2022-2023_z44_03_05 БиГ 2262_plx_Экономическая и социальная география России_Биология и География
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Экономическая и социальная география России
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
 
экзамен 5 зачет 4
Виды контроля на курсах:
экзамен зачет
13
самостоятельная работа
279
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
9 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
324
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
6
6
8
8
14
14
Практические
8
8
10
10
18
18
Итого ауд.
14
14
18
18
32
32
Кoнтактная рабoта
14
14
18
18
32
32
Сам. работа
126
126
153
153
279
279
Часы на контроль
4
4
9
9
13
13
Итого
144
144
180
180
324
324
 
 
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
К.п.н., доцент, Киямова Ания Галиакбаровна _________________
 
 
Экономическая и социальная география России
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Целью освоения дисциплины является формирование систематизированных знаний в области  экономической и социальной географии России с учетом логических и содержательно-методических связей в предметной области «География» в общеобразовательной школе, готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе полученных знаний, умений, работать  с источниками информации
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
получение обучающимися знаний о современном экономическо-географическом и геополитическом положении России;
1.4
выявление особенностей природно-ресурсного потенциала и населения регионов России;
1.5
характеристика  факторов развития и размещения различных отраслей хозяйства России;
1.6
выявление особенностей отраслевой и территориальной структуры хозяйства регионов России;
1.7
определение места и роли России в современном мире;
1.8
формирование потребности к самостоятельному приобретению знаний по экономической и социальной географии России, умений и навыков использования знаний социально-экономической географии при анализе современных международных процессов;
1.9
освоение приемов и средств формирования системы экономико-географических знаний и умений, в том числе с использовапнием цифровых образовательных ресурсов;
1.10
освоение приемов осуществления сбора и поиска информации, анализа источников информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений;
1.11
освоение умений аргументированно формировать собственное суждение и оценку информации, принимать обобснованное решение
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Анатомия и морфология человека
2.1.2
Ландшафтоведение
2.1.3
Методы исследовательской и проектной деятельности
2.1.4
Методы математической обработки данных
2.1.5
Общее землеведение
2.1.6
Учебная научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.1.7
Физическая география материков и океанов
2.1.8
Географические информационные системы
2.1.9
Гистология с основами эмбриологии
2.1.10
Зоология позвоночных
2.1.11
Учебная практика (использование учебно-опытного участка в учебном процессе)
2.1.12
Учебная практика по ботанике и зоологии
2.1.13
Учебная технологическая практика (проектно-технологическая практика)
2.1.14
Физиология растений
2.1.15
Философия  
2.1.16
Формирование функциональной грамотности при обучении биологии
2.1.17
Анатомия и морфология растений
2.1.18
Введение в профессию
2.1.19
Геология
2.1.20
Зоология беспозвоночных
2.1.21
Картография с основами топографии
2.1.22
Систематика растений и грибов
2.1.23
Технологии цифрового образования
2.1.24
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.25
Цитология
2.1.26
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методы биометрии
 
стр. 4
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
2.2.2
Этногеография и география религий
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.5
География населения
2.2.6
Методы биологических исследований
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления, аргументированно формирует собственное суждение и оценку информации, принимает обоснованное решение
 
УК-1.3: Анализирует источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
 
 
ОПК-9: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
 
ОПК-9.2: Демонстрирует способность использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сточники географической информации, принципы работы с источниками информации; особенности системного и критического мышления;способы научной аргументации;подходы к решению поставленных задач
3.1.2
структуру и содержание школьного курса экономической и социальной географии России; особенности географического положения России, принципы территориального деления России, особенности природно- ресурсного потенциала и населения регионов России, закономерности размещения важнейших отраслей и межотраслевых комплексов хозяйства, факторы размещения предприятий различных отраслей хозяйства, особенности отраслевой структуры и территориальной организации экономических районов России, современные проблемы ресурсного природопользования и охраны окружающей среды;
3.1.3
современные возможности специализированных информационных систем и технологий, цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать источники географической информации для выявления противоречий и поиска достоверных суждений; находить, отбирать и анализировать научную литературу, социально-экономические карты, статистический материал,
3.2.2
аргументированно представлять собственное суждение и давать оценку информации;раскрывать особенности географического положения, природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства России и регионов, объяснять закономерности размещения населения и хозяйства, используя карты, статистический материал и геоинформационные системы;
3.2.3
использовать цифровые ресурсы для решения задач профессиональной деятельности;
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
нметодами поиска, критического анализа и синтеза географической информации;приемами решения поставленных задач;способами аргументации собственной позиции;приемами интеграции знаний из разных научных областей для решения поставленных задач;
3.3.2
навыками отбора учебного содержания в соответствии с требованиями ФГОС;
3.3.3
методами отбора и использования цифровых ресурсов, технологиями создания презентационного материала с использованием современных информационных технологий.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Введение. Современное географическое, геополитическое, геоэкономическое  и эколого-географическое положение РФ

 
стр. 5
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
1.1
Предмет, содержание, научные школы, персоналии. Историко-географические особенности формирования страны.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
1.2
Современное географическое, геополитическое, геоэкономическое положение РФ /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
1.3
Географическое положение РФ /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э6 Э7

14
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
1.4
Исторические этапы экономико-географического изучения России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э6 Э7

12
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
 
Раздел 2. Природно-ресурсный потенциал

 
2.1
Природные условия и природные ресурсы как фактор территориальной организации производства.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
2.2
Природные ресурсы России /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
2.3
Ресурсный потенциал, территориальные сочетания природных ресурсов, ресурсные циклы. Основные ресурсные базы. Эколого-экономическое районирование.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э6 Э7

30
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
 
Раздел 3. Население 

 
3.1
География населения. Численность и воспроизводство населения  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
3.2
Структура населения. Расселение и миграция населения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

12
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
3.3
География культуры. Занятость и безработица /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э5 Э6 Э7

10
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
 
Раздел 4. Хозяйство

 
4.1
Межотраслевые комплексы, их состав, место в экономике страны, факторы размещения предприятий, основные производственные базы и центры  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
4.2
Характеристика МПК России /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э3 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
4.3
Географическая оценка современных реформ. Теория устойчивого развития в условиях России. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э7

48
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
4.4
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
4
0
 
 
Раздел 5. География крупных районов России

 
5.1
Региональное развитие и районирование.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.2
Региональная политика /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.3
Районирование России /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5 Э6 Э7

14
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.4
Западный макрорегион: состав, общие черты, тенденции и проблемы развития.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.5
Экономико-географическая характеритика районов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э5 Э6 Э7

4
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.6
Внутренние различия. Проблемы и перспективы развития экономических районов /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э6 Э7

51
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.7
Восточный макрорегион: состав, общие черты, тенденции и проблемы развития.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.8
Экономико-географическая характеристика районов /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5.9
Внутренние различия. Проблемы и перспективы развития экономических районов.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э7

48
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
 
Раздел 6. Россия в мире

 
6.1
Экономика России в системе международного разделения труда.  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
6.2
Внешние экономические связи России /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3 Э5 Э6 Э7

2
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
6.3
Технополисы и свободные экономические зоны.  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э3 Э6 Э7

40
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
стр. 7
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.4
Экзамен /Экзамен/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7

9
УК-1.1 УК-1.3 ОПК-9.2 ПК-1.1
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету

1.Предмет, задачи, методы исследования, основные понятия экономической и социальной   географии.

2.Основные этапы развития и становления экономической географии России.

3.Историко-географические особенности формирования страны.

4.Современное экономико-географическое и геополитическое положение РФ.

5.Природные ресурсы: классификация по степени исчерпаемости, возобновимости и хозяйственному назначению. Роль природных ресурсов в развитии экономики России.

6.Экономико-географическая оценка природных ресурсов. Территориальные сочетания природных ресурсов. Ресурсные циклы.

7.Общая характеристика природных условий  России.

8.География и экономическая оценка нефтяных и газовых месторождений.

9.География и экономическая оценка  угольных месторождений.

10.География и экономическая оценка руд черных и цветных металлов.

11.География и экономическая оценка нерудных полезных ископаемых.

12.Земельные ресурсы и их экономическая оценка.  

13.Водные  ресурсы, их экономическая оценка.

14.Биологические ресурсы, их экономическая оценка.

15.Агроклиматические ресурсы и рекреационные ресурсы.

16.Численность и особенности  размещения населения РФ. Характеристика основных зон расселения и хозяйственного освоения.

17.Особенности воспроизводства населения России. Половой и возрастной состав населения РФ

18.Миграция населения РФ.

19.Национальный и религиозный состав населения. Межнациональные отношения. География культуры.

20.Городское и сельское расселение.  

21.Трудовые ресурсы. Экономически активное население.

22.Географическая оценка современных реформ. Теория устойчивого развития в условиях России.

23.Структурно-территориальные особенности хозяйства РФ. Отраслевая структура хозяйства.

24.Территориальная организация хозяйства.  

25.Межотраслевые комплексы: их состав и место в экономике страны.

26.Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил.

27.Общая характеристика ТЭК России. Угольная промышленность.

28.Нефтяная промышленность.

29.Газовая промышленность.

30.Электроэнергетика России

31.Черная  металлургия РФ.

32.Цветная металлургия РФ.

33.Машиностроительный комплекс России.

34.Характеристика химической промышленности. Факторы размещения химических предприятий.

35.Лесная промышленность России. География основных производств лесной промышленности.

36.Строительный комплекс.

37.Агропромышленный комплекс России. Растениеводство.

38.Животноводство.

39.Инфраструктурный комплекс. Сфера обслуживания.

40.Транспорт России. Сухопутный транспорт.

41.Водный и воздушный транспорт.

42. Внешние экономические связи.

Задание: разработать инструкцию и критерии оценки практической работы  по одной из тем курса «География России» (9 класс) с указанием ресурсов для учителя и учащихся.  

Вопросы и задания к экзамену

1. История развития теории экономического районирования в России.

2. История формирования сетки экономических районов России.

3. Принципы и таксономические единицы экономического районирования.

4. Региональная политика в России.

5. Общая характеристика Западного макрорегиона РФ.

6. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население ЦЭР.

7. Хозяйство ЦЭР. Отраслевая и территориальная структура.

8. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население ВВЭР.

9. Отраслевая и территориальная структура хозяйства ВВЭР.

 
стр. 8
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
10. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население ЦЧЭР.

11. Хозяйство ЦЧЭР. Отраслевая и территориальная структура.

12. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население СЗЭР.

13. Отраслевая и территориальная структура хозяйства СЗЭР.

14. Состав, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Европейского Севера.

15. Характеристика отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности Европейского Севера.

16. Состав, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Европейского Юга.

17. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Европейского Юга.

18. Условия развития  (история формирования, особенности ЭГП, ПРП) и население Поволжья.

19. Хозяйство Поволжья. Отраслевая и территориальная структура.

20. Состав, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Урала.

21. Характеристика отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности Урала.

22. Общая характеристика Восточного макрорегиона РФ.

23. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Западной Сибири.

24. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Западной Сибири.

25. Внутренние различия Западной Сибири.

26. Состав, особенности ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Восточной Сибири.

27. Хозяйство Восточной Сибири. Отраслевая и территориальная структура.

28. ЭГП, природно-ресурсный потенциал и население Дальнего Востока.

29. Характеристика отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности Дальнего Востока.

30. Внешнеэкономические связи России и экономических районов.

Практическая часть

Выполнение заданий, направленных на формирование метапредметных умений в школе

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы рефератов

1. Исторические этапы экономико-географического изучения России.

2. Историко-географические особенности формирования страны.

3. Основные теории ЭГП. Современное экономико-географическое положение  РФ.

4. Развитие теорий природопользования в России.

5. Ресурсные циклы.

6. Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.

7. Региональные особенности демографических процессов.

8. География культуры.

9. Формы территориальной организации промышленности в новых экономических условиях.

10. Военно-промышленный комплекс.

11. Научный  комплекс

12. Современные проблемы развития ТЭК.

13. География машиностроения.

14. Современные проблемы российской металлургии.

15. Химико-лесной комплекс и охрана окружающей среды.

16. Сельскохозяйственные районы и проблема оптимальной сельскохозяйственной специализации территорий.

17. Транспорт и окружающая среда.

18. Свободные экономические зоны.

19. Россия  и  новые  независимые  государства.

20. Роль  России  в  мировой  экономики.

21. Концепция экономического районирования.

21. Экономическое районирование при территориальном планировании и проектировании в СССР.

22. Внутренние различия и районирование ЦЭР.

23. Внутренние различия и районирование СЗЭР.

24. Внутренние различия и районирование ЦЧЭР.

25. Внутренние различия и районирование ВВЭР.

26. Внутренние различия  СЭР.

27. Внутренние различия и районирование ПЭР.

28. Внутренние различия и районирование СКЭР.

29. Внутренние различия и районирование УЭР.

30. Внутренние различия и районирование экономических районов Восточной зоны.

31. Экологическое состояние экономических районов  России.

32. Проблемы и перспективы развития одного экономического района (по выбору).

33. Внешние экономические связи России.

34. Экологическое прогнозирование.

35.Антропо-экологическое прогнозирование.

36. Прогнозирование изменения социальных систем.

Контрольная работа

Раздел "Население"

1.Построить график динамики численности населения России и проанализировать.

2.Проанализировать возрастно-половую пирамиду населения различных регионов России (2 региона по выбору).

 
стр. 9
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
3.Привести примеры монофункциональных и полифункциональных городов по образцу: Анапа – монофункциональный город, город-курорт.

4.Дать развернутую характеристику населения одного субъекта федерации.

4.Дать развернутую характеристику населения одного субъекта федерации

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении РПД "Экономическая и социальная география России"

 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гладкий, Ю.Н.
Экономическая и социальная география России: в 2 т. Т. 1: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Н. Гладкий и др. - М.: Академия, 2013. –368 с. – (Бакалавриат)    
М.: Академия, 2013
 
Л1.2
Гладкий, Ю.Н. 
. Экономическая и социальная география России: в 2 т. Т. 2: Экономическая и социальная география России: в 2 т. Т. 2: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Н. Гладкий и др. - М.: Академия, 2014. –400 с. – (Бакалавриат)    
М.: Академия, 2014
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под ред. В.Л. Бабурина, М.П. Ратановой
Экономическая и социальная география России. География отраслей народного хозяйства Росиии: учебник/ под ред. В.Л. Бабурина, М.П. Ратановой. -  Изд. стереотип. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2018. - 516 с.              
М. : Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г.
Обучение географии в условиях реализации ФГОС: учебное пособие для обуч. учреждений высш. пед. образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 143 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL: http://bibl:81/books/Эл.Библ./Обучение географии в условиях реализации ФГОС_Киямова АГ.pdf
Набережные Челны: Издательство НГПУ, 2019
 
Л3.2
Киямова, А.Г.
Практикум по экономической и социальной географии России : учебное пособие для бакалавриата / сост. А.Г. Киямова .— Н.Челны : ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019 .— 68 с. — Электронная версия печатной публикации .— <URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ./
ФГБОУ ВО «НГПУ»,, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - URL:https://нэб.р 
 
Э2
Вестник МГУ. Сер.5. География. - URL: lhttp://www.geogr.msu.ru/structure/vestnik/. 
 
Э3
Географические карты России, городов России и Европы. - URL: http://www.russia-map.ru
 
Э4
География. Планета Земля. - URL: http://www.rgo.ru
 
Э5
Росстат. - URL: http://rosstatistika.ru/
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 10
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-414 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-103 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебное оборудование, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

В ходе подготовки к к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, 

 
стр. 11
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При приеме зачета у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Методические указания к экзамену.

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах и зачетах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

 
стр. 12
УП: z44.03.05  БиГ 2262.plx
 
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.