2022-2023_azb44_03_03 ОЛсНР 1812_plx_Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)_Образование лиц с нарушениями речи
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
 
экзамен 2
Виды контроля на курсах:
экзамен
9
самостоятельная работа
117
аудиторные занятия
18
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
4 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
144
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
18
18
18
18
Кoнтактная рабoта
18
18
18
18
Сам. работа
117
117
117
117
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
144
144
144
144
 
 
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Методы психолого-педагогического исследования (с практикумом)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.03 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1087)
 
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование , профиль Образование лиц с нарушениями речи 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формировать у обучающихся компетенции по проведению психолого-педагогического исследования для коррекционно-педагогической, диагностико-консультативной  и исследовательской работы
1.2
Задачи освоения дисциплины
1.3
сформировать компетенции по организации психолого-педагогического исследования
1.4
раскрыть понятийный аппарат, методы психолого-педагогических исследований
1.5
сформировать компетенции по интерпретации результатов исследования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия, физиология, патология органов слуха, речи и зрения
2.1.2
Возрастная физиология и психофизиология
2.1.3
Литература с основами литературоведения
2.1.4
Логопедия (Введение в логопедию)
2.1.5
Логопедия (Дислалия)
2.1.6
Общая педагогика
2.1.7
Современный русский язык
2.1.8
Физиология ВНД и сенсорных систем
2.1.9
                  
2.1.10
2.1.11
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Клиника интеллектуальных нарушений
2.2.2
Курсовая работа по модулю 6
2.2.3
Логопедия (Ринолалия)
2.2.4
Логопедия (Темпо-ритмические нарушения. Заикание. Фонетико-фонетические нарушения)
2.2.5
Организация первой неотложной помощи в чрезвычайных ситуациях (с практикумом)
2.2.6
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья
2.2.7
Психопатология
2.2.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.9
Курсовая работа по модулю 7
2.2.10
Логопедия (Алалия)
2.2.11
Логопедия (Афазия. Общее недоразвитие речи)
2.2.12
Педагогические системы обучения и воспитания детей с нарушениями речи
2.2.13
Практикум по постановке голоса и выразительности чтения
2.2.14
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.15
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в диагностико-консультативной деятельности)
2.2.16
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в коррекционно-педагогической деятельности в школе)
2.2.17
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.18
Логопедия (Нарушения письменной речи. Логопедическая профилактика)
2.2.19
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.20
Производственная преддипломная практика
2.2.21
Онтогенез речевой деятельности
2.2.22
Основы генетики
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
стр. 4
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
ПК-5: способен к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития
 
Знать:
 
Основы психолого- педагогической и нозологической классификации речевых нарушений; этиологию и патогенез речевых нарушений; схему нормального речевого развития и физических навыков
 
Критерии оценки уровня и вида речевых нарушений; виды дифференциальной    диагностики нарушений психических процессов у детей с  ОВЗ
 
Методологию исследования состояния речи детей на основе системного и комплексного подхода, с учетом этиологии и механизмов речевого нарушения
 
 
Уметь:
 
Применять знания для описания основных характеристик речевых нарушений у детей с ОВЗ
 
Оценивать уровень владения компонентами речевой системы с учетом дифференцированного и личностного подхода, возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
Производить речевое заключение по результатам дифференцированного комплексного системного исследования состояния речевой функции детей с ОВЗ и в том числе детей с нарушениями речи
 
 
Владеть:
 
Навыками анализа основных характеристик речевых нарушений
 
Навыками психолого- педагогического исследования всех компонентов речевой системы, психических процессов и физических навыков с учетом возрастных особенностей детей с ОВЗ
 
Приемами проведения различных видов исследований с учетом принципов комплексной психолого- педагогической диагностики
 
 
 
ПК-8: способен к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности
 
Знать:
 
структурные элементы педагогического исследования
 
основные направления и перспективы развития педагогической науки
 
формы и методы организации исследовательской деятельности
 
 
Уметь:
 
Определять направления исследовательской деятельности навыками организации и проведении диагностики
 
Определять методы и методики проведения исследовательской деятельности
 
Оформлять, представлять, описывать, характеризовать процессы и явления, полученные в ходе исследовательской деятельности
 
 
Владеть:
 
Навыками организации и проведении диагностики
 
Навыком применения различных методов исследования в логопедической практике
 
Навыками проведения экспериментального исследования; интерпретации и обобщения, презентации результатов исследования
 
 
 
ПК-9: способен использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования
 
Знать:
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми нарушениями
 
Основы проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающихся с речевыми нарушениями, с учетом изменения конкретной образовательной ситуации развития
 
Методологию педагогического исследования в специальном образовании
 
 
Уметь:
 
Оценивать соответствие индивидуального образовательного маршрута обучающегося с речевыми нарушениями, с его возрастными и индивидуальным особенностями
 
Определять направления индивидуального развития обучающихся с речевыми нарушениями в конкретной предметной и метапредметной области
 
Осуществлять качественный и количественный анализ диагностических данных, аргументировано формулировать логопедическое заключение; планировать дальнейшие направления работы
 
 
Владеть:
 
Навыками проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с речевыми нарушениями по заданным характеристикам
 
стр. 5
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Навыками определения направления индивидуального развития обучающихся с речевыми нарушениями в конкретной предметной и метапредметной области
 
Навыками применения методов и приемов изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологические основы психолого-педагогического исследования
3.1.2
теоретические основы психолого-педагогического исследования
3.1.3
методы и методики психолого-педагогического исследования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять основные этапы психолого-педагогического исследования
3.2.2
проводить и обрабатывать результаты методик
3.2.3
интерпретировать результаты психолого-педагогического исследования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проведения психолого-педагогического исследования
3.3.2
навыками обработки результатов исследования
3.3.3
навыками интерпретации результатов психолого-педагогического исследования
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы психолого- педагогических исследований.

 
1.1
Понятия методология, метод, методика, генеральная совокупность, выборка.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

4
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
1.2
Классификация методов психолого- педагогического исследования. Виды и этапы исследования.  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
1.3
Этапы исследования.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

10
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
1.4
Этические принципы проведения психолого-педагогических исследований /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

20
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
 
Раздел 2. Методы исследования

 
2.1
Теоретические основы, требования к проведению, обработке и интерпретации результатов исследования.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

2
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
2.2
Беседа, интервью, анкета их виды.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2 Э3 Э4

10
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
2.3
Метод наблюдения. Наблюдение как основной и дополнительный метод сбора диагностической информации. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

4
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
2.4
Требования к проведению, обработке и интерпретации результатов исследования.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3 Э4

30
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
 
Раздел 3. Методы диагностики позвательных процессов, личности и межличностных отношений

 
стр. 6
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
3.1
Теоретические основы, требования к проведению, обработке и интерпретации результатов диагностики психических процессов, личности и отношений в семье /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
3.2
Требования к проведению, обработке и интерпретации результатов диагностики психических процессов, личности  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
3.3
Интерпретация результатов диагностики  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

17
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
3.4
Методы диагностики психических процессов, личности и межличностных отношений  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1 Э3 Э4

30
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
3.5
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

9
ПК-5 ПК-8 ПК-9
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
ППромежуточная аттестация

Вопросы к экзамену

1. Понятие методологии.

2. Соотношение понятий методология, метод, методика.

3. Научные принципы психологической и педагогической науки.

4. Уровни методологического знания.

5. Классификация методов исследования.

6. Методы социально-психологического исследования.

7. Понятия единичный факт, эмпирическое обобщение, закономерность, закон, теория, концепция, модель.

8. Методы диагностики психических процессов.

9. Содержание теоретического, эмпирического и экспериментального исследования.

10. Этические принципы психолого-педагогического исследования.

11. Этапы психолого-педагогического исследования.

12. Метод беседы, виды, функции.

13. Структура беседы. Подготовка к беседе.

14. Начало, передача информации, аргументация, принятие решения.

15. Опровержение доводов собеседника,

16. Стратегии в ведении беседы.

17. Тактика уловок в беседе собеседника.

18. Метод анкеты, ее виды.

19. Требования к составлению анкеты, виды вопросов.

20. Требования к вопросам анкеты и порядку расположения вопросов.

21. Требования к оформлению страниц анкеты.

22. Метод наблюдения, виды и предметы наблюдения.

23. Этапы исследования методом наблюдения.

24. Преимущества и недостатки метода наблюдения.

25. Требования критериям наблюдения.

26. Личностные опросники, проективные методы, биографический метод.

27. Метод анализа продуктов деятельности.

28. Понятие эмпатии и методы ее диагностики (В.В.Бойко, И.М.Юсупов и др.).

29. Понятие суицида. Причины суицида. Методы диагностики риска суицидального поведения (Т.Н. Разуваевой и др.).

30. Понятия социализированности и социальной адаптированности. Методы диагностики (А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина, М.И. Рожкова и др.).

31. Понятие уровня притязаний и методы ее измерения (Ф.Хоппе, В.К.Гербачевского, Шварцландера, Н.Шмальта и др.).

32. Понятие одиночества, ее виды, причины и методы диагностики (Д. Рассела и М. Фергюсона, С.Г.Корчагиной и др.).

33. Понятие тревожности, ее причины и методы диагностики (Спилбергера-Ханина, Тейлора - Т. А. Немчинова).

34. Понятие школьной тревожности и методы ее диагностики (Филипса и др.).

35. Понятие депрессии, ее причины и методы диагностики (Бека, Гамильтона, Цунга  и др.).

36. Понятие агрессивности, ее причины и методы диагностики (Баса-Дарки, Л.Г.Почебут и др.).

37. Понятие акцентуации характера и методы ее диагностики (Шмишека, А.Личко).

38. Методы исследования взаимоотношений в семье (рисунок семьи, семейные ценности и ролевые установки в семье, тест цветовых отношений).

 
5.2. Темы письменных работ
 
стр. 7
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Теоретические основы и методы исследования познавательных процессов.

2. Теоретические основы и методы исследования черт личности.

3. Теоретические основы и методы исследования темперамента.

4. Соотношение понятий методология, метод, методика.

5. Научные принципы психологической и педагогической науки.

6. Классификация методов исследования.

7. Понятия генеральная совокупность, выборка.

8. Содержание теоретического, эмпирического и экспериментального исследования.

9. Этические принципы психолого-педагогического исследования.

10. Этапы психолого-педагогического исследования.

11. Теоретические основы и методы исследования познавательных процессов.

12. Теоретические основы и методы исследования черт личности.

13. Теоретические основы и методы исследования биографии личности.

14. Теоретические основы и методы диагностики тревожности.

15. Теоретические основы и методы диагностики депрессии.

16. Теоретические основы и методы исследования психических состояний.

17. Теоретические основы и методы диагностики, основанные на выборе юмористических фраз.

18. Теоретические основы и методы психолингвистики.

19. Теоретические основы и методы исследования психомоторики.

20. Теоретические основы и методы исследования профессиональной ориентации.

21. Теоретические основы и методы исследования взаимоотношений в семье.

22. Теоретические основы и исследование личности проективным методом.

23. Теоретические основы и методы исследования общественного мнения.

24. Теоретические основы и методы исследования интеллектуального развития.

25. Теоретические основы и методы исследования самосознания.

Портфолио.

Задания для портфолио: написать по результатам проведения методик на познавательные процессы, личностные особенности и взаимоотношений в семье психолого-педагогическую характеристику.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Крулехт, М. В.
Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Крулехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — 195 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05461-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/metodologiya-i-metody-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy-praktikum-441148 : Учебное пособие
Москва, Юрайт, 2019
 
Л1.2
Вараксин, В. Н
Психолого-педагогический практикум : учебное пособие для вузов / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 239 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09647-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456138
Москва: Издательство Юрайт, 2020, 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коржуев, А. В.,  Антонова Н. Н.
Основы научно-педагогического исследования : учебное пособие для вузов / А. В. Коржуев, Н. Н. Антонова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 177 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10426-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456514
Москва: Издательство Юрайт, 2020, 
 
стр. 8
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Афанасьев,В. В
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 154 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/453479
Москва: Издательство Юрайт, 2020, 
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Методология и методы психолого-педагогического исследования. Презентация. 
 
Э2
Экспериментальная психология. Презентация. 
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. 
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. .

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов.  Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой.. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии,  ориентированного на 

 
стр. 9
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов. Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 10
УП: azb44.03.03 ОЛсНР 1812.plx
 
Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.