(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М.Захарова
ции
Э5 Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Э2 Э3 Э4 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10
Перечень вопросов к экзамену:
1. Охарактеризуйте задачи и содержание начального литературного образования.
2. Искусство и литература, понятия и образы.
3. Сущность искусства и специфика словесного искусства.
4. Роды, жанры, виды искусства.
5. Понятие детской литературы.
6. Классификация детской литературы.
7. Виды образности.
8. Основные функции литературы.
9. Тема, идея литературного произведения. Определите тему и идею любого детского произведения.
10. Единство формы и содержания литературного произведения.
11. Литературоведческие основы анализа литературного произведения. Подходы к анализу художественного произведения в начальной школе.
12. Этапы работы над художественным произведением.
13. Виды работ с художественным текстом на уроках литературного чтения.
14. Виды анализа художественного произведения.
15. История развития детской литературы.
16. Принципы отбора литературы для детей.
17. Круг чтения детей.
18. Охарактеризуйте современную систему обучения чтению и литературе.
19. Навык чтения: определение умения чтения, процесс чтения у ребенка.
20. Трудность звукослияния. Как помочь ребенку научиться слиять звуки.
21. Назовите формы и виды чтения. В каких видах деятельности их осваивает младший школьник?
22. Навык чтения. Качества навыка чтения.
23. Какие ошибки в чтении характерны для младших школьников? Каковы их причины?
24. Какие приемы для совершенствования навыка чтения использует учитель на уроках литературного чтения?
25. Охарактеризуйте особенности восприятия младшими школьниками литературно-художественного произведения.
26. Какими принципами должен руководствоваться учитель, организуя деятельность учащихся по восприятию и анализу художественного произведения?
27. Каковы этапы работы над художественным произведением и чем обусловлено их выделение?
28. Охарактеризуйте приемы подготовки к восприятию текста.
29. Как организуется работа на этапе проверки первичного восприятия?
30. Каковы направления анализа художественного произведения на уроке? Чем обусловлен выбор направлений анализа конкретного произведения?
31. Охарактеризуйте приемы формирования читательских умений.
32. В какой последовательности осуществляется анализ образа персонажа?
33. Какие приемы рекомендуется использовать для обобщающей работы над произведением?
34. Литературоведческие условия, способствующие литературному развитию ребенка.
35. Возрастные возможности и особенности восприятия книги ребенком.
36. Этапы формирования школьника-читателя (задачи, структура урока, трудности). Привести примеры детских книг, которые можно использовать на каждом этапе.
38. Психологические особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками.
39. Специфика анализа произведений различных жанров: анализ рассказа.
40. Специфика анализа произведений различных жанров: анализ сказки.
41. Специфика анализа произведений различных жанров: анализ басни.
42. Специфика анализа произведений различных жанров: анализ стихотворения.
43. Научно-познавательная книга. Цели и особенности чтения научно-познавательной книги.
Перечень заданий к экзамену:
1. Составьте перечень ключевых понятий темы, дайте определение каждому из понятий. Результат работы представьте в виде терминологического словаря.
2. Опираясь на составленный терминологический словарь, определите соотношение следующих понятий:
чтение – навык чтения
чтение – читательская деятельность
читательская деятельность – читательская компетентность
умение читать – полноценное восприятие художественного текста
литературное развитие – литературное образование
обучение чтению – литературное образование
3. Где в хрестоматии целесообразно размещать фамилию автора произведения: до текста или после него? Обоснуйте ответ, опираясь на понятие о читательской деятельности. В чем методический смысл работы над авторской принадлежностью читаемых текстов? 4. Определите направленность приведенных ниже вопросов и заданий из учебных хрестоматий по литературному чтению – формирование а) навыка чтения, б) правильной читательской деятельности, в) полноценного восприятия художественного произведения. Какие именно стороны читательского восприятия активизируются с помощью вопросов, которые вы отнесли к последней группе?
1) Рассмотри обложки. Какие книги тебе знакомы? Расскажи об одной из них. 2) Перечитай стихотворение, найди то место, где происходит смена одного настроения на другое. 3) Проследи, как постепенно менялось море: море слегка разыгралось; помутилось синее море; не спокойно синее море; почернело синее море; на море черная буря. Почему так происходило? 4) Перечитай сказку, подчеркни карандашом все непонятные тебе слова. Выясни их значения: спроси у взрослых или посмотри в словаре. 5) В каком стихотворении автором широко используется прием сравнения? Что с чем сравнивается? Что общего в сравниваемых предметах? 6) В первых двух строчках подчеркни карандашом те слова, которые нужно выделить голосом. (Это должны быть самые важные по смыслу слова.) 7) Нарисуй персонажей этой сказки. 8) Можешь ли ты по заглавию догадаться, что ты будешь читать – сказку или нет? 9) Перечитай сказку и определи, как относятся друг к другу Медвежонок и Ёжик. Объясни, что помогло тебе догадаться об этом. 10) Как автору удалось передать звучание волчьей песни? Какие звуки часто повторяются в пении и речи волка? 11) Прочитай стихотворение молча, стараясь увидеть описанные здесь картины природы. 12) На чьей стороне симпатии автора? Подтверди свое мнение при помощи текста. 13) Как можно быстро найти ответ на вопрос «Сколько в книге произведений»? 14) Почему у Вовки к концу чтения был печальный вид? 15) Какое слово «спряталось» в слове ПРИСЛОНИЛСЯ? 16) Принеси в класс книги для выставки «Рассказы о животных». 17) Какие слова чаще других повторяются в этой песенке? Какое настроение они создают? 18) Сравни тексты «Хитрые грибы» и «Грибы». Какой из них написал ученый, а какой – поэт? Объясни.
5. Ознакомьтесь с описанием уровней восприятия художественного произведения младшими школьниками в пособии «Методика обучения литературе в начальной школе» под ред. М. П. Воюшиной (с. 40-46). Как соотносятся уровни восприятия и понимания художественной литературы, выделенные З. И. Романовской и М. П. Воюшиной? (Методика обучения литературе в начальной школе / под ред. М. П. Воюшиной. М., 2010 (и др.издания)).
6. Воспользовавшись диагностическими вопросами М. П. Воюшиной (см. выше), проведите беседу по рассказу В. Ю. Драгунского «Друг детства» с ребенком дошкольного и/или младшего школьного возраста. Зафиксируйте ответы и дайте развернутую характеристику особенностей восприятия этим ребенком художественного произведения. Определите уровень его литературного развития.
Анализ произведения
Задание 1.
Выполните литературоведческий анализ детского произведения по плану:
1) тема и идея произведения;
2) характеристика главных действующих лиц; действующие лица второстепенные, их роль в раскрытии идейной направленности произведения;
3) сюжет произведения, его элементы, их роль в раскрытии идейной направленности произведения;
4) композиция произведения, ее компоненты, их значение для выяснения характеров и основного смысла произведения;
5) язык литературного произведения: использование лексических ресурсов речи, выразительно-изобразительные средства, соответствие языка специфике детской литературы;
6) жанровые особенности произведения;
7) воспитательная, познавательная, эстетическая ценность произведения.
Рекомендация студенту: Анализ подтверждается развернутыми цитатами из текста, обращается внимание на индивидуальную творческую манеру писателя, на специфику языковых средств, отдельные художественные детали. Желательны суждения студентов о возможности использования данного произведения на уроках литературного чтения или внеклассного чтения.
Задание 2.
Проведите анализ стихотворения, рекомендованного для детского чтения.
1. Место стихотворения в творчестве поэта (историко-биографический комментарий).
2. Жанровые особенности стихотворения.
3. Тематика и основные мотивы.
4. Композиционное своеобразие. Особенности строфики.
5. Внутренний облик лирического героя.
6. Образный ряд стихотворения.
7. Настроение, преобладающее в стихотворении.
8. Лексический строй текста.
9. Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).
10. Изобразительные средства (метафора, метонимия, эпитет, сравнение, аллегория, символ).
11. Приемы звукописи (аллитерация, ассонанс).
12. Размер стихотворения, его смыслопорождающая функция (двусложные и трехсложные размеры, дольник, тонический стих). Музыкальность стиха.
13. Особенности рифмовки.
14. Смысл названия стихотворения.
Контрольные работы (примеры)
Вариант 1
1. Опишите понятие и сущность проблемы и проблематики произведения.
2. Охарактеризуйте понятие сюжета произведения, его функции и компоненты.
3. Дайте определение понятию «характер» и «персонаж». Расскажите об изображении характера в литературном произведении, о системе персонажей литературного произведения.
4. Что такое жанр произведения. В чем трудность систематизации и классификации жанров? Охарактеризуйте эпические жанры.
Вариант 2
1. Опишите понятие и сущность темы и тематики произведения.
2. Охарактеризуйте понятие идеи произведения.
3. Что такое типический образ? Чем обусловлена историчность, национальное своеобразие литературного типа?
4. Каковы специфические свойства поэтического языка? Проанализируйте основные изобразительные средства языка.
Темы сочинений:
1. В чем, по-вашему, состоит проблема детского чтения?
2. Как можно привлечь ребенка к книге?
3. Почему важно учитывать возрастную категорию, предлагая тексты для чтения?
4. Какова роль детской библиотеки, учителя-словесника и родителей в формировании ребенка-читателя?
5. Какова роль цензуры в области детской литературы?
6. Комиксы: причина популярности и особенности влияния на формирование ребенка-читателя.
7. Произведения, созданные самими детьми: причины, истоки и их роль для развития ребенка.
8. Читатель-подросток: что интересное и полезное порекомендовать для чтения?
9. Книга vs киноверсия: что выбирает ребенок и как объяснить ему природу кинофильма?
10. «Поэтом в наше время быть немодно» или Место поэзии в чтении современного ребенка.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.