Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Ахметова М.Х.
ции
Э2 Э3 Э6 Э7
Э2 Э3 Э6 Э7
Э1 Э3 Э6 Э7
Э2 Э3 Э6 Э7
Э2 Э3 Э6 Э7
Э2 Э3 Э6 Э7
Э2 Э3 Э6 Э7
Э2 Э3 Э5 Э6 Э7
Э2 Э3 Э5 Э6 Э7
Э3 Э5 Э6 Э7
Э2 Э3 Э5 Э6 Э7
Э3 Э5 Э6 Э7
Э1 Э3 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э1 Э6 Э7
Э1 Э6 Э7
Э1 Э3 Э5 Э6 Э7
Э1 Э6 Э7
Э1 Э3 Э5 Э6 Э7
Э1 Э6 Э7
Э1 Э3 Э5 Э6 Э7
Э1 Э3 Э5 Э6 Э7
Э1 Э3 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э5 Э6 Э7
Э1 Э3 Э5 Э6 Э7
Э1 Э3 Э6 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Вопросы и задания к зачету
1.Предмет, задачи, методы исследования, основные понятия экономической и социальной географии.
2.Основные этапы развития и становления экономической географии России.
3.Историко-географические особенности формирования страны.
4.Современное экономико-географическое и геополитическое положение РФ.
5.Природные ресурсы: классификация по степени исчерпаемости, возобновимости и хозяйственному назначению. Роль природных ресурсов в развитии экономики России.
6.Экономико-географическая оценка природных ресурсов. Территориальные сочетания природных ресурсов. Ресурсные циклы.
7.Общая характеристика природных условий России.
8.География и экономическая оценка нефтяных и газовых месторождений.
9.География и экономическая оценка угольных месторождений.
10.География и экономическая оценка руд черных и цветных металлов.
11.География и экономическая оценка нерудных полезных ископаемых.
12.Земельные ресурсы и их экономическая оценка.
13.Водные ресурсы, их экономическая оценка.
14.Биологические ресурсы, их экономическая оценка.
15.Агроклиматические ресурсы и рекреационные ресурсы.
16.Численность и особенности размещения населения РФ. Характеристика основных зон расселения и хозяйственного освоения.
17.Особенности воспроизводства населения России. Половой и возрастной состав населения РФ
18.Миграция населения РФ.
19.Национальный и религиозный состав населения. Межнациональные отношения. География культуры.
20.Городское и сельское расселение.
21.Трудовые ресурсы. Экономически активное население.
22.Географическая оценка современных реформ. Теория устойчивого развития в условиях России.
23.Структурно-территориальные особенности хозяйства РФ. Отраслевая структура хозяйства.
24.Территориальная организация хозяйства.
25.Межотраслевые комплексы: их состав и место в экономике страны.
26.Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.
27.Общая характеристика ТЭК России. Угольная промышленность.
28.Нефтяная промышленность.
29.Газовая промышленность.
30.Электроэнергетика России
31.Черная металлургия РФ.
32.Цветная металлургия РФ.
33.Машиностроительный комплекс России.
34.Характеристика химической промышленности. Факторы размещения химических предприятий.
35.Лесная промышленность России. География основных производств лесной промышленности.
36.Строительный комплекс.
37.Агропромышленный комплекс России. Растениеводство.
38.Животноводство.
39.Инфраструктурный комплекс. Сфера обслуживания.
40.Транспорт России. Сухопутный транспорт.
41.Водный и воздушный транспорт.
42. Внешние экономические связи.
Задание: разработать инструкцию и критерии оценки практической работы по одной из тем курса «География России» (9 класс) с указанием ресурсов для учителя и учащихся.
Вопросы и задания к экзамену
1. История развития теории экономического районирования в России.
2. История формирования сетки экономических районов России.
3. Принципы и таксономические единицы экономического районирования.
4. Региональная политика в России.
5. Общая характеристика Западного макрорегиона РФ.
6. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население ЦЭР.
7. Хозяйство ЦЭР. Отраслевая и территориальная структура.
8. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население ВВЭР.
9. Отраслевая и территориальная структура хозяйства ВВЭР.
11. Хозяйство ЦЧЭР. Отраслевая и территориальная структура.
12. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население СЗЭР.
13. Отраслевая и территориальная структура хозяйства СЗЭР.
14. Состав, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Европейского Севера.
15. Характеристика отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности Европейского Севера.
16. Состав, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Европейского Юга.
17. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Европейского Юга.
18. Условия развития (история формирования, особенности ЭГП, ПРП) и население Поволжья.
19. Хозяйство Поволжья. Отраслевая и территориальная структура.
20. Состав, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Урала.
21. Характеристика отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности Урала.
22. Общая характеристика Восточного макрорегиона РФ.
23. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Западной Сибири.
24. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Западной Сибири.
25. Внутренние различия Западной Сибири.
26. Состав, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Восточной Сибири.
27. Хозяйство Восточной Сибири. Отраслевая и территориальная структура.
28. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Дальнего Востока.
29. Характеристика отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности Дальнего Востока.
30. Внешнеэкономические связи России и экономических районов.
Практическая часть
Выполнение заданий, направленных на формирование метапредметных умений в школе
Темы рефератов
1. Исторические этапы экономико-географического изучения России.
2. Историко-географические особенности формирования страны.
3. Основные теории ЭГП. Современное экономико-географическое положение РФ.
4. Развитие теорий природопользования в России.
5. Ресурсные циклы.
6. Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
7. Региональные особенности демографических процессов.
8. География культуры.
9. Формы территориальной организации промышленности в новых экономических условиях.
10. Военно-промышленный комплекс.
11. Научный комплекс
12. Современные проблемы развития ТЭК.
13. География машиностроения.
14. Современные проблемы российской металлургии.
15. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.
16. Сельскохозяйственные районы и проблема оптимальной сельскохозяйственной специализации территорий.
17. Транспорт и окружающая среда.
18. Свободные экономические зоны.
19. Россия и новые независимые государства.
20. Роль России в мировой экономики.
21. Концепция экономического районирования.
21. Экономическое районирование при территориальном планировании и проектировании в СССР.
22. Внутренние различия и районирование ЦЭР.
23. Внутренние различия и районирование СЗЭР.
24. Внутренние различия и районирование ЦЧЭР.
25. Внутренние различия и районирование ВВЭР.
26. Внутренние различия СЭР.
27. Внутренние различия и районирование ПЭР.
28. Внутренние различия и районирование СКЭР.
29. Внутренние различия и районирование УЭР.
30. Внутренние различия и районирование экономических районов Восточной зоны.
31. Экологическое состояние экономических районов России.
32. Проблемы и перспективы развития одного экономического района (по выбору).
33. Внешние экономические связи России.
34. Экологическое прогнозирование.
35.Антропо-экологическое прогнозирование.
36. Прогнозирование изменения социальных систем.
Контрольная работа
Раздел "Население"
1.Построить график динамики численности населения России и проанализировать.
2.Проанализировать возрастно-половую пирамиду населения различных регионов России (2 региона по выбору).
4.Дать развернутую характеристику населения одного субъекта федерации.
4.Дать развернутую характеристику населения одного субъекта федерации
Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям.
Методические рекомендации к практическим занятиям.
В ходе подготовки к к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью,
Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:
а) для овладения знаниями:
- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),
- составление плана текста,
- графическое изображение структуры текста,
- конспектирование текста, выписки из текста,
- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,
- учебно-исследовательская работа,
- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
б) для закрепления и систематизации знаний:
- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),
- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,
- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),
- подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
в) для формирования умений:
- решение задач и упражнений по образцу,
- решение вариативных задач,
- решение ситуационных (профессиональных) задач.
Методические указания к зачету.
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.
Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Методические указания к экзамену.
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.
При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.