Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
/Лек/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Вопросы для обсуждения.
/Пр/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Перечень вопросов к экзамену
1.Развитие психолого-педагогических исследований за рубежом.
2.Развитие психолого-педагогических исследований в России.
3.Современные представления об отклонениях в развитии у детей.
4.Цель, задачи ППД.
5.Теоретико – методологическая основа ППД нарушений развития.
6.Виды диагностики (скрининг – диагностика, углублённая психолого – педагогическая, дифференциальная диагностика).
7.Принципы ППД.
8.История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.
9.Роль ППД на разных этапах развития ребенка.
10.Методы ППД.
11.Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ребенка с нарушением развития.
12.Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения детей с проблемами в развитии.
13.Естественный психолого – педагогический эксперимент.
14.Метод эксперимента. Экспериментально – психологические методики.
15.Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.
16.Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями в развитии.
17.Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений развития.
18.Психолого – педагогическое изучение умственно отсталых дошкольников.
19.Психолого – педагогическое изучение умственно отсталых школьников.
20.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с ЗПР.
21.Психолого – педагогическое изучение младших школьников с ЗПР.
22.Психолого – педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.
23.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением опорно – двигательного аппарата.
24.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением зрения.
25.Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением зрения.
26.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.
27.Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением речи.
28.Психолого – педагогическое изучение дошкольников с нарушением слуха.
29.Психолого – педагогическое изучение школьников с нарушением речи.
30.Психолого-педагогическое изучение детей со сложными нарушениями в развитии.
31.Психолого – педагогический консилиум. Состав, задачи, организация и содержание работы..
32.Дифференциальная диагностика определение, цель и задачи.
33.Сходные состояния. Дифференциально – диагностические критерии разграничения сходных состояний.
34.Основные критерии разграничения умственно отсталых детей и сходных состояний.
35.Психологическое изучение семьи, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии.
36.Методика изучения детско-родительских отношений.
37.Консультативно-диагностическая работа в ПМПК.
38.Методы психолого-педагогического исследования детей в ПМПК.
39.Методы экспериментально-психологического исследования в ПМПК.
40.Особенности проведения психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
41.Мероприятия по реализации психолого-педагогического сопровождения.
42.Модели психологического развития.
43.Взаимодействие в образовательной системе. Общая характеристика взаимодействия.
44.Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
45.Организация психолого-педагогического сопровождения больных детей.
46.Организация психолого-педагогического сопровождения детей из неблагополучных семей.
47.Классификация проблем школьников, находящихся в зоне или группе риска.
48.Социально-педагогические признаки детей с проблемами в обучении.
49.Логика психолого-педагогического cопровождения детей с проблемами в обучении.
50.Развитие способностей детей младшего школьного возраста и подростков.
51.Развитие мотивации уверенного поведения у детей с проблемами в обучении.
52. Развитие логического мышления и самооценки.
54. Формирование умению учиться, овладению способами развития универсальных учебных действий.
55.Формирование устойчивой мотивации познания у обучающихся.
56.Организация индивидуальных коррекционных и развивающих занятий для школьников с проблемами в обучении
57.Организация групповых коррекционных и развивающих занятий для школьников с проблемами в обучении.
58.Первичный мониторинг возможностей и способностей обучающихся.
59.Развитие универсальных учебных действий, формирование потребности в новом знании. Формирование устойчивой мотивации познания у обучающихся.
60.Индивидуально-ориентированная психолого-педагогическая помощь детям с трудностями в обучении с учетом их особенностей психофизического развития и индивидуальных особенностей.
тематика письменных сообщений
1.История развития методов изучения детей с проблемами в развитии.
2.Роль психолого-педагогической диагностики на разных этапах развития ребенка.
3.Роль педагогического наблюдения для изучения детей с интеллектуальными нарушениями.
4.Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с проблемами в развитии.
5.Значение рисуночных тестов для психодиагностики детей с интеллектуальными нарушениями.
6.Особенности использования компьютерных программ при проведении психолого-педагогической диагностики.
7.Интервью как психолдиагностический метод.
8.Особенности применения психофизиологических методов.
9.Диагностика интеллектуального развития ребенка с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).
10.Диагностика личностного развития лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).
11.Проективные методики диагностики личности с ОВЗ.
12.Диагностика межличностных отношений лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).
13.Диагностика детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с ОВЗ.
14.Методы диагностики психических состояний лиц с ОВЗ (возраст и нарушение на выбор студента).
15.Профессиональная и личностная рефлексия консультанта.
16.Особенности консультирования родителей дошкольника с ОВЗ (нарушение на выбор студента).
17.Особенности консультирования педагогов, работающих с дошкольниками с ОВЗ (нарушение на выбор студента).
18.Диагностика готовности к школьному обучению (нарушение на выбор студента).
19.Особенности нейропсихолоической диагностики у детей с ОВЗ.
20.Этические нормы работы психодиагноста с лицами с ОВЗ
21. Диагностика и коррекция развития школьных навыков у детей с ООП.
22. Модели организации психологическойпомощи детям с хроническими соматическими
заболеваниями.
23. Модели организации психологической помощи детям с расстройствами питания.
24. Направления психологической помощи детям и подростками с психическим
инфантилизмом.
25. Современные технологии воспитания детей с расстройствами аутистического спектра
26. Современные технологии обучения детей с расстройствами аутистическогоьспектра.
27. Цели, задачи и технологии психологической коррекции познавательных процессов
у детей с ДЦП.
28. Разработка коррекционной программы для ребенка с ЗПР младшего школьного возраста
29. Условия конструирования образовательного процесса для детей с церебрастеническим
синдромом отдаленных последствий поврежденного развити
30. Современные подходы к организации и методам психологической помощи детям с ООП
в зарубежной психологии.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим студентом.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и студентов; при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом изучения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для студентов, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами,
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем студент должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.