2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 8
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Захарова И. М. _________________
 
 
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И. М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:научить определять критерии оценки профессиональных компетенций учителя и формирования метапредметных результатов в начальной школе;;
1.2
Задачи:
1.3
сформировать профессиональные умения в определении содержания требований к методической готовности учителя начальных классов в аспекте формирования метапредметных результатов;
1.4
научить производить рефлексивный анализ педагогических дефицитов в области создания КИМ для оценки метапредметов;
1.5
научить определять структуру профессиональной компетенции педагога.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.1.2
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.1.3
Основы логопедической работы в ДОО
2.1.4
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.1.5
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.6
Теория и технологии математического развития детей
2.1.7
Теория и технологии экологического развития детей
2.1.8
Теория начального литературного образования
2.1.9
Технологии начального математического образования
2.1.10
Технологии начального языкового образования
2.1.11
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.14
История педагогики и образования
2.1.15
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.16
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.17
Теория и технологии развития речи у детей
2.1.18
Педагогика раннего возраста
2.1.19
Социальная психология
2.1.20
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.21
Теория и технологии физического развития детей
2.1.22
Теория начального математического образования
2.1.23
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.24
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.25
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.26
Теория начального языкового образования
2.1.27
Теория обучения
2.1.28
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.29
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.1.30
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.31
Методические приемы развития личностных УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.2
Литературное развитие детей
2.2.3
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.4
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.5
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.6
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.7
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.8
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.9
Производственная преддипломная практика
2.2.10
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.11
Графическая деятельность младших школьников
2.2.12
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.13
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.14
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.15
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
основы обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
критерии эффективности обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
принципы проектирования КИМ для развития и формирования УУД с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
 
Уметь:
 
осуществлять обучение, воспитание и развитие  сучетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
выделять критерии эффективности обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
определять требования и  содержание КИМ с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыком обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
навыком оценивания эффективности обучения, воспитания и развития согласно заданным критериям
 
навыком проектирования КИМ по заданным критериям с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основные методики и технологии оценивания качества образовательного процесса в аспекте достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
 
критерии выбора основных методов и технологий оценки качества образовательного процесса
 
основы проектирования образовательного процесса в аспекте формирования метапредметных результатов
 
 
Уметь:
 
применять основные методики и технологии оценивания качества образовательного процесса
 
выбирать методы и технологии оценки качества образовательного процесса в зависимости от образовательной ситуации
 
проектировать образовательный процесс  в аспекте формирования метапредметных результатов
 
 
Владеть:
 
системой мониторинга образовательных результатов, заявленных во ФГОС НОО
 
навыками формирования метапредметных результатов в аспекте реализации ФГОС НОО
 
навыками проектирования системы формирования и мониторинга метапредметных образовательных результатов
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные методики и технологии оценивания качества образовательного процесса в аспекте достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.1.2
критерии выбора основных методов и технологий оценки качества образовательного процесса
3.1.3
основы проектирования образовательного процесса в аспекте формирования метапредметных результатов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять основные методики и технологии оценивания качества образовательного процесса
3.2.2
выбирать методы и технологии оценки качества образовательного процесса в зависимости от образовательной ситуации
3.2.3
проектировать образовательный процесс  в аспекте формирования метапредметных результатов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
3.3.2
навыком оценивания эффективности обучения, воспитания и развития согласно заданным критериям
3.3.3
навыком проектирования КИМ по заданным критериям с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Требования к достижению образовательного результата согласно новым ФГОС НОО

 
1.1
Содержание работы учителя начальных классов и воспитателя в аспекте формирования трудовых навыков и умений /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

6
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.2
Содержание и структурные компоненты профессиональной компетенции педагога в соотвествии с нормативными требованиями /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.3
Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к оценке уровня профессиональной компетенции педагога /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.4
Формирование ИСД и ИСО. Компенсаторные механизмы при выполнении трудовых функций /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.5
Содеражние методической и рефлексивной компетенции педагога /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
1.6
Профессиональная карьера и профессиональные барьеры /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3

12
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
 
Раздел 2. Система работы учителя начальных классов и воспитателя ДО по развитию профессиональных умений и навыков

 
2.1
Профессиональные знания и особенности их применения в трудовой деятельности педагога  /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1

6
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
2.2
Методическая составляющая труда педагога. Инновационные педагогические технологии. Коммуникативная компетентность педагога /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
2.3
Социальная компетентность педагога. Правовая компетентность педагога. /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
2.4
профессиональная деформация и пути преодоления /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

12
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Раздел 3. Требования к профессионально важным качествам личности педагога

 
3.1
Профессиограмма и психограмма  педагогической профессии /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2

2
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.2
Проектирование пути самосовершенствования в профессиональной деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3

1
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.3
Критерии оценки качества образовательных результатов в начальной школе и в ДО /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

1
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.4
Мониторинг формирования УУД в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.5
Основы проектирования образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
3.6
/Зачёт/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3

0
ПК-4 ОПК-2
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Примерная тематика вопросов для собеседования и практических заданий:

1.В чем состоит необходимость изменения целей современного образования? Общая характеристика требований к ПВК педагога

2.Назовите и обоснуйте основные трудности развития трудовых навыков в профессиональной деятельности педагога (в ДО и в начальной школе)

3.На конкретных примерах покажите особенности методической компетенции учителя начальных классов. Подкрепите свои наблюдения теоретическими положениями.

4.Опишите важнейшие эффекты развития умений ставить цель в профессиональной деятельности педагога.  

5.Каких образовательных результатов, обозначенных во ФГОС, позволяет достичь профессиональное умение организовать учебное сотрудничество на занятии?

6.Учителя обычно говорят, что если ученик не хочет учиться, то его невозможно научить. Согласны ли вы с этим? Какой выход из создавшегося положения можно использовать (определите систему работы учителя начальных классов по данной проблеме)? какой аспект профессиональной компетенции обозначает данная проблема?

7.Из каких профессиональных действий состоит организационная компетентность педагога в ДО и в начальной школе?

8.Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции профессиональной деятельности педагога

9.Трудовые действия. (требования Профессионального стандарта педагога)

10.Субъект педагогической деятельности деятельности. Этапы развития.

11.Развитие личности  педагога(профессионально важные качества) в процессе профессиональной деятельности.

12.Сравнительная характеристика разных структурных компонентов профессиональной компетенции педагога.

13.Диагностика уровня развития профессиональных знаний, умений и навыков педагога.

15.Концептуальные основы аттестации педагогических кадров в России.

16.Методологические основы формирования компонентов труда учителя и воспитателя

17.Кризисы профессионального развития и пути их преодоления

18.Профессиональная деформация педагога (виды)4 профилактика деформаций трудового поведения

19. ЕФОМ для оценки компетенций педагога

Типовые практические задания по дисциплине:

20. Социальная компетенция и особенности ее формирования (Определить критерии и динамику формирования)

21. Правовая компетенция и особенности ее формирования (Определить критерии и динамику формирования)

22. Методическая компетенция и оссобенности ее формирования (Определить критерии и динамику формирования)

23. Предметная компетенция и оссобенности ее формирования (Определить критерии и динамику формирования)

24 Проектирование своего профессионального пути (программа саморазвития)

25 Подобрать комплекс методик, определяющих уровень сформированности одного из компонентов профессиональной компетенции.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Кейс-задания:

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Инструкция для решения:  внимательно прочитайте задачу и определите,Какие структурные компоненты профессиональной компетенции проявляются в описанных ситуациях.

1. Ученику первого класса предлагают решить задачу, в которой речь идет о постройке домов в поселке. Ребенок прочитал задачу и сказал: «Я умею решать задачи на тетрадях, а на домах не умею». В чем заключается трудность решения задачи у школьника? Обоснуйте, какой вид УУД не сформирован у первоклассника? Разработайте рекомендации для родителей, учителя начальной школы; определите, какую работу с данным учеником может выполнить педагог-психолог.

2. Используя методику «Рукавички», понаблюдайте за умением вступать в учебное сотрудничество учеников первого и четвертого класса. Дайте сравнительную характеристику этого умения у учеников разных классов.  Какими факторами (кроме возраста) могут быть объяснены различия в особенностях взаимодействия школьников?

3. Учитель спрашивает ученика, сколько будет 6+4? Ученик отвечает: «девять». Учитель говорит, что он ошибся и поправляет – «десять». Ученик спорит с учителем и говорит, что точно помнит, что десять бывает, когда 5+5. Объясните данный факт с позиции психологических причин неуспеваемости школьников и определите какой вид УУД следует развивать у данного школьника.

4. Реализуя программу Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» для первоклассников, учитель предложил ученикам игру «Зеркало». Правила игры: «Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его». Сформулируйте понятные для учеников первого класса критерии, по которым может быть оценено качество совместной работы.

5. Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции учебной деятельности школьников в функциональных звеньях «цель», «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа исполнительских действий», «оценка результатов деятельности».

6. Организация разновозрастного учебного сотрудничества является  очень эффективным приемом. Придумайте (или подберите) задание для совместной работы учеников первого и четвертого класса. Сформулируйте психолого- педагогические цели и задачи на организацию этого сотрудничества.

7. Учитель предложил ученикам первого класса выполнить задание в паре и по окончании работы сообщить о готовности. Наблюдая за работой ребят, учитель обнаружил следующие варианты парной работы:

– Одна пара детей задание не выполнила, но показала учителю свою готовность раньше всех.

– В другой паре каждый ребенок стал выполнять работу самостоятельно.

– В третьей паре всё отведенное на выполнение задания время дети проспорили о том, кто и за что будет отвечать.

Опишите возможные причины обнаруженных педагогом феноменов. Дайте описание направлений работы педагога с учениками по формированию у них навыков учебного сотрудничества.

8. Разработайте план психопрофилактической беседы с педагогом, работающим с неуспевающим подростком или юношей, на тему: «Психологические особенности саморегуляции учебной деятельности неуспевающего школьника».

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кашапов, М. М. Профессиональное становление педагога. Психолого-акмеологические основы : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / М. М. Кашапов, Т. В. Огородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Бакалавр и магистр. Модуль). — ISBN 978-5-534-08306-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/439040
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Формирование профессиональной компетентности педагога. Поликультурная и информационная компетентность : учебное пособие для вузов / Н. Р. Азизова, Н. А. Савотина, М. И. Бочаров, С. В. Зенкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 162 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06234-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441924
 
Л2.2
Педагогическая психология : учебник для бакалавров / В. А. Гуружапов [и др.] ; под редакцией В. А. Гуружапова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 493 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2387-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/425184 
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Методика преподавания: оценка профессиональных компетенций у студентов : учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Белкиной. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 212 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-08013-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/424102 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Современнеы и качественные формы методической помощи образованию http://www.planeta-kniga.ru/blog/formirovanie-uud-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html
 
Э2

Инфоурок режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie_uud_v_nachalnoy_shkole-460184.htm

 
Э3
Землянская Е.Н. Инновационные процессы в системе начального образования [Электронный ресурс]: монография/ Землянская Е.Н., Веретенникова Л.К., Дмитриев А.Е.- Электрон. текстовые данные.- М.: Прометей, 2012.- 212 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18570.- ЭБС «IPRbooks»
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания для преподавателя по подготовке к лекционным занятиям:

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития учащихся; достижение метапредметных результатов).

2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бак-та.

Методические указания для студентов при подготвоке к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

•систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

•углубление и расширение теоретических знаний;

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
•формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

•развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

•формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

•развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

•цель и содержание задания;

•сроки выполнения;

•ориентировочный объем работы;

•основные требования к результатам работы и критерии оценки;

•возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

•просматривать основные определения и факты;

•повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

•изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

•самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

•использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

•выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Методические указания для практических занятий (семинарские занятия):

Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание

методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

•ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

•участие в дискуссиях;

•выполнение проектных и иных заданий;

•ассистирование преподавателю в проведении занятий.

Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.

Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.

Формы и методы самостоятельной работы студентов: 1) конспектирование и аннотирование литературы; 2) подготовка и выступление докладом; 4) работа над понятийным аппаратом (составление понятийного словаря по теме); 5) самостоятельное изучение тем; 6) подготовка к семинарским занятиям; 7) подготовка презентаций; 8) проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

цель и содержание задания;

сроки выполнения;

ориентировочный объем работы;

основные требования к результатам работы и критерии оценки;

возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

просматривать основные определения и факты;

повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.