.

17.Непараметрические методы сравнения двух выборок.

18.Критерий F-Фишера.

Методические указания к выполнению практических работ

I. Инструкция студенту: для выполнения заданий к лабораторным работам необходимо применение программы SPSS для обработки результатов исследования.

II. Используя учебное пособие Наследова А. Д. «Математические методы психологического исследования», произведи обработку на компьютере в программе SPSS:

1.Первичных описательных статистик: (меры центральной тенденции) – среднее значение, мода, медиана; меры изменчивости: стандартное отклонение, дисперсия; меры распределения: ассиметирия и эксцесс.

2.Проверку на нормальность распределения: графический способ; критерий нормальности Колмогорова-Смирнова и критерий ассиметрии и эксцесса.

3.Коэффициентов корреляции: r-Пирсона, r-Спирмена и τ-Кендала.

4.Критерий t –Стьюдента для зависимых и независимых выборок.

5.Критерий F-Фишера

6.Критерий  Пирсона

III. Перед выполнением компьютерной обработки данных вспомни условия применения выбранного критерия и требования к его использованию.

Задачи и упражнения

Студенту, пропустившему большую часть аудиторных занятий, предоставляется возможность выполнить упражнения по учебному пособию Наследова А. Д. «Математические методы психологического исследования» на страницах – 37; 47; 62; 79; 151; 166;175; 228.

III. Перед выполнением компьютерной обработки данных вспомни условия применения выбранного критерия и требования к его использованию.

1. Задания по темам изучения дисциплины

Тема: Табулирование и наглядное представление данных

Задание: Постройте таблицу сгруппированных частот и гистограмму по следующим исходным данным:

Вариант 1. Результаты тестирования по одной из шкал MMPI:

68,67, 39,30, 54,36,40,57,29,45,51,59,28,65,41,56,60,59,45,47,51, 31,71,48, 58,49,46,54,29,41,60,68,37,64,61,71,60,47,62,33.

Вариант 2. Результаты тестирования по одной из шкал MMPI: 58, 48, 36,58,59.10,50,55,53,56,41,45,62.56,59,65,48,57,62,52,49,49,47.47.48.44,42,52. 35,53,42,34,33,56,63,51,41,65,61,46.

Вариант 3. Результаты диагностики по тесту Векслера: 88; 80; 83; 131;75;68; 120;77; 72;92;99;73; 115; ПО; 123; 117; 87; 105;91;83;71;92;98; 106; 125,90,129; 132,86,105,127,96,104.114,115,121,121,101,99,79.

Вариант 4. Результаты диагностики по тесту Векслера: 84; 94; 92; 107;98; 125;84;74; 125:119; 111;91; 103;82; 114; 123;75; 96;97;72; 124;78; 113; 128; П4;98;94;77; 121;8'7;80; 105; 1 )8;98;90;78;82; 115; 113; 111.

Тема: Измерительные шкалы

Задание: определите к каким измерительным шкалам относятся следую¬щие измерения:

1.Академический ранг — ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор — как мера продвижения по службе.

2.Военные чины — капитан, майор, подполковник как мера продвиже¬ния по службе.

3.Время реакции (в секундах).

4.Время решения задачи (в секундах).

5.Календарное летоисчисление.

6.Классы и виды в биологии.

7.Когнитивный стиль рефлексивный, импульсивный, смешанный)

8.Масса (в килограммах).

9.Ранг успеваемости в классе средней школе.

10.Раса.

11.Расстояние (в метрах).

12.Рост.

13.Ряд объектов, которые расположены испытуемым в порядке пред¬почтения.

 
стр. 13
УП: aa44.06.01 ОПИПиО 149А, 049А.plx
 
14.Скоростные характеристики нервной системы (подвижная инертная н.с).

15.Телефонные номера.

16.Температура (по Кельвину).

17.Температура (но Цельсию).

18.Типы темперамента— холерик, флегматик, меланхолик, сангвиник.

19.Цвет волос (темный, светлый).

20.Цифры, кодирующие национальность (русский — 1, немец — 2, анг¬личанин —3).

21.Цифры, кодирующие пол (мужской — 1, женский — 0),

22.Цифры, кодирующие семейное положение (женат — 1, холост – 0).

23.Школьная система оценки успеваемости в баллах (5, 4, 3, 2, 1).

24.Коды факультетов 1 — исторический, 2 – филологический, 3 – фа¬культет психологии и т.д.

Тема: Вычисление числовых характеристик выборочной совокупности

Задание: Определите моду, медиану, среднее, дисперсию, стандартное отклонение и коэффициент вариации для следующих выборок:

Вариант 1. 78, 98. 92, 116.109, 84, 90. 110. 117. 98, 86, 112,95.81, 98. 92, 95,82.80.89, 113,87, 113. ПО, 103, 100,83.91.81, 127.

Вариант 2. 7,8,2,7,8,6,6,4,3, 8,3,5,6,5,8,5,5,5,6,2,9,5,9,7, 8,5,9,6,4,9.

Вариант 3. 10, 18, 15,6, 16, 12, 12, 17, 10, 17, 17, 17, 11, 11, 12, 14, 11,8, 7, 10, 11,5, 12, 15, 16, 14,8, 10, 11,7

Вариант 4. 4,7,4.3,3,5,6, 5,5,7. 8,5,3,6.4,8,3, 3.6,2, 5,4.5.5,4,4.6, 7,6. 7.

Тема: Вычисление коэффициентов корреляции Пирсона

Задание: даны результаты диагностики вербального и невербального интеллекта с помощью теста д. Векслера. Рассчитайте коэффициент корреля¬ции Пирсона между ними.

Вербальный: 74, 123,90, 101,116,115, 115, 114,77, 116, 112, 106. 126, 108,98, 100,75, 103, 101,90

Невербальный 1: 74, 120, 81, 90, 79, ПО, 118, 115, 75, 113, 123, 102, 126,104,116,99,77,101,95,102.

Тема: Вычисление коэффициентов корреляции Спирмена

Задание: Проранжируйте приведенные данные и рассчитайте коэффи¬циенты корреляции Спирмена Даны результаты диагностики вре¬мени реакции выбора и диагностики интеллекта по тесту Г. Айзенка:

IQ: 117,83,78,99,81, 125,91,103,85, 121.80,99,95,117, 118,87,115,83. 114, 109,

ВР: 0,38; 0,59; 0,56; 0,61; 0,59; 0,36; 0,6; 0,41; 31; 0,54; 0,61; 0,57; 0,62; 0,59; 0,49; 0,47; 0,44; 0,43; 0,37; 0,46.

Тема: Выбор и вычисление коэффициента корреляции

Задание: Выберите соответствующий коэффициент корреляции и, рас¬считав его, определите силу связи между признаками.

Вариант 1. Для изучения связи когнитивных стилей «широта диапазона эквивалентность» (аналитичность-синтетичность) и полезависимость-поленезависимость была проведена соответствующая диагностика. Оказалось, что среди испытуемых с поленезависимым когнитивным стилем 34 имеют анали-тичный когнитивный стиль и 9 испытуемых – синтетичный. Среди полезависимых 7 испытуемых с аналогичным когнитивным стилем и 40 испытуемых с синтетичным. Определите силу связи между указанными признаками.

Тема: Вычисление Т-критерия Стыодента

Задание: Вычислите по приведенным данным критерий Стьюдента.

Вариант 1. Даны результаты диагностики креативности (показатель («оригинальность») в двух группах:

первая группа — 79,77, 65,63, 64,43, 60, 64, 67, 73, 68, 71. 76,46,44,63, 66,47,33,36,34.

Вторая группа — 63, 34, 60,49,46,49, 52. 54, 54, 53, 34,45,49, 54, 51,34, 52, 54, 54, 53, 56.

Вариант 2. Даны результаты диагностики ситуативной тревожности в группе до тренинга и после:

до тренинга— 51, 57, 47,40.61, 63, 56, 40. 46, 58, 42, 51.

После тренинга — 34, 36, 32, 39. 52, 47, 51, 33, 43, 43, 32, 38, 40.

Тема: Вычисление непараметрических критериев для сравнения

независимых выборок

Задание: Рассчитайте по приведенным данным критерий Манна-Уитни-Вилкоксона и сделайте вывод о значимости различий.

Вариант I. Результаты диагностики в экспериментальной и контрольной группе:

Контрольная группа—7, 12.9, 9, 11, 14, 13, 7.

Экспериментальная группа— 10, 13,9, 13, 17, 16, 17, 15.