(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М.Захарова
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э5 Э6
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Подбор наиболее эффективных методов и приемов для решения орфографических задач. Составление фрагментов уроков.
/Лаб/
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Перечень вопросов к экзамену:
1. Урок развития речи. Классификация. Основные требования к уроку развития речи на современном этапе.
2. Подготовка учителя к уроку развития речи.
3. Методика урока подготовки и написания изложения.
4. Методика урока подготовки и написания сочинения по картине.
5. Методика урока подготовки и написания сочинения на свободную тему.
6. Планирование материала по развитию речи
7. Организация урока развития речи проблемного содержания.
8. Методы и приемы постановки проблемы на уроке развития речи.
9. Методы и приемы решения проблемы на уроке развития речи.
10. Применение игровых технологий на уроках развития речи.
11. Применение мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока развития речи.
12. Технология проектов как реализация исследовательской деятельности на уроках развития речи.
13. Каковы существенные признаки текста как синтаксической единицы? Чем различаются функционально-смысловые типы текстов?
14. Каковы основания выделения стилей речи? Дайте краткую характеристику каждому функциональному стилю речи.
15. Особенности речи детей младшего школьного возраста: произношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь.
16. Типичные нарушения в речи младших школьников (грамматические ошибки, речевые ошибки и речевые недочеты).
17. Назовите основные направления работы по речевому развитию младших школьников.
18. Какие условия необходимо создавать в процессе обучения для развития речи учащихся? Какие из них характерны для обучения русскому языку?
19. Охарактеризуйте методы развития речи учащихся.
20. Каковы задачи и содержание работы по культуре речи учащихся на уроках русского языка?
21. Какие виды упражнений используются в работе по культуре речи при изучении грамматико-орфографических тем?
22. Работа над произносительной культурой речи учащихся: содержание, виды упражнений.
23. Лексическая работа в системе развития речи учащихся: содержание, виды работы.
24. Работа над грамматическим строем речи учащихся: содержание, виды работы.
25. Какие коммуникативно-речевые умения, обеспечивающие восприятие и создание высказывания, необходимо формировать у школьников? В чем специфика работы над ними на разных этапах обучения?
26. Какие речеведческие знания входят в содержание работы по развитию связной речи младших школьников и почему?
27. Виды упражнений по развитию связной речи.
28. В чем значение ситуативных упражнений для развития связной речи школьников? Какие типы речевых ситуаций, побуждающих учащихся к созданию связного высказывания, можно создавать в процессе обучения?
29. Формирование знаний о тексте и основных текстовых умений: содержание, этапы работы, виды упражнений.
30. Изложение как комплексное речевое упражнение. Требования к текстам для изложений.
31. Виды изложений, их значение и особенности проведения.
32. Методика проведения урока обучающего изложения.
34. Методика подготовки и проведения сочинений разных видов (на основе личного опыта, по картине, по серии картин).
35. Структура и содержание урока обучающего сочинения.
36. Критерии анализа и оценки творческих работ учащихся.
37. Каковы типичные нарушения содержательной и композиционной стороны детских сочинений?
38. Обучение самопроверке и совершенствованию написанного: содержание, формы и виды работы.
39. Внеурочная деятельность по развитию речи младших школьников.
40. Организация самостоятельной работы на уроках развития речи в младших классах.
Перечень заданий к экзамену:
1. Найдите в учебнике русского языка (любом) материал для проведения работы над грамматическим строем речи младших школьников: сведения о грамматических нормах; словарик грамматических трудностей; упражнения, направленные на усвоение норм формо- и словообразования, синтаксических норм (согласования, управления, построения предложения). При изучении каких тем курса в основном ведется такая работа?
2. Прочитайте описание фрагментов уроков обучения грамоте. Определите цель каждого из фрагментов и использованные учителем приемы обучения.
1) Учитель просит произнести предложение «Сегодня мы идем на каток» по-разному в зависимости от описываемой ситуации: ты спрашиваешь у друзей; ты сообщаешь другу; ты просишь старшего брата; ты делишься радостной новостью с мамой.
2) Учитель сообщает, что научиться говорить четко, без ошибок помогают маленькие стишки – чистоговорки, и предлагает «подружиться» с ними и поучиться говорить, отчетливо выговаривая все звуки и слоги в словах. Дети под руководством учителя хором произносят чистоговорки несколько раз (медленно, отчетливо артикулируя и в нормальном темпе):
Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Затем учитель предлагает первоклассникам закончить начатые им чистоговорки словом, в котором есть произнесенный в начале чистоговорки слог:
Бы-бы-бы – на дворе стоят … (например, столбы)
Ре-ре-ре – стоит домик на …
Са-са-са – в лесу бегает …
3) Учитель предлагает первоклассникам прочитать две записи на доске:
медвежонок выбежать косолапый забавный
на арену цирка выбежал забавный косолапый медвежонок
Затем прочитанные записи сравниваются: в какой из них только назван медвежонок, названы его признаки и действие, а в какой – высказана какая-то мысль о медвежонке? В процессе беседы ученики определяют, как можно назвать вторую запись (предложение), повторяют его признаки (выражена законченная мысль, слова связаны между собой) и помогают учителю правильно оформить. После этого учитель предлагает составить предложения из рассыпанных слов и напоминает, что, для того чтобы получилось предложение, слова придется изменять.
4) Учитель предлагает первоклассникам подумать, одинаковыми ли словами они будут прощаться с разными людьми: с учителем, с другом, с бабушкой-соседкой и т.д. Затем проводится игра: учитель показывает карточки с разными словами прощания, обращенными к разным людям (До свидания! До свидания, Мария Петровна! Пока! До завтра! и др.), а ученики решают, можно ли таким образом попрощаться с собеседником в данной ситуации, и поднимают зеленый или красный сигнал. После этого делается вывод об уместности этикетных формул в той или иной ситуации.
5) После прочтения слова открытка учитель сначала предлагает первоклассникам объяснить, что оно обозначает. В ходе беседы уточняется, что открыткой называется карточка с каким-то изображением (картинкой, фотографией), которую мы можем послать по почте или подарить кому-то, чтобы поздравить его с праздником или просто порадовать. Учитель показывает разные открытки: почтовые и художественные, в том числе одну почтовую с заполненными полями для письма и указания адресата и адресанта. На примере этой открытки объясняет, почему этот предмет получил такое название: в такой почтовой карточке можно отправить открытое письмо, без конверта, в который письмо запечатывают.
3. Перед Вами упражнения по культуре речи. Определите цель каждого упражнения, его тип, укажите, при изучении какой грамматико-орфографической темы целесообразно его использовать. Сформулируйте весь комплекс задач (в том числе и языковых), решаемых при выполнении каждого упражнения.
1) Найдите в предложениях неправильно образованные слова. Выпишите их в исправленном виде, отметьте те части слов, которые вы заменили.
Мальчик взлез на дерево. Всегда и во всем нужно проявлять упорность. У моей подруги часто бывает раздумчивый взгляд. Саша увидел ежа и всадил его в кепку.
2) Из двух слов (невежа, невежда) выберите то, которое уместно в предложении: «Толкается, кричит – какой он …!»
3) Исправьте ошибки и объясните, чего не знали ученики, их допустившие. На обед нам давали вареную картофель. Мы увидели на дереве огромный дупло.
4) Составьте пары слов, запишите их, вставляя нужные буквы.
Г…ржусь (чем?)
Ув…жаю (за что?) поступок
Уд…вляюсь (чему?)
5) Составьте по 3 словосочетания с каждым из имен существительных. В первом из них слово должно отвечать на вопрос где?, во втором – куда?, в третьем – откуда?
Пустыня. Кавказ. Волга. Сибирь.
4. Составьте упражнения по культуре речи на основе представленного материала. С какой целью, при изучении какой темы будете их использовать?
1) Много (пустыня, ухо, полотенце, теленок, басня, солдат, помидор, сумерки, яблоко, туфля).
3) Растения имеют свое строение. У каждого различают корень, (стебель, стебелек), листья, цветок, плод. Тоненький (стебель, стебелек) выглянул из земли, увидел солнышко и потянулся к нему.
4) Опустить – отпустить. Одеть – надеть. Оделить – отделить. Обмерить – отмерить. Подержать – поддержать. Вбежать – взбежать. Вдох – вздох. Оклик – отклик. Понятный – понятливый. Приметный – приметливый. Советник – советчик. Соседний – соседский. Удачный – удачливый.
5) Обидеть – оскорбить. Изумить – удивить. Просить – умолять. Плакать – рыдать. Превозносить – хвалить.
6)
– Давайте играть в жмурки, – сказала Лена.
– Согласны, согласны! Будем играть в жмурки, – сказали все остальные.
– Только не убегайте далеко, – сказала маленькая Катя.
– И не прячьтесь так, что вас и с открытыми глазами не найдешь, сказал Петя.
7) Папа (позвонить) сегодня вечером. Урок уже (начаться). Маша, ты (понять) задание? Бабушка (позвать) внуков домой.
5. Спланируйте работу по культуре речи учащихся при изучении одной из грамматических тем курса русского языка: 1) сформулируйте задачи работы по культуре речи, опираясь на знание особенностей речи детей, типичных нарушений в использовании изучаемого языкового средства в речи; 2) проанализируйте материал учебника с точки зрения возможностей для решения поставленных задач; 3) приведите примеры упражнений разных видов, которые можно было бы использовать в работе по теме.
Аналитическая работа с источниками (примеры заданий):
Задание 1. Подготовьте аналитический обзор публикаций научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс – минус», «Русский язык в школе» за последние 10 лет на тему (по выбору): 1) «Обучение младших школьников работе с “Орфографическим словариком” на уроках русского языка»; 2) «Использование “Толкового словарика” на уроках чтения в начальной школе»; 3) «Обучение младших школьников работе со “Словариком синонимов и антонимов” на уроках написания изложений и сочинений»; 4) «Работа со словариком “Говори правильно” как средство совершенствования произносительной культуры младших школьников»; 5) «Составление младшими школьниками собственных орфографических словариков как средство усвоения непроверяемых написаний»; 6) «Введение младшими школьниками общеклассного “Словаря вежливых слов” как средство обогащения речи единицами речевого этикета»; 7) «Взаимодействие семьи и школы в обучении младших школьников работе с лингвистическими словарями»; 8) «Личный “Словарик новых слов” как средство формирования у младших школьников лексикографической культуры».
Задание 2. Подготовьте аналитический обзор публикаций научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», «Русский язык в школе» за последние два-три года на тему (по выбору): 1) «Взаимодействие семьи и школы в работе по развитию у младших школьников умений речевого этикета»; 2) «Справки об истории речевого этикета как средство повышения у младших школьников интереса к занятиям по культуре поведения»; 3) «Игра в обучении младших школьников речевому этикету»; 4) «Обучение речевому этикету как средство совершенствования дискуссионной речи младших школьников»; 5) «Обучение младших школьников этикету телефонного разговора»; 6) «Обучение первоклассников речевому этикету как средство адаптации к школьной жизни».
Контрольная работа (пример задания)
Теоретический вопрос: Современные учебники русского языка для начальной школы, входящие в Федеральный перечень. Роль. Функции.
Практическое задание: Методический аппарат учебника включает следующие составляющие:
- различные способы предъявления учебной информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный);
- выделение материала для запоминания, наблюдения, для самостоятельной работы и т. д.;
- образцы выполнения заданий, способы рассуждения, примеры применения правила и др.;
- наличие различных типов упражнений, способствующих осознанию языковых единиц и формированию умений использовать единицы языка в речи;
- регулярное повторение изученного материала; использование разнообразного наглядного и справочного материала.
Проанализируйте один из учебников русского языка (по выбору), характеризуя его методическую систему. Какие способы подачи материала вам известны? От каких условий зависит способ подачи учебного материала в учебнике?
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания,
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.