2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Курсовая работа по русскому языку_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Русской и татарской филологии
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по русскому языку
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет с оценкой 8
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
70
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

8 (4.2)
Итого
Недель
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
70
70
70
70
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
Кандидат филологических наук, доцент, Закиров Р.А. _________________
 
 
Курсовая работа по русскому языку
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Окишева Карина Анатольевна

Русской и татарской филологии
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: наблюдение, систематизация и обобщение языковых фактов; развитие самостоятельного лингвистического мышления, научного мировоззрения
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
закрепить приобретенные обучающимися компетенции по учебным дисциплинам профиля;
1.4
сформировать   исследовательские навыки в области русского языка, лингвистики;
1.5
сформировать навыки применения современных методов и приемов лингвистических исследований
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.2
Методика обучения русскому языку
2.1.3
Теория литературы
2.1.4
Философия
2.1.5
Типология текстов
2.1.6
Основы экологической культуры
2.1.7
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.8
История русского литературного языка
2.1.9
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.10
Педагогические технологии
2.1.11
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.12
Стилистика
2.1.13
Активные процессы в современном русском языке
2.1.14
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.15
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.16
Русская диалектология
2.1.17
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.18
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.19
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.20
Смысловое чтение
2.1.21
Теория обучения
2.1.22
Функционально-содержательные типы диалогов
2.1.23
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.24
Старославянский язык
2.1.25
Фольклор
2.1.26
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.27
Профессиональная этика
2.1.28
Методология НИРС по филологии
2.1.29
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.30
Основы НИРС  по филологии
2.1.31
Иностранный язык
2.1.32
Общая психология
2.1.33
Русский язык и культура речи
2.1.34
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.35
Языковая картина мира
2.1.36
Курсовая работа по методикам обучения предметам
2.1.37
Методика обучения русскому языку
2.1.38
Теория литературы
2.1.39
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.40
Методология НИРС по филологии
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.1.41
История русского литературного языка
2.1.42
Практикум по орфографии и пунктуации
2.1.43
Стилистика
2.1.44
Активные процессы в современном русском языке
2.1.45
Русская диалектология
2.1.46
Технология развития критического мышления на уроках русского языка
2.1.47
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.48
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.49
Языковая картина мира
2.1.50
Старославянский язык
2.1.51
Фольклор
2.1.52
Типология текстов
2.1.53
Основы НИРС  по филологии
2.1.54
Основные аспекты обучения  связной письменной речи
2.1.55
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
2.1.56
Дифференцированный подход в обучении русскому языку
2.1.57
Смысловое чтение
2.1.58
Функционально-содержательные типы диалогов
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.2
История лингвистических учений
2.2.3
Курсовая работа по литературе
2.2.4
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.5
Литература русского зарубежья
2.2.6
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.7
Литературоведческий анализ художественного текста
2.2.8
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.9
Основы этимологического анализа
2.2.10
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.11
Современная зарубежная литература
2.2.12
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.13
Современный литературный процесс
2.2.14
Теория и практика русской орфографии
2.2.15
Филологический анализ текста
2.2.16
Функциональная грамматика русского языка
2.2.17
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.18
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.19
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.20
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.21
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.22
Педагогическая риторика
2.2.23
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.24
Русский язык в условиях билингвизма
2.2.25
Современная русская литература
2.2.26
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.29
Актуальные проблемы изучения современного русского языка
2.2.30
Курсовая работа по литературе
2.2.31
Литературоведческий анализ художественного текста
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.2.32
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода: дидактические и методические аспекты
2.2.33
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.34
Современная зарубежная литература
2.2.35
Современные средства оценивания результатов обучения русскому языку и литературе
2.2.36
Современный литературный процесс
2.2.37
Теория и практика русской орфографии
2.2.38
Филологический анализ текста
2.2.39
Интерактивные технологии в обучении русскому языку
2.2.40
Образовательные технологии деятельностного типа на уроках русского языка и литературы
2.2.41
Проблемы изучения русского языка как иностранного
2.2.42
Производственная преддипломная практика
2.2.43
Современная русская литература
2.2.44
История лингвистических учений
2.2.45
Лингвистический анализ художественного текста
2.2.46
Литература русского зарубежья
2.2.47
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
2.2.48
Основные аспекты экспрессивного синтаксиса
2.2.49
Основы этимологического анализа
2.2.50
Функциональная грамматика русского языка
2.2.51
Актуальные вопросы лингвистической подготовки
2.2.52
Интерактивные технологии в обучении русской литературе
2.2.53
Литературное творчество как вид коммуникации
2.2.54
Педагогическая риторика
2.2.55
Русский язык в условиях билингвизма
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения

 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат русского языка для формирования научного мировоззрения
 
анализировать основные характеристики языковых фактов в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по русскому языку в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе языковых фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОПК-5:      владением основами профессиональной этики и речевой культуры 
 
Знать:
 
основы профессиональной этики и речевой культуры
 
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры
 
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Уметь:
 
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации
 
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры
 
 
Владеть:
 
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры
 
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации
 
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета 
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета 
 
 
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования 
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные категории и понятия русского языка в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.2
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения;
3.1.3
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.1.4
основы профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.5
основные критерии оценки профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.6
методологические основания профессиональной этики и речевой культуры;
3.1.7
современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.1.8
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
3.1.9
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.1.10
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.11
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.1.12
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;  
3.1.13
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
3.1.14
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования;
3.1.15
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
критически работать с литературой; использовать понятийный аппарат русского языка для формирования научного мировоззрения;
3.2.2
анализировать основные характеристики языковых фактов в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.3
научно обосновывать собственную позицию при анализе языковых фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение;
3.2.4
выделять основные характеристики  профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.5
выделять критерии для оценки профессиональной этики и речевой культуры в конкретной профессиональной ситуации;
3.2.6
систематизировать основные характеристики профессиональной этики и речевой культуры;
3.2.7
применять современные методы и технологии обучения и диагностики;
3.2.8
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога;
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.9
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.10
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.11
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.12
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.2.13
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования;
3.2.14
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям;
3.2.15
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям. 
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами научного анализа теоретических источников по русскому языку в аспекте формирования научного мировоззрения;
3.3.2
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения;
3.3.3
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе языковых фактов, возникающих в учебно-воспитательном процессе;
3.3.4
навыками самоанализа профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.5
навыками оценивания профессиональной этики и речевой культуры конкретной профессиональной ситуации;
3.3.6
навыками применения методологических оснований профессиональной этики и речевой культуры;
3.3.7
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке;
3.3.8
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся;
3.3.9
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики;
3.3.10
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.11
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.12
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета;
3.3.13
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования;
3.3.14
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям;
3.3.15
навыками решения исследовательских задач в области образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Цель, задачи, структура курсовой работы

 
1.1
Выбор темы и планирование работы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
1.2
Структурные элементы и их краткая характеристика /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
1.3
Работа с литературными источниками /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
1.4
Сбор и обработка фактического материала /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
1.5
Анализ результатов работы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
 
Раздел 2. Оформление курсовой работы

 
2.1
Основные требования к оформлению курсовой работы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

10
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
2.2
Требования к написанию и оформлению текста /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

6
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
2.3
Оформление списка использованных источников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

4
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
2.4
Требования к оформлению рисунков, таблиц, приложений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
 
Раздел 3. Защита и оценка курсовых работ

 
3.1
Порядок защиты курсовой работы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
3.2
Примерный план выступления /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-2
8
0
 
3.3
Требования к созданию презентаций /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
3.4
Комплексность оценки курсовой работы /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2

2
ОК-1 ОПК-5 ПК-4 ПК-11 ПК-2
8
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные темы курсовых работ по русскому языку

Вставные конструкции в прозаическом тексте

Особенности фразеологических единиц русского языка в публицистическом стиле речи

Инфинитивные предложения: структура и семантика

Повторы в художественной прозе

Значения падежей имен существительных и их соответствия в татарском языке

Специфика лексико-грамматических разрядов имени числительного в русском языке

Старославянизмы в русских пословицах и поговорках

Субъективно-оценочное значение вводных конструкций в художественной прозе

Особенности качественных имен прилагательных в современном русском языке

Особенности словообразования глаголов в русском языке

Происхождение  наречий в древнерусском языке

Роль заимствований в обогащении синонимии современного русского языка

Особенности несклоняемых имен существительных в русском языке

Специфика словообразования причастий в русском языке

Методика работы над текстом на основе речеведческих понятий

"Песенная стихия" в драматургических текстах

Типология воспроизводимых высказываний (на материале современной прозы)

Тюркизмы в художественной прозе Михаила Гоголева

Адъективация причастий как активный способ пополнения состава имен прилагательных в современном русском языке

Диалогические единства с репликой-подхватом в составе драматургического текста

Переход нарицательных существительных в имена собственные в современном русском языке

 
5.2. Темы письменных работ
Не предусмотрено
 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД                                                          

                                                                                                                  

                   

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
                                                                
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Дрещинский, В. А. 
Методология научных исследований: учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. —URL: https://urait.ru/bcode/492409: учебник для вузов / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 274 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07187-0
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зудина, Е. В., Кайль, Я. Я., Самсонова, М. В.  [и др.]
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации : учебно-методическое пособие / Е. В. Зудина, Я. Я. Кайль, М. В. Самсонова [и др.]. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016. — 57 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57785.html  — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Быкова,  М. Б.,  Гореева, Ж. А.
Выполнение и оформление выпускных квалификационных работ, научно-исследовательских работ, курсовых работ магистров и отчетов по практикам  : методические указания / М. Б. Быкова, Ж. А. Гореева, Н. С. Козлова, Д. А. Подгорный. — М. : Издательский Дом МИСиС, 2017. — 76 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72577.html. — Режим доступа: для авторизир. gользователей
Москва : Издательский Дом МИСиС, 2017
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
7.2
1-101 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-124 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по курсовому проектированию

1. Начальным этапом выполнения курсовой работы является обоснование актуальности выбора темы. На этом этапе обучающимся осмысливается выбор темы курсовой работы, проводится анализ роли и значения выбранной темы. Осуществляется согласование темы курсовой работы с научным руководителем. После утверждения выбранной темы на первой консультации научный руководитель в общих чертах знакомит обучающегося с содержанием будущей работы, рекомендует основные литературные источники, дает задание, следуя которому обучающийся должен составить план курсовой работы. Первоначально составленный план является предварительным и по мере написания работы может меняться путем внесения дополнительных пунктов или их сокращения.

В ходе последующих консультаций преподавателем разъясняются принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы обучающихся.

Таким образом, курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое получает студент, исходя из темы курсовой работы.

2. Поиск и выбор источников и литературы по теме является одним из важнейших этапов работы над курсовой работой. На этом этапе осуществляется самостоятельный поиск первичного материала по теме, проводится его систематизация, обобщение, анализ с точки зрения полноты изложения, теоретической и методической новизны в исследовании темы. Особое внимание при этом обращается на подбор материала и соответствующую его обработку.

Обязательным условием при написании курсовой работы является использование не только учебных и учебно методических, но и периодических изданий. Важнейший источник теоретических идей и фактов – нормативно-правовые и нормативно-методические документы по исследуемой теме. Литература по теме подбирается в систематических (тематических) и алфавитных каталогах, имеющихся в каждой библиотеке.

При изучении литературы обучающийся должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, исходя из намеченных разделов будущей работы. Рекомендуется сразу отмечать, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника.

3. Результаты проведенного анализа источников и литературы и собственные выводы приводятся в виде текста. На этом этапе происходит раскрытие темы, в текстовой форме излагаются полученные результаты согласно разработанному плану. Курсовую работу необходимо дополнить таблицами и рисунками (схемами, диаграммами и т. д.), приложениями, конкретизирующими, обобщающими, систематизирующими предлагаемый материал.

Все сведения, взятые из конкретного источника и используемые при написании курсовой работы, должны быть снабжены соответствующей ссылкой на его номер в списке использованных источников.

4. Оформление результатов проведенного исследования, необходимых по тексту вставок, ссылок и приложений; составление списка использованных источников; окончательное оформление курсовой работы и представление ее на рецензирование и оценку научному руководителю.

Оформление курсовой работы слагается из ряда последовательных операций, выполнение которых не менее важно, чем написание текста и которые требуют большого количества времени. К числу таких операций относятся тщательная проверка и редактирование текста перед распечаткой; уточнение названий отдельных частей работы (глав, параграфов); составление содержания работы с соответствующей рубрикацией; тщательная проверка приводимых в тексте цитат, ссылок, формул, латинских названий; перепечатка текста с соблюдением всех правил орфографии; составление списка использованных источников; изготовление иллюстративных материалов и титульного листа, соединение всех частей работы и ее скрепление.

4. Защита курсовой работы

Курсовая работа защищается обучающимся в период сессии. Выступление рекомендуется подготовить по следующему плану:

1) цель выполнения данной работы;

2) краткое изложение содержания темы;

3) рекомендации для практического использования результатов работы;

4) основные использованные источники.

Структура курсовых работ

В курсовых работах выделяются следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист оформляется по единым требованиям с указанием наименования министерства, вуза, факультета, кафедры; темы курсовой работы; сведений об исполнителе, о научном руководителе, о допуске к защите, места и года выполнения.

Оглавление содержит перечень структурных элементов курсовых с указанием номеров страниц.

Введение является вступлением к работе. В нем обосновывается выбор темы курсовой работы, определяется ее актуальность и значимость для науки и практики.

Актуальность исследуемой темы и её обоснование: выявление значимости данной темы в современных условиях и оценку ее современного состояния. Необходимо указать на не изученность или недостаточную изученность темы в теоретическом 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
обучении. Таким образом, студент должен кратко аргументировать причину выбора именно данной темы.

Определение актуальности темы является важнейшей частью научно-исследовательской деятельности, позволяет установить место предмета исследования в общей совокупности исследуемых проблем. С этой целью рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется текущее состояние, определяются границы исследования (объект, предмет), формируется основная цель, и устанавливаются задачи работы.

По объему оно должно занимать не более 1-3 страниц.

В структуре основной текстовой части должны быть выделены главы (1, 2), а в их составе – параграфы (1.1, 1.2), последовательно и логично раскрывающие содержание работы. Названия глав и параграфов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отражать их содержание. Названия параграфов не должны повторять названия глав. Основной текст курсовой работы делится на главы и параграфы.

Первая глава работы носит, как правило, теоретический характер. В ней раскрывается суть и природа того явления, изучению которого посвящена исследовательская работа, приводится краткий обзор литературы по избранной теме исследования, критически рассматриваются точки зрения различных авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава не должна превышать 40% всей работы.

Вторая глава носит практический характер. Важно не только глубоко изучить существующую практику, но и осмыслить ее на основе анализа собранного материала. Задачей анализа является обзор и оценка практического материала, касающегося выбранной темы исследования. В результате проведенного анализа необходимо выявить основные проблемы по рассмотренной теме.

В этой же главе должны быть определены пути совершенствования в методике обучения иностранным языкам, общепринятые способы и средства решения возникающих проблем, возможность их использования в деятельности объекта исследования, обоснованы возможные подходы к устранению выявленных недостатков и определены конкретные меры по общему повышению эффективности деятельности объекта исследования.

В заключении содержатся основные выводы по работе, исходя из поставленных задач, указывается практическая значимость исследования, даются конкретные предложения и методические рекомендации, намечаются основные направления дальнейшей разработки проблемы. Выводы формулируются в тезисной форме либо в конце каждой главы, либо в заключении. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования и самого текста работы, быть конкретными, четкими, лаконичными, ориентированными на практическое использование.

Список литературы включает все использованные в ходе исследования источники, которые подаются в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов авторов, года и места издания, количества страниц. Основным требованием к списку использованных источников является использование при выполнении работы  источнков, изданных за последние 5 лет. Опись фондовых материалов и адреса электронных сайтов приводятся после основной литературы.

Приложения выделяются в том случае, если есть объемные табличные, расчетные или другие материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы.

Основные требования к оформлению курсовых работ

Работа должна быть грамотно написана, отпечатана: на белой бумаге формата  А4 (210х297 мм) на одной стороне листа на компьютере.

1. Шрифт Times New Roman, № 14, интервал – 1,5, выравниваниепо ширине, отступ 1,25см.

Текст работы следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см. Таблицы и иллюстрации оформляются согласно требованиям.

К иллюстрациям относятся: рисунки, фотоснимки, карты, схемы, графики, диаграммы и др.  Правила оформления иллюстраций:

1) иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Название рисунка помещают под иллюстрацией. Если в тексте только 1 иллюстрация, то  ее не нумеруют;

2) иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые;

3) на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

2. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется сверху по центру, размер шрифта 10. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы не указывается. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Главы нумеруются римскими цифрами, а параграфы и подпараграфы арабскими цифрами с точкой. Например, I. ,  1.1., 1.1.1. и т.д.

Каждая глава, введение, заключение, список литературы начинаются с новой страницы и имеют заголовок, напечатанный прописными буквами. Заголовки следует располагать по центру, жирным шрифтом, без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между названиями главы и параграфа должно быть  2 интервала, параграфа и текста должно быть  один интервал.

3. Общий объем курсовой работы  не должен превышать 30  страниц.  Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст  работы оформляется в папку–скоросшиватель.

4. Когда информация приводится из литературного источника, необходимо указать ссылку на источник в виде номера в списке литературы.  Например, [5] означает, что в тексте приведена ссылка на источник под номером 5.  Цитаты должны заключаться в кавычки, при этом указывается  номер источника по списку  и страница этого источника, например, [5, с.12].

5. При написании текстовой части не рекомендуется вести изложение от первого лица: «Я считаю», «По моему мнению» и т.п. Желательно выражать мысль в безличной форме: «на основе проведенного исследования»,  «в ходе анализа выяснено» «в ходе исследования установлено» и т.п. Возможно использование местоимений множественного числа первого лица: «на наш взгляд», «нами было выявлено» и т.п.

6. В список литературы в алфавитном порядке включаются все источники информации, использованные при написании работы: сборники, энциклопедии, словари, документы, статьи, журналы, монографии, сайты интернет и др.

Нумерация ведётся арабскими цифрами с точкой. В первую очередь пишутся законы, далее литературные источники, далее 

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
сайты интернет.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

Методические указания к выполнению презентации курсовой работы

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Общие требования к презентации:

• Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

• Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название учебного заведения; фамилия, имя, отчество автора, номер группы.

• Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

• Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.