(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Вопросы и задания.
1. Анализ программ по изобразительному искусству технологии
2. В чем сходство и различия заданий на доконструирование, переконструирование и конструирование по условиям? Раскройте основные особенности каждого из этих видов конструирования. Приведите примеры заданий.
3. Возрастные особенности рисунков дошкольников и младших школьников.
4. Дайте характеристику конструирования - копирования образца репродуктивным способом. Обоснуйте, в чем заключается образовательный и развивающий смысл данного вида конструирования.
5. Для чего следует приучать школьников к использованию в изделиях условных цветов? Приведите примеры заданий, которые могли бы стимулировать выбор условных цветов?
6. Для чего следует приучать школьников к использованию в изделиях условных цветов? Приведите примеры заданий, которые могли бы стимулировать выбор условных цветов?
7. Закономерности возрастной эволюции изобразительной деятельности детей.
8. Изучение умения планировать трудовую деятельность.
9. Изучение взаимосвязи между характером цели в труде и его успешности.
10. Изучение влияния коллективной организации труда на его результат.
11. Изучение осознания зависимости друг от друга в совместной работе.
12. Изучение осознания совместной игры и труда как различных видов деятельности.
13. Изучение отношения к трудовым поручениям.
14. Изучение представления о труде взрослых.
15. Изучение проявления трудолюбия.
16. Как вы думаете, в какой последовательности должны включаться в учебный процесс разные виды конструирования: от копирования образца к проектированию или как-то иначе? Аргументируйте свой ответ.
17. Как вы можете объяснить смысл соблюдения культуры труда и ее образовательное и воспитательное значение? Назовите основные компоненты, которые включает культура уроков ручного труда.
18. Как вы понимаете смысл проектной деятельности младших школьников на уроках технологии?
19. Какие социально-исторические причины привели к занижению роли практического труда в образовании подрастающего поколения?
20. Какие требования к оборудованию рабочего кабинета для уроков труда, с вашей точки зрения, наиболее целесообразны? Имеет ли смысл однозначно предписывать учителю, какие шкафы и какие приспособления следует использовать для хранения тех или иных материалов, инструментов и проч.? Объясните свой ответ.
21. Какие требования предъявляются к наглядным пособиям, используемым на уроках ИЗО.
22. Какие требования предъявляются к наглядным пособиям, используемым на уроках технологии.
23. Каково значение работ с бумагой трудовой подготовки учащихся в начальных классах? Виды бумаги. Основные свойства, строение бумаги. Значение ознакомления учащихся со свойствами бумаги.
24. Критерии оценки работ учащихся на уроках изобразительного искусства.
25. Методика проведения занятий по тематическому рисованию в общеобразовательной школе.
26. Методика обучения рисования натюрморта.
27. Методика преподавания основ рисунка.
28. Методика преподавания основ цветоведения.
29. Методика проведения занятий по декоративному рисованию в общеобразовательной школе.
30. Методика проведения занятий по пейзажу.
31. Методика проведения рисования с натуры в общеобразовательной школе.
32. Методы и приёмы обучения изобразительному искусству.
33. Методы и приёмы обучения работе акварелью на уроках ИЗО.
34. Методы и приёмы обучения работе гуашью на уроках ИЗО.
35. Объясните смысл обучения детей экономному расходованию материалов с дидактической и воспитательной точек зрения.
36. По каким критериям оцениваются учебно-творческие работы младших школьников, выполняемые на уроках ИЗО.
37. Приведите примеры заданий на воссоздание образца на основе воображения и самостоятельного мысленного анализа формы и конструкции.
38. Расскажите о значении и особенностях организации коллективных форм деятельности младших школьников на уроках ИЗО.
39. Расскажите, как можно организовать быструю и удобную подготовку рабочих мест учащихся перед уроком и их уборку по окончании урока. Каким образом следует осуществлять поддержание порядка на рабочих местах в течение урока?
40. Рисование в младшем школьном возрасте.
41. Роль наглядности в обучении изобразительному искусству. Требования, предъявляемые к наглядности на уроках ИЗО.
Задание: Подготовить письменную работу. По материалам письменных работ выступить с докладом (презентация обязательна).
1. Влияние стиля общения учителя на развитие личности младшего школьника на уроках технологии.
2. Воспитание у младших школьников дисциплинированность на уроках технологии.
3. Воспитание у младших школьников культура быта на уроках технологии.
4. Воспитание эстетического вкуса младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.
5. Декоративно-прикладное искусство в структуре этнокультурного образования и воспитания учащихся средней общеобразовательной школы.
6. Значение декоративно-прикладного искусства татарского народа в национальном и эстетическом воспитании младшего школьника на уроках изобразительного искусства.
7. Интегрированные уроки изобразительного искусства и развития речи.
8. Использование декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе младших школьников.
9. Использование декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей младшего школьника.
10. Использование национальных художественных традиций на уроках декоративного рисования в начальной щколе (на примере декоративно-прикладного искусства татарского, русского народов).
11. Использование практического труда в обучении детей в авторских школах России XIX в.
12. Методика работы по изучению и анализу формы предметов с детьми младшего школьного возраста.
13. Национальное воспитание на уроках изобразительного искусства в начальной школе (на примере ДПИ татарского, русского народов).
14. Национальное воспитание школьников средствами татарского (русского) декоративно-прикладного искусства.
15. Национальные основы эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства (на примере декоративно- прикладного искусства татарского народа)
16. Обучение анализу образцов изделий на уроках технологии.
17. Обучение младших школьников самоконтролю на уроках технологии.
18. Особенности развития творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования.
19. Особенности уроков технологии в 1 классе.
20. Педагогический потенциал уроков изобразительного искусства в формировании нравственных качеств личности школьников.
21. Планирование ребенком собственной трудовой деятельности как важное средство его умственного развития.
22. Преемственность в формирования навыков лепки у детей старшего дошкольного и младшего школьника
23. Приемы воспитания познавательной активности младших школьников в трудовой деятельности.
24. Приобщение ребенка к социальному миру на занятиях по трудовому обучению.
25. Психолого-педагогические основы межпредметных связей на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
26. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания школьников на уроках-беседах об изобразительном искусстве.
27. Пути приобщения младших школьников к ценностям художественной культуры на уроках технологии.
28. Развитие коммуникативных способностей младших школьников посредством выполнения коллективных работ на занятиях в трудовой деятельности.
29. Развитие творческих способностей и воображения младшего школьника на уроках рисования с натуры.
30. Развитие творческих способностей младшего школьника на уроках декоративного рисования (на примере изучения орнамента).
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор.
Меетодические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающегося анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой.
Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимся и самими обучающимся.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающегося;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающемуся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающегося; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающегося; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению.
На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающегося без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающегося представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающегося ов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающемуся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающегося самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу. В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающиеся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья и обучающиеся ОВЗ
В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории) к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающегося с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающегося с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающиеся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающимся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.