2022-2023_b44_03_05 ДО и НО 211_plx_Искусство и технология в начальной школе_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Искусство и технология в начальной школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
 
зачет с оценкой 8, 9
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
84
аудиторные занятия
60
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
9 (5.1)
Итого
Недель
14 4/6
16
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
16
16
30
30
Практические
14
14
16
16
30
30
Итого ауд.
28
28
32
32
60
60
Кoнтактная рабoта
28
28
32
32
60
60
Сам. работа
44
44
40
40
84
84
Итого
72
72
72
72
144
144
 
 
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.п.н, доцент, Павлова Наиля Ахатовна _________________
 
 
Искусство и технология в начальной школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается формировании  у обучающихся компетенции в области организации деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания изобразительного искусства поиску новых технологий, связанных с организацией урока изобразительного искусства, анализом  художественных произведений различных видов и жанров искусства, научить осуществлять контроль и оценку формирования результатов хдожественного образования обучающихся младших классов. Формировании у обучающихся навыков решения художественных задач с использова¬нием цифровых технологий.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.1.2
Теория и технологии начального языкового образования
2.1.3
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.1.4
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.5
Основы вожатской деятельности
2.1.6
Производственная педагогическая вожатская практика
2.1.7
Теория и технологии литературного развития детей
2.1.8
Теория и технологии развития речи детей
2.1.9
Теория и технологии физического развития детей
2.1.10
Основы государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений
2.1.11
Педагогика
2.1.12
Производственная педагогическая практика (классное руководство)
2.1.13
Технология и организация воспитательных практик (классное руководство)
2.1.14
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.1.15
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.16
Психология воспитательных практик
2.1.17
Теория и технологии  математического развития детей
2.1.18
Учебная практика  по естествознанию
2.1.19
Теория и технологии экологического образования детей
2.1.20
Учебная практика по теории и технологиям дошкольного образования
2.1.21
Методика и технологии дошкольного образования
2.1.22
Методика и технологии обучения в начальной школе
2.1.23
Технологии цифрового образования
2.1.24
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Дифференцированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.3
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.4
Методика театрально-игровой деятельности детей в ДОО
2.2.5
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.6
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.7
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.8
Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОО
2.2.9
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
стр. 4
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
ОПК-2: Способен участвовать в разработке основных и дополнительных образовательных программ, разрабатывать отдельные их компоненты (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий)
 
ОПК-2.3: Осуществляет отбор педагогических и других технологий, в том числе информационно-коммуникационных, используемых при разработке основных и дополнительных образовательных программ и их элементов
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности, базовых национальных ценностей, модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные технические средства, информационные технологии в сфере начального общего образования;
3.1.2
приемы осуществления разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования по ИЗО;
3.1.3
требования и критерии осуществления отбора диагностических средств для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей;
3.1.4
методика использования цифровых инструментов и сервисов для организации изобразительной деятельности в начальной школе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать цифровые технологии для оперативного решения профессиональных задач;
3.2.2
создавать презентации, инфорграфики Infogram, интерактивное видео Joyteka, интерактивный контент Learningapps.org;
3.2.3
осуществлять разработку программ отдельных учебных предметов, в том числе программ дополнительного образования по организации;
3.2.4
умеет демонстрировать теоретические знание и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
дидактическими и методическими приемами разработки и технологиями реализации основных и дополнительных образовательных программ и приемами использования  Zoom, Webinar, Canva, Padlet, Trello;
3.3.2
навыками создания опроса и голосования (Mentimeter);
3.3.3
навыками демонстрации знания духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности;
3.3.4
навыками демонстрации умения разрабатывать основные и дополнительные образовательные программы в том числе с использованием информационно-комуникационных технологий.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы художественной культуры: Язык изобразительного искусства

 
1.1
Основные понятия изобразительного искусства: художественный образ, гармония, прекрасное/безобразное, возвышенное/низменное и др.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
1.2
Классификация видов изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура и др.). Жанры и формы изобразительного искусства (жанры живописи, формы графики, скульптуры и т.д.).  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
1.3
Изобразительно-выразительные средства в разных видах искусства: цвет, форма, свет, композиция, линия, пятно и др.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
1.4
Способы художественного мышления (реализм, символизм, абстракция и т.д.). /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
1.5
Стили в искусстве /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
1.6
Основные понятия изобразительного искусства /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
 
Раздел 2. Основные этапы развития мировой художественной культуры

 
2.1
Культура Древнего мира: Первобытный период, Междуречье, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.2
Мировая художественная культура древнего мира. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.3
Культура Средних веков: Западная Европа, Византия, Древняя Русь.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.4
Мировая художественная культура средних веков. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.5
Культура Нового времени: Ренессанс, Барокко, Классицизм, Рококо.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.6
Мировая художественная культура Нового времени /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.7
Культура 19 века: Ампир, Романтизм, Реализм, Модерн, Символизм, Импрессионизм, Постимпрессионизм.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.8
Мировая художественная культура 19 века /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.9
Культура 20 века: Авангард, Постмодернизм, Актуальное искусство /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
2.10
Мировая художественная культура 20 века. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.11
Культура стран Азии, Африки, Австралии и Доколумбовой Америки.   /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
2.12
Мировая художественная культура стран Азии /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
8
0
 
 
Раздел 3. Изобразительное искусство в современной культуре

 
3.1
Изобразительное искусство в аспекте визуального характера современной культуры. Изобразительное искусство и цифровая среда. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
3.2
Сетевые визуальные арт-практики. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
3.3
Изобразительное искусство и цифровая среда. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
 
Раздел 4. Технология

 
4.1
Сущность и содержание «Технологии». Исторические и теоретические основы технологии в системе начального образования.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.2
История развития трудового обучения в советской школе.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.3
Исторические и теоретические основы технологии в системе начального образования.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.4
Технологическое образование на современном этапе. Основные тенденции развития технологического образования в современном мире.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.5
Особенности преподавания технологии в традиционном, смешанном и дистанционном форматах. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.6
Основные тенденции развития технологического образования в современном мире.  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
4.7
Содержание обучения технологии в системе начального образования. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.8
Цели и задачи технологии в начальных классах.  /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.9
Варианты программ, выдвигаемые в настоящее время для технологического образования младших школьников. Учебно-методические комплекты по технологии.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.10
Учебно-методические комплекты по технологии. /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.11
Оснащение курса технологии в начальной школе. Методы, приемы и средства технологического обучения младших школьников. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.12
Цифровые технологии, цифровые образовательные ресурсы в преподавании технологии в начальной школе. /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.13
Современные цифровые технологии Canva, Mentimeter, iSpringSuite, Joyteka, PlayPosit   /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.14
Педагогические формы организации технологического образования младших школьников. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.15
Основные формы технологии в начальной школе внеурочная деятельность по технологии.  /Лек/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.16
Цифровые технологии во внеурочной деятельности: Miro, Sboard, Pruffme,YouGile, Freepik  /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.17
Внеурочная деятельность в дистанционном режиме: онлайн-квесты, онлайн-экскурсии и др. ИнфографикаКультураРФ /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.18
Виды дистанционных уроков по технологии и их структура. /Пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
4.19
Современные цифровые технологии: Удоба, ИнфографикаКультураРФ, Infogram, Easelly, Learningapps /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1 Л2.2Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1.1 ОПК-2.3 ОПК-4.1
9
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточный аттестация

Вопросы и задания.

1. Анализ программ по изобразительному искусству технологии

2. В чем сходство и различия заданий на доконструирование, переконструирование и конструирование по условиям? Раскройте основные особенности каждого из этих видов конструирования. Приведите примеры заданий.

3. Возрастные особенности рисунков дошкольников и младших школьников.

4. Дайте характеристику конструирования - копирования образца репродуктивным способом. Обоснуйте, в чем заключается образовательный и развивающий смысл данного вида конструирования.

5. Для чего следует приучать школьников к использованию в изделиях условных цветов? Приведите примеры заданий, которые могли бы стимулировать выбор условных цветов?

6. Для чего следует приучать школьников к использованию в изделиях условных цветов? Приведите примеры заданий, которые могли бы стимулировать выбор условных цветов?

7. Закономерности возрастной эволюции изобразительной деятельности детей.

8. Изучение  умения планировать трудовую деятельность.

9. Изучение взаимосвязи между характером цели в труде и его успешности.

10. Изучение влияния коллективной организации труда на его результат.

11. Изучение осознания зависимости друг от друга в совместной работе.

12. Изучение осознания совместной игры и труда как различных видов деятельности.

13. Изучение отношения к трудовым поручениям.

14. Изучение представления о труде взрослых.

15. Изучение проявления трудолюбия.

16. Как вы думаете, в какой последовательности должны включаться в учебный процесс разные виды конструирования: от копирования образца к проектированию или как-то иначе? Аргументируйте свой ответ.

17. Как вы можете объяснить смысл соблюдения культуры труда и ее образовательное и воспитательное значение? Назовите основные компоненты, которые включает культура уроков ручного труда.

18. Как вы понимаете смысл проектной деятельности младших школьников на уроках технологии?

19. Какие социально-исторические причины привели к занижению роли практического труда в образовании подрастающего поколения?

20. Какие требования к оборудованию рабочего кабинета для уроков труда, с вашей точки зрения, наиболее целесообразны? Имеет ли смысл однозначно предписывать учителю, какие шкафы и какие приспособления следует использовать для хранения тех или иных материалов, инструментов и проч.? Объясните свой ответ.

21. Какие требования предъявляются к наглядным пособиям, используемым на уроках ИЗО.

22. Какие требования предъявляются к наглядным пособиям, используемым на уроках технологии.

23. Каково значение работ с бумагой трудовой подготовки учащихся в начальных классах? Виды бумаги. Основные свойства, строение бумаги. Значение ознакомления учащихся со свойствами бумаги.

24. Критерии оценки работ учащихся на уроках изобразительного искусства.

25. Методика проведения занятий по тематическому рисованию в    общеобразовательной школе.

26. Методика обучения рисования натюрморта.

27. Методика преподавания основ рисунка.

28. Методика преподавания основ цветоведения.

29. Методика проведения занятий по декоративному рисованию в общеобразовательной школе.

30. Методика проведения занятий по пейзажу.

31. Методика проведения рисования с натуры в общеобразовательной школе.

32. Методы и приёмы обучения изобразительному искусству.

33. Методы и приёмы обучения работе акварелью на уроках ИЗО.

34. Методы и приёмы обучения работе гуашью на уроках ИЗО.

35. Объясните смысл обучения детей экономному расходованию материалов с дидактической и воспитательной точек зрения.

36. По каким критериям оцениваются учебно-творческие работы младших школьников, выполняемые на уроках ИЗО.

37. Приведите примеры заданий на воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции.

38. Расскажите о значении и особенностях организации коллективных форм деятельности младших школьников на уроках ИЗО.

39. Расскажите, как можно организовать быструю и удобную подготовку рабочих мест учащихся перед уроком и их уборку по окончании урока. Каким образом следует осуществлять поддержание порядка на рабочих местах в течение урока?

40. Рисование в младшем школьном возрасте.

41. Роль наглядности в обучении изобразительному искусству. Требования, предъявляемые к наглядности на уроках ИЗО.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Задание: Подготовить письменную работу. По материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).

 
стр. 9
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 

1. Влияние стиля общения учителя на развитие личности младшего школьника на уроках технологии.

2. Воспитание у младших школьников дисциплинированность на уроках технологии.

3. Воспитание у младших школьников культура быта на уроках технологии.

4. Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

5. Декоративно-прикладное искусство в структуре этнокультурного образования и воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.

6. Значение декоративно-прикладного искусства татарского народа в национальном и эстетическом воспитании младшего школьника на уроках изобразительного искусства.

7. Интегрированные уроки изобразительного искусства и развития речи.

8. Использование декоративно-прикладного искусства  в учебно-воспитательном процессе младших школьников.

9. Использование декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей младшего школьника.

10. Использование национальных художественных традиций на уроках декоративного рисования в начальной щколе (на примере декоративно-прикладного искусства татарского, русского народов).

11. Использование практического труда в обучении детей в авторских школах России XIX в.

12. Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста.

13. Национальное воспитание на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере ДПИ татарского, русского народов).

14. Национальное воспитание школьников средствами татарского (русского) декоративно-прикладного искусства.

15. Национальные основы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства (на примере декоративно- прикладного искусства татарского народа)

16. Обучение анализу образцов изделий на уроках технологии.

17. Обучение младших школьников самоконтролю на уроках технологии.

18. Особенности развития творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования.

19. Особенности уроков технологии в 1 классе.

20. Педагогический потенциал уроков изобразительного искусства в формировании нравственных качеств личности школьников.

21. Планирование ребенком собственной трудовой деятельности как важное средство его умственного развития.

22. Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьника

23. Приемы воспитания познавательной активности младших школьников в трудовой деятельности.

24. Приобщение ребенка к социальному миру на занятиях по трудовому обучению.

25. Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

26. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания школьников на уроках-беседах об изобразительном искусстве.

27. Пути приобщения младших школьников к ценностям художественной культуры на уроках технологии.

28. Развитие коммуникативных способностей младших школьников посредством выполнения коллективных работ на занятиях в трудовой деятельности.

29. Развитие творческих способностей и воображения младшего школьника на уроках рисования с натуры.

30. Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования (на примере изучения орнамента).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дубровин, В. М. 
Основы изобразительного искусства : Основы изобразительного искусства : учебное пособие для вузов / В. М. Дубровин ; под научной редакцией В. В. Корешкова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Москва : МГПУ ; Москва : МГПУ. — 360 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11429-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-243-00364-3 (МГПУ). — ISBN 978-5-243-00460-2 (МГПУ). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Москва : Издательство Юрайт, 2019 , 2019
 
Л1.2
Воронова И.В.
Основы композиции : Основы композиции : учебное пособие для вузов / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Кемерово : изд-во КемГИК. — 119 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11106-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-8154-0375-8 (изд-во КемГИК). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт https://biblio-online.ru/bcode/444486
ЭБС Юрайт , 2019
 
стр. 10
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.3
Серебренников, Л. Н.  
Методика обучения технологии : Методика обучения технологии : учебник для вузов / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 226 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06302-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Шокорова, Л. В. 
Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в высшем образовании : Методика преподавания декоративно-прикладного искусства в высшем образовании : учебное пособие для вузов / Л. В. Шокорова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 122 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12628-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/447901
ЭБС Юрайт , 2020
 
Л2.2
Ситаров, В. А
Теория обучения. Теория и практика : Теория обучения. Теория и практика : учебник для бакалавров / В. А. Ситаров. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 447 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3059-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Юрайт, 2020
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Под редакцией С. Ю. Головиной. 
Трудовое право. Практикум : Трудовое право. Практикум : учебное пособие для вузов / С. Ю. Головина [и др.] ; под редакцией С. Ю. Головиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 346 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00993-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
2020, Юрайт
 
Л3.2
Плаксина, И. В.  
Интерактивные образовательные технологии : Интерактивные образовательные технологии : учебное пособие для вузов / И. В. Плаксина. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07623-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс] 
 
Э2
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс
 
Э3
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа. [Электронный ресурс]. 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
7.2
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.

Меетодические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой.

Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными 

 
стр. 12
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.

На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающемуся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающегося самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающиеся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно 

 
стр. 13
УП: b44.03.05 ДО и НО 211.plx
 
также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета. За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей. При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся ОВЗ

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающиеся  с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.