2022-2023_zb44_03_03 Л 2212_ 2213_ 2112_ 2113_ 2012_ 2013_ 2015_ 1912_1913_ 1915 гр__plx_Методика организации волонтёрской деятельности_Логопедия
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика организации волонтёрской деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
Бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Методика организации волонтёрской деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 123)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формировать у обучающихся компетенции в области методики организации волонтёрской деятельности, а также практической готовности к осуществлению коррекционно-развивающие методы и технологии
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
формировать у обучающихся общее представление о волонтерстве, его месте в обществе и отдельных общественных подсистемах, об историческом развитии волонтерства, его современном состоянии и перспективах развития;
1.4
обрисовать понятийный аппарат, позволяющий обучающемуся ориентироваться в конкретных проблемах волонтерской деятельности, разных формах и видах, уровнях и этапах волонтерства;
1.5
вырабатывать необходимые для эффективного выполнения волонтерской деятельности умения, и формируемые на основе умений, навыки.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Индивидуальные формы работы логопеда с детьми дошкольного возраста
2.1.2
Онтогенез речевой деятельности
2.1.3
Организация совместной работы логопеда и воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи
2.1.4
Технология развития речи дошкольников с нарушениями речи
2.1.5
Учебная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.6
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.7
Тренинг коммуникативной компетентности
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Логопедическая работа с детьми с нарушением зрения
2.2.2
Логопедическая работа с детьми с нарушением слуха
2.2.3
Методика профилактики и разрешения конфликтов
2.2.4
Основы логопедической работы с детьми с комплексными нарушениями
2.2.5
Производственная педагогическая практика
2.2.6
Технологии сопровождения социализации лиц с нарушениями речи
2.2.7
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.8
Логопедическая работа с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
2.2.9
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.10
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.11
Производственная преддипломная практика
2.2.12
Организация логопедической работы с детьми с задержкой психического развития
2.2.13
Организация логопедической работы с детьми с интеллектуальными нарушениями
2.2.14
Формирование связной речи у детей с системным недоразвитием речи
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.3: умеет осуществлять обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды
 
УК-3.6: владеет нормами и правилами командной работы
 
 
ПК-1: Способен к проектированию и реализации образовательного и коррекционно-развивающего процесса с учётом особенностей развития детей с нарушениями речи
 
ПК-1.8: умеет применять технологии воспитательной работы с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей детей с нарушениями речи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность и типы волонтерской деятельности;
3.1.2
нормативно-правовые основы ее осуществления;
3.1.3
состояние и перспективы развития волонтерского движения в России и за рубежом;
 
стр. 4
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
3.1.4
нормы и правила командной работы;
3.1.5
технологии воспитательной работы с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушением речи
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
использовать полученные знания для организации волонтерской деятельности, применять системы знаний и представлений о современной социальной ситуации в стране;
3.2.2
осуществлять обмен информацией, знаниями и опытом с членами команды;
3.2.3
применять технологии воспитательной работы с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушением речи
3.2.4
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом осуществления обмена информацией, знаниями и опытом с членами команды;
3.3.2
нормами и правилами командной работы;
3.3.3
технологиями воспитательной работы с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушением речи
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы  организации волонтёрской деятельности

 
1.1
Общественный контекст волонтерской деятельности и основные понятия  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
1.2
Современное состояние и модели организации волонтерской деятельности  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
1.3
История волонтерского движения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
1.4
Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской поддержке  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
1.5
Нормативно-правовая база волонтерской деятельности  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

6
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
1.6
Российские волонтерские объединения и организации /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

6
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
1.7
Волонтерство за рубежом /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

6
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
 
Раздел 2. Методы и формы организации волонтёрской деятельности

 
2.1
Организация деятельности волонтеров в условиях образовательной организации  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
2.2
Особенности организации и управления волонтерской группой  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

2
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
2.3
Информационные технологии в волонтерской среде  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

6
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
2.4
Развитие коммуникативной активности обучающихся-волонтеров, вовлечение их в активные формы и методы волонтерского движения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

6
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
2.5
Методы работы волонтеров с разновозрастной аудиторией  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

6
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
2.6
Специфика волонтерской работы в условиях учреждений различных типов и видов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

6
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
2.7
Взаимодействие волонтерской службы образовательных учреждений с социальными партнерами (организациями и учреждениями)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э6

6
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
2.8
Методы и формы организации волонтёрской помощи лицам с ОВЗ  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

8
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
2.9
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
УК-3.3 УК-3.6 ПК-1.8
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания для подготовки к зачёту

1.Волонтерство и волонтерская деятельность: определения, подходы, проблемы

2. Традиционные и инновационные технологии, техники и конкретные методики, используемые при исследовании проблем волонтерства и организации волонтерской деятельности.

3. Основные категории и понятия волонтерства и волонтерской деятельности.

4. Место волонтерства в общественной жизни.

5. Социальный аспект волонтерской деятельности.

6. Социально-экономический аспект волонтерской деятельности.

7. Морально-этический аспект волонтерской деятельности.

8. Организационный аспект волонтерской деятельности.

9. Предыстория волонтерского движения: Древний мир и Средние века.

10. Становление волонтерского движения в Новое и Новейшее время.

11. Предыстория и история волонтерского движения в России.

12. Модели волонтерской деятельности: теоретико-методологический аспект.

13. Организация волонтерской деятельности в странах Европы.

14. Организация волонтеркой деятельности в Российской Федерации и странах СНГ.

15. Нуждающиеся в волонтерской поддержке: определение, подходы, проблемы, типы и виды.

16. Социально обездоленные: определение, подходы, проблемы, типы и виды.

17. Волонтерство и социальная помощь населению в чрезвычайных ситуациях.

18. Волонтерство и поддержка программ социального развития.

19. Волонтерство и улучшение морально-психологического климата.

20. Волонтерство и обеспечение социально значимых сфер жизнедеятельности.

21. Нормативно-правовая база волонтерской деятельности: теоретико-методологический аспект.

22. Нормативно-правовая база волонтерской деятельности: международный уровень.

23. Нормативно-правовая база волонтерской деятельности: национальный уровень.

24. Нормативно-правовая база волонтерской деятельности: муниципальный и внутриорганизационный уровни.

25. Информационные технологии в волонтерской среде: теоретико-методологический уровни.

26. Источники информации в обеспечении волонтерской деятельности.

27. Организация делопроизводства волонтерской группы и организации.

28. Презентация деятельности волонтерской группы и организации.

29. Современное состояние и модели организации волонтерской деятельности.

30. История волонтерского движения.

31. Проблемы социальных групп, нуждающихся в волонтерской поддержке.

32. Российские волонтерские объединения и организации.

33. Организация деятельности волонтеров в условиях образовательной организации.

 
стр. 6
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
34. Особенности организации и управления волонтерской группой.

35. Информационные технологии в волонтерской среде.

36. Развитие коммуникативной активности обучающихся-волонтеров, вовлечение их в активные формы и методы волонтерского движения.

37. Методы работы волонтеров с разновозрастной аудиторией.

38. Специфика волонтерской работы в условиях учреждений различных типов и видов.

39. Взаимодействие волонтерской службы образовательных учреждений с социальными партнерами (организациями и учреждениями).

40. Методы и формы организации волонтёрской помощи лицам с ОВЗ.

41. Сущность и типы волонтерской деятельности.

42. Технологии воспитательной работы с учётом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся с нарушением речи.

Задание

Разработать методические рекомендации для организации волонтёрской деятельности

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тема письменных сообщений

1. Волонтерская деятельность как форма социальной активности.

2. Волонтерское движение как разновидность социального движения.

3. Социально-экономический эффект волонтерской деятельности.

4. Источники и формы финансирования волонтерской деятельности

5. Проблема вознаграждения труда добровольцев.

6. Личность волонтера.

7. Гражданская миссия волонтерства.

8. Волонтерская субкультура.

9. Волонтерские группы и организации.

10. Лидерство в волонтерской группе.

11. Волонтерская группа и внешняя социальная среда.

12. История и современное состояние волонтерства и волонтерской деятельности в... (регион или страна по выбору обучающегося)

13. Проблемы нуждающихся в волонтерской поддержке (вариант: социальная группа на выбор обучающегося).

14. Нормативно-правовая база волонтерской деятельности

15. Информационные технологии в волонтерской среде

16. Коррекционно-развивающие методы и технологии в образовательной деятельности.

17. Волонтерство и социальная помощь населению в чрезвычайных ситуациях.

18. Волонтерство и поддержка программ социального развития.

19. Волонтерство и улучшение морально-психологического климата.

20. Волонтерство и обеспечение социально значимых сфер жизнедеятельности.

Письменная работа

Задание для письменной работы

Письменная работа №1.

Деятельность волонтеров на различных уровнях социальной работы – это необходимость или...?

Современное состояние и перспективы волонтеркой деятельности – какие они?

Что полезного можно заимствовать из зарубежного опыта, а от чего лучше отказаться?

Как добиться расширения участия общественности в волонтерской деятельности?

Письменная работа №2.

Кто нуждается в волонтерской поддержке, а кто в ней не нуждается. И как их отличить друг от друга

Каким образом выбрать формы помощи нуждающимся

Как организовать волонтерское мероприятие. Что стоит делать, а чего делать не рекомендуется

Как определить эффективность конкретного мероприятия 

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонды оценочных средств в приложении к РПД.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Лапп, Е. А. 
Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. Режим доступа: Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://www.biblio-online.ru/book/korrekcionnaya-pedagogika-proektirovanie-i-realizaciya-pedagogicheskogo-processa-438171 
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Бермус, А. Г. 
Теоретическая педагогика: учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447338
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Байбородова, Л. В.
Байбородова, Л. В. Методология и методы научного исследования : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-437120: Учебное пособие
Москва: Издательство Юрайт, 2019
 
Л2.2
Бахтигулова, Л. Б. 
Методика воспитательной работы : учебное пособие для вузов / Л. Б. Бахтигулова, А. В. Гаврилов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 188 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10576-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430871: учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Технология подготовки и организации волонтеров для массовых мероприятий

 
Э2
Работа с волонтерами: мотивация и управление 
 
Э3
Юрий Белановский-Волонтёры в госучреждениях-Законодательная и нормативно-правовая база
 
Э4
Вебинар «Организация волонтерского движения учащихся как форма внеурочной деятельности...»  
 
Э5
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". –

 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 8
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение 

 
стр. 9
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Методика организации волонтёрской деятельности» проводится в форме текущего контроля  успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль  успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К  текущему контролю  успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (письменная работа, учебно-творческие задания);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков компетенций.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих принципах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля  успеваемости: письменные сообщения, письменная работа, учебно-творческие задания.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, 

 
стр. 10
УП: zb44.03.03 Л 2212, 2213, 2112, 2113, 2012, 2013, 2015, 1912,1913, 1915  гр..plx
 
практических умений и навыков и компетенций по дисциплине «Методика организации волонтёрской деятельности» требованиям ФГОС ВО  в форме зачёта.

Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта – устное собеседование или письменно по вопросам(по выбору обучающегося). Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «незачтено».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений,  формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль  успеваемости и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с  разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля  успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине  наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля  успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины «Методика организации волонтёрской деятельности» осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.