2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Коррекционная педагогика с основами специальной психологии_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
58
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
58
58
58
58
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины -  формирование знаний, умений и навыков в области коррекционной педагогики с основами специальной психологии
1.2
Задачи освоения дисциплины: сформировать гуманистическое отношение будущих педагогов к детям с ограниченными возможностями (отклонениями в психическом и физическом развитии)
1.3
ознакомить обучающихся с системой теоретических знаний, закономерностей развития и специальными образовательными потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья
1.4
дать понятие о целях и задачах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
1.5
показать взаимосвязь системы общего и специального образования
1.6
сформировать мотивы к более осознанному и эффективному овладению основной профессионально-образовательной программой
1.7
ознакомить обучающихся с системой специальных технических средств и особенностями их использования при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
1.8
научить разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Гендерная психология и педагогика
2.1.2
История психологии
2.1.3
Педагогическая психология
2.1.4
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.5
Психология воспитания
2.1.6
Психология развития и возрастная психология
2.1.7
Анатомия и возрастная физиология
2.1.8
Безопасность жизнедеятельности
2.1.9
Введение в профессию
2.1.10
Информационные и коммуникационные технологии
2.1.11
История педагогики и образования
2.1.12
Качественные и количественные методы психолого-педагогических исследований
2.1.13
Общая психология
2.1.14
Общие основы педагогики
2.1.15
Психологическая служба в образовании
2.1.16
Психолого-педагогический практикум
2.1.17
Современные теории обучения и воспитания
2.1.18
Технологии здоровьесбережения в образовании
2.1.19
Учебная ознакомительная практика
2.1.20
Физическая культура и спорт
2.1.21
Циклические виды спорта
2.1.22
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.2
Курсовая работа по модулю психолого-педагогического сопровождения
2.2.3
Организационная психология
2.2.4
Производственная педагогическая практика
2.2.5
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.6
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
2.2.7
Психология общения
2.2.8
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.9
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
2.2.10
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.2.11
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.12
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.3: Объясняет особенности применения психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-3.5: Демонстрирует приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития
 
 
ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
 
ОПК-5.3: Применяет диагностический инструментарий для оценки сформированности образовательных результатов обучающихся
 
ОПК-5.4: Структурирует выявленные трудности в обучении и использует специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу с неуспевающими обучающимися
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Обосновывает применение конкретных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.3: Демонстрирует понимание документации специалистов (педагогов, дефектологов, логопедов и т.д.) и рекомендаций по использованию индивидуально-ориентированных образовательных технологий с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся в учебной деятельности и воспитании личности
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.3: Анализирует возможности и ограничения педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизиологического развития обучающихся
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основные категории коррекционной педагогики с основами специальной психологии
3.1.2
основные виды ограничений, психофизиологические особенности и категории детей с ограниченными возможностями здоровья
3.1.3
систему помощи, особенности организации образования, воспитания и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выявлять психофизиологические особенности деятельности  затруднения детей с проблемами в развитии, намечать пути их преодоления
3.2.2
составлять психолого-педагогическую характеристику детей с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы
3.2.3
осуществлять воспитания, обучение и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами и приемами изучения осбенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития
3.3.2
навыками разработки и реализации специальных и адаптированных программ для организации обучения и воспитания  детей с ограниченными возможностями здоровья
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Теоретико-методологические основы коррекционной педагогики с основами специаотной психологии

 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.1
Предмет, цели,задачи, принципы и методы коррекционной педагогики с основами специальной психологии. основные категории коррекционной педагогики /Лек/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-5.3 ОПК-6.1 ОПК-6.3 ОПК-8.3
3
0
 
1.2
Воспитание, образование и развитие аномальных детей. Понятие аномального развития (дизонтогенез), категории спициальной психологии /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.5 ОПК-5.3 ОПК-6.3
3
0
 
 
Раздел 2. Типы нарушения психического развития 

 
2.1
Типы нарушения психического развития /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.3
3
0
 
2.2
Недоразвитие. Задержанное развитие. Поврежденное и дифицитарное развитие. Искаженное развитие /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.5
3
0
 
2.3
Отрасли коррекционной педагогики и специальной психологии /Лек/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.5
3
0
 
2.4
Типы нарушения психического развития /Пр/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.5
3
0
 
2.5
Факторы, влияющие на развитие ребенка.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.5
3
0
 
2.6
Условия нормального развития /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.5
3
0
 
2.7
Первичный и вторичный дефект.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.5
3
0
 
2.8
Параметры дизонтогенеза /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.5
3
0
 
2.9
Психология и педагогика лиц с синдромом раннего детского аутизма и дисгармоническим складом личности /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.5
3
0
 
2.10
Психология и педагогика лиц с нарушениями опорно-двигатеотного аппарата /Ср/
Л1.1Л2.1

Э3 Э4 Э5

6
ОПК-3.5 ОПК-5.3
3
0
 
2.11
/Зачёт/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.3 ОПК-3.5 ОПК-5.3 ОПК-5.4 ОПК-6.1 ОПК-6.3 ОПК-8.3
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы для зачета

1. Предмет, принципы, категории коррекционной педагогики, цели и задачи

2. Основные научные теории коррекционной педагогики.

3. Понятие норма  и отклонения.

4. Основные категории (понятия) специальной психологии и коррекционной педагогики. Их краткая характеристика.

5. Дидактические принципы коррекционной педагогики.

6. Единство биологических и социальных факторов в развитии и поведении человека.

7. Развитие коррекционной педагогики в отечественной и зарубежной педагогической науке.

8. Предмет специальная психология. Цели, содержание и задачи специаль-ной психологии.

9. Сущность понятия «коррекционный процесс». Его место в учебно-воспитательном процессе семьи и школы.

10. Закономерности дизонтогенеза. Зона ближайшего и актуального развития (Л.С.Выготский).

11. Основные категории детей с ОВЗ (по Лебединскому)

12. Характеристики первичного и вторичного дефекта.

13. Различия ЗПР и умственной отсталости

14. Комбинированные нарушения, их причины.

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
15. Виды и характеристика девиантного поведения.

16. Психолого-педагогическая характеристика подростков с  девиантным поведением.

17. Коррекционно-педагогическая деятельность семьи и школы по воспита-нию детей с девиантным поведением.

18. Формы коррекционной работы с агрессивными детьми

19. Формы и приемы коррекционной работы с тревожными детьми.

20. Формы и приемы коррекции делинквентности.

21. Характерологические личностные реакции подростков.

22. Профилактика  недостатков личностного развития детей.

23. Диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей.

24. Влияние среды на учебу и поведение трудного школьника. Методы и приемы коррекционной среды и жизнедеятельности.

25. Виды и формы сотрудничества семьи и школы в коррекционном процессе.

26. Педагогическая поддержка как форма коррекционной деятельности по воспитанию и обучению трудного ученика.

27. Роль личности родителей и учителя в коррекционном процессе.

28. Характеристика средств диагностики в коррекционной педагогике.

29. Формы, приемы и средства коррекции трудного ребенка в семье.

30. Коррекционные инструментарии в деятельности учителя по обучению и воспитанию детей с задержкой умственного и физического развития.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных сообщений

1. Проблема депривации в специальной психологии.

2. Эволюция взглядов Л. С. Выготского на отклоняющееся развитие ребенка.

3. Общие и специфические закономерности развития проблемных детей.

4. Дети группы риска.

5. Психология семейного воспитания детей с проблемами в развитии.

6. Причины отклонений в развитии и факторы, их опосредующие.

7. Соотношение биологического и социального в дизонтогенезе.

8. Проблема нормы и патологии в специальной психологии.

9. Психомоторное развитие детей в условиях дизонтогенеза.

10. Речевое развитие слабослышащих детей.

11. Речь и ее развитие у глухих детей.

12. Особенности формирования коммуникативной деятельности детей с отклонениями в развитии.

13. Психология делинквентного поведения.

14. Проблемы социализации детей с нарушениями в развитии.

15. Проблема реабилитации в специальной психологии.

16. Нарушения в психическом развитии и компенсаторные механизмы.

17. Положение инвалида в современном обществе.

18. Творческие возможности лиц с проблемами в психичес¬ком развитии.

19. Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями.

20. Проблема самосознания в специальной психологии.

21. Формирование личности в условиях нарушенного развития.

22. Предметное содержание современной специальной психологии.

23. Специальная педагогика в структуре современного человекознания.

24. История становления специальной психологии в России и за рубежом.

25. Формирование деятельности у детей с проблемами в развитии.

26. Проблема социальной перцепции в специальной психологии.

27. Причины и формы школьной неуспеваемости.

28. Особенности формирования учебной деятельности детей с нарушениями в развитии.

29. Психологическая характеристика детей с синдромом раннего детского аутизма.

30. Дети и подростки с нарушениями в формировании эмоционально-волевой сферы.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Глухов, В. П.
Специальная педагогика и специальная психология : учебник для прикладного бакалавриата // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL https://biblio-online.ru/book/specialnaya- pedagogika-i-specialnaya-psihologiya-433327
М. : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Михальчи Е.В.
Инклюзивное образование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. – URL: https://urait.ru/bcode/441176
М: Юрайт, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вебинар «Особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Практикум на основе «Рабочих тетрадей». -  URL: https://yandex.ru/video

 
Э2
Видеолекция «Технология дифференцированного обучения в условиях реализации ФГОС» https://infourok.ru/webinar/14.html

 
Э3
Вебинар: «Специальная (коррекционная) педагогика и инклюзивное образование». - URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=14003822927610931677&text=вебинар%20по%20коррекционной%20педагогике&noreask=1&path=
 
Э4
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL: http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL: https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая 

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающегося на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению обучающихся анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся  времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация  и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося  и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся  по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

зачет является промежуточным этапом изучения дисциплины (модуля) и имеет целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения зачета (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

Во время зачета обучающиеся могут пользоваться учебными программами,  а также, с разрешения экзаменатора, школьными учебниками и другими пособиями.

Подготовку к зачету целесообразно начать с планирования и подбора литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к зачету, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на  вопросы, выносимые на зачет. При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить  примерами, а также сослаться на необходимые источники литературы. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения промежуточной аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей; предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

Обучающихся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.