2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Технологии начального языкового образования_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Технологии начального языкового образования
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
экзамен 6 зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
экзамензачет
36
самостоятельная работа
78
аудиторные занятия
138
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
7 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
252
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
5 (3.1)
6 (3.2)
Итого
Недель
18
20
13 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
20
20
12
12
50
50
Лабораторные
18
18
20
20
38
38
Практические
18
18
20
20
12
12
50
50
Итого ауд.
54
54
60
60
24
24
138
138
Кoнтактная рабoта
54
54
60
60
24
24
138
138
Сам. работа
54
54
12
12
12
12
78
78
Часы на контроль
36
36
36
36
Итого
108
108
72
72
72
72
252
252
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна _________________
 
 
Технологии начального языкового образования
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой И.М.Захарова

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать знания обучающихся в области педагогических технологий начального языкового образования, научить их выбору эффективных форм и методов преподавания русского языка, поиску новых технологий, связанных с организацией урока русского языка.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
сформировать теоретические знания и практические умения, навыки, необходимые для обучения учащихся начальной школы русскому языку;
1.4
изучить вариативные учебные программы и УМК по русскому языку в системе начального образования;
1.5
сформировать умения по проведению разных типов уроков по дисциплине «Русский язык», а также внеклассных занятий.
1.6
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория начального языкового образования
2.1.2
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.3
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
2.1.4
Педагогика раннего возраста
2.1.5
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.6
Теория и технологии физического развития детей
2.1.7
Теория начального математического образования
2.1.8
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.9
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.10
Теория обучения
2.1.11
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.12
Геометрические фигуры на плоскости
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Технологии начального литературного образования
2.2.2
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.3
Методика обучения татарскому языку
2.2.4
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.5
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.6
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.7
Речевое развитие детей дошкольного возраста
2.2.8
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.9
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.10
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.11
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.12
Организация дошкольного образования
2.2.13
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.14
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.15
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.16
Теория и технологии литературного развития детей
2.2.17
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.18
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.19
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.20
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.21
Литературное развитие детей
2.2.22
Организация музыкальной деятельности детей
2.2.23
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.24
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.25
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.26
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.27
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.28
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.29
Графическая деятельность младших школьников
2.2.30
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.31
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.32
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.33
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.34
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.35
Формирование УУД у младших школьников
2.2.36
Производственная педагогическая практика
2.2.37
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.38
Производственная преддипломная практика
2.2.39
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.40
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.41
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.42
Графическая деятельность младших школьников
2.2.43
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.44
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.45
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.46
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.47
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.48
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.49
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.50
Игровые технологии в дошкольном образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: готовностью реализовывать образовательные программы по учебным предметам в соответствии с требованиями образовательных стандартов
 
Знать:
 
основы реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС

 
требования и критерии разработки образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
 
основы проектирования разных видов образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
 
 
Уметь:
 
реализовывать образовательную программу по "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать образовательную программу по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
 
разрабатывать и реализовывать разные виды образовательных программ по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
 
 
Владеть:
 
навыками составления образовательной программы на основе методических разработок "Русский язык" в соответствии с требованиями ФГОС 
 
навыками разработки и реализации образовательной программы по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС с учетом специфики образовательного учреждения 
 
навыками проектирования и реализации образовательных программ разного вида по учебному предмету "Русский язык" в соответствии с ФГОС
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на уроке

 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами преподаваемого учебного предмета "Русский язык"
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
нормативные документы, определяющие содержание и формы организации языкового образования в начальной школе;
3.1.2
психолого-педагогические и языковедческие основы методики обучения русскому языку в начальных классах и вытекающие из них методические закономерности;
3.1.3
задачи, содержание, способы и средства обучения русскому языку в начальной школе;  
3.1.4
типичные затруднения учащихся в овладении языковедческой деятельностью, их причины, способы их выявления и пути преодоления.
 
 
3.2
Уметь:
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.2.1
планировать и осуществлять процесс языкового образования младших школьников, обоснованно определяя задачи и содержание изучения русского языка на каждом этапе обучения, уроке, используя соответствующие поставленным задачам методы обучения и формы организации деятельности учащихся;
3.2.2
выявлять затруднения учащихся в овладении языковедческой деятельностью, определять их причины и осуществлять работу по их преодолению;
3.2.3
организовывать внеурочную деятельность учащихся по русскому языку;
3.2.4
квалифицированно обращаться к источникам информации (научно-методической литературе, периодическим изданиям, Интернет-источникам) для поиска ответов на вопросы, связанные с организацией процесса языкового образования, для пополнения профессиональных знаний.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
современными технологиями формирования языковедческой деятельности младших школьников.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методика начального языкового образования как наука

 
1.1
Методы и приемы изучения русского языка в начальной школе. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Методика изучения языковой теории

 
2.1
Методика фонетики и графики /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.2
Изучение темы «звуки и буквы» и совершенствование фонетико-графических умений младших школьников. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.3
Методика лексики и семантики. Методика морфемики. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.4
Формирование фонетических навыков.  /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.5
Работа со словом на уроках русского языка. Методические приемы. Трудности. Составление фрагментов уроков. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.6
Методика изучения грамматики. Имя существительное. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.7
Методика работы над именем существительным. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.8
Методика изучения грамматики. Имя прилагательное. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.9
Методика работы над именем прилагательным. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.10
Методика изучения грамматики: Глагол. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.11
Разные темы курса морфологии. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.12
Морфология. Составление технологической карты урока по одной из тем: «Имя существительное», "Имя прилагательное", "Глагол". /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.13
Изучение глагола. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.14
Синтаксис. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.15
Предложение: Методика работы. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.16
Сложные предложения: Методика работы /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.17
Моделирование уроков изучения темы «Прямая и косвенная речь». /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.18
Методика правописания (орфографии и пунктуации) /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.19
Формирование орфографических действий и навыка правописания. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.20
Изучение ошибок учащихся.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.21
Составление алгоритмов для решения орфографических задач.

Подбор наиболее эффективных методов и приемов для решения орфографических задач. Составление фрагментов уроков.

/Лаб/

Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.22
Приемы формирования УУД у учащихся при изучении орфографии. На примере упражнений и заданий из учебников по русскому языку. /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.23
Учебник русского языка и дополнительные пособия /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.24
Методика фонетики и графики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.25
Методика лексики и семантики.Методика морфемики  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.26
Методика изучения грамматики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.27
Синтаксис /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.28
Методика правописания (орфографии и пунктуации). Свойства русского правописания как основа его методики /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.29
Формирования орфографических действий и навыка правописания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.30
Методы и приемы обучения правописания /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
2.31
Диагностика, прогнозирование; исправление и предупреждение ошибок /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 3. Современные подходы к проблеме  начального языкового образования

 
3.1
Современные  педагогические образовательные технологии. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.2
Типология и характеристика инновационных технологий обучения в начальной школе /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.3
Использование методов проблемного обучения в процессе изучения морфологии. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.4
Методы проблемного обучения как средство формирования морфологических знаний и умений младших школьников. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.5
Использование технологии учебного сотрудничества в процессе изучения элементов синтаксиса. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.6
Использование технологии учебного сотрудничества в процессе изучения синтаксиса: элементы "Словочочетание", "Предложение" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.7
Возможности технологии игровых методов для формирования орфографической зоркости и пунктуационных умений младших школьников. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.8
Возможности технологии игровых методов для формирования у младших школьников орфографической зоркости. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.9
Информационно-технологическое  сопровождение  образовательного процесса на уроках русскогоо языка в младших классах  /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.10
Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока русского языка и чтения в начальных классах. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.11
Внеурочная деятельность в курсе "Русский язык" /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.12
Проектная деятельность в курсе "Русский язык" /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.13
Детская риторика /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.14
Факультативная и кружковая деятельность /Лаб/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.15
Современные технологии в организации учебной деятельности на уроках русского языка. Проектирование уроков /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
3.16
Современные технологии в организации учебной деятельности на уроках русского языка. Проектирование уроков /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
5
0
 
 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Раздел 4. Методика развития речи учащихся

 
4.1
Психолого-лингвистические основы развития речи учащихся. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.2
Культура речи и методика. Критерии культуры речи. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.3
Методы развития речи учащихся. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.4
Уровни работы по развитию речи. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.5
Уровень текста: Изложения. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.6
Уровень текста: Сочинение. /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.7
Информационные технологии на уроках развития речи.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.8
Особенности работы над изложениями разных видов.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.9
Особенности работы над сочинениями разных видов.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

4
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
4.10
Речевые ошибки учащихся, их диагностика и исправление. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

2
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.11
Уровень текста в развитии речи. Текстовые упражнения и изложения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.12
Устные и письменные сочинения /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

6
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
4.13
/Экзамен/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16

36
ПК-1 ПК-2 ПК-4
6
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к экзамену:

1. Урок развития речи. Классификация. Основные требования к уроку развития речи на современном этапе.

2. Подготовка учителя к уроку развития речи.

3. Методика урока подготовки и написания изложения.

4. Методика урока подготовки и написания сочинения по картине.

5. Методика урока подготовки и написания сочинения на свободную тему.

6. Планирование материала по развитию речи

7. Организация урока развития речи проблемного содержания.

8. Методы и приемы постановки проблемы на уроке развития речи.

9. Методы и приемы решения проблемы на уроке развития речи.

10. Применение игровых технологий на уроках развития речи.

11. Применение мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока развития речи.

12. Технология проектов как реализация исследовательской деятельности на уроках развития речи.

13. Каковы существенные признаки текста как синтаксической единицы? Чем различаются функционально-смысловые типы текстов?

14. Каковы основания выделения стилей речи? Дайте краткую характеристику каждому функциональному стилю речи.

15. Особенности речи детей младшего школьного возраста: произношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь.

16. Типичные нарушения в речи младших школьников (грамматические ошибки, речевые ошибки и речевые недочеты).

17. Назовите основные направления работы по речевому развитию младших школьников.

18. Какие условия необходимо создавать в процессе обучения для развития речи учащихся? Какие из них характерны для обучения русскому языку?

19. Охарактеризуйте методы развития речи учащихся.

20. Каковы задачи и содержание работы по культуре речи учащихся на уроках русского языка?

21. Какие виды упражнений используются в работе по культуре речи при изучении грамматико-орфографических тем?  

22. Работа над произносительной культурой речи учащихся: содержание, виды упражнений.  

23. Лексическая работа в системе развития речи учащихся: содержание, виды работы.  

24. Работа над грамматическим строем речи учащихся: содержание, виды работы.  

25. Какие коммуникативно-речевые умения, обеспечивающие восприятие и создание высказывания, необходимо формировать у школьников? В чем специфика работы над ними на разных этапах обучения?

26. Какие речеведческие знания входят в содержание работы по развитию связной речи младших школьников и почему?  

27. Виды упражнений по развитию связной речи.  

28. В чем значение ситуативных упражнений для развития связной речи школьников? Какие типы речевых ситуаций, побуждающих учащихся к созданию связного высказывания, можно создавать в процессе обучения?

29. Формирование знаний о тексте и основных текстовых умений: содержание, этапы работы, виды упражнений.

30. Изложение как комплексное речевое упражнение. Требования к текстам для изложений.

31. Виды изложений, их значение и особенности проведения.

32. Методика проведения урока обучающего изложения.

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
33. Сочинение как комплексное речевое упражнение. Виды сочинений.  

34. Методика подготовки и проведения сочинений разных видов (на основе личного опыта, по картине, по серии картин).  

35. Структура и содержание урока обучающего сочинения.

36. Критерии анализа и оценки творческих работ учащихся.  

37. Каковы типичные нарушения содержательной и композиционной стороны детских сочинений?  

38. Обучение самопроверке и совершенствованию написанного: содержание, формы и виды работы.  

39. Внеурочная деятельность по развитию речи младших школьников.

40. Организация самостоятельной работы на уроках развития речи в младших классах.

Перечень заданий к экзамену:

1. Найдите в учебнике русского языка (любом) материал для проведения работы над грамматическим строем речи младших школьников: сведения о грамматических нормах; словарик грамматических трудностей; упражнения, направленные на усвоение норм формо- и словообразования, синтаксических норм (согласования, управления, построения предложения). При изучении каких тем курса в основном ведется такая работа?

2. Прочитайте описание фрагментов уроков обучения грамоте. Определите цель каждого из фрагментов и использованные учителем приемы обучения.

1) Учитель просит произнести предложение «Сегодня мы идем на каток» по-разному в зависимости от описываемой ситуации: ты спрашиваешь у друзей; ты сообщаешь другу; ты просишь старшего брата; ты делишься радостной новостью с мамой.

2) Учитель сообщает, что научиться говорить четко, без ошибок помогают маленькие стишки – чистоговорки, и предлагает «подружиться» с ними и поучиться говорить, отчетливо выговаривая все звуки и слоги в словах. Дети под руководством учителя хором произносят чистоговорки несколько раз (медленно, отчетливо артикулируя и в нормальном темпе):

Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.

Затем учитель предлагает первоклассникам закончить начатые им чистоговорки словом, в котором есть произнесенный в начале чистоговорки слог:

Бы-бы-бы – на дворе стоят … (например, столбы)

Ре-ре-ре – стоит домик на …

Са-са-са – в лесу бегает …

3) Учитель предлагает первоклассникам прочитать две записи на доске:

медвежонок  выбежать  косолапый  забавный

на арену цирка выбежал забавный косолапый медвежонок  

Затем прочитанные записи сравниваются: в какой из них только назван медвежонок, названы его признаки и действие, а в какой – высказана какая-то мысль о медвежонке? В процессе беседы ученики определяют, как можно назвать вторую запись (предложение), повторяют его признаки (выражена законченная мысль, слова связаны между собой) и помогают учителю правильно оформить. После этого учитель предлагает составить предложения из рассыпанных слов и напоминает, что, для того чтобы получилось предложение, слова придется изменять.

4) Учитель предлагает первоклассникам подумать, одинаковыми ли словами они будут прощаться с разными людьми: с учителем, с другом, с бабушкой-соседкой и т.д. Затем проводится игра: учитель показывает карточки с разными словами прощания, обращенными к разным людям (До свидания! До свидания, Мария Петровна! Пока! До завтра! и др.), а ученики решают, можно ли таким образом попрощаться с собеседником в данной ситуации, и поднимают зеленый или красный сигнал. После этого делается вывод об уместности этикетных формул в той или иной ситуации.

5) После прочтения слова открытка учитель сначала предлагает первоклассникам объяснить, что оно обозначает. В ходе беседы уточняется, что открыткой называется карточка с каким-то изображением (картинкой, фотографией), которую мы можем послать по почте или подарить кому-то, чтобы поздравить его с праздником или просто порадовать. Учитель показывает разные открытки: почтовые и художественные, в том числе одну почтовую с заполненными полями для письма и указания адресата и адресанта. На примере этой открытки объясняет, почему этот предмет получил такое название: в такой почтовой карточке можно отправить открытое письмо, без конверта, в который письмо запечатывают.

3. Перед Вами упражнения по культуре речи. Определите цель каждого упражнения, его тип, укажите, при изучении какой грамматико-орфографической темы целесообразно его использовать. Сформулируйте весь комплекс задач (в том числе и языковых), решаемых при выполнении каждого упражнения.

1) Найдите в предложениях неправильно образованные слова. Выпишите их в исправленном виде, отметьте те части слов, которые вы заменили.

Мальчик взлез на дерево. Всегда и во всем нужно проявлять упорность. У моей подруги часто бывает раздумчивый взгляд. Саша увидел ежа и всадил его в кепку.

2) Из двух слов (невежа, невежда) выберите то, которое уместно в предложении: «Толкается, кричит – какой он …!»  

3) Исправьте ошибки и объясните, чего не знали ученики, их допустившие. На обед нам давали вареную картофель. Мы увидели на дереве огромный дупло.

4) Составьте пары слов, запишите их, вставляя нужные буквы.

Г…ржусь (чем?)

Ув…жаю (за что?)            поступок

Уд…вляюсь (чему?)

5) Составьте по 3 словосочетания с каждым из имен существительных. В первом из них слово должно отвечать на вопрос где?, во втором – куда?, в третьем – откуда?

Пустыня. Кавказ. Волга. Сибирь.

4. Составьте упражнения по культуре речи на основе представленного материала. С какой целью, при изучении какой темы будете их использовать?

1) Много (пустыня, ухо, полотенце, теленок, басня, солдат, помидор, сумерки, яблоко, туфля).

 
стр. 14
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2) Мы подошли к высокой сосенке. Я нашел крохотный белый гриб. Ребята пускали в луже бумажные корабли. У меня есть старший братишка.

3) Растения имеют свое строение. У каждого различают корень, (стебель, стебелек), листья, цветок, плод.   Тоненький (стебель, стебелек) выглянул из земли, увидел солнышко и потянулся к нему.

4) Опустить – отпустить. Одеть – надеть. Оделить – отделить. Обмерить – отмерить. Подержать – поддержать. Вбежать – взбежать. Вдох – вздох. Оклик – отклик. Понятный – понятливый. Приметный – приметливый. Советник – советчик. Соседний – соседский. Удачный – удачливый.

5) Обидеть – оскорбить. Изумить – удивить. Просить – умолять. Плакать – рыдать. Превозносить – хвалить.

6)

– Давайте играть в жмурки, – сказала Лена.

– Согласны, согласны! Будем играть в жмурки, – сказали все остальные.

– Только не убегайте далеко, – сказала маленькая Катя.

– И не прячьтесь так, что вас и с открытыми глазами не найдешь, сказал Петя.

7) Папа (позвонить) сегодня вечером. Урок уже (начаться). Маша, ты (понять) задание? Бабушка (позвать) внуков домой.

5. Спланируйте работу по культуре речи учащихся при изучении одной из грамматических тем курса русского языка: 1) сформулируйте задачи работы по культуре речи, опираясь на знание особенностей речи детей, типичных нарушений в использовании изучаемого языкового средства в речи; 2) проанализируйте материал учебника с точки зрения возможностей для решения поставленных задач; 3) приведите примеры упражнений разных видов, которые можно было бы использовать в работе по теме.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Аналитическая работа с источниками (примеры заданий):

Задание 1. Подготовьте аналитический обзор публикаций научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс – минус», «Русский язык в школе» за последние 10 лет на тему (по выбору): 1) «Обучение младших школьников работе с “Орфографическим словариком” на уроках русского языка»; 2) «Использование “Толкового словарика” на уроках чтения в начальной школе»; 3) «Обучение младших школьников работе со “Словариком синонимов и антонимов” на уроках написания изложений и сочинений»; 4) «Работа со словариком “Говори правильно” как средство совершенствования произносительной культуры младших школьников»; 5) «Составление младшими школьниками собственных орфографических словариков как средство усвоения непроверяемых написаний»; 6) «Введение младшими школьниками общеклассного “Словаря вежливых слов” как средство обогащения речи единицами речевого этикета»; 7) «Взаимодействие семьи и школы в обучении младших школьников работе с лингвистическими словарями»; 8) «Личный “Словарик новых слов” как средство формирования у младших школьников лексикографической культуры».

Задание 2. Подготовьте аналитический обзор публикаций научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», «Русский язык в школе» за последние два-три года на тему (по выбору): 1) «Взаимодействие семьи и школы в работе по развитию у младших школьников умений речевого этикета»; 2) «Справки об истории речевого этикета как средство повышения у младших школьников интереса к занятиям по культуре поведения»; 3) «Игра в обучении младших школьников речевому этикету»; 4) «Обучение речевому этикету как средство совершенствования дискуссионной речи младших школьников»; 5) «Обучение младших школьников этикету телефонного разговора»; 6) «Обучение первоклассников речевому этикету как средство адаптации к школьной жизни».

Контрольная работа (пример задания)

Теоретический вопрос: Современные учебники русского языка для начальной школы, входящие в Федеральный перечень. Роль. Функции.

Практическое задание: Методический аппарат учебника включает следующие составляющие:

- различные способы предъявления учебной информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный);

- выделение материала для запоминания, наблюдения, для самостоятельной работы и т. д.;

- образцы выполнения заданий, способы рассуждения, примеры применения правила и др.;

- наличие различных типов упражнений, способствующих осознанию языковых единиц и формированию умений использовать единицы языка в речи;

- регулярное повторение изученного материала; использование разнообразного наглядного и справочного материала.

Проанализируйте один из учебников русского языка (по выбору), характеризуя его методическую систему. Какие способы подачи материала вам известны? От каких условий зависит способ подачи учебного материала в учебнике?

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Под редакцией Т. И. Зиновьевой
Методика обучения русскому языку в начальной школе :  учебник и практикум для вузов
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 15
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зиновьева Т.И.  
Методика обучения русскому языку. Практикум: учебное пособие для вузов / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 319 с. — ISBN 978-5-534-07285-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470820  
Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.]; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 258 с. — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471108 
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс].Режим доступа: https://открытыйурок.рф/
 
Э2
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/
 
Э3
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n-shkola.ru/ 
 
Э4
Образовательная система «Школа 2100» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school2100.com/
 
Э5
Учебно-методический комплекс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/
 
Э6
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальная школа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223
 
Э7
Учебно-методический комплекс «Перспективная начальная школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.akademkniga.ru
 
Э8
Система учебников «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление (РИТМ)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.drofa.ru/for-users/teacher/ritm/
 
Э9
Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php  
 
Э10
УМК «Планета знаний» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.planetaznaniy.astrel.ru/
 
Э11
Учебно-методический комплекс для начальной школы «Перспектива» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva
 
Э12
Система УМК «Начальная инновационная школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russkoe-slovo.ru  
 
Э13
Образовательная система «Гармония» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.umk-garmoniya.ru/ 
 
Э14
Система учебников «Начальная школа XXI века» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vgf.ru/tabid/113/Default.aspx
 
Э15
Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vita-press.ru/40.html
 
Э16
Образовательная система Л.В. Занкова [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.zankov.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
 
стр. 16
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

 
стр. 17
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, 

 
стр. 18
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с 

 
стр. 19
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.