2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Числовые системы_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Числовые системы
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
зачет 6
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
28
аудиторные занятия
44
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

6 (3.2)
Итого
Недель
9
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
26
26
26
26
Итого ауд.
44
44
44
44
Кoнтактная рабoта
44
44
44
44
Сам. работа
28
28
28
28
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.-м.н., доцент, Шакиров Р.Г. _________________
 
 
Числовые системы
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний и умений в области числовых систем,а также формирование навыков решения задач.
1.2
Задачи освоения дисциплины:формирование у обучающихся понятий,представлений и умений из области числовых систем;
1.3
подготовка к изучению ряда смежных дисциплин с алгеброй;изучение алгебраических структур и их приложений, аппарат алгебры;формирование умений пользоваться алгебраическим аппаратом, для реализации исследовательского процесса на различных образовательных ступенях в области математического образования, выполнять учебно-исследовательские задачи.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Аналитическая геометрия
2.1.2
Архитектура компьютера
2.1.3
Компьютерное моделирование
2.1.4
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.5
Основы компьютерной графики
2.1.6
Теория преобразований плоскости
2.1.7
Теория рядов
2.1.8
Элементарная математика
2.1.9
Возрастная и педагогическая психология  
2.1.10
Дифференциальное исчисление функций нескольких переменных
2.1.11
Математическая логика и теория алгоритмов
2.1.12
Психолого-педагогический практикум
2.1.13
Учебная практика. Практика по программированию
2.1.14
Дифференциальные уравнения
2.1.15
Начала алгебры
2.1.16
Общая и социальная психология
2.1.17
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.18
Теоретические основы информатики
2.1.19
История (история России, всеобщая история)
2.1.20
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.21
Основы математического анализа
2.1.22
Основы мехатроники
2.1.23
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.24
Робототехника
2.1.25
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.26
Алгоритмы и структуры данных
2.1.27
Вводный курс математики
2.1.28
Концепции современного естествознания
2.1.29
Философия  
2.1.30
Компьютерное моделирование
2.1.31
Основы компьютерной графики
2.1.32
Основы мехатроники
2.1.33
Робототехника
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Высокоуровневые методы программирования
2.2.2
Вычислительная математика
2.2.3
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.4
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.2.5
Численные методы
2.2.6
Базы данных
2.2.7
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.8
Дискретная математика
2.2.9
История математики
2.2.10
Курсовая работа по математике
2.2.11
Технологии программирования
2.2.12
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.13
Информационные системы
2.2.14
Конструктивная геометрия
2.2.15
Курсовая работа по информатике
2.2.16
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.17
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.18
Практикум по решению задач на ПК
2.2.19
Проективная геометрия
2.2.20
Проектирование информационных систем
2.2.21
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.22
Специальные методы решения математических зада
2.2.23
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.24
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.25
Дифференциальная геометрия
2.2.26
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.27
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.28
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.29
Производственная педагогическая практика
2.2.30
Производственная преддипломная практика
2.2.31
Вычислительная математика
2.2.32
Численные методы
2.2.33
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.34
История математики
2.2.35
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.36
Специальные методы решения математических зада
2.2.37
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.38
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.39
Производственная преддипломная практика
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основной аппарат математики,
3.1.2
современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса в области математического образования,
3.1.3
основы использования возможностей образовательной среды алгебры для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
применять математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве,
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3.2.2
применять современные методики и технологии организации и реализации исследовательского процесса на различных образовательных ступенях в области математического образования, выполнять учебно-исследовательские задачи,
3.2.3
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения  математических знаний для ориентирования в современном информационном пространстве,
3.3.2
навыками постановки и решения исследовательских задач в области математического образования,
3.3.3
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды математики для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Аксиоматическая теория натуральных чисел.

 
1.1
Формулировка аксиоматической теории натуральных чисел.

Свойства сложения и умножения натуральных чисел.

Определение и свойства неравенств на N.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
1.2
Формулировка аксиоматической теории натуральных чисел. Свойства сложения и умножения натуральных чисел.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
1.3
Определение и свойства неравенств на N. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
1.4
Формулировка аксиоматической теории натуральных чисел. Свойства сложения и умножения натуральных чисел. Определение и свойства неравенств на N. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
1.5
Теорема о существовании наименьшего и наибольшего элементов в подмножествах натуральных чисел.

Бесконечность множества натуральных чисел.

Натуральные кратные и степени, их свойства.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
1.6
Теорема о существовании наименьшего и наибольшего элементов в подмножествах натуральных чисел. Бесконечность множества натуральных чисел.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э5

2
ОПК-8.1
6
0
 
1.7
Натуральные кратные и степени, их свойства. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОПК-8.1
6
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.8
Теорема о существовании наименьшего и наибольшего элементов в подмножествах натуральных чисел. Бесконечность множества натуральных чисел. Натуральные кратные и степени, их свойства. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ОПК-8.1
6
0
 
1.9
Аксиоматика Пеано.

Независимость аксиом Пеано.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-8.1
6
0
 
1.10
Аксиоматика Пеано.

Независимость аксиом Пеано.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
6
0
 
1.11
Аксиоматика Пеано.

Независимость аксиом Пеано.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1
6
0
 
 
Раздел 2. Аксиоматические теории целых и рациональных чисел .

 
2.1
Упорядоченные множества и системы.

Аксиоматическая теория целых чисел, первичные термины и аксиомы.

Свойства целых чисел. Теорема о порядке на Z.

Непротиворечивость аксиоматической теории целых чисел.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
2.2
Упорядоченные множества и системы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
2.3
Аксиоматическая теория целых чисел, первичные термины и аксиомы. Свойства целых чисел. Теорема о порядке на Z.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
2.4
Непротиворечивость аксиоматической теории целых чисел.

Аксиоматическая теория рациональных чисел, первичные термины и аксиомы.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-8.1
6
0
 
2.5
Упорядоченные множества и системы. Аксиоматическая теория целых чисел, первичные термины и аксиомы. Свойства целых чисел. Теорема о порядке на Z. Непротиворечивость аксиоматической теории целых чисел. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1
6
0
 
2.6
Аксиоматическая теория рациональных чисел, первичные термины и аксиомы.

Свойства рациональных чисел.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1
6
0
 
2.7
Свойства рациональных чисел. Теорема о порядке поля рациональных чисел.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6

2
ОПК-8.1
6
0
 
2.8
Аксиоматическая теория рациональных чисел, первичные термины и аксиомы. Свойства рациональных чисел /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э6 Э7 Э8

2
ОПК-8.1
6
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.9
Теорема о порядке поля рациональных чисел.

Плотность поля рациональных чисел.

Непротиворечивость аксиоматической теории рациональных чисел.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
2.10
Плотность поля рациональных чисел.

Непротиворечивость аксиоматической теории рациональных чисел.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
2.11
Теорема о порядке поля рациональных чисел.

Плотность поля рациональных чисел.

Непротиворечивость аксиоматической теории рациональных чисел.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

4
ОПК-8.1
6
0
 
 
Раздел 3. Аксиоматическая теория действительных чисел 

 
3.1
Аксиоматическая теория действительных чисел первичные термины и аксиомы.

Свойства действительных чисел.

Непротиворечивость аксиоматической теории действительных чисел.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
3.2
Аксиоматическая теория действительных чисел первичные термины и аксиомы.

Свойства действительных чисел.

Непротиворечивость аксиоматической теории действительных чисел.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
3.3
Аксиоматическая теория действительных чисел первичные термины и аксиомы.

Свойства действительных чисел.

Непротиворечивость аксиоматической теории действительных чисел.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

4
ОПК-8.1
6
0
 
 
Раздел 4. Комплексные числа и кватернионы

 
4.1
Аксиоматическая теория комплексных чисел, первичные термины и аксиомы.

Свойства комплексных чисел.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
4.2
Аксиоматическая теория комплексных чисел, первичные термины и аксиомы. Свойства комплексных чисел. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
4.3
Аксиоматическая теория комплексных чисел, первичные термины и аксиомы. Свойства комплексных чисел. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
4.4
Теоремы о порядке на C.

Непротиворечивость аксиоматической теории комплексных чисел.

Кватернионы и их свойства.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
4.5
Теоремы о порядке на C.

Непротиворечивость аксиоматической теории комплексных чисел.

Кватернионы и их свойства.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
6
0
 
4.6
Теоремы о порядке на C.

Непротиворечивость аксиоматической теории комплексных чисел.

Кватернионы и их свойства.

/Ср/

Л1.1 Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э6 Э7

4
ОПК-8.1
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для зачет

1. Формулировка аксиоматической теории натуральных чисел.

2. Свойства сложения и умножения натуральных чисел.

3. Определение и свойства неравенств на N.

4. Теорема о существовании наименьшего и наибольшего элементов в подмножествах натуральных чисел.

5. Бесконечность множества натуральных чисел.

6. Натуральные кратные и степени, их свойства.

7. Аксиоматика Пеано.

8. Независимость аксиом Пеано.

9. Упорядоченные множества и системы.

10. Аксиоматическая теория целых чисел, первичные термины и аксиомы.

11. Свойства целых чисел. Теорема о порядке на Z.

12. Непротиворечивость аксиоматической теории целых чисел.

13. Аксиоматическая теория рациональных чисел, первичные термины и аксиомы.

14. Свойства рациональных чисел.

15. Теорема о порядке поля рациональных чисел.

16. Плотность поля рациональных чисел.

17. Непротиворечивость аксиоматической теории рациональных чисел.

18. Аксиоматическая теория действительных чисел первичные термины и аксиомы.

19. Свойства действительных чисел.

20. Непротиворечивость аксиоматической теории действительных чисел.

21. Аксиоматическая теория комплексных чисел, первичные термины и аксиомы.

22. Свойства комплексных чисел.

23. Теоремы о порядке на C.

24. Непротиворечивость аксиоматической теории комплексных чисел.

25. Кватернионы и их свойства.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Контрольная работа

Аксиоматическая теория натуральных чисел

1. Выясните, удовлетворяет ли множество N  с заданным на нем отношением n «следовать за n» аксиомам Пеано; укажите, какие аксиомы выполнены, а какие – нет:

а) N  = {n  N | n  6}, n = n + 1;

b) N  = {1, 2, 3, 4, 5, 6}, 1 = 2, 2 = 3, 3 = 4, 4 = 5, 5 = 1, 6 = 6.

2. Вычислите: 2 + 3, 23.

3. Пусть a, b, n  N. Докажите справедливость следующих утверждений:

а) а + а = b + b  a = b;

b) n > 1  (x  N) : n = 2x  n = 2x + 1;

c) a > 2  (k  N) : a = 3k  a = 3k + 1  a = 3k + 2;

d) n  1  (x  N) : (n – 1)n = x + x;

e) n  1  (x  N) : (n – 1)n(n + 1) = 3x.

4. Решите на множестве натуральных чисел уравнения:

а) х2 = 2; d) xy = 1; g) 4x = 4y + 1;

b) х2 = х; e) xy = x; h) 2n + 1 = 2x;

c) 3a = a2; f) x2y = 4; i) х2 + y2 = 5.

Аксиоматические теории целых и рациональных чисел

1. Пусть Р1 = {m, n | m, n  N}. Определим на Р1 операции ,  и отношение . Для любых элементов m, n, k, l  Р1:

m, n  k, l = m + k, n + l,

m, n  k, l = mk + nl, ml + nk,

m, n  k, l  m + l = k + n.

a. Является ли операция  ассоциативной?

 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
b. Является ли операция  коммутативной?

c. Является ли операция  ассоциативной?

d. Является ли операция  коммутативной?

e. Дистрибутивна ли операция  относительно операции ?

f. Существует ли нейтральный элемент относительно операции ? Является ли система Р1, ,  кольцом?

g. Существует ли нейтральный элемент относительно операции ?

h. Рефлексивно ли отношение ?

i. Симметрично ли отношение ?

j. Транзитивно ли отношение ?

k. Является ли отношение  отношением порядка? эквивалентности?

l. Перечислите не менее трёх пар, принадлежащих классу эквивалентности, порожденному парой 2, 3.

m. Существует ли среди классов эквивалентных пар элемент, противоположный классу, порожденному парой 11, 9? Если – да, то найдите его, если – нет, докажите, что он не существует.

2. Решите на множестве целых чисел уравнения:

а) х2 = 2; d) xy = 1; g) 4x = 4y + 1;

b) х2 = х; e) xy = x; h) 2n + 1 = 2x;

c) 3a = a2; f) x2y = 4; i) х2 + y2 = 5.

3. Пусть Р2 = {a, n | a  Z, n  N}. Определим на Р2 операции ,  и отношение . Для любых элементов a, n, b, m  Р2:

a, n  b, m = am + bn, mn,

a, n  b, m = ab, mn,

a, n  b, m  am = bn.

a. Является ли операция  ассоциативной?

b. Является ли операция  коммутативной?

c. Является ли операция  ассоциативной?

d. Является ли операция  коммутативной?

e. Дистрибутивна ли операция  относительно операции ?

f. Существует ли нейтральный элемент относительно операции ?

g. Существует ли нейтральный элемент относительно операции ?

h. Рефлексивно ли отношение ?

i. Симметрично ли отношение ?

j. Транзитивно ли отношение ?

k. Является ли отношение  отношением порядка? эквивалентности?

l. Перечислите не менее трёх пар, принадлежащих классу эквивалентности, порожденному парой 2, 3.

m. Существует ли среди классов эквивалентных пар элемент, противоположный классу, порожденному парой 11, 9? Если – да, то найдите его, если – нет, докажите, что он не существует.

n.

Аксиоматическая теория действительных чисел

1. Пусть F = {{an}n | an  Q, {an}n – фундаментальная последовательность}. Определим на F операции ,  и отношение . Для любых элементов {an}n, {bn}n  F:

{an}n  {bn}n = {an + bn}n,

{an}n  {bn}n = {an  bn}n,

{an}n {bn}n  {an – bn}n – нулевая последовательность.

a. Является ли операция  ассоциативной?

b. Является ли операция  коммутативной?

c. Является ли операция  ассоциативной?

d. Является ли операция  коммутативной?

e. Дистрибутивна ли операция  относительно операции ?

f. Существует ли нейтральный элемент относительно операции ?

g. Существует ли нейтральный элемент относительно операции ?

h. Рефлексивно ли отношение ?

i. Симметрично ли отношение ?

j. Транзитивно ли отношение ?

k. Является ли отношение  отношением порядка? эквивалентности?

2. Рациональными или иррациональными являются числа:  ;   ;  ;  ?

Комплексные числа и кватернионы

1. Пусть Р3 = {a, b | a, b  R}. Определим на Р3 операции , . Для любых элементов a, b, c, d  Р3:  

a, b  c, d = a + b, c + d,

a, b  c, d = ac – bd, ad + bc.

a) Является ли операция  ассоциативной?

b) Является ли операция  коммутативной?

c) Является ли операция  ассоциативной?

d) Является ли операция  коммутативной?

e) Дистрибутивна ли операция  относительно операции ?

f) Докажите, что существует нейтральный элемент  относительно операции .

g) Докажите, что существует нейтральный элемент е относительно операции .

h) Является ли система Р3, ,  кольцом? полем?

i) Решите на Р3 уравнение х2  е = .

 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
j) Докажите, что для любых элементов   ,   Р3 уравнение   х =  разрешимо в Р3.

2. Для кватернионов  = 2i + 3k и  = 4j – 5k найдите:  – ;   ; 2 + 2; 2 –  – 1.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.Фонд оценочных средств в приложении РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Виноградов И. М. 
Основы теории чисел : Учебник для вузов// И. М. Виноградов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 102 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09553-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441837
Юрайт, 2019
 
Л1.2
Ларин С. В. 
Числовые системы : Учеб. пособие для академического бакалавриата// С. В. Ларин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09500-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428033 
Юрайт, 2018
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Ларин, С. В. 
Алгебра: многочлены: Учеб. пособие для  бакалавриата/ / С. В. Ларин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 136 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07825-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/441297 
Юрайт, 2019
 
Л2.2
Пахомова Е. Г. 
Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Сборник заданий : Учеб. пособие для бакалавриата и специалитета/ / Е. Г. Пахомова, С. В. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 110 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08428-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/434042 
Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кашапова Ф. Р. 
Высшая математика: Учеб. пособие для академического бакалавриата// Ф. Р. Кашапова, И. А. Кашапов, Т. Н. Фоменко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 128 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09499-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/428030 
Юрайт, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы. Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio  
 
Э2
Единый портал интернет-тестирования. Режим доступа:  http://www.i-exam.ru 
 
Э3
Естественно-научный образовательный портал.  Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
Э4
Интернет-портал ресурсов по математике.  Режим доступа: http://www.math.ru
 
Э5
Образовательный математический сайт для студентов, изучающих высшую математику. Режим доступа: http://www.exponenta.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э8
 
стр. 11
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.4
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.5
Astra Linux Special Edition: Договор №2022.20893 от 29.11.2022
6.3.1.6
ИКОП «Сферум»: Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве 12.04.2022
6.3.1.7
LibreOffice: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.libreoffice.org/about-us/licenses
6.3.1.8
PeaZip: свободно распространяемое программное обеспечение: https://peazip.github.io/
6.3.1.9
Антивирусное ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Расширенный: Договор №2023.2028 от 28.02.2023 
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-315 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-100а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

 
стр. 12
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

 
стр. 13
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.