(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М.Захарова
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5
Перечень вопросов к зачету:
1. Место и роль проблемного подхода к обучению в начальной школе.
2. Способы создания проблемных задач духовно-познавательного уровня при обучении русскому языку в младших классах.
3. Проблемные задания как средство понимания текста и развития обучающихся начальных классов.
4. Условия целесообразности проблематизации учебных заданий по русскому языку.
5. Условия использования проблемного содержания в обучении младших школьников.
6. Использование проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
7. Использование проблемного обучения на уроках литературного чтения в начальной школе.
8. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка в младших классах.
9. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературного чтения.
10. Применение проблемного обучения литературному чтению в начальной школе.
11. Применение проблемного обучения русскому языку в начальной школе.
12. Проблемное обучение на уроках русского языка как способ активизации познавательной деятельности учащихся.
13. Проблемное обучение на уроках литературного чтения как способ активизации аналитической деятельности учащихся.
14. Проблемные задания на уроках обучения синтаксису в начальных классах.
15. Проблемные задачи на уроках грамматики.
16. Создание проблемных заданий при обучении грамматике на уроках русского языка в начальной школе.
17. Проектная деятельность младших школьников как один из способов реализации проблемного обучения.
18. Использование метода проблемной ситуации на уроках русского языка в начальной школе.
19. Использование метода проблемной ситуации на уроках литературного чтения в начальной школе.
20. Условия целесообразности проблематизации учебных заданий по литературному чтению.
21. Способы создания проблемных задач духовно-познавательного уровня при изучении литературных произведений в младших классах.
22. Место и роль проектного подхода к обучению в начальной школе.
Перечень заданий к зачету:
1. Подготовить презентацию по одному из вопросов к зачету.
2. Подготовить конспект урока по одной из тем:
- Урок открытия нового знания с элементами проблемного обучения.
- Проблемный урок изучения нового морфологического понятия.
- Проблемный урок орфографии (пунктуации).
- Урок решения проблемной задачи по русскому языку.
Кейс 1
Тема кейса: «Проблемные ситуации на уроках русского языка»
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Учитель начальных классов
Программа подготовки: Бакалавриат
Инструкция: Прочитайте фрагмент урока. Выполните анализ с позиции реализации технологии проблемного обучения на уроке русского языка начальной школы.
Фрагмент урока
– Помощники готовы? Садитесь, пожалуйста.
– Какое было задание? Записать слова по картинкам.
– Проверим. Доска открывается. Смотрим, сравниваем. Видят несоответствие в написании. (Если нет, то на этот случай у меня заготовлена правильная запись этих слов).
– А в ваших тетрадях как? Сравните у себя и у соседа. Поднимите руку у кого записи различаются? Ребята, картинки были для всех одинаковые, почему написали по- разному?
– Сколько мнений на уроке? «2». Какие?
Задания для кейса:
Выполните анализ фрагмента урока:
1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на уроке.
2. Определите, какие принципы реализуются в процессе данного урока.
3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка проблемного содержания.
4. Охарактеризуйте методы и приемы с помощью которых организовано обучение на уроках.
Дополнительные материалы:
В основе проблемных ситуаций с «затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Ученикам даётся задание либо невыполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие. Может возникнуть ситуации, когда противоречие возникает между несколькими мнениями.
Кейс 2
Тема кейса: «Проблемные ситуации на уроках русского языка»
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Учитель начальных классов
Программа подготовки: Бакалавриат
Инструкция: Прочитайте фрагмент урока в 3 классе. Тема: «Как изменяется глагол?». Выполните анализ с позиции реализации технологии проблемного обучения на уроке русского языка начальной школы.
Фрагмент с урока
– Что такое склонение?
– Изменение по падежам.
– Какие части речи мы научились склонять? (Использую побуждающий диалог к осознанию проблемы).
– Имена существительные и прилагательные.
– Попробуйте просклонять глагол «прыгать».
– Получилось?
– Нет. Глагол не склоняется.
– В чём затруднение? Какой возникает вопрос?
– Как изменяется глагол?
Задания для кейса:
Выполните анализ фрагмента урока:
1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на уроке.
2. Определите, какие принципы реализуются в процессе данного урока.
3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка проблемного содержания.
4. Охарактеризуйте методы и приемы с помощью которых организовано обучение на уроках.
Дополнительные материалы:
В основе проблемных ситуаций с «затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя. Ученикам даётся задание либо невыполнимое вообще, либо не похожее на все предыдущие. Может возникнуть ситуации, когда противоречие возникает между несколькими мнениями.
Кейс 3.
Тема кейса: «Проблемные ситуации на уроках русского языка»
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Учитель начальных классов
Программа подготовки: Бакалавриат
Инструкция: Прочитайте фрагмент урока во 2 классе. Тема: «Безударные гласные в корне слова». Выполните анализ с позиции реализации технологии проблемного обучения на уроке русского языка начальной школы.
Фрагмент с урока
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
– Мяч будет, – сказал товарищам Дима, – Коля принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
– Почему так получилось? Как правильно записать это слово?
С м…чом.
Дети:
– Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)
Задания для кейса:
Выполните анализ фрагмента урока:
1. Определите, к какому разделу языкознания относится материал, изучаемый на уроке.
2. Определите, какие принципы реализуются в процессе этого урока.
3. Проанализируйте, соблюдаются ли требования к уроку русского языка проблемного содержания.
4. Охарактеризуйте методы и приемы с помощью которых организовано обучение на уроках.
Дополнительные материалы:
Проблемную ситуацию можно создать при помощи мотивирующего приёма «Яркое пятно». Суть приёма – в сообщении темы урока через интересный, интригующий материал (это могут быть: притчи, сказки, легенды, отрывки из художественной литературы и т.д.).
Пример задания по проектированию урока
Задание: Разработать конспект урока-исследования проблемного содержания.
Урок построения понятия или правила
(урок-исследование)
Цели:
- с точки зрения УУД – формировать способность к исследованию: обнаружению необходимых учебных умений по построению нового понятия (или введению правила), оформлению нового знания;
- с точки зрения предметных умений – формировать умения выделять существенные признаки языкового понятия, обобщать их и формулировать определенные понятия.
1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание)
Учитель организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков и ставится цель урока (решить проблему)
2. Проверка домашнего задания/актуализация знаний (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)
На материале домашних упражнений актуализируются знания по теме урока. Задание при проверке видоизменяется (версифицируется), чтобы проверить не только выполнение, но и осмысленность выполненного задания
3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию)
В беседе из темы урока ученики под руководством учителя выводят цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливаются (проговариваются вслух) уже известные понятия
4. Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия или правила)
Читается подобранный учителем текст (или другой дидактический материал), желательно подобрать его в том литературном произведении, которое изучается (или недавно было изучено) на уроке литературного чтения.
Выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила.
Графически оформляются признаки изучаемого понятия.
Сравниваются признаки, определяются, какие из них существенны для изучаемой темы (категории, понятия или правила)
5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия / правила (цель: научить обобщать, делать выводы)
Формулируется вывод из наблюдений.
Читается определение или правила в учебнике.
Сравниваются, анализируются и уточняются полученное и книжное определения (их формулировки)
6. Применение понятия (или правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия / правила)
Выполняются упражнения на выявление словоформ по определённым существенным признакам (сначала устно, затем письменно).
Параллельно с выявлением графически оформляются единицы – носители этого признака.
Фиксируются существенные признаки и составляется обобщающая схема.
Составляется схема действий – алгоритм по применению понятия или правила.
7. Итог урока / рефлексия (цель: сформулировать новое знание: «что» – лингвистическое понятие и «как» – способ действий)
Восстанавливаются действия по определению существенных признаков понятия/правила (рефлексия хода урока).
Оформляется полученное знание: сначала формулируется определение понятия (или правила), затем выводится алгоритм действий, т.е. языковой анализ конкретной единицы (фонетический, морфологический, синтаксический или стилистический0 в зависимости от темы урока, т.е. рождается языковой разбор как способ исследования единицы языка)
8. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений)
Ученикам предлагается сформулировать вопрос, какие умения они будут тренировать дома. Потом они самостоятельно выбирают подходящее упражнение на закрепление полученных на уроке умений (находят и определяют изученные языковые единицы или категории).
Контрольные задания
Вариант 1
1. Дайте определение к понятию «проблемное обучение».
2. Явно или смутно осознаваемое субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий, называется: А) проблемной ситуацией; Б) проблемным вопросом; В) проблемой; Г) проблемной задачей.
3. Проблема, решаемая при заданных условиях или параметрах, это: А) проблемная ситуация; Б) проблемный вопрос; В) проблема; Г) проблемная задача.
4. Назовите виды проблемного обучения.
6. Назовите структуру урока проблемно-деятельностного типа.
7. Представьте классификацию методов поиска решения.
8. Составьте фрагмент урока с применением одного из методов постановки проблемы.
Вариант 2
1. Определите цель проблемного обучения.
2. Содержит затруднение, учитывает запас знаний, вызывает удивление детей, подталкивает их к выдвижению гипотез – это: А) проблемная ситуация; Б) проблемный вопрос; В) проблема; Г) проблемная задача.
3. Проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска), называется: А) проблемной ситуацией; Б) проблемным вопросом; В) проблемой; Г) проблемной задачей.
4. Назовите функции проблемного обучения.
5. Назовите этапы урока, на которых применяются приемы проблемного изложения знаний.
6. Назовите возможности постановки проблемы на уроке.
7. Представьте классификация методов постановки проблемы.
8. Составьте фрагмент урока с применением одного из методов поиска решения.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором