2022-2023_b44_03_05 МиФ 224_plx_Геометрия_Математика и Физика
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Математики, физики  и методик  их обучения
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Геометрия
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
 
экзамен 5 зачет 4, 1, 2, 3
Виды контроля  в семестрах:
экзамен зачет
36
самостоятельная работа
210
аудиторные занятия
186
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
12 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
432
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

1 (1.1)
2 (1.2)
3 (2.1)
4 (2.2)
5 (3.1)
Итого
Недель
15 4/6
17 1/6
18 2/6
15 2/6
14 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
14
14
16
16
18
18
14
14
14
14
76
76
Практические
14
14
16
16
36
36
30
30
14
14
110
110
Итого ауд.
28
28
32
32
54
54
44
44
28
28
186
186
Кoнтактная рабoта
28
28
32
32
54
54
44
44
28
28
186
186
Сам. работа
44
44
40
40
54
54
64
64
8
8
210
210
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
108
108
108
108
72
72
432
432
 
 
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.ф.м.н., доцент, Матвеев С.Н. _________________
 
 
Геометрия
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Математика и Физика
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Галямова Э.Х.

Математики, физики  и методик  их обучения
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании систематизированных знаний и умений в области геометрии, а также формирование навыков решения геометрических задач и применения системного подхода  для решения поставленных задач
1.2
Задачи освоения дисциплины: формирование у обучающихся геометрических понятий, представлений и умений; подготовка к изучению ряда смежных дисциплин; изучение геометрических фигур на основе аппарата аналитической геометрии; формирование умений пользоваться математическим аппаратом, для реализации исследовательского процесса и педагогической деятельности на основе специальных научных знаний (геометрии)
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Вводный курс математики
2.1.2
Дифференциальные уравнения
2.1.3
Начала алгебры
2.1.4
Основы математического анализа
2.1.5
Общая и социальная психология
2.1.6
Разработка web-сайтов на HTML и CSS
2.1.7
Теоретические основы информатики
2.1.8
История (история России, всеобщая история)
2.1.9
Основы алгоритмизации и программирования
2.1.10
Основы мехатроники
2.1.11
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.12
Робототехника
2.1.13
Учебная практика. Практикум по решению математических задач
2.1.14
Алгоритмы и структуры данных
2.1.15
Концепции современного естествознания
2.1.16
Философия  
2.1.17
Основы мехатроники
2.1.18
Робототехника
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Конструктивная геометрия
2.2.2
Проективная геометрия
2.2.3
Основания геометрии и неевклидова геометрия
2.2.4
Дифференциальная геометрия
2.2.5
Нестандартные методы решения математических задач
2.2.6
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.7
Методика обучения предмету "Информатика"
2.2.8
Операционные системы, среды и оболочки
2.2.9
Программирование Python
2.2.10
Разработка WEВ-приложений
2.2.11
Теория чисел
2.2.12
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями
2.2.13
Числовые системы
2.2.14
Высокоуровневые методы программирования
2.2.15
Вычислительная математика
2.2.16
Компьютерные сети и интернет-технологии
2.2.17
Организация дополнительного образования (по первому  профилю)  Организация математических турниров и олимпиад
2.2.18
Численные методы
2.2.19
Базы данных
2.2.20
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
 
стр. 4
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.2.21
Дискретная математика
2.2.22
История математики
2.2.23
Курсовая работа по математике
2.2.24
Технологии программирования
2.2.25
Учебная практика. Практикум по решению  задач повышенной сложности
2.2.26
Информационные системы
2.2.27
Курсовая работа по информатике
2.2.28
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.29
Практикум по решению задач на ПК
2.2.30
Проектирование информационных систем
2.2.31
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.32
Специальные методы решения математических зада
2.2.33
Теория вероятностей и математическая статистика
2.2.34
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.35
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.36
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.37
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.38
Производственная педагогическая практика
2.2.39
Производственная преддипломная практика
2.2.40
Программирование Python
2.2.41
Разработка WEВ-приложений
2.2.42
Вычислительная математика
2.2.43
Численные методы
2.2.44
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.45
История математики
2.2.46
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.47
Специальные методы решения математических зада
2.2.48
Преподавание в классах с углубленным изучением математики
2.2.49
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика"
2.2.50
Производственная преддипломная практика
2.2.51
Проективная геометрия
2.2.52
Астрофизика
2.2.53
Олимпиадные задачи по физике
2.2.54
Решение олимпиадных задач по математике
2.2.55
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения по математике
2.2.56
Проектирование и исследование задач с применением виртуального конструктора "Живая математика" и "GeoGebra"
2.2.57
Современный практикум по методике и технике школьного физического эксперимента
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
•роль и место математики в общей картине научного знания;
3.1.2
•структуру, состав и дидактические единицы содержания школьного курса математики.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 5
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3.2.1
осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с современными требованиями к образованию
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
•действием проектирования различных форм учебных занятий,
3.3.2
•навыком применения различных методов, приемов и технологий в обучении математике.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Аналитическая геометрия (евклидовой) плоскости.

 
1.1
Векторы. Умножение вектора на число.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.2
Векторы. Умножение вектора на число.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.3
Векторы. Умножение вектора на число.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.4
Линейная зависимость векторов. Векторное пространство. Базис векторного пространства. Скалярное произведение векторов. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.5
Линейная зависимость векторов. Векторное пространство. Базис векторного пространства. Скалярное произведение векторов. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.6
Линейная зависимость векторов. Векторное пространство. Базис векторного пространства. Скалярное произведение векторов. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.7
Аффинная система координат на плоскости. Ориентация плоскости.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.8
Аффинная система координат на плоскости. Ориентация плоскости.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.9
Аффинная система координат на плоскости. Ориентация плоскости.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.10
Метод координат на плоскости.Различные способы задания прямой. Пучок прямых.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
стр. 6
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
1.11
Метод координат на плоскости.Различные способы задания прямой. Пучок прямых.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.12
Метод координат на плоскости.Различные способы задания прямой. Пучок прямых.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.13
Линии второго порядка. Эллипс. Гипербола.Парабола. Уравнения эллипса, гиперболы и параболы в полярных координатах.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.14
Линии второго порядка. Эллипс. Гипербола.Парабола. Уравнения эллипса, гиперболы и параболы в полярных координатах.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.15
Линии второго порядка. Эллипс. Гипербола.Парабола. Уравнения эллипса, гиперболы и параболы в полярных координатах.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.16
Парабола. Уравнения эллипса, гиперболы и параболы в полярных координатах. Классификация линии второго порядка. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.17
Парабола. Уравнения эллипса, гиперболы и параболы в полярных координатах. Классификация линии второго порядка. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.18
Парабола. Уравнения эллипса, гиперболы и параболы в полярных координатах. Классификация линии второго порядка. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.19
Центр линии второго порядка. Асимптоты. Касательные.Главные направления. Главные диаметры.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.20
Центр линии второго порядка. Асимптоты. Касательные.Главные направления. Главные диаметры.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
1.21
Центр линии второго порядка. Асимптоты. Касательные.Главные направления. Главные диаметры.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
1
0
 
 
Раздел 2. Аналитическая геометрия (евклидового) пространства

 
2.1
Аффинная система координат в пространстве. Ориентация в пространстве. Векторное произведение векторов.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.2
Аффинная система координат в пространстве. Ориентация в пространстве. Векторное произведение векторов.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1
2
0
 
2.3
Аффинная система координат в пространстве. Ориентация в пространстве. Векторное произведение векторов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.4
Смешанное произведение векторов. Метод координат в пространстве.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.5
Смешанное произведение векторов. Метод координат в пространстве.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.6
Смешанное произведение векторов. Метод координат в пространстве.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.1 ОПК-8.1
2
0
 
2.7
Общее уравнение плоскости. Взаимное расположение двух и трех плоскостей.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.8
Общее уравнение плоскости. Взаимное расположение двух и трех плоскостей.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.9
Расстояние от точки до плоскости. Угол между двумя плоскостями. Различные способы задания прямой /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ОПК-8.1
2
0
 
2.10
Расстояние от точки до плоскости. Угол между двумя плоскостями. Различные способы задания прямой /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.11
Расстояние от точки до плоскости. Угол между двумя плоскостями. Различные способы задания прямой /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.12
Взаимное расположение прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Пучок плоскостей. Связка прямых и плоскостей /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

3
ОПК-8.1
2
0
 
2.13
Взаимное расположение прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Пучок плоскостей. Связка прямых и плоскостей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.14
Взаимное расположение прямой и плоскости. Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Пучок плоскостей. Связка прямых и плоскостей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-8.1
2
0
 
стр. 8
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
2.15
Цилиндрические поверхности. Конические поверхности. Поверхности вращения. Поверхности вращения второго порядка.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

3
ОПК-8.1
2
0
 
2.16
Цилиндрические поверхности. Конические поверхности. Поверхности вращения. Поверхности вращения второго порядка.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.17
Цилиндрические поверхности. Конические поверхности. Поверхности вращения. Поверхности вращения второго порядка.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ОПК-8.1
2
0
 
2.18
Сжатие поверхности вращения. Прямолинейные образующие поверхности второго порядка /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-8.1
2
0
 
2.19
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
ОПК-8.1
2
0
 
 
Раздел 3. Преобразования плоскости  (Теория преобразований)

 
3.1
Группа преобразований множества. Движения плоскости. Инварианты группы движений /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.2
Группа преобразований множества. Движения плоскости. Инварианты группы движений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.3
Группа преобразований множества. Движения плоскости. Инварианты группы движений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

16
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.4
Гомотетия. Подобие. Инварианты группы подобий /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.5
Гомотетия. Подобие. Инварианты группы подобий /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.6
Гомотетия. Подобие. Инварианты группы подобий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

18
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.7
Аффинные преобразования. Инварианты группы аффинных преобразований. Преобразования пространства.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
стр. 9
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
3.8
Аффинные преобразования. Инварианты группы аффинных преобразований. Преобразования пространства.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.9
Аффинные преобразования. Инварианты группы аффинных преобразований. Преобразования пространства.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

20
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
3.10
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

0
ПК-1.1 ОПК-8.1
3
0
 
 
Раздел 4. Геометрические построения на плоскости (Конструктивная геометрия). Методы изображений

 
4.1
Основные построения. Схема решения задач на построение. Метод пересечений. Примеры. Геометрические места точек плоскости. Решение конструктивных задач с помощью преобразований. Метод инверсии решения задач на построение  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.2
Основные построения. Схема решения задач на построение. Метод пересечений. Примеры. Геометрические места точек плоскости. Решение конструктивных задач с помощью преобразований. Метод инверсии решения задач на построение  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.3
Решение конструктивных задач с помощью преобразований. Метод инверсии решения задач на построение  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.4
Алгебраический метод. Разрешимости задач на построение с помощью циркуля и линейки.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.5
Алгебраический метод. Разрешимости задач на построение с помощью циркуля и линейки.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.6
Алгебраический метод. Разрешимости задач на построение с помощью циркуля и линейки.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.7
Конструктивное доказательство основной теоремы аффинного отображения. Изображение плоских фигур при параллельном проектировании. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.8
Конструктивное доказательство основной теоремы аффинного отображения. Изображение плоских фигур при параллельном проектировании. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

6
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
стр. 10
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
4.9
Конструктивное доказательство основной теоремы аффинного отображения. Изображение плоских фигур при параллельном проектировании. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.10
Изображение пространственных фигур при параллельном проектировании. Аксонометрия /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.11
Изображение пространственных фигур при параллельном проектировании. Аксонометрия /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.12
Изображение пространственных фигур при параллельном проектировании. Аксонометрия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

12
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.13
Методы решения позиционных задач с точки зрения проективной геометрии. Метод Монжа /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.14
Методы решения позиционных задач с точки зрения проективной геометрии. Метод Монжа /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

8
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.15
Методы решения позиционных задач с точки зрения проективной геометрии. Метод Монжа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

14
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
4.16
Комбинация круглых тел с многогранниками  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
4
0
 
 
Раздел 5. Аксиоматическое построение геометрии. История возникновения геометрии Лобачевского.Основные факты плоскости Лобачевского. (Геометрия Лобачевского)

 
5.1
Общие вопросы аксиоматики. Математическая структура. Интерпретация систем аксиом. Изоморфизм структур. Общие требования: непротворечивость, независимость и полнота, категоричность системы аксиом.   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.2
Общие вопросы аксиоматики. Математическая структура. Интерпретация систем аксиом. Изоморфизм структур. Общие требования: непротворечивость, независимость и полнота, категоричность системы аксиом.   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
стр. 11
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
5.3
Общие вопросы аксиоматики. Математическая структура. Интерпретация систем аксиом. Изоморфизм структур. Общие требования: непротворечивость, независимость и полнота, категоричность системы аксиом.   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.4
Система аксиом Вейля. Обоснование евклидовой геометрии по Вейлю. Система аксиом Гильберта. Эквивалентность систем аксиом Вейля и Гильберта. Система аксиом Евклида и ее роль в геометрии. Предложения абсолютной геометрии. Предложения эквивалентные  v постулату Евклида.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.5
Система аксиом Вейля. Обоснование евклидовой геометрии по Вейлю. Система аксиом Гильберта. Эквивалентность систем аксиом Вейля и Гильберта. Система аксиом Евклида и ее роль в геометрии. Предложения абсолютной геометрии. Предложения эквивалентные  v постулату Евклида.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.6
Система аксиом Вейля. Обоснование евклидовой геометрии по Вейлю. Система аксиом Гильберта. Эквивалентность систем аксиом Вейля и Гильберта. Система аксиом Евклида и ее роль в геометрии. Предложения абсолютной геометрии. Предложения эквивалентные  v постулату Евклида.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.7
Аксиома Лобачевского. Простейшие следствия аксиомы Лобачевского /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.8
Аксиома Лобачевского. Простейшие следствия аксиомы Лобачевского /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.9
Модель  Кэли-Клейна плоскости Лобачевского. Параллельность прямых, свойства параллельных прямых. Угол параллельности.Параллельность прямых, свойства параллельных прямых. Угол параллельности.    /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.10
Модель  Кэли-Клейна плоскости Лобачевского. Параллельность прямых, свойства параллельных прямых. Угол параллельности.Параллельность прямых, свойства параллельных прямых. Угол параллельности.    /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.11
Модель  Кэли-Клейна плоскости Лобачевского. Параллельность прямых, свойства параллельных прямых. Угол параллельности.Параллельность прямых, свойства параллельных прямых. Угол параллельности.    /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
стр. 12
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
5.12
Расходящиеся прямые и их свойства. Окружность, эквидистанта и орицикл, их свойства. Модель Пуанкаре. Основные факты пространства Лобачевского /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.13
Расходящиеся прямые и их свойства. Окружность, эквидистанта и орицикл, их свойства. Модель Пуанкаре. Основные факты пространства Лобачевского /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.14
Расходящиеся прямые и их свойства. Окружность, эквидистанта и орицикл, их свойства. Модель Пуанкаре. Основные факты пространства Лобачевского /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

2
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5.15
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

36
ПК-1.1 ОПК-8.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к экзамену и зачёту

Аналитическая геометрия и векторная алгебра

1. Направленные отрезки и векторы. Сложение векторов и его свойства. Разность двух векторов.

2. Умножение вектора на число и его свойства.

3. Системы линейно зависимых и линейно независимых векторов и их свойства. Признаки коллинеарности и компланарности векторов.

4. Векторное пространство. Базис векторного пространства. Координаты вектора в данном базисе.

5. Скалярное произведение векторов. Свойства скалярного произведения. Вычисление скалярного произведения по координатам векторов в ортонормированном базисе

6. Ориентация плоскости и пространства. Векторное произведение векторов и его свойства.

7. Смешанное произведение векторов и его свойства.  

8. Координаты точек на плоскости и в пространстве. Решение простейших задач в координатах. Формулы преобразования аффинной и прямоугольной систем координат на плоскости. Формулы преобразования аффинной системы координат в пространстве.

9. Уравнения линий и поверхностей.

10. Применение векторно-координатного метода к решению задач элементарной геометрии.

11. Уравнение прямой на плоскости, заданной разными способами. Условие параллельности вектора и прямой. Расположение прямой относительно системы координат

12. Взаимное расположение двух прямых на плоскости.

13. Аналитическое задание полуплоскости. Метрические задачи теории прямой на плоскости.

14. Уравнения плоскости, заданной различными способами. Взаимное расположение плоскости и системы координат. Взаимное расположение двух плоскостей.

15. Уравнения прямой в пространстве. Взаимное расположение двух прямых. Взаимное расположение прямой и плоскости.

16. Аналитическое задание полупространства. Метрические задачи теории прямых и плоскостей.

17. Приложение теории прямых и плоскостей к решению задач элементарной геометрии.

18. Эллипс, свойства эллипса.

19. Гипербола, свойства гиперболы.

20. Директориальное свойство эллипса и гиперболы

21. Парабола, свойства параболы.

22. Общее уравнение кривой второго порядка. Пересечение кривой второго порядка и прямой. Асимптотические направления.

23. Центры кривых второго порядка.

24. Касательные к кривым второго порядка. Оптические свойства эллипса, гиперболы, параболы.

25. Диаметры кривых второго порядка. Теорема о сопряженных диаметрах кривой второго порядка. Главные диаметры и главные направления кривой второго порядка.

26. Характеристическое уравнение кривой второго порядка Приведение общего уравнения кривой второго порядка к каноническому виду. Классификация кривых второго порядка.

27. Поверхности второго порядка. Метод сечений.

28. Цилиндрические и конические поверхности в пространстве.

29. Поверхности вращения в пространстве.

30. Эллипсоиды и гиперболоиды, и их свойства.

 
стр. 13
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
31. Параболоиды и их свойства.

32. Прямолинейные образующие поверхностей второго порядка.

Геометрические преобразования

1. Отображения и преобразования множеств. Произведение (композиция) преобразований, группа преобразований.

2. Движения плоскости: параллельный перенос, вращение, осевая симметрия, скользящая симметрия, их свойства.

3. Свойства движений общего вида.

4. Основная теорема движений плоскости.

5. Геометрически равные фигуры и их свойства.

6. Аналитическое выражение движений плоскости. Группа движений плоскости и ее подгруппы. Группа симметрий геометрической фигуры.

7. Классификация движений плоскости первого рода. Теорема Шаля.

8. Классификация движений плоскости второго рода.

9. Гомотетия и ее свойства.

10. Подобия плоскости, свойства подобия. Классификация подобий плоскости. Группа подобий и ее подгруппы. Подобные фигуры.

11. Аффинные преобразования плоскости. Свойства аффинных преобразований плоскости

12. Основная теорема об аффинных преобразованиях плоскости.

13. Аналитическое выражение аффинных преобразований плоскости.

14. Перспективно-аффинные преобразования плоскости: свойства, виды.

15. Группа аффинных преобразований плоскости и ее подгруппы.

16. Инверсия плоскости относительно окружности. Свойства инверсии. Аналитическое выражение инверсии плоскости.

17. Понятия о движениях пространства. Свойства движений пространства. Примеры движений пространства.

18. Приложение теории геометрических преобразований плоскости к решению задач элементарной геометрии.

Построения на плоскости циркулем и линейкой. Основания геометрии

1. Аксиомы построения циркулем и линейкой. Основные построения. Схема решения задач на построение

2. Конструктивные множества/геометрические места точек

3. Метод конструктивных множеств (метод ГМТ, метод пересечений) при решении задач на построение.

4. Применение свойств движений к решению задач на построение.

5. Применение свойств гомотетии и подобия к решению задач на построение.

6. Алгебраический метод решения задач на построение.

7. Применение свойств инверсии к решению задач на построение.

8. Критерий разрешимости задач на построение циркулем и линейкой.

9. Задачи на построения, неразрешимые циркулем и линейкой.

Методы изображения

1. Параллельное проектирование и его свойства. Понятие о центральном проектировании.

2. Изображение плоских фигур при параллельном проектировании.

3. Изображение многогранников при параллельном проектировании. Теорема Польке-Шварца.

4. Изображение круглых тел при параллельном проектировании.

5. Аксонометрия и ее свойства.

6. Полные и неполные изображения.

7. Решение позиционных задач на полных изображениях.

8. Понятие о методе Монжа.

Основания геометрии и элементы геометрии Лобачевского

1. Понятие об аксиоматическом методе. Требования, предъявляемые к системе аксиом. Непротиворечивость системы аксиом на примере аксиоматики Вейля.

2. Полнота и независимость системы аксиом на примере аксиоматики Вейля.

3. Система аксиом Гильберта и следствия из аксиом.

4. Построение евклидовой геометрии на основе аксиом Вейля

5. Непротиворечивость аксиоматики Гильберта.

6. Пятый постулат Евклида и аксиома параллельности Плейфера.

7. Сумма углов треугольников и пятый постулат Евклида.

8. Первая и вторая теоремы Лежандра.

9. Предложения, эквивалентные аксиоме параллельности (существование треугольника, сумма углов которого равна двум прямым; существование четырехугольника, сумма углов которого равна четырем прямым; существование подобных, но неравных треугольников; коллинеарность трех точек, равноудаленных от прямой; возможность описать окружность вокруг любого треугольника; пересечение любого перпендикуляра к стороне острого угла со второй стороной).

10. Аксиома параллельности Лобачевского. Сумма углов треугольника и четырехугольника на плоскости Лобачевского. Признаки равенства треугольников на плоскости Лобачевского.

11. Параллельные прямые по Лобачевскому. Признак параллельности. Существование параллельных прямых по Лобачевскому. Угол параллельности и его свойства. Функция Лобачевского.

12. Свойства четырехугольников на плоскости Лобачевского.

13. Свойства параллельных прямых на плоскости Лобачевского.  Расходящиеся прямые на плоскости Лобачевского: признак и свойства.

14. Окружность, эквидистанта и орицикл на плоскости Лобачевского и их свойства.

15. Интерпретация плоскости Лобачевского (модель Келли-Клейна на евклидовой плоскости, модель Пуанкаре на полуплоскости и др.). Непротиворечивость планиметрии Лобачевского. Независимость аксиомы параллельности Плейфера от остальных аксиом Гильберта.

 
стр. 14
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
16. Понятия длины отрезка, площади многоугольника и объема многогранника.

17. Обзор аксиоматик планиметрии и стереометрии, представленных в школьных учебниках.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА  (комплект заданий приводится в ФОС)

Задания контрольной работы содержат задания по разделам линии первого и второго порядков на плоскости.

Вариант1

1. Составить уравнения сторон треугольника АВС, зная одну из вершин  А(3;0) и уравнения двух медиан 7х-5у+15=0,  4х+у+6=0.

2. Медианой тетраэдра называется отрезок, соединяющий вершину тетраэдра с точкой пересечения медиан противоположной грани. Доказать, что медианы тетраэдра пересекаются в одной точке и делятся в отношении 3:1, считая от вершины.

3. Дана линия второго порядка в   уравнением

а) Привести уравнение ЛВП к каноническому виду.

б) Определить центр ЛВП.

в) Найти асимптотические направления.

г)  Составить уравнение касательной к ЛВП, проходящей через начало координат.

д) Составить уравнение асимптот.

е) Составить уравнения диаметров, сопряженных осям координат.

ж) Составить уравнения главных диаметров.

Вариант 2

1. Составить уравнения сторон  треугольника АВС, если известны  уравнения двух биссектрис х+2у-13=0,  х-у-5=0 и координаты вершины (7,8).

2. Медианой тетраэдра называется отрезок, соединяющий вершину тетраэдра с точкой пересечения медиан противоположной грани. Доказать, что медианы тетраэдра пересекаются в одной точке и делятся в отношении 3:1, считая от вершины.

3. Дана линия второго порядка в   уравнением

а) Привести уравнение ЛВП к каноническому виду.

б) Определить центр ЛВП.

в) Найти асимптотические направления.

г)  Составить уравнение касательной к ЛВП, проходящей через начало координат.

д) Составить уравнение асимптот.

е) Составить уравнения диаметров, сопряженных осям координат.

ж) Составить уравнения главных диаметров

Вариант 3

1. Составить уравнения сторон  треугольника АВС, если известны  уравнения двух высот  х+2у-13=0,  х-у-5=0 и координаты вершины (7,8).

2. Медианой тетраэдра называется отрезок, соединяющий вершину тетраэдра с точкой пересечения медиан противоположной грани. Доказать, что медианы тетраэдра пересекаются в одной точке и делятся в отношении 3:1, считая от вершины.

3. Дана линия второго порядка в   уравнением

а) Привести уравнение ЛВП к каноническому виду.

б) Определить центр ЛВП.

в) Найти асимптотические направления.

г)  Составить уравнение касательной к ЛВП, проходящей через начало координат.

д) Составить уравнение асимптот.

е) Составить уравнения диаметров, сопряженных осям координат.

ж) Составить уравнения главных диаметров

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Контрольная работа содержит задания   разделов  поверхностей первого и второго порядков.

Вариант1

1. Дан тетраэдр, построенный на векторах  ,   и  . Найти объем тетраэдра, площадь грани ABC, длину высоты, проведенной из вершины D; угол  между ребрами AB и BC; угол  между гранями ABC и ADC.

2. Написать уравнение прямой, лежащей в плоскости, заданной уравнением

y ¬+ 2z = 0, ¬и пересекающей прямые a и b , уравнения которых: x = 1 – t, y = t, z = 4t и x = 2 – t, y = 4 + 2t, z = 1.

3. Найти точку Q, симметричную точке P(–3, 2, 5) относительно плоскости, проходящей через прямые x – 2y + 3z ¬– 5 = 0,  x – 2y – 4z ¬+ 3 = 0 и 3x + y + 3z ¬+ 7 = 0,

5x – 3y + 2z ¬+ 5 = 0.

Вариант2

 
стр. 15
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 

1. Написать уравнение цилиндрической поверхности вращения, если ось вращения прохо-дит через начало координат и параллельна вектору  , а r = 3.

2. Доказать, что прямые, заданные уравнениями: 2x + 2y – 3z – 6 = 0, 2x – 2y + 3z – 6 = 0 и 2x – 2y – 3z ¬+ 6 = 0, 2x + 2y + 3z ¬+ 6 = 0 скрещивающиеся.

3. Найти уравнения прямолинейных образующих параболоида   параллельных плоскости 6x + 4y – 8z ¬+ 1 = 0.

Вариант3

(10 вариантов)

№1.  В прямоугольной декартовой системе координат даны точки А,  В,  С, D.

а) составить уравнение граней (плоскостей) и ребра (прямой) (АВ)  тетраэдра АВСD;

б) найти высоту АН и уравнение высоты (прямой) (АН)  тетраэдра АВСD;

в) найти объём тетраэдра и площадь его основания;

г) найти величину двухгранного угла при ребре (АВ);

д) найти расстояние между прямыми (АВ) и (СD).

1.    A(0;1;3),     B(1;0;4) ,   C(1;1;2) ,    D(3;2;1),

2.    A(1;2;4),    B(2;1;5) ,   C(2;2;3) ,    D(4;3;2),

3.    A(2;3;5),     B(3;2;6),   C(3;3;4),    D(5;4;3),

4.    A(3;4;6),     B(4;3;7),   C(5;5;6),    D(6;5;4),

5.    A(4;5;7),     B(5;4;8),   C(5;5;6),    D(7;6;5),

6.    A(-1;0;2),     B(0;-1;3),   C(0;0;1),    D(2;1;0),

7.    A(-2;-1;1),     B(-1;-2;2),   C(-1;-1;0),    D(1;0;-1),

8.    A(-3;-2;0),     B(-2;-3;1),   C(-2;-2;-1),    D(0;-1;-2),

9.    A(-4;-3;-1),     B(-3;-4;0),   C(-3;-3;-2),    D(-1;-2;-3),

10.  A(-5;-4;-2),     B(-4;-5;-1),   C(-4;-4;-3),    D(-2;-3;-4).

№2. Составить уравнение  поверхности вращения, образованной вращением  кривой    вокруг оси    системы   :

1.  – прямая  , проходящая через начало координат с направляющим  вектором  ,

2.  – прямая  , проходящая через точку А(0,0,2) с направляющим  вектором  ,

Составить уравнение цилиндрической поверхности, направляющая которой задана систе-мой, а образующие - параллельны вектору  

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Привалов И. И.  
Аналитическая геометрия:: Учебник для вузов// И. И. Привалов. — 40-е изд., стер. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 233 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-01262-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433810 
М.: Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.2
Попов В.Л, Сухоцкий Г.В.
Аналитическая геометрия: Учебник и практикум для академического бакалавриат // В. Л. Попов, Г. В. Сухоцкий. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03003-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433849 
Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Базылев В.Т.
Сборник задач по геометрии: Учеб. пособие - 2-е изд., стер.//Базылев В.Т.СПб.: Лань,2008.-256с.
СПб.: Лань, 2008
 
стр. 16
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Атанасян Л.С., Базылев В.Т.
Геометрия (часть 1): Учебное пособие // Л.С. Атанасян, В.Т. Базылев. — 2-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017.— 396 с. 
Москва: КНОРУС, 2013
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Матвеев, С.Н.
Математика:  [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов факультета математики и информатики  — Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2015.— 86 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76443.html.— ЭБС «IPRbooks» 
Н.Челны: НИСПТР, 2015
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Библиотека учебной и научной литературы – Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio
 
Э2
Естественно-научный образовательный портал – Режим доступа: http://www.en.edu.ru
 
Э3
Интернет-портал ресурсов по математике – Режим доступа: http://www.math.ru
 
Э4
Образовательный математический сайт для студентов, изучающих высшую математику – Режим доступа: http://www.exponenta.ru
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э7
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-307 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, доска.
 
7.2
2-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А) Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 17
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 18
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, 

 
стр. 19
УП: b44.03.05 МиФ  224.plx
 
подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.