2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Методы психолого-педагогического исследования_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методы психолого-педагогического исследования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 5
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
36
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

5 (3.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
36
36
36
36
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.психол.наук, доцент, Ахмеров Р.А.;к.пед.н., доц., Хаертдинова Р.М. _________________
 
 
Методы психолого-педагогического исследования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся компетенции в области педагогических технологий, а также практической готовности к осуществлению познавательной и профессиональной педагогической деятельности.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать представление об основах методологии психолого-педагогического исследования
1.4
обеспечить формирование у обучающихся  первоначальных умений и навыков осуществления учебно- познавательной и профессиональной педагогической деятельности с применением конкретных педагогических технологий
1.5
сформировать компетенции по интерпретации результатов исследования
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
История русского литературного языка
2.1.3
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.4
Общая психология
2.1.5
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.6
Основы общей педагогики и история образования, введение в педагогическую деятельность
2.1.7
Старославянский язык
2.1.8
Фольклор
2.1.9
Социальная психология
2.1.10
2.1.11
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Производственная педагогическая практика
2.2.2
Теория литературы
2.2.3
Философия
2.2.4
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.5
Курсовая работа по русскому языку
2.2.6
Курсовая работа по литературе
2.2.7
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.8
Функциональная грамматика русского языка
2.2.9
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защит
2.2.10
Современный литературный процесс
2.2.11
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.12
Современная зарубежная литература
2.2.13
Современная русская литература
2.2.14
2.2.15
Производственная педагогическая практика
2.2.16
Компетентностный подход в обучении русскому языку
2.2.17
Курсовая работа по русскому языку
2.2.18
Курсовая работа по литературе
2.2.19
Производственная  практика научно-исследовательская работа
2.2.20
Современная зарубежная литература
2.2.21
Современный литературный процесс
2.2.22
Современная русская литература
2.2.23
Педагогическая риторика
2.2.24
Функциональная грамматика русского языка
2.2.25
Литература русского зарубежья
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОК-1:      способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения 
 
Знать:
 
основные категории и понятия методологии психолого-педагогических исследований в аспекте формирования научного мировоззрения
 
характеристики критического мышления и критерии его применения для формирования научного мировоззрения
 
методологию науки в аспекте формирования научного мировоззрения
 
 
Уметь:
 
критически работать с литературой использовать понятийный аппарат методологии психолого-педагогических исследований для формирования научного мировоззрения
 
анализировать основные характеристики методов психолого-педагогического исследования в аспекте практического использования в профессиональной деятельности, опираясь на научное мировоззрение
 
научно обосновывать собственную позицию при анализе данных психолого-педагогического исследования, возникающих в учебно-воспитательном процессе, опираясь на научное мировоззрение
 
 
Владеть:
 
методами научного анализа теоретических источников по проведению психолого-педагогического исследования в аспекте формирования научного мировоззрения
 
способами анализа философских и социогуманитарных первоисточников по заданным критериям для формирования научного мировоззрения
 
навыками выбора метода познания с позиций научного мировоззрения для обоснования собственной позиции при анализе данных психолого-педагогического исследования, возникающих в учебно-воспитательном процессе
 
 
 
ОПК-3:      готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса 
 
Знать:
 
основы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
критерии оценки качества психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
основы проектирования системы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять преимущества и недостатки психолого-педагогических характеристик сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
оценивать качество психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса  по заданным параметрам 
 
проектировать систему психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса
 
навыками разработки программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе заданных характеристик и параметров образовательой среды
 
навыками разработки Программ психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса на основе мониторинга показателей образовательной среды
 
 
 
ПК-12: способностью руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
Знать:
 
формы и методы организации исследовательской деятельности обучающихся, некоторые особенности научной специфики предметной области  психологии и педагогики
 
основные этапы, цели и задачи организации учебно-исследовательской работы  в психологии и педагогике
 
содержание методической составляющей в организации исследовательской деятельности обучающихся с учётом их возрастных особенностей, уровня мотивации и образования в психологии и педагогике
 
 
Уметь:
 
определять перспективное направление и обосновывать отбор содержания исследовательской деятельности обучающихся  в психолого-педагогических исследованиях
 
выделять критерии оценки учебно-исследовательской деятельности обучающихся  в психологии и педагогике
 
планировать и организовывать учебно-исследовательскую деятельность обучающихся в психологии и педагогике
 
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Владеть:
 
навыками организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся в психологии и педагогике
 
навыками оценки исследовательской деятельности обучающихся  в психологии и педагогике по заданным критериям
 
профессиональным инструментарием формирования учебно-исследовательской деятельности обучающихся в психологии и педагогике
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
методологические основы психолого-педагогического исследования
3.1.2
теоретические основы психолого-педагогического исследования
3.1.3
методы и методики психолого-педагогического исследования
3.1.4
основы руководства  учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять основные этапы психолого-педагогического исследования
3.2.2
проводить и обрабатывать результаты методик
3.2.3
интерпретировать результаты психолого-педагогического исследования
3.2.4
определять перспективное направление  руководства  учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проведения психолого-педагогического исследования
3.3.2
навыками  обработки результатов исследования
3.3.3
навыками интерпретации результатов психолого-педагогического исследования
3.3.4
навыками руководства  учебно-исследовательской деятельностью обучающихся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Основы психолого-педагогических исследований.

 
1.1
Понятия методология, метод, методика, генеральная совокупность, выборка. Классификация методов психолого-педагогического исследования. Виды и этапы исследования. Этические принципы. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-12 ОК-1 ОПК-3
5
0
 
1.2
Понятия методология, метод, методика, генеральная совокупность, выборка. Классификация методов психолого-педагогического исследования. Виды и этапы исследования. Этические принципы. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-12 ОК-1 ОПК-3
5
0
 
1.3
Понятия методология, метод, методика, генеральная совокупность, выборка. Классификация методов психолого-педагогического исследования. Виды и этапы исследования. Этические принципы. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

12
ПК-12 ОК-1 ОПК-3
5
0
 
 
Раздел 2. Опросные методы и метод наблюдения.

 
2.1
Опросные методы и метод наблюдения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

6
ПК-12 ОК-1 ОПК-3
5
0
 
2.2
Беседа, интервью, анкета их виды. Теоретические основы, требования к проведению, обработке и интерпретации результатов исследования. Метод наблюдения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

4
ПК-12 ОК-1 ОПК-3
5
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.3
Беседа, интервью, анкета их виды. Теоретические основы, требования к проведению, обработке и интерпретации результатов исследования. Метод наблюдения. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-12 ОК-1 ОПК-3
5
0
 
 
Раздел 3. Методы диагностики познавательных процессов, личности и взаимоотношений в семье.

 
3.1
Методы диагностики познавательных процессов, личности и взаимоотношений в семье. /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

8
ПК-12 ОК-1 ОПК-3
5
0
 
3.2
Теоретические основы, требования к проведению, обработке и интерпретации результатов диагностики познавательных процессов, личности и взаимоотношений в семье. /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

10
ПК-12 ОК-1 ОПК-3
5
0
 
3.3
Методы диагностики познавательных процессов, личности и взаимоотношений в семье. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4

14
ПК-12 ОК-1 ОПК-3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Понятие методологии.

2. Соотношение понятий методология, метод, методика.

3. Научные принципы психологической и педагогической науки.

4. Уровни методологического знания.

5. Классификация методов исследования.

6. Методы социально-психологического исследования.

7. Понятия единичный факт, эмпирическое обобщение, закономерность, закон, теория, концепция, модель.

8. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).

9. Содержание теоретического, эмпирического и экспериментального исследования.

10. Этические принципы психолого-педагогического исследования.

11. Этапы психолого-педагогического исследования.

12. Метод беседы, виды, функции.

13. Структура беседы. Подготовка к беседе.

14. Начало, передача информации, аргументация, принятие решения.

15. Опровержение доводов собеседника,

16. Стратегии в ведении беседы.

17. Тактика уловок в беседе собеседника.

18. Метод анкеты, ее виды.

19. Требования к составлению анкеты, виды вопросов.

20. Требования к вопросам анкеты и порядку расположения вопросов.

21. Требования к оформлению страниц анкеты.

22. Метод наблюдения, виды и предметы наблюдения.

23. Этапы исследования методом наблюдения.

24. Преимущества и недостатки метода наблюдения.

25. Требования критериям наблюдения.

26. Личностные опросники, проективные методы, биографический метод.

27. Метод анализа продуктов деятельности.

28. Понятие эмпатии и методы ее диагностики (В.В.Бойко, И.М.Юсупов и др.).

29. Понятие суицида. Причины суицида. Методы диагностики риска суицидального поведения (Т.Н. Разуваевой и др.).

30. Понятия социализированности и социальной адаптированности. Методы диагностики (А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина, М.И. Рожкова и др.).

31. Понятие уровня притязаний и методы ее измерения (Ф.Хоппе, В.К.Гербачевского, Шварцландера, Н.Шмальта и др.).

32. Понятие одиночества, ее виды, причины и методы диагностики (Д. Рассела и М. Фергюсона, С.Г.Корчагиной и др.).

33. Понятие тревожности, ее причины и методы диагностики (Спилбергера-Ханина, Тейлора - Т. А. Немчинова).

34. Понятие школьной тревожности и методы ее диагностики (Филипса и др.).

35. Понятие депрессии, ее причины и методы диагностики (Бека, Гамильтона, Цунга  и др.).

36. Понятие агрессивности, ее причины и методы диагностики (Баса-Дарки, Л.Г.Почебут и др.).

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
37. Понятие акцентуации характера и методы ее диагностики (Шмишека, А.Личко).

38. Методы исследования взаимоотношений в семье (рисунок семьи, семейные ценности и ролевые установки в семье, тест цветовых отношений).

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Теоретические основы и методы исследования познавательных процессов.

2. Теоретические основы и методы исследования черт личности.

3. Теоретические основы и методы исследования темперамента.

4. Соотношение понятий методология, метод, методика.

5. Научные принципы психологической и педагогической науки.

6. Классификация методов исследования.

7. Понятия генеральная совокупность, выборка.

8. Содержание теоретического, эмпирического и экспериментального исследования.

9. Этические принципы психолого-педагогического исследования.

10. Этапы психолого-педагогического исследования.

11. Теоретические основы и методы исследования познавательных процессов.

12. Теоретические основы и методы исследования черт личности.

13. Теоретические основы и методы исследования биографии личности.

14. Теоретические основы и методы диагностики тревожности.

15. Теоретические основы и методы диагностики депрессии.

16. Теоретические основы и методы исследования психических состояний.

17. Теоретические основы и методы диагностики, основанные на выборе юмористических фраз.

18. Теоретические основы и методы психолингвистики.

19. Теоретические основы и методы исследования психомоторики.

20. Теоретические основы и методы исследования профессиональной ориентации.

21. Теоретические основы и методы исследования взаимоотношений в семье.

22. Теоретические основы и исследование личности проективным методом.

23. Теоретические основы и методы исследования общественного мнения.

24. Теоретические основы и методы исследования интеллектуального развития.

25. Теоретические основы и методы исследования самосознания.

Портфолио.

Задания для портфолио: написать по результатам проведения методик на познавательные процессы, личностные особенности и взаимоотношений в семье психолого-педагогическую характеристику на себя.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в Приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Крулехт М. В.
Методология и методы психолого-педагогических исследований. Практикум : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / М. В. Крулехт. — 2-е изд., перераб. и доп. — 195 с. — (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-05461-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/metodologiya-i-metody-psihologo-pedagogicheskih-issledovaniy-praktikum-441148 : учебное пособие
Москва, Юрайт, 2019
 
Л1.2
Коржуев, А. В.
Основы научно-педагогического исследования :  учебное пособие для вузов / Н. Н. Суртаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 250 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10405-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456296
Москва, Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Дружинин, В. Н.
Экспериментальная психология : учеб. пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры / В. Н. Дружинин. — 2-е изд., доп. — 386 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-09236-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-427494 : Учебник
Москва, Юрайт, 2022
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Методология и методы научного исследования. Презентация. Режим доступа: https://pptcloud.ru/psihologia/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya
 
Э2
Экспериментальная психология. Презентация. Режим доступа: https://pptcloud.ru/raznoe/eksperimentalnaya-psihologiya
 
Э3
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э4
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам, примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и 

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ (утв. 8 апреля 2014 г. N АК-44/05вн) в курсе будут использованы социально-активные и рефлексивные методы обучения с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом необходимости предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение приспособлено (аудитории)  к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

• в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:

• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);

• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающимся соответствующую помощь.