2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Методика формирования УУД у младших школьников_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика формирования УУД у младших школьников
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
зачет с оценкой 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
44
аудиторные занятия
28
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
14 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
14
14
Практические
14
14
14
14
Итого ауд.
28
28
28
28
Кoнтактная рабoта
28
28
28
28
Сам. работа
44
44
44
44
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, Захарова И. М. _________________
 
 
Методика формирования УУД у младших школьников
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И. М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель:научить методике развития и формирования метапредметных результатов (УУД) у обучающихся в начальной школе;
1.2
Задачи:
1.3
сформировать профессиональные умения в определении содержания требований к методической готовности учителя начальных классов в аспекте формирования универсальных учебных действий;
1.4
научить производить рефлексивный анализ педагогических дефицитов в области создания КИМ для оценки метапредметов;
1.5
научить определять структуру УУД обучающихся.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая  практика
2.1.2
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.3
Педагогика
2.1.4
Учебная технологическая практика
2.1.5
Психология
2.1.6
Учебная технологическая практика
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.4
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Организация интегрированной основной образовательной деятельности в ДОО
2.2.7
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.1: Владеет способами интеграции образовательных областей (ФГОС ДО) и учебных предметов (ФГОС НОО) для организации разных видов деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные методики и технологии оценивания качества образовательного процесса в аспекте достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
3.1.2
критерии выбора основных методов и технологий оценки качества образовательного процесса по формированию УУД
3.1.3
основы проектирования образовательного процесса в аспекте формирования УУД обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять основные методики и технологии формирования УУД обучающихся
3.2.2
выбирать методы и технологии оценки качества образовательного процесса в зависимости от образовательной ситуации и типа УУД
3.2.3
проектировать образовательный процесс в аспекте формирования метапредметных результатов
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыком обучения, воспитания и развития с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
3.3.2
навыком оценивания эффективности обучения, воспитания и развития согласно заданным критериям сформированности УУД
3.3.3
навыком проектирования КИМ по заданным критериям с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностях обучающихся
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Требования к достижению образовательного результата согласно ФГОС НОО

 
1.1
Содержание работы учителя начальных классов в аспекте формирования УУД /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

2
ПК-3.1
8
0
 
1.2
Содержание и структурные компоненты УУД обучающихся в аспекте реализации ФГОС /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

2
ПК-3.1
8
0
 
1.3
Сравнительный анализ отечественных и зарубежных подходов к оценке уровня универсальных учебных действий обучающихся /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

2
ПК-3.1
8
0
 
1.4
Формирование коммуникативных УУД /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э2 Э3

2
ПК-3.1
8
0
 
1.5
Формирование познавательных УУД /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

2
ПК-3.1
8
0
 
1.6
Формирование регулятивных УУД /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э3

2
ПК-3.1
8
0
 
1.7
Формирование личностных образовательных результатов /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

2
ПК-3.1
8
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
1.8
Профессиональный стандарт педагога и обновленные ФГОС НОО в аспекте формирования и оценки УУД обучающзихся /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

8
ПК-3.1
8
0
 
 
Раздел 2. Система работы учителя начальных классов по развитию и мониторингу УУД обучающихся

 
2.1
Методика и технологии оценки уровня сформированности коммуникативных УУД /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1

2
ПК-3.1
8
0
 
2.2
Инновационные педагогические технологии по рзвитию умений саморегуляции учебной деятельности у обучающихся /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э2

4
ПК-3.1
8
0
 
2.3
Познавательные УУД - методика формирования и критерии оценки уровня сформированности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э2 Э3

2
ПК-3.1
8
0
 
2.4
Динамика формирования разных типов УУД в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

8
ПК-3.1
8
0
 
2.5
КИМ для оценки УУД младших школьников /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

8
ПК-3.1
8
0
 
2.6
Мониторинг формирования УУД в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

10
8
0
 
2.7
Критерии оценки качества образовательных результатов (предметных, метапредметных) в начальной школе /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

2
8
0
 
 
Раздел 3. Инновационные методы и технологии в аспекте развития УУД

 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
3.1
Учебная деятельность и методика работы по достижению метапредметных образовательных результатов /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э2

2
ПК-3.1
8
0
 
3.2
Проектная деятельность и методика формирования разных видов УУДроектирование пути самосовершенствования в профессиональной деятельности /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э2 Э3

2
ПК-3.1
8
0
 
3.3
Основы проектирования образовательного пространства в аспекте реализации ФГОС НОО  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2

10
ПК-3.1
8
0
 
3.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л2.6 Л2.7Л3.1 Л3.2 Л3.3

Э1 Э2 Э3

0
ПК-3.1
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Примерная тематика вопросов для собеседования и практических заданий:

1.В чем состоит необходимость изменения целей современного образования? Общая характеристика требований к ПВК педагога в аспекте формирования УУД

2.Назовите и обоснуйте основные трудности развития трудовых навыков в профессиональной деятельности педагога в аспекте достижения личностных образовательных результатов

3.На конкретных примерах покажите особенности методической компетенции учителя начальных классов по формированию УУД. Подкрепите свои наблюдения теоретическими положениями.

4.Опишите важнейшие эффекты развития умений ставить цель в профессиональной деятельности педагога.  

5.Каких образовательных результатов, обозначенных во ФГОС, позволяет достичь профессиональное умение организовать учебное сотрудничество на занятии?

6.Учителя обычно говорят, что если ученик не хочет учиться, то его невозможно научить. Согласны ли вы с этим? Какой выход из создавшегося положения можно использовать (определите систему работы учителя начальных классов по данной проблеме)? Какой аспект профессиональной компетенции обозначает данная проблема?

7.Из каких профессиональных действий состоит умение формировать различные типы УУД?

8.Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции.

9.Трудовые действия. (требования Профессионального стандарта педагога)в аспекте формирования УУД.

10.Субъект педагогической деятельности деятельности. Этапы развития субъекта учебной деятельности.

11.Развитие личности  обучающихся. Формирование личностных образовательных результатов.

12.Сравнительная характеристика разных структурных компонентов УУД в зависимоти от типа (регулятивнеы, коммуникативные, познавательные).

13.Диагностика уровня развития универсальных учебных умений и навыков обучающихся.

15.Концептуальные основы аттестации педагогических кадров в России в аспекте методической компетентности.

16.Методологические основы формирования компонентов коммуникативных УУД обучающихся.

17.Методика и технология формирования УУД.

18.Методика и технология формирования познавательных УУД.

Типовые практические задания по дисциплине:

20. Логические операции мышленияи особенности их формирования (Определить критерии и динамику формирования)

21. Общеучебные универсальные умения и особенности их формирования (Определить критерии и динамику формирования)

22. Умения самоорганизации и оссобенности их формирования (Определить критерии и динамику формирования)

 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
23. методы постановки проблем и путей их решения и оссобенности их формирования (Определить критерии и динамику формирования)

24 Проектирование учебной деятельности обучающихся (программа саморазвития)

25 Подобрать комплекс методик, определяющих уровень сформированности одного из компонентов УУД (тип по выбору).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Кейс-задания:

Инструкция для решения:  внимательно прочитайте задачу и определите,Какие структурные компоненты профессиональной компетенции проявляются в описанных ситуациях.

1. Ученику первого класса предлагают решить задачу, в которой речь идет о постройке домов в поселке. Ребенок прочитал задачу и сказал: «Я умею решать задачи на тетрадях, а на домах не умею». В чем заключается трудность решения задачи у школьника? Обоснуйте, какой вид УУД не сформирован у первоклассника? Разработайте рекомендации для родителей, учителя начальной школы; определите, какую работу с данным учеником может выполнить педагог-психолог.

2. Используя методику «Рукавички», понаблюдайте за умением вступать в учебное сотрудничество учеников первого и четвертого класса. Дайте сравнительную характеристику этого умения у учеников разных классов.  Какими факторами (кроме возраста) могут быть объяснены различия в особенностях взаимодействия школьников?

3. Учитель спрашивает ученика, сколько будет 6+4? Ученик отвечает: «девять». Учитель говорит, что он ошибся и поправляет – «десять». Ученик спорит с учителем и говорит, что точно помнит, что десять бывает, когда 5+5. Объясните данный факт с позиции психологических причин неуспеваемости школьников и определите какой вид УУД следует развивать у данного школьника.

4. Реализуя программу Г. А. Цукерман, К. Н. Поливановой «Введение в школьную жизнь» для первоклассников, учитель предложил ученикам игру «Зеркало». Правила игры: «Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его». Сформулируйте понятные для учеников первого класса критерии, по которым может быть оценено качество совместной работы.

5. Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции учебной деятельности школьников в функциональных звеньях «цель», «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа исполнительских действий», «оценка результатов деятельности».

6. Организация разновозрастного учебного сотрудничества является  очень эффективным приемом. Придумайте (или подберите) задание для совместной работы учеников первого и четвертого класса. Сформулируйте психолого- педагогические цели и задачи на организацию этого сотрудничества.

7. Учитель предложил ученикам первого класса выполнить задание в паре и по окончании работы сообщить о готовности. Наблюдая за работой ребят, учитель обнаружил следующие варианты парной работы:

– Одна пара детей задание не выполнила, но показала учителю свою готовность раньше всех.

– В другой паре каждый ребенок стал выполнять работу самостоятельно.

– В третьей паре всё отведенное на выполнение задания время дети проспорили о том, кто и за что будет отвечать.

Опишите возможные причины обнаруженных педагогом феноменов. Дайте описание направлений работы педагога с учениками по формированию у них навыков учебного сотрудничества.

8. Разработайте план психопрофилактической беседы с педагогом, работающим с неуспевающим подростком или юношей, на тему: «Психологические особенности саморегуляции учебной деятельности неуспевающего школьника».

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Талызина Н.Ф
Усвоение научных понятий в школе : учеб. пособие / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская, Г. А. Буткин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 114 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04740-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438574 : учебное пособие
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Ашанина, Е.Н.
Современные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / Е. Н. Ашанина [и др.] ; под редакцией Е. Н. Ашаниной, О. В. Васиной, С. П. Ежова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 165 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06194-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515140: Высшее образование
Москва : Издательство Юрайт, , 2023
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.3
Хакимова, Н.Г.. Мухаметшин, А.Г. Галиакберова, А.А. 
Проблемы теории обучения и воспитания младших школьников: история и современность [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Г. Хакимова, А.Г. Мухаметшин, А.А. Галиакберова, И.Н. Федекин; под ред. А.Г. Мухаметшина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 .— 345 с. — Электронная версия печатной публикации.: учебное пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сарычев, С. В. 
Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / С. В. Сарычев, И. Н. Логвинов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 228 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-01697-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/438298 
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Москвин, С.Н.
Управление проектами в сфере образования : учебное пособие для вузов / С. Н. Москвин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 139 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11817-9. — URL : urait.ru/book/upravlenie-proektami-v-sfere-obrazovaniya-446191: учебное пособие
Юрайт, 2019
 
Л2.3
Фуряева, Т. В.
Фуряева, Т. В.  Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09285-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493340
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.4
Гуружапов, В. А.
Педагогическая психология : учебник для академического бакалавриата / В. А. Гуружапов ; ответственный редактор В. А. Гуружапов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 493 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3099-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/430714
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.5
Суртаева, Н. Н.  
Педагогические технологии : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры /Н.Н. Суртаева. -  2-е изд., испр. и доп. -  Москва : Издательство Юрайт, 2019. -  250 с. -  (Образовательный процесс).  -  ISBN 978-5-534-10405-9. -  Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. -  URL: https://biblio-online.ru/bcode/429978
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.6
Землянская, Е. Н.
Педагогика начального образования : учебник и практикум для вузов / Е. Н. Землянская. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13271-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457366

:  учебник и практикум

Москва, Юрайт, 2020
 
Л2.7
Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 258 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452318: учебник и практикум для вузов /
Москва, Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Гордиенко, О. В
Современные средства оценивания результатов обучения : учебник для академического бакалавриата /Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411655:  учебник для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.2
Гребенюк, О.С.
Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09998-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429118 
— Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л3.3
Хакимова, Н.Г.. Мухаметшин, А.Г. Галиакберова, А.А. Федекин, И.Н.
Проблемы теории обучения и воспитания младших школьников: история и современность [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Г. Хакимова, А.Г. Мухаметшин, А.А. Галиакберова, И.Н. Федекин; под ред. А.Г. Мухаметшина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 .— 345 с. — Электронная версия печатной публикации.: учебное пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Современнеы и качественные формы методической помощи образованию http://www.planeta-kniga.ru/blog/formirovanie-uud-na-urokah-v-nachalnoy-shkole.html
 
Э2

Инфоурок режим доступа: https://infourok.ru/formirovanie_uud_v_nachalnoy_shkole-460184.htm

 
Э3
Землянская Е.Н. Инновационные процессы в системе начального образования [Электронный ресурс]: монография/ Землянская Е.Н., Веретенникова Л.К., Дмитриев А.Е.- Электрон. текстовые данные.- М.: Прометей, 2012.- 212 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18570.- ЭБС «IPRbooks»
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания для преподавателя по подготовке к лекционным занятиям:

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития учащихся; достижение метапредметных результатов).

2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бак-та.

Методические указания для студентов при подготвоке к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

•систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

•углубление и расширение теоретических знаний;

•формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

•развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

•формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

•развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

•цель и содержание задания;

•сроки выполнения;

•ориентировочный объем работы;

•основные требования к результатам работы и критерии оценки;

•возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

•просматривать основные определения и факты;

•повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

•изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

•самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

•использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

•выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Методические указания для практических занятий (семинарские занятия):

Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание

методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

•ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

•участие в дискуссиях;

•выполнение проектных и иных заданий;

•ассистирование преподавателю в проведении занятий.

Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.

Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.

Формы и методы самостоятельной работы студентов: 1) конспектирование и аннотирование литературы; 2) подготовка и выступление докладом; 4) работа над понятийным аппаратом (составление понятийного словаря по теме); 5) самостоятельное изучение тем; 6) подготовка к семинарским занятиям; 7) подготовка презентаций; 8) проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий.

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

углубление и расширение теоретических знаний;

 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

цель и содержание задания;

сроки выполнения;

ориентировочный объем работы;

основные требования к результатам работы и критерии оценки;

возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

просматривать основные определения и факты;

повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx