Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Хазратова Ф.В
ции
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Э1 Э2 Э3 Э4
Вопросы к зачету
1. Понятие методологии.
2. Соотношение понятий методология, метод, методика.
3. Научные принципы психологической и педагогической науки.
4. Уровни методологического знания.
5. Классификация методов исследования.
6. Методы социально-психологического исследования.
7. Понятия единичный факт, эмпирическое обобщение, закономерность, закон, теория, концепция, модель.
8. Современные методологические установки (методологический ригоризм, нигилизм, либерализм, плюрализм).
9. Содержание теоретического, эмпирического и экспериментального исследования.
10. Этические принципы психолого-педагогического исследования.
11. Этапы психолого-педагогического исследования.
12. Метод беседы, виды, функции.
13. Структура беседы. Подготовка к беседе.
14. Начало, передача информации, аргументация, принятие решения.
16. Стратегии в ведении беседы.
17. Тактика уловок в беседе собеседника.
18. Метод анкеты, ее виды.
19. Требования к составлению анкеты, виды вопросов.
20. Требования к вопросам анкеты и порядку расположения вопросов.
21. Требования к оформлению страниц анкеты.
22. Метод наблюдения, виды и предметы наблюдения.
23. Этапы исследования методом наблюдения.
24. Преимущества и недостатки метода наблюдения.
25. Требования критериям наблюдения.
26. Личностные опросники, проективные методы, биографический метод.
27. Метод анализа продуктов деятельности.
28. Понятие эмпатии и методы ее диагностики (В.В.Бойко, И.М.Юсупов и др.).
29. Понятие суицида. Причины суицида. Методы диагностики риска суицидального поведения (Т.Н. Разуваевой и др.).
30. Понятия социализированности и социальной адаптированности. Методы диагностики (А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина, М.И. Рожкова и др.).
31. Понятие уровня притязаний и методы ее измерения (Ф.Хоппе, В.К.Гербачевского, Шварцландера, Н.Шмальта и др.).
32. Понятие одиночества, ее виды, причины и методы диагностики (Д. Рассела и М. Фергюсона, С.Г.Корчагиной и др.).
33. Понятие тревожности, ее причины и методы диагностики (Спилбергера-Ханина, Тейлора - Т. А. Немчинова).
34. Понятие школьной тревожности и методы ее диагностики (Филипса и др.).
35. Понятие депрессии, ее причины и методы диагностики (Бека, Гамильтона, Цунга и др.).
36. Понятие агрессивности, ее причины и методы диагностики (Баса-Дарки, Л.Г.Почебут и др.).
37. Понятие акцентуации характера и методы ее диагностики (Шмишека, А.Личко).
38. Методы исследования взаимоотношений в семье (рисунок семьи, семейные ценности и ролевые установки в семье, тест цветовых отношений).
Темы рефератов
1. Теоретические основы и методы исследования познавательных процессов.
2. Теоретические основы и методы исследования черт личности.
3. Теоретические основы и методы исследования темперамента.
4. Соотношение понятий методология, метод, методика.
5. Научные принципы психологической и педагогической науки.
6. Классификация методов исследования.
7. Понятия генеральная совокупность, выборка.
8. Содержание теоретического, эмпирического и экспериментального исследования.
9. Этические принципы психолого-педагогического исследования.
10. Этапы психолого-педагогического исследования.
11. Теоретические основы и методы исследования познавательных процессов.
12. Теоретические основы и методы исследования черт личности.
13. Теоретические основы и методы исследования биографии личности.
14. Теоретические основы и методы диагностики тревожности.
15. Теоретические основы и методы диагностики депрессии.
16. Теоретические основы и методы исследования психических состояний.
17. Теоретические основы и методы диагностики, основанные на выборе юмористических фраз.
18. Теоретические основы и методы психолингвистики.
19. Теоретические основы и методы исследования психомоторики.
20. Теоретические основы и методы исследования профессиональной ориентации.
21. Теоретические основы и методы исследования взаимоотношений в семье.
22. Теоретические основы и исследование личности проективным методом.
23. Теоретические основы и методы исследования общественного мнения.
24. Теоретические основы и методы исследования интеллектуального развития.
25. Теоретические основы и методы исследования самосознания.
Портфолио.
Задания для портфолио: написать по результатам проведения методик на познавательные процессы, личностные особенности и взаимоотношений в семье психолого-педагогическую характеристику на себя.
Контрольное задание.
Задание № 1: Разработать план проведения беседы с родителями по диагностике проблем во взаимоотношениях с ребенком (младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возрастов). Возраст и проблематика по выбору.
И другие.
Записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению анализу источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к будущей профессии. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть
построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, диалога между преподавателем и обучающимися и самими обучающимися.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения семинара; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана семинара из отдельных вопросов; предоставление времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ источников и прочтение научной литературы. Так же необходим поиск информации в изданиях из дополнительного списка литературы, сети Интернет, других источников. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На семинар желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые
следует записать в тетрадь.
Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе студентов; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе студентов; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у студента. В процессе самостоятельной работы студент обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации студента и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы студентов без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту студент должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить студента получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту студенты также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться студентом, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет студенту самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, студент может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы студент может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Форма проведения аттестации для лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для лиц с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
• в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
• методом чтения задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
• письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
• выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно- двигательного аппарата);
• устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов, допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.