2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Методические приемы развития регулятивных УУД_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методические приемы развития регулятивных УУД
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пхс.н., доцент, Захарова Ирина Михайловна _________________
 
 
Методические приемы развития регулятивных УУД
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова И. М.

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: научить методическим примемам развития регулятивных УУД (целеполагание, планирование, прогнозиование, контроль и оценка результатов)
1.2
Задави:
1.3
определить содержание и проверяемые индикаторы регулятивных УУД;
1.4
выделить требования к уровню формирования регулятивных умений обучающихся;
1.5
научить применять методические приемы развития регулятивных УУД (целеполагание, плагирование, моделирование, контроль и оценка результатов)
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория начального математического образования
2.1.2
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.3
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.4
Теория начального языкового образования
2.1.5
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.6
Геометрические фигуры на плоскости
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.2
Теория начального литературного образования
2.2.3
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.4
Производственная культурно-просветительская практика
2.2.5
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.2.6
Технологии начального литературного  образования
2.2.7
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.8
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.9
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.10
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.11
Формирование УУД у младших школьников
2.2.12
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.13
Литературное развитие детей
2.2.14
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.15
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.16
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.17
Производственная преддипломная практика
2.2.18
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.19
Графическая деятельность младших школьников
2.2.20
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.21
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.22
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.23
Психология личности и профессиональное самоопределение
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
ПК-5: способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
Знать:
 
основы педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся 
 
критерии оценки социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
методологию социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Уметь:
 
применять знания для описания основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
оценивать уровень социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
подбирать технологии педагогического  сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками анализа основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся
 
навыками разработки направлений педагогического сопровождения основных характеристик социализации и профессионального самоопределения обучающихся по заданным критериям
 
проектировать педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся в аспекте решения профессиональных задач
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретические основы системы педагогического сопровождения образовательного процесса;
3.1.2
значение УУД для достижения необходимых (зафиксированных во ФГОС) образовательных результатов;
3.1.3
возрастные  особенности школьников, определяющие формы и методы работы учителя по организации учебно-воспитательного процесса в аспекте формирования регулятивных УУД;
3.1.4
основы проектирования образовательной среды для достижения метапредметных результатов
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
проводить анализ педагогического сопровождения причин трудностей формирования регулятивных УУД у школьника в зависимости от возраста;
3.2.2
применять теоретические знания для решения практических задач совместно с родителями для развития умений ставить цель, учитывать условия деятельности, контролировать и планировать свою деятельность; оценивать полученный результат
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.2.3
определять критерии эффективности формирования компонентов саморегуляции
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа трудностей развития регулятивных УУД школьников разного возраста,
3.3.2
навыками разработки Программы работы педагога с родителями по вопросам развития регулятивных УУД у школьников;
3.3.3
навыками проектирования элементов образовательной среды по достижению метапредметов
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Требования к достижению образовательного результата согласно новым образовательным результатам

 
1.1
Переход от ЗУНовских технологий обучения к деятельностным технологиям обучения и развития /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

4
ПК-4 ПК-5
4
0
 
1.2
Система работы учителя в аспекте формирования регулятивных умений младших школьников /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э2

4
ПК-4 ПК-5
4
0
 
1.3
Сравнительная характеристика урока деятельностного типа с уроком по достижению ЗУН /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э2

10
ПК-4 ПК-5
4
0
 
 
Раздел 2. Концепция осознанной саморегуляции деятельности

 
2.1
Теоретические основы осознанной саморегуляции деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э2

4
ПК-4 ПК-5
4
0
 
2.2
Содержательные характеристики функциональных звеньев саморегуляции /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

6
ПК-4 ПК-5
4
0
 
2.3
Типы и стили саморегуляции деятельности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

10
ПК-4 ПК-5
4
0
 
 
Раздел 3. Методические приемы формирования регулятивных УУД

 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.1
Методические основы формирования уменй целеполагания и прогнозирования /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
4
0
 
3.2
Методические основы формирования умений контроля и коррекции промежуточных результатов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

2
ПК-4 ПК-5
4
0
 
3.3
Методические основы формирования умений оценки результатов и волевой саморегуляции /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

4
ПК-4 ПК-5
4
0
 
3.4
Конструирование КИМ по диагностики регулятивных умений (от постановки цели до оценки результатов) /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

6
ПК-4 ПК-5
4
0
 
3.5
Система работы учителя со школьниками, родителями по формированию и развитию регуляторных УУД /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

10
ПК-4 ПК-5
4
0
 
 
Раздел 4. Проектирование образовательного пространства по формированию и развитию регулятивных УУД

 
4.1
Критерии оценки образовательного простарнства в аспекте достижения метапредметных результатов /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э2

2
ПК-4 ПК-5
4
0
 
4.2
Программа формирования и развития регуляторных умений обучающихся /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

2
ПК-4 ПК-5
4
0
 
4.3
Проектирование образовательной среды класса в аспекте достижения метапредметных результатов (регулятивные УУД) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

6
ПК-4 ПК-5
4
0
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

0
ПК-4 ПК-5
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Промежуточная аттестация:

Вопросы (теоретические и практические)для зачета:

1. В чем состоит необходимость изменения целей современного образования?

2. Назовите и обоснуйте основные трудности развития регуляторных УУД младших школьников.

3. На конкретных примерах покажите особенности регуляторных УУД школьника. Подкрепите свои наблюдения теоретическими положениями.

4. Опишите важнейшие эффекты развития умений ставить цель.  

5. Каких образовательных результатов, обозначенных во ФГОС, позволяет достичь организация учебного сотрудничества?

6. Учителя обычно говорят, что если ученик не хочет учиться, то его невозможно научить.  Согласны ли вы с этим? Какой выход из создавшегося положения можно использовать (определите систему работы учителя начальных классов по данной проблеме)?

7. Из каких действий состоит умение младшего школьника учиться?

8. Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции учебной деятельности школьников в функциональных звеньях «цель», «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа исполнительских действий», «оценка результатов деятельности».

9. Учебные действия. Отличие  учебных действий контроля и оценки от других учебных действий.

10. Субъект учебной деятельности. Процесс перехода от коллективного субъекта учебной деятельности к индивидуальному.

11. Развитие личности ребенка в процессе учебной деятельности.

12. Сравнительная характеристика предметных и метапредметных результатов обучения.

13. Регулятивные УУД.

14. Диагностика метапредметных результатов обучения.

15 Мониторинг образовательных результатов обучающихся в соотвествии с ФГОС

16. Проектирование образовательной среды по развитию регулятивных УУД

Примерные практические задания:

1.Составить Программу развития умения ставить цель у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)

2.Составить Программу развития умения контролировать процесс и результат деятельности у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)

3.Составить Программу развития умения оценивать субъективные и объективные условия выполнения деятельности у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)

4.Составить Программу развития умения составлять план своих действий у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)

5.Составить Программу развития умения программировать свою деятельность у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)

6.Составить Программу развития умения оценивать промежуточный и конечный результат своей деятельности у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей

7.Составить Программу взаимодействия педагога и родителей по развитию регулятивных УУД обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей))

 
5.2. Темы письменных работ
промежуточный контроль успеваемости:

Примерная тематика рефератов

1 Концептуальные основы осознанной саморегуляции деятельности

2. Актуальность новых образовательных стандартов. Эволюция стандартов в российском образовании.

3. Содержание регуляторных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка результатов

4. Методические приемы формирования умений ставить цели в учебной работе

5. Методические приемы формирования умений планировать и контролировать свою учебную работу в младшем школьном возрасте

6. Система мониторинга регуляторных УУД в начальной школе

7. Методологические основы саморегуляции учебной деятельности

8. Традиции и инновации в аспекте формирования регуляторных УУД

9. Система оценки планируемых результатов освоения в аспекте реализации ФГОС НОО.

10. Урок в свете требований системно-деятельностного подхода.

11. Анализ урока с позиции требований системно-деятельностного подхода в аспекте развития регуляторных УУД.

12. Проектирование урока в аспекте развития регуляторных УУД.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гордиенко, О. В
Современные средства оценивания результатов обучения : учебник для академического бакалавриата /Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/411655:  учебник для академического бакалавриата
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
Л1.2
Гребенюк, О.С.
Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09998-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429118 
— Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
М. К. Акимова [и др.]
Психодиагностика. Теория и практика : учебник для бакалавров / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/402554 
Москва : Издательство Юрайт, 2017
 
Л2.2
Акимова, М.К.  и др
Психодиагностика. Теория и практика в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438102 : учебник для академического бакалавриата
Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.3
Фокин Ю.Г.
Теория и технология обучения. Деятельностный подход : учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 241 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-05712-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493656 : учебное пособие
Юрайт, 2023
 
Л2.4
Корсакова, Н. К.
Корсакова, Н. К.  Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников : учебное пособие для вузов / Н. К. Корсакова, Ю. В. Микадзе, Е. Ю. Балашова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 136 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09134-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491519
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л2.5
Фуряева, Т. В.
Фуряева, Т. В.  Психолого-педагогическая диагностика : учебное пособие для вузов / Т. В. Фуряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09285-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/493340
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Талызина Н.Ф
Усвоение научных понятий в школе : учеб. пособие / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская, Г. А. Буткин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 114 с. — (Серия : Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-04740-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/438574 : учебное пособие
Юрайт, 2019
 
Л3.2
Хакимова, Н.Г.. Мухаметшин, А.Г. Галиакберова, А.А. Федекин, И.Н.
Проблемы теории обучения и воспитания младших школьников: история и современность [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н.Г. Хакимова, А.Г. Мухаметшин, А.А. Галиакберова, И.Н. Федекин; под ред. А.Г. Мухаметшина .— Набережные Челны : ФГБОУ ВО "НГПУ", 2019 .— 345 с. — Электронная версия печатной публикации.: учебное пособие
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Э1
Дубровина, И. В. Психологическое благополучие школьников : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / И. В. Дубровина. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 140 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09864-8.Режим доступа: https://biblio-online.ru/book/psihologicheskoe-blagopoluchie-shkolnikov-438917?utm_campaign=rpd&utm_source=web&utm_content=152117d700255313d2f8bffca473885a (дата обращения 29.03.2019)
 
Э2
Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-09998-0.Режим доступа: https://biblio-online.ru/viewer/pedagogika-individualnosti-429118#page/2 (Дата обращения 29.03.2019)
 
Э3
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания для преподавателя по подготовке к лекционным занятиям:

Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.

На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.

Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.

1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития учащихся; достижение метапредметных результатов).

2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бак-та.

Методические указания для практических занятий (семинарские занятия):

Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.

Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание

методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.

Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:

•ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

•участие в дискуссиях;

•выполнение проектных и иных заданий;

•ассистирование преподавателю в проведении занятий.

Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.

Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Оценивание заданий, выполненных на семинарском занятии, входит в накопленную оценку.

Методические указания для студентов при подготвоке к выполнению самостоятельной работы:

Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Цели самостоятельной работы:

•систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

•углубление и расширение теоретических знаний;

•формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;

•развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;

•формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

•развитие исследовательских умений и академических навыков.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.

Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.

Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:

•цель и содержание задания;

•сроки выполнения;

•ориентировочный объем работы;

•основные требования к результатам работы и критерии оценки;

•возможные типичные ошибки при выполнении.

Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.

Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:

•просматривать основные определения и факты;

•повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;

•изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;

•самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;

•использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;

•выполнять домашние задания по указанию преподавателя.

Формы и методы самостоятельной работы студентов: 1) конспектирование и аннотирование литературы; 2) подготовка и выступление докладом; 4) работа над понятийным аппаратом (составление понятийного словаря по теме); 5) самостоятельное изучение тем; 6) подготовка к семинарским занятиям; 7) подготовка презентаций; 8) проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий.

Тема 2. Актуальные проблемы дидактики с позиции введения  ФГОС НОО :

Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

УУД - Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта; обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, в широком понимании - причины и механизмы целенаправленного поведения человека.

Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

Саморегуляция - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: 1) принятая субъектом цель его произвольной активности; 2) модель значимых условий деятельности; 3) программа собственно исполнительских действий; 4) система критериев успешности деятельности; 5) информация о реально достигнутых результатах; 6) оценка соответствия реальных 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
результатов критериям успеха; 7) решения о необходимости и характере коррекций деятельности. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий и от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

Учебное сотрудничество – сотрудничество как совместная деятельность субъектов характеризуется в отличие от индивидуальной работы следующими свойствами: а) пространственным и временным соприсутствием; б) единством цели; в) организацией и управлением общей деятельностью; г) разделением функций, действий и операций между участниками совместной деятельности; д) наличием позитивных межличностных отношений. Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по крайней мере по четырем линиям: 1) «учитель – ученик (ученики)»; 2) «ученик – ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель – учительский коллектив».

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию

Пример практического занятия

Практическое занятие по теме "Методические основы формирования и  развитие универсальных учебных действий на уроке"

План:

1. Общая характеристика универсальных учебных действий (УУД).

2. Критерии и показатели сформированности универсальных учебных действий.

Основные понятия: компетентность, универсальные учебные действия, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД,

личностные УУД, метапредметные результаты, личностные результаты.  

Задание на СРС: Разработать типовые задания для формирования и оценки сформированности конкретных УУД: познакомившись с содержанием УУД и возможными видами типовых заданий, представленных в таблице

Литература:

5.Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского.– М.: Просвещение, 2010.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.