(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова И. М.
ции
Э1
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1
Э1 Э2
Э1
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Э1 Э2
Примерные контрольные вопросы и задания для экзамена:
Вопросы:
1.Общая характеристика регуляторных УУД и роль педагога в их развитии у школьников
2.Общая характеристика познавательных УУД и роль педагога в их развитии у школьников
3.Общая характеристика личностных УУД и роль педагога в их развитии у школьников
4.Общая характеристика коммуникативных УУД и роль педагога в их развитии у школьников
5.Влияние учебного сотрудничества на формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
6.Исследование коопераций социальных взаимодействий в школе Ж. Пиаже.
7.Теоретические основы учебного сотрудничества в концепции Л. С. Выготского.
8.Система психолого-педагогической работы психолога с родителями в аспекте развития у школьников УУД.
Примерные практические задания:
Контрольные задания:
Задание 1:
Сравните и определите, какие ошибки допущены педагогом в оценке деятельности школьников на уроке: «Ваня, посмотри, какой ты неаккуратный, недисциплинированный - буквы «пляшут», все перечеркнуто! Вот твой сосед выполнил задание очень аккуратно» и, другое высказывание учителя: «Ваня, посмотри на выполненное задание – буквы написаны не аккуратно, многие перечеркнуты, вчера у тебя получалось намного лучше!».
Задание 2:
Докажите, что учебная деятельность является ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения.
Задание 3:
Вставьте пропущенные слова
a.По Д.Б.Эльконину учебная деятельность – это особая деятельность школьника, сознательно направляемая им на осуществление целей обучения, воспринимаемых учеником ………... Главным результатом этой деятельности является ………………………….
b.Структуру учебной деятельности составляют …………………
c.Мотивация учения - система …………, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности ……..
d.Учебная задача направлена на освоение ………. при решении целого ряда (типа, класса) конкретных задач. Например,………..
e.Учебные действия - те действия, с помощью которых осваивается ………. Выделяют действия …………….
f.Действия контроля - это...............
g. Действия оценки - это..................
Задание 4:
Разработайте КИМ для оценки метапредметных результатов (познавательных; регуляторных; коммуникативных).
Примерная тематика рефератов:
1. Мониторинг образовательных результатов в начальной школе.
2. Актуальность новых образовательных стандартов. Эволюция стандартов в российском образовании.
3. Базовые документы ФГОС НОО. Структура ФГОС НОО. Преемственность стандартов начального общего и основного
4. Профессиональный стандарт педагога.
5. Мониторинг личностных УУД в начальной школе.
6. Мониторинг регуляторных УУД в начальной школе.
7. Мониторинг коммуникативных УУД в начальной школе.
8. Мониторинг познавательных УУД в начальной школе
9. Система оценки планируемых результатов освоения в аспекте реализации ФГОС НОО.
10. Урок в свете требований системно-деятельностного подхода.
11. Анализ урока с позиции требований системно-деятельностного подхода.
12. Проектирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода.
Лекционный курс предполагает систематизированное изложение основных вопросов учебного плана.
На первой лекции лектор обязан предупредить студентов, применительно к какому базовому учебнику (учебникам, учебным пособиям) будет прочитан курс.
Лекционный курс должен давать наибольший объем информации и обеспечивать более глубокое понимание учебных вопросов при значительно меньшей затрате времени, чем это требуется большинству студентов на самостоятельное изучение материала.
1.Учесть при проведении лекции связь теоретического материала с требованиями ФГОС (системно-деятельностный принцип; индивидуальная траектория развития учащихся; достижение метапредметных результатов).
2. Учесть профиль подготовки бакалавров, так как курс разработан для 2-х профильного бак-та.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше.
Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания для студентов при подготвоке к выполнению самостоятельной работы:
Самостоятельная работа студентов – это процесс активного, целенаправленного приобретения студентом новых знаний,
Формы и методы самостоятельной работы студентов:
1) конспектирование и аннотирование литературы;
2) подготовка и выступление докладом;
3) работа над понятийным аппаратом (составление понятийного словаря по теме;
4) самостоятельное изучение тем; 6) подготовка к семинарским занятиям;
5) подготовка презентаций;
6) проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий.
Тема 2. Актуальные проблемы дидактики с позиции введения ФГОС НОО :
Практическое занятие по теме 2.1. Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности (2 часа)
План:
1. Общая характеристика универсальных учебных действий (УУД).
2. Критерии и показатели сформированности универсальных учебных действий.
Основные понятия: компетентность, универсальные учебные действия, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД,
личностные УУД, метапредметные результаты, личностные результаты.
Задание на СРС: Разработать типовые задания для формирования и оценки сформированности конкретных УУД: познакомившись с содержанием УУД и возможными видами типовых заданий, представленных в ФОС по дисциплине
1.В чем состоит необходимость изменения целей современного образования?
2.Назовите и обоснуйте основные трудности развития личностных УУД младших школьников.
3.На конкретных примерах покажите особенности регуляторных УУД школьника. Подкрепите свои наблюдения
4.Опишите важнейшие эффекты учебного сотрудничества.
5.Каких образовательных результатов, обозначенных во ФГОС, позволяет достичь организация учебного сотрудничества?
6.Учителя обычно говорят, что если ученик не хочет учиться, то его невозможно научить. Согласны ли вы с этим? Какой выход из создавшегося положения можно использовать (определите систему работы школьного психолога по данной проблеме)?
7.Из каких действий состоит умение младшего школьника учиться (в зависимости от возраста)?
8.Составьте примерный перечень заданий, направленных на коррекцию дефектов саморегуляции учебной деятельности школьников в функциональных звеньях «цель», «субъективная модель значимых условий деятельности», «программа исполнительских действий», «оценка результатов деятельности».
9.Разработайте план психопрофилактической беседы с педагогом, работающим с неуспевающим школьником, на тему: «Психологические особенности саморегуляции учебной деятельности неуспевающего школьника».
Для практических занятий предлагается примерная схема работы:
Технологическая карта изучения темы (название темы)
Тема
Цель темы
Основное содержание темы,
термины и понятия
Планируемый результат
Предметные умения, УУД Личностные УУД:
Познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
1этап. Мотивация к деятельности
Цель Проблемная ситуация
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Последовательность изучения Диагностическое задание
Цель
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель – Репродуктивное задание
Импровизационное задание
Эвристическое задание
Самоорганизация в деятельности
VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.
Формы контроля; контрольное задание; Оценка результатов деятельности; самооценка; Оценка присутствующего
Если сложно или непривычно проектировать тему, то можно ограничиться проектированием одного урока. В данную структуру могут быть внесены дополнения.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с инвалидностью процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.