Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М.Захарова
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6
Вопросы к экзамену:
1. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе (согласно ФГОС НОО).
2. Научные основы методики чтения.
3. Содержание начального литературного образования в условиях вариативного обучения (ФГОС НОО).
4. Развитие методов чтения в истории методики чтения.
5. Характеристика современных программ и учебных материалов по чтению для начальной школы (ФГОС НОО).
6. Особенности конспекта урока литературного чтения (согласно ФГОС НОО). Понятие «технологическая карта» урока. Подготовка учителя к уроку литературного чтения.
7. Характеристика навыка полноценного чтения и основные ступени его развития.
8. Приёмы работы над правильностью и беглостью чтения.
9. Обучение сознательному и выразительному чтению.
10. Проверка сформированности навыка чтения в начальной школе (ФГОС НОО).
11. Литературное развитие ребенка как основная цель обучения литературе в начальной школе (ФГОС НОО).
12. Основные этапы работы над произведением.
13. Приёмы подготовки учащихся к восприятию литературного произведения.
14. Первичное знакомство с содержанием произведения.
15. Анализ художественного произведения: сущность анализа, принципы анализа, аналитические умения, приемы анализа, направления анализа.
16. Методические основы работы над идеей произведения.
17. Особенности работы над произведениями различных жанров.
18. Урок чтения и его особенности.
19. Содержание и дидактическая структура урока чтения стихотворения.
20. Содержание и дидактическая структура урока чтения басни.
21. Содержание и дидактическая структура урока чтения рассказа.
22. Содержание и дидактическая структура урока чтения сказки.
23. Методика изучения драматических произведений в начальной школе.
24. Методика изучения научно-познавательных произведений в начальной школе.
25. Методика изучения крупнообъемного произведения в начальной школе.
26. Методика работы над малыми фольклорными жанрами в начальной школе.
27. Литературное развитие младших школьников.
28. Особенности уроков внеклассного чтения.
29. Развитие читательской самостоятельности младших школьников.
30. Методика словарной работы на уроках чтения.
31. Творческие работы учащихся по следам прочитанных произведений.
32. Пересказы, их значение. Приемы подготовки пересказа. Методика обучения различным видам пересказов. Методические условия успешного обучения пересказам.
33. Методика работы над литературоведческими понятиями в начальной школе.
34. Изучение биографии писателя на уроках литературного чтения в начальной школе.
I. Примеры аналитических заданий
Задание 1.
Проведите сопоставительный анализ УМК по литературному чтению (двух–трех по выбору) с целью выявления в них возможностей для отработки техники чтения учащихся по следующим направлениям анализа:
1) выявление в пояснительной записке программы требований и указаний относительно формирования у учащихся начальной школы технической стороны навыка чтения (способа, правильности, скорости чтения по классам и т.д.);
2) выяснение, есть ли в учебнике литературного чтения дидактический материал для отработки техники чтения и специальные задания к ним для учащихся;
3) анализ пособия для учителя к урокам литературного чтения с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций по совершенствованию техники чтения учащихся;
4) обобщение полученных данных, выводы о достоинствах и недостатках каждого УМК с позиций его возможностей для организации работы по совершенствованию техники чтения младших школьников на уроках литературного чтения."
Задание 2.
Подготовьте аналитический обзор методических Интернет-ресурсов по литературному чтению.
Задние 3.
Составьте библиографический список по проблеме «Психологические основы начального литературного образования». Подготовьте развернутые аннотации 3-4 источникам.
Задание 4.
Проанализируйте две учебные хрестоматии по литературному чтению, входящие в разные учебные комплекты. Определите, какие принципы лежат в основе отбора и расположения литературного материала. Соотнесите их с целями и задачами литературного образования, поставленными авторами каждого их УМК.
Методическая задача 1.
Проанализируйте фрагмент урока, ответив на вопросы:
1. Уместно ли в данном случае на этапе антиципации выразительное чтение фрагмента текста учителем?
2. Нужно ли формулировать для детей цели урока?
3. Прокомментируйте, насколько удачно они сформулированы.
Фрагмент урока
Учитель читает первый абзац из предисловия к книге «Тайна запечного сверчка»:
Как-то совсем недавно я был на концерте. Исполняли Моцарта…
Звучит музыка, на фоне музыки учитель читает:
Я слушал музыку и вдруг представил себе старый Зальцбург – родину композитора… Полночь. По тихим улочкам бредет ночная стража. Звон ее бутафорского оружия пугает запоздалых гуляк. Всплеснув руками, они, точно мотыльки, тычутся носами в освещенные окна. В темных садах пахнет ночными фиалками… (до слов «маленький мальчик по имени Вольфганг Амадей Моцарт»).
– Начало какого произведения вы слушали? Кто автор? О ком это произведение?
– Сегодня мы будем работать над «Маленькими сказками о детстве Моцарта».
Цели нашего урока:
– раскрыть образ маленького композитора на фоне двух городов Зальцбурга и Вены;
– показать связь вымысла и реальности в сказке.
Методическая задача 2.
Проанализируйте фрагмент, ответив на вопросы:
1. Согласны ли вы с этими рекомендациями?
2. Кто в данном случае должен первым прочитать текст?
3. Целесообразно ли во время первичного чтения выводить детей на эмоциональную доминанту текста?
4. Носят ли вопросы, предложенные после повторного чтения, обобщающий характер?
5. Какие из предложенных приемов вы использовали бы на втором и на третьем этапах работы с текстом? Обоснуйте.
Фрагмент
В работе по изучению произведения Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки» в 4-м классе могут быть использованы различные приемы: чтение по ролям, эвристическая беседа, инсценирование и т.д., но в первый раз прочитать текст вслух должен учитель. Голосом он должен показать, как одиноко героине (в эпизоде ее появления в доме дяди). После повторного чтения учитель задает следующие вопросы:
– Что испытала сирота, попав в дом к богатым родственникам?
– Как ее встретили?
Далее целесообразно проиграть с детьми модель «Как бы вы ее встретили?».
III. Пример задания по проектированию урока
Разработайте конспект урока литературного чтения и коллективного анализа художественного произведения в младших классах с учетом требований ФГОС НОО.
Структура урока литературного чтения.
1. Оргмомент.
2. Актуализация знаний.
3. Вступительная беседа (сведения об авторе, работа с выставкой книг, проведение викторины).
4. Словарная работа
5. Первичное восприятие текста.
6. Проверка первичного восприятия текста.
7. Чтение по частям и анализ прочитанного текста.
8. Составление плана прочитанного.
9. Пересказ прочитанного текста.
10. Выразительное чтение.
11. Проведение творческой работы.
12. Рефлексия.
13. Домашнее задание.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.