2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
экзамен 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
9
самостоятельная работа
85
аудиторные занятия
14
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
10
10
10
10
Итого ауд.
14
14
14
14
Кoнтактная рабoта
14
14
14
14
Сам. работа
85
85
85
85
Часы на контроль
9
9
9
9
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд. пед. наук, доц., Хакимова Г.А. _________________
 
 
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Формирование профессиональных компетенций в области диагностики психофизического развития лиц с ОВЗ
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование социально-ориентированного подхода к будущей профессиональной деятельности, практических навыков своевременного выявления нарушений развития у детей; навыков психологического и педагогического изучения детей с учетом имеющихся нарушений;
1.4
формирование теоретико–методологических основ психодиагностического процесса и современных подходов к организации и методическому обеспечению изучения детей с отклонениями в развитии;
1.5
овладение умениями применения  основных психодиагностических методик и путей анализа и системы отбора детей в специальные образовательные учреждения и спецификой диагностической работы в инклюзивном (интегрированном) образовании;
1.6
обеспечение готовности к профессиональной деятельности как в условиях специального (коррекционного) образования, так и в условиях инклюзивного (интегрированного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Клиническая психология детей и подростков
2.1.2
Конфликтология
2.1.3
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
2.1.4
Курсовая работа по психолого-педагогическому модулю
2.1.5
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
2.1.6
Основы дефектологии (с практикумом)
2.1.7
Производственная педагогическая  практика
2.1.8
Психодиагностика (с практикумом)
2.1.9
Психология семьи
2.1.10
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.1.11
Технологии работы с различными категориями детей
2.1.12
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.13
Гендерная психология и педагогика
2.1.14
Педагогическая психология
2.1.15
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.1.16
Психология воспитания
2.1.17
Психология развития и возрастная психология
2.1.18
Социальная психология
2.1.19
Анатомия и возрастная физиология
2.1.20
Ациклические виды спорта
2.1.21
Безопасность жизнедеятельности
2.1.22
Введение в профессию
2.1.23
Информационные и коммуникационные технологии
2.1.24
Общие основы педагогики
2.1.25
Психологическая служба в образовании
2.1.26
Психолого-педагогический практикум
2.1.27
Современные теории обучения и воспитания
2.1.28
Технологии здоровьесбережения в образовании
2.1.29
Учебная ознакомительная практика
2.1.30
Физическая культура и спорт
2.1.31
Циклические виды спорта
2.1.32
Ациклические виды спорта
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.2.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.3
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
 
ОПК-3.2: Соотносит виды адресной помощи с индивидуальными образовательными потребностями обучающихся
 
ОПК-3.5: Демонстрирует приемы организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с возрастными нормами их развития
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Обосновывает применение конкретных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.4: Демонстрирует умения проводить по известному алгоритму психологические занятия и тренинги с использованием современных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.2: Демонстрирует умения вступать в контакт и развивать конструктивные отношения с разными субъектами образовательных отношений, разрешать конфликты и противоречия в работе по оказанию психологической помощи обучающимся, критически оценивать обратную связь от субъектов образовательных отношений
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
теоретико-методологические основы психодиагностического процесса;
3.1.2
современные подходы к организации и методическому обеспечению изучения детей и взрослых;
3.1.3
основные психодиагностические методики  
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выбирать методы диагностики в зависимости от психического развития ребенка;
3.2.2
адаптировать методики к возрастным особенностям испытуемого;
3.2.3
проводить количественный и качественный анализ результатов психолого-педагогической исследования с целью включения полученных данных в общую картину развития ребенка;
3.2.4
на основании диагностики определять пути коррекционной работы;
3.2.5
проводить консультирование родителей и педагогов по коррекционно-воспитательной работе с детьми
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения диагностических методик в работе с лицами, имеющими ОВЗ;
3.3.2
способами интерпретации и анализа данных диагностической работы;
3.3.3
навыками взаимодействия с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ, развития конструктивных отношений  с разными субъектами образовательных отношений, разрешения конфликтов и противоречий в работе по оказанию психологической помощи обучающимся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методологические принципы психолого-педагогической диагностики лиц с ОВЗ

 
1.1
Этико-деонтологичсеские вопросы диагностики детей с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.2
История развития психолого-педагогических методов диагностики в специальной отечественной и зарубежной психологии  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
1.3
Развитие психолого-педагогических методов в России и за рубежем /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
1.4
Взгляды Л.С Выготского, А.Р Лурия, В.И Лубовского на проблему изучения отклоняющегося развития. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
1.5
Методологические принципы и задачи психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
1.6
Комплексный подход к изучению детей с нарушениями развития  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
1.7
Логопедическое обследование в системе комплексного изучения детей с ОВЗ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
1.8
Медицинский анамнез и его основные структурные компоненты. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
1.9
Характеристика методов изучения детей с нарушениями развитии  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
1.10
Методы психологического изучения детей  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
 
Раздел 2. Особенности психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах

 
2.1
Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
2.2
Обзор диагностических шкал для детей первого года жизни /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
2.3
Психолого-педагогическое изучение детей раннего возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
2.4
Определение специфических образовательных потребностей ребенка раннего возраста и путей коррекционного воздействия.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
2.5
Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного возраста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
2.6
Обзор эксперементальных методик для детей дошеольного возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
2.7
Психолого-педагогическое изучение детей школьного возраста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
2.8
Особенности развития детей школьного возраста в норме и патологии /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
2.9
Обзор актуальных методик для детей младшего и старшего школьного возраста /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
 
Раздел 3. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с различными видами нарушенного развития. 

 
3.1
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями зрения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

1
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.2
Особенности дифицитарного развития детей с нарущением зрения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.3
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями слуха  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.4
Особенности дифицитарного развития детей с нраушением слуха /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.5
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.6
Особенности дифицитарного развития детей с нраушением с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
3.7
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями интеллекта  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.8
Психолого-педагогическое изучение детей и подростков с нарушениями эмоционально-волевой сферы  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.9
Этиология, патогенез и клиническая картина детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.10
Психолого-медико-педагогические консилиумы в образовательных учреждениях и психолого-медико-педагогические комиссии и консультации.

/Лек/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

3
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.11
Дифференциальная диагностика и её значение в системе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условия специальных образовательных учреждения и в условиях инклюзивного образования

Вопросы для обсуждения.

/Пр/

Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.12
Практика применения диагностичесских методик исследования когнитивной и эмоциональной сферы  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
3.13
Самостоятельное обследование познавательной и эмоцтональной сферы детей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
 
Раздел 4. Практика применения методов обследования детей с ОВЗ

 
4.1
Практика применения методик для диагностики интеллекта /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
4.2
Практика применения экспериментально-психологических методик для исследования внимания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
4.3
Практика применения экспериментально-психологических методик для исследования памяти /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
4.4
Практика применения экспериментально-психологических методик для исследования мышления /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
4.5
Изучение методдов диагностики темперамента и способностей /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

8
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
4.6
/Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

9
ОПК-3.2 ОПК-3.5 ОПК-6.1 ОПК-6.4 ОПК-7.2
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к экзамену

1.Развитие психолого-педагогических исследований за рубежом.

2.Развитие психолого-педагогических исследований в России.

3.Современные представления об отклонениях в развитии у детей.

4.Цель, задачи ППД.

5.Теоретико – методологическая основа ППД нарушений развития.

6.Виды диагностики (скрининг – диагностика, углублённая психолого – педагогическая, дифференциальная диагностика).

7.Принципы ППД.

8.История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.

9.Роль ППД на разных этапах развития ребенка.

10.Методы ППД.

11.Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ребенка с нарушением развития.

12.Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.

13.Естественный психолого – педагогический эксперимент.

14.Метод эксперимента. Экспериментально – психологические методики.

15.Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.

16.Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями в развитии.

17.Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений развития.

18.Психолого – педагогическое изучение умственно отсталых дошкольников.

19.Психолого – педагогическое изучение умственно отсталых школьников.

20.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с ЗПР.

21.Психолого – педагогическое изучение младших школьников с ЗПР.

22.Психолого – педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

23.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата.

24.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения.

25.Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением зрения.

26.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.

27.Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением речи.

28.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.

29.Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением речи.

30.Психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями в развитии.

31.Психолого – педагогический консилиум. Состав, задачи, организация и содержание работы..

32.Дифференциальная диагностика определение, цель и задачи.

33.Сходные состояния. Дифференциально – диагностические критерии разграничения сходных состояний.

34.Основные критерии разграничения умственно отсталых детей и сходных состояний.

35.Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии.

36.Методика изучения детско-родительских отношений.

37.Консультативно-диагностическая работа в ПМПК.

38.Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК.

39.Методы экспериментально-психологического исследования в ПМПК.

40.Особенности проведения  психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

41.Мероприятия по реализации психолого-педагогического сопровождения.

42.Модели психологического развития.

43.Взаимодействие в образовательной системе. Общая характеристика взаимодействия.

44.Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

45.Организация психолого-педагогического сопровождения больных детей.

46.Организация психолого-педагогического сопровождения детей из  неблагополучных  семей.

47.Классификация проблем школьников,  находящихся в зоне  или группе риска.

48.Социально-педагогические признаки детей с проблемами в обучении.

49.Логика психолого-педагогического cопровождения детей с проблемами в обучении.

50.Развитие способностей детей младшего  школьного  возраста и подростков.

51.Развитие мотивации уверенного поведения у детей с проблемами в обучении.  

52. Развитие логического мышления и самооценки.

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
53.Фрмирование способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.  

54. Формирование умению учиться, овладению способами развития универсальных учебных действий.

55.Формирование устойчивой мотивации познания у обучающихся.

56.Организация индивидуальных коррекционных и развивающих  занятий для школьников с проблемами  в обучении

57.Организация  групповых коррекционных и развивающих  занятий для школьников с проблемами  в обучении.

58.Первичный мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

59.Развитие универсальных учебных действий, формирование потребности  в  новом знании. Формирование устойчивой мотивации познания у обучающихся.

60.Индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь детям  с трудностями в обучении с учетом их  особенностей психофизического  развития и  индивидуальных особенностей.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

тематика письменных сообщений

1.История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.

2.Роль психолого-педагогической  диагностики на разных этапах развития ребенка.

3.Роль педагогического наблюдения для изучения детей с интеллектуальными нарушениями.

4.Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.

5.Значение рисуночных тестов для психодиагностики детей с интеллектуальными нарушениями.

6.Особенности использования компьютерных программ при проведении психолого-педагогической диагностики.

7.Интервью как психолдиагностический метод.

8.Особенности применения психофизиологических методов.

9.Диагностика интеллектуального развития ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

10.Диагностика личностного развития лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

11.Проективные методики диагностики личности с ОВЗ.

12.Диагностика межличностных отношений лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

13.Диагностика детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ.

14.Методы диагностики психических состояний лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).

15.Профессиональная и личностная рефлексия консультанта.  

16.Особенности консультирования родителей дошкольника с ОВЗ (нарушение на выбор студента).

17.Особенности консультирования педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ (нарушение на выбор студента).

18.Диагностика готовности к школьному обучению (нарушение на выбор студента).

19.Особенности нейропсихолоической диагностики у детей с ОВЗ.

20.Этические нормы работы психодиагноста с лицами с ОВЗ

21. Диагностика и коррекция развития школьных навыков у детей с ООП.

22. Модели организации психологическойпомощи детям с хроническими соматическими

заболеваниями.

23. Модели организации психологической помощи детям с расстройствами питания.

24. Направления психологической помощи детям и подростками с психическим

инфантилизмом.

25. Современные технологии воспитания детей с расстройствами аутистического спектра

26. Современные технологии обучения детей с расстройствами аутистическогоьспектра.

27. Цели, задачи и технологии психологической коррекции познавательных процессов

у детей с ДЦП.

28. Разработка коррекционной программы для ребенка с ЗПР младшего школьного возраста

29. Условия конструирования образовательного процесса для детей с церебрастеническим

синдромом отдаленных последствий поврежденного развити

30. Современные подходы к организации и методам психологической помощи детям с ООП

в зарубежной психологии.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Речицкая, Е. Г.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями слуха) : учебное пособие для бакалавриата и специалитета / Е. Г. Речицкая, Т. К. Гущина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-07371-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/442078 (дата обращения: 12.08.2019).: учебное пособие для бакалавриата и специалитета /
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
стр. 10
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Сухонина Н.С. 
Сухонина Н.С. Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья методами арт-терапии [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сухонина Н.С., Ушакова В.Р.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2020.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87588.html.— ЭБС «IPRbooks»: учебное пособие
Саратов: Вузовское образование, 2020, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Рогов, Е. И.
Рогов, Е. И. Практикум школьного психолога : практ. пособие / Е. И. Рогов. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 435 с. — (Серия : Профессиональная практика). — ISBN 978-5-534-00817-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/452832 : Практическое пособие
Юрайт, 2020
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Психолого-педагогическое сопровождение личности в образовании: союз науки и практики. URL:https://www.youtube.com/watch?v=pX2xxHbVklQ 
 
Э2
Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья. Психолого-педагогическая диагностика развития детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения www.iprbookshop.ru/32086.html.— ЭБС «IPRbooks»
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru

 
Э5
Вебинар. Психолого-педагогическое сопровождение. -URL: https://youtu.be/Q91qLEiqwKs
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-309 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 11
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
7.3
1-203 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

 
стр. 12
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, 

 
стр. 13
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.