2022-2023_z44_03_01 НО 2241_ 2244_plx_Методы исследовательской и проектной деятельности_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы исследовательской и проектной деятельности
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
94
аудиторные занятия
10
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
10
10
10
10
Кoнтактная рабoта
10
10
10
10
Сам. работа
94
94
94
94
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.псх.н., доцент, доцент, Захарова И. М. _________________
 
 
Методы исследовательской и проектной деятельности
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: дать знания и умения методологии организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся;
1.2
Задачи освоения:
1.3
Научить определять теоретические основы дифференциации данных видов деятельности в начальной школе;
1.4
Сформировать методические навыки организации основ проектной и исследовательской работы у малдших школьников;
1.5
Научить определять направления организации совместной проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.1.2
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.3
Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение
2.1.4
Технологии цифрового образования
2.1.5
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.1: Выбирает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, для решения задач профессиональной деятельности
 
 
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
 
УК-2.3: Использует инструменты и техники цифрового моделирования для реализации образовательных процессов
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.2: Применяет логические формы и процедуры, способен к рефлексии по поводу собственной и чужой мыслительной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
основы организации урочной и внеурочной деятельности в соотвествии с ФГОС НОО
3.1.2
основы применения методов организации проектной и исследовательской деятельности
3.1.3
основы организации совместной и самостоятельной работы обучающихся
3.1.4
методологию деятельностного подхода относительно возрастных и личнотсных  ососбенностей младших школьников
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять поиск и критический анализ необходимой информации для достижения задач проекта
3.2.2
опираясь на критерии и принципы организации деятельности, представить разные варианты организации исследования и школьных проектов
3.2.3
определить систему работы учителя начальных классов по организации учебного исследования
3.2.4
определять ососбенности совместной и самостоятельной учебной деятельности в зависимости от конретных условий реализации целей и задач образовательной программы
3.2.5
определять критерии результативности образовательной деятельности в зависимости от целей развития
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками анализа различных способов решения задач в рамках реализации проекта
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.3.2
навыками планирования учебных проектов и исследований в начальной школе
3.3.3
навыками планирования сомостоятельной учебной деятельности в зависимости от типа обрапзовательной программы
3.3.4
навыками анализа результативности образовательной деятельности в зависимости от условий ее реализации
3.3.5
навыками применения современных информационных технологий и программных средств для решения профессиональных задач
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Планирование и проведение учебного исследования и организации проектной деятельности в начальной школе

 
1.1
Основы исследовательской и проектной деятельности в начальной школе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
1.2
Сравнительная характеристика разных видов деятельности в зависимости от целей образования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
1.3
Виды проектов и их реализация в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
1.4
Планирование исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
1.5
Планирование проектной деятельности обучающихся в начальной школе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

10
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
1.6
Паспорт проекта  (виды, структурные компоненты) /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

6
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
1.7
Методы и приемы организации учебного исследования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

8
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
 
Раздел 2. Методы и технологии организации исследовательской и проектной деятельности

 
2.1
Теоретические основы организации проектной и исследовательской деятельности в начальной школе /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
2.2
Сравнительная характеристика разных методов, приемов и педагогических технологий /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
2.3
Планирование и реализация проектной деятельности обучающихся с использованием информационных технологий обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
2.4
Планирование и реализация учебного исследования  с использованием информационных технологий обучения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

10
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
 
Раздел 3. Проектирование исследовательской и проектной деятельности в практике образования

 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.1
Основы педагогического проектирования /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

2
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
3.2
Учебное исследование в предметных областях НОО /Ср/

6
4
0
 
3.3
Критерии и принципы проектирования в зависимости от контекста педагогических условий достижения цели (практические занятия с проектированием продуктов деятельности обучающихся в предметных областях)  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
3.4
Разработка проектов в учебном процессе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

6
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
3.5
Разработка проектов во внеурочное время /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

6
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
3.6
Проектирование системы работы учителя начальных классов в аспекте организации учебно-исследовательской деятельнсоти /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
3.7
Проектирование системы работы воспитатля До в аспекте организации исследоватеской и проектной деятельности совместно с родителями /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

6
ОПК-9.1 УК-2.3 УК-1.2
4
0
 
3.8
/Зачёт/

4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Контрольные вопросы и задания

1.Понятие о методологии исследовательской и проектной деятельности.

2.Методологические принципы организации учебного исследования.

3.Общенаучный уровень методологии: примеры концепций и теорий.

4.Общепедагогический уровень методологии: примеры концепций и теорий.

5.Конкретно-педагогический уровень методологии: примеры концепций и теорий.

6.Структура учебного исследования и проектной работы.

7.Общая характеристика нормативного процесса организации учебного исследования в начальной школе.

8.Выбор объекта и предмета в конкретной предметной области учебного исследования.

9.Особенности процесса постановки цели и задач исследования, формулировки предположений, выдвигаемых для решения заявленной в учебном исследовании проблемы эмпирическими методами.

10.Технология планирования и проведения учебного исследования  в начальной школе.

11.Соотнесение полученных результатов с исходными целями, задачами и гипотезами работы.

12.Требования, предъявляемые к оформлению результатов исследования.

13.Принципы организации исследовательской деятельности в образовательной организации (сравненительная характеристика)

14.Основы взаимодействия с родителями в НОО и ДО в аспекте организации совместной проектной деятельности обучающихся

15 Проектирование плана учебно-исследовательской деятельности обучающихся

16. Виды учебных проектов, их структура и особенности реализации

17. Проектирование исследовательской деятельности в малой группе

18.Особенности организации учебного исследования на уроке и вовнеурочной деятельности

19.Признаки проекта и отличительные хараетристики учебного исследования

20. Разработайте паспорт проекта по одной из тем, актуальной для бразовательной организации

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика рефератов:

1.Организация проектной деятельности в начальной школе

2.Организация проектной деятельности в ДОО

3 Структура и этапы выполнения проекта

4.Принципы и содержание учебно-исследовательской деятельности обучающихся

5.Специфика проектной и исследовательской деятельности в ДОО

 
стр. 6
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
6.Специфика проектной и исследователькой деятельности в НОО

7.Взаимодействие с родителями обучающихся в аспекте реализации проектов

8.Развитие способностей обучающихся в проектной деятельности

9. формирование метапредметных умений обучающихся в учебно-исследовательской деятельности

10.Совместная деятельность и принципы ее организации в аспекте реализации требований ФГОС НОО и ФГОС ДО

 
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение ФОС к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Белошистая, А. В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах: развитие логического мышления младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. В. Белошистая, В. В. Левитес. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11554-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445607 
 
Л1.2
Гельфман, Э. Г. Психодидактика школьного учебника : учебное пособие для вузов / Э. Г. Гельфман, М. А. Холодная. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 328 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-06481-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. 
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Крулехт М. В.
Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Крулехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — 195 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05461-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/metodologiya-i-metody-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy-praktikum-441148 : учебное пособие
Москва, Юрайт, 2019
 
Л2.2
Крулехт, М. В.
Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Крулехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — 195 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05461-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/metodologiya-i-metody-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy-praktikum-441148 : Учебное пособие
Москва, Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Петряков, П. А. 
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: Учебное пособие для академического бакалавриата / П. А. Петряков, М. Е. Шувалова.Москва: Изд-во Юрайт, 2019. —197 с. 2-е изд., испр. и доп. URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/437688
Москва : Издательство Юрайт, , 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Организация проектной и исследовательской деятельности в условиях введения  нового образовательного стандарта Ht;bv ljcnegf^  https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-i-issledovatelskoy- deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-usloviyah-vvedeniya-novogo-obrazovatelnogo-standarta
 
Э2
Инфоурок. Режим доступа: https://infourok.ru/organizaciya-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-metodicheskaya-razrabotka-2530466.html
 
стр. 7
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-215 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические рекомендации по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины Дисциплина позволит систематизировать знания будущих бакалавров по организации проектной и исследовательской деятельности в начальных классах, даст представления об основных формах, методах и направлениях педагогической работы с различными категориями детей на современном этапе развития общества. Студентам необходимо самостоятельно овладевать новым материалом, формировать навыки самостоятельного умственного труда, профессиональные умения, развивать самостоятельность мышления, формировать волевые черты характера, способность к самоорганизации.

Студентам рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:

– изучение конспекта лекции в тот же день после лекции – 10 – 15 минут;

– повторение материала по теме лекции за день перед следующей лекцией – 10 – 15 минут;

– изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю;

– подготовка к практическому занятию – 1,5 часа.

Тогда общие затраты времени на освоение дисциплины студентами составят около 3 часа в неделю.

Описание последовательности действий студента При изучении дисциплины следует внимательно слушать и конспектировать материал, излагаемый на аудиторных занятиях. Для его понимания и качественного усвоения рекомендуется следующая последовательность действий:

1. После окончания учебных занятий для закрепления материала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня, разобрать рассмотренные примеры (подобрать примеры из литературы или практики в школе)(10 – 15 минут).

2. При подготовке к лекции следующего дня повторить текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть следующая тема (10 – 15 минут).

3. В течение недели выбрать время для работы с литературой в библиотеке и для решения задач (по 1 часу).

4. При подготовке к практическим занятиям повторить основные понятия по теме домашнего задания, изучить примеры. Решая упражнение или задачу, – предварительно понять, какой теоретический материал нужно использовать. Наметить план решения, попробовать на его основе решить 1 – 2 практические задачи.

2. Методические рекомендации по подготовке к практическому (семинарскому) занятию

Практическое занятие является диалоговой формой учебного занятия. Студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения. На семинарах студенты закрепляют знания, полученные из лекций или из книг, в процессе их обсуждения.

Педагогические задачи, решаемые при проведении практических (семинарских) занятий:

- расширение и углубление знаний;

 
стр. 8
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
- развитие умений самостоятельной работы;

- стимулирование интеллектуальной деятельности.

Чтение студентами учебных пособий и первоисточников представляют важную учебную задачу.

Вопросы к каждому семинару конкретизированы и стимулируют целенаправленную поисковую и интеллектуальную активность студента. Проведение практических занятий возможно по двум вариантам:

1. Проведение семинарского занятия репродуктивного типа. Здесь формулируются основные вопросы занятия, студентам дается возможность устно раскрыть их содержание. После выслушивания ответа другим студентам предоставляется возможность дополнить, прокомментировать ответ, высказать собственное мнение. Студентам нужно придерживаться следующего:

- соблюдать временной регламент;

- выражать собственное мнение;

- активизировать других участников занятия;

- при ответах речь должна быть свободной;

- делать выводы по рассмотренному вопросу.

2. Проведение семинара творческого типа. Здесь предлагаются задания, активизирующие мыслительную активность студентов, предлагаются различные ситуации на активность и взаимодействие студентов.

Студенты должны уметь отвечать на вопросы следующих типов:

- чем отличаются…

- что общего между…

- какие механизмы (факторы, причины, методы)…

- выделите достоинства и недостатки…

3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:

- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;

- освоение умений использования знаний для решения прикладных задач;

- усвоение умений и навыков практической работы;

- развитие умений самопознания и саморазвития.

Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:

- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;

- формулирование резюме по прочитанному материалу;

- составление кластера с текстовыми пояснениями;

- составление краткого конспекта текста.

Самостоятельная работа студентов (СРС) является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.

Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Для активного владения знаниями в процессе аудиторной работы необходимо, по крайней мере, понимание учебного материала, а наиболее оптимально творческое его восприятие. Реально сильна тенденция на запоминание изучаемого материала с элементами понимания. Знания студентов, не закрепленные связями, имеют плохую сохраняемость.

В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов. Первый – это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого пути требует от преподавателя разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки. Второй – повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время. Повышение активности студентов при работе во внеаудиторное время связано с рядом трудностей. В первую очередь это неготовность к нему как большинства студентов, так и преподавателей, причем и в профессиональном и в психологическом аспектах. Кроме того, существующее информационное обеспечение учебного процесса недостаточно для эффективной организации самостоятельной работы.

Виды внеаудиторной СРС:

– подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы;

– выполнение домашних заданий творческого (проектного или исследовательского) характера;

– выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы;

– подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели 

 
стр. 9
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели.