(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Контрольные вопросы и задания
1.Понятие о методологии исследовательской и проектной деятельности.
2.Методологические принципы организации учебного исследования.
3.Общенаучный уровень методологии: примеры концепций и теорий.
4.Общепедагогический уровень методологии: примеры концепций и теорий.
5.Конкретно-педагогический уровень методологии: примеры концепций и теорий.
6.Структура учебного исследования и проектной работы.
7.Общая характеристика нормативного процесса организации учебного исследования в начальной школе.
8.Выбор объекта и предмета в конкретной предметной области учебного исследования.
9.Особенности процесса постановки цели и задач исследования, формулировки предположений, выдвигаемых для решения заявленной в учебном исследовании проблемы эмпирическими методами.
10.Технология планирования и проведения учебного исследования в начальной школе.
11.Соотнесение полученных результатов с исходными целями, задачами и гипотезами работы.
12.Требования, предъявляемые к оформлению результатов исследования.
13.Принципы организации исследовательской деятельности в образовательной организации (сравненительная характеристика)
14.Основы взаимодействия с родителями в НОО и ДО в аспекте организации совместной проектной деятельности обучающихся
15 Проектирование плана учебно-исследовательской деятельности обучающихся
16. Виды учебных проектов, их структура и особенности реализации
17. Проектирование исследовательской деятельности в малой группе
18.Особенности организации учебного исследования на уроке и вовнеурочной деятельности
19.Признаки проекта и отличительные хараетристики учебного исследования
Тематика рефератов:
1.Организация проектной деятельности в начальной школе
2.Организация проектной деятельности в ДОО
3 Структура и этапы выполнения проекта
4.Принципы и содержание учебно-исследовательской деятельности обучающихся
5.Специфика проектной и исследовательской деятельности в ДОО
6.Специфика проектной и исследователькой деятельности в НОО
7.Взаимодействие с родителями обучающихся в аспекте реализации проектов
8.Развитие способностей обучающихся в проектной деятельности
9. формирование метапредметных умений обучающихся в учебно-исследовательской деятельности
10.Совместная деятельность и принципы ее организации в аспекте реализации требований ФГОС НОО и ФГОС ДО
Студентам рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
– изучение конспекта лекции в тот же день после лекции – 10 – 15 минут;
– повторение материала по теме лекции за день перед следующей лекцией – 10 – 15 минут;
– изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю;
– подготовка к практическому занятию – 1,5 часа.
Тогда общие затраты времени на освоение дисциплины студентами составят около 3 часа в неделю.
Описание последовательности действий студента При изучении дисциплины следует внимательно слушать и конспектировать материал, излагаемый на аудиторных занятиях. Для его понимания и качественного усвоения рекомендуется следующая последовательность действий:
1. После окончания учебных занятий для закрепления материала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня, разобрать рассмотренные примеры (подобрать примеры из литературы или практики в школе)(10 – 15 минут).
2. При подготовке к лекции следующего дня повторить текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть следующая тема (10 – 15 минут).
3. В течение недели выбрать время для работы с литературой в библиотеке и для решения задач (по 1 часу).
4. При подготовке к практическим занятиям повторить основные понятия по теме домашнего задания, изучить примеры.
2. Методические рекомендации по подготовке к практическому (семинарскому) занятию
Практическое занятие является диалоговой формой учебного занятия. Студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения. На семинарах студенты закрепляют знания, полученные из лекций или из книг, в процессе их обсуждения.
Педагогические задачи, решаемые при проведении практических (семинарских) занятий:
- расширение и углубление знаний;
- развитие умений самостоятельной работы;
- стимулирование интеллектуальной деятельности.
Чтение студентами учебных пособий и первоисточников представляют важную учебную задачу.
Вопросы к каждому семинару конкретизированы и стимулируют целенаправленную поисковую и интеллектуальную активность студента. Проведение практических занятий возможно по двум вариантам:
1. Проведение семинарского занятия репродуктивного типа. Здесь формулируются основные вопросы занятия, студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. После выслушивания ответа другим студентам предоставляется возможность дополнить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение. Студентам нужно придерживаться следующего:
- соблюдать временной регламент;
- выражать собственное мнение;
- активизировать других участников занятия;
- при ответах речь должна быть свободной;
- делать выводы по рассмотренному вопросу.
2. Проведение семинара творческого типа. Здесь предлагаются задания, активизирующие мыслительную активность студентов, предлагаются различные ситуации на активность и взаимодействие студентов.
Студенты должны уметь отвечать на вопросы следующих типов:
- чем отличаются…
- что общего между…
- какие механизмы (факторы, причины, методы)…
- выделите достоинства и недостатки…
3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- освоение умений использования знаний для решения прикладных задач;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление кластера с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.
Самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость.
В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателя разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее
Виды внеаудиторной СРС:
– подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы;
– выполнение домашних заданий творческого (проектного или исследовательского) характера;
– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;
– подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.