(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова И. М.
ции
Э1 Э2
Э2
Э2
Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э2
Э1 Э2
Вопросы (теоретические и практические)для зачета:
1. В чем состоит необходимость изменения целей современного образования?
2. Назовите и обоснуйте основные трудности развития регуляторных УУД младших школьников.
3. На конкретных примерах покажите особенности регуляторных УУД школьника. Подкрепите свои наблюдения теоретическими положениями.
4. Опишите важнейшие эффекты развития умений ставить цель.
5. Каких образовательных результатов, обозначенных во ФГОС, позволяет достичь организация учебного сотрудничества?
6. Учителя обычно говорят, что если ученик не хочет учиться, то его невозможно научить. Согласны ли вы с этим? Какой выход из создавшегося положения можно использовать (определите систему работы учителя начальных классов по данной проблеме)?
7. Из каких действий состоит умение младшего школьника учиться?
8. Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции учебной деятельности школьников в функциональных звеньях «цель», «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа исполнительских действий», «оценка результатов деятельности».
9. Учебные действия. Отличие учебных действий контроля и оценки от других учебных действий.
10. Субъект учебной деятельности. Процесс перехода от коллективного субъекта учебной деятельности к индивидуальному.
11. Развитие личности ребенка в процессе учебной деятельности.
12. Сравнительная характеристика предметных и метапредметных результатов обучения.
13. Регулятивные УУД.
14. Диагностика метапредметных результатов обучения.
15 Мониторинг образовательных результатов обучающихся в соотвествии с ФГОС
16. Проектирование образовательной среды по развитию регулятивных УУД
Примерные практические задания:
1.Составить Программу развития умения ставить цель у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)
2.Составить Программу развития умения контролировать процесс и результат деятельности у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)
3.Составить Программу развития умения оценивать субъективные и объективные условия выполнения деятельности у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)
4.Составить Программу развития умения составлять план своих действий у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)
5.Составить Программу развития умения программировать свою деятельность у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей)
6.Составить Программу развития умения оценивать промежуточный и конечный результат своей деятельности у обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей
7.Составить Программу взаимодействия педагога и родителей по развитию регулятивных УУД обучающихся (с учетом возрастных ососбенностей))
Примерная тематика рефератов
1 Концептуальные основы осознанной саморегуляции деятельности
2. Актуальность новых образовательных стандартов. Эволюция стандартов в российском образовании.
3. Содержание регуляторных УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, оценка результатов
4. Методические приемы формирования умений ставить цели в учебной работе
5. Методические приемы формирования умений планировать и контролировать свою учебную работу в младшем школьном возрасте
6. Система мониторинга регуляторных УУД в начальной школе
7. Методологические основы саморегуляции учебной деятельности
8. Традиции и инновации в аспекте формирования регуляторных УУД
9. Система оценки планируемых результатов освоения в аспекте реализации ФГОС НОО.
10. Урок в свете требований системно-деятельностного подхода.
11. Анализ урока с позиции требований системно-деятельностного подхода в аспекте развития регуляторных УУД.
12. Проектирование урока в аспекте развития регуляторных УУД.
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития учащихся; достижение метапредметных результатов).
2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бак-та.
Методические указания для практических занятий (семинарские занятия):
Семинарские занятия представляют собой детализацию лекционного теоретического материала, проводятся в целях закрепления курса и охватывают все основные разделы.
Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также разбор примеров и ситуаций в аудиторных условиях. В обязанности преподавателя входят: оказание
методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Активность на семинарских занятиях оценивается по следующим критериям:
•ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
•участие в дискуссиях;
•выполнение проектных и иных заданий;
•ассистирование преподавателю в проведении занятий.
Ответ должен быть аргументированным, развернутым, не односложным, содержать ссылки на источники.
Доклады и оппонирование докладов проверяют степень владения теоретическим материалом, а также корректность и строгость рассуждений.
Методические указания для студентов при подготвоке к выполнению самостоятельной работы:
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.
Цели самостоятельной работы:
•систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
•углубление и расширение теоретических знаний;
•формирование умений использовать нормативную и справочную документацию, специальную литературу;
•развитие познавательных способностей, активности студентов, ответственности и организованности;
•формирование самостоятельности мышления, творческой инициативы, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
•развитие исследовательских умений и академических навыков.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, уровня сложности, конкретной тематики.
Технология организации самостоятельной работы студентов включает использование информационных и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель может проводить инструктаж по выполнению задания. В инструктаж включается:
•цель и содержание задания;
•сроки выполнения;
•ориентировочный объем работы;
•основные требования к результатам работы и критерии оценки;
•возможные типичные ошибки при выполнении.
Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может проходить в письменной, устной или смешанной форме.
Студенты должны подходить к самостоятельной работе как к наиважнейшему средству закрепления и развития теоретических знаний, выработке единства взглядов на отдельные вопросы курса, приобретения определенных навыков и использования профессиональной литературы.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
При самостоятельной проработке курса обучающиеся должны:
•просматривать основные определения и факты;
•повторить законспектированный на лекционном занятии материал и дополнить его с учетом рекомендованной по данной теме литературы;
•изучить рекомендованную литературу, составлять тезисы, аннотации и конспекты наиболее важных моментов;
•самостоятельно выполнять задания, аналогичные предлагаемым на занятиях;
•использовать для самопроверки материалы фонда оценочных средств;
•выполнять домашние задания по указанию преподавателя.
Формы и методы самостоятельной работы студентов: 1) конспектирование и аннотирование литературы; 2) подготовка и выступление докладом; 4) работа над понятийным аппаратом (составление понятийного словаря по теме); 5) самостоятельное изучение тем; 6) подготовка к семинарским занятиям; 7) подготовка презентаций; 8) проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий.
Тема 2. Актуальные проблемы дидактики с позиции введения ФГОС НОО :
Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
УУД - Универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта; обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, в широком понимании - причины и механизмы целенаправленного поведения человека.
Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;
Саморегуляция - один из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии. При всем разнообразии проявлений саморегуляция имеет следующую структуру: 1) принятая субъектом цель его произвольной активности; 2) модель значимых условий деятельности; 3) программа собственно исполнительских действий; 4) система критериев успешности деятельности; 5) информация о реально достигнутых результатах; 6) оценка соответствия реальных
Учебное сотрудничество – сотрудничество как совместная деятельность субъектов характеризуется в отличие от индивидуальной работы следующими свойствами: а) пространственным и временным соприсутствием; б) единством цели; в) организацией и управлением общей деятельностью; г) разделением функций, действий и операций между участниками совместной деятельности; д) наличием позитивных межличностных отношений. Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по крайней мере по четырем линиям: 1) «учитель – ученик (ученики)»; 2) «ученик – ученик» (в парах и тройках); 3) общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе; 4) «учитель – учительский коллектив».
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) — совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
Пример практического занятия
Практическое занятие по теме "Методические основы формирования и развитие универсальных учебных действий на уроке"
План:
1. Общая характеристика универсальных учебных действий (УУД).
2. Критерии и показатели сформированности универсальных учебных действий.
Основные понятия: компетентность, универсальные учебные действия, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД,
личностные УУД, метапредметные результаты, личностные результаты.
Задание на СРС: Разработать типовые задания для формирования и оценки сформированности конкретных УУД: познакомившись с содержанием УУД и возможными видами типовых заданий, представленных в таблице
Литература:
5.Примерные программы внеурочной деятельности: начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского.– М.: Просвещение, 2010.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.