Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой И.М.Захарова
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Вопросы к зачету:
1. Классификация методов обучения русскому языку. Принципы методики.
2. Урок русского языка – основная форма обучения. Домашнее задание по русскому языку: вид, объем, содержание, способ проверки.
3. Классификация уроков русского языка в младших классах. Типы уроков по русскому языку. Основные требования к уроку русского языка на современном этапе.
4. Система уроков по русскому языку.
5. Подготовка учителя к уроку русского языка в младших классах.
6. Методика урока объяснения нового материала.
7. Методика урока закрепления знаний, умений и навыков.
8. Методика урока повторения, обобщения.
9. Урок контроля по русскому языку в начальной школе. Виды, объем, содержание, способы проверки.
10. Планирование материала по русскому языку. Виды планирования.
11. Проблемный подход в обучении русскому языку в младших классах.
12. Организация урока русского языка проблемного содержания.
13. Методы и приемы постановки проблемы на уроке русского языка в младших классах.
14. Методы и приемы решения проблемы на уроке русского языка в младших классах.
15. Личностно ориентированная технология в процессе обучения русскому языку в младших классах.
16. Коммуникативные технологии в начальном языковом образовании
17. Здоровьесберегающие технологии в организации уроков русского языка в начальной школе.
18. Игровые технологии в организации учебной деятельности на уроках русского языка.
19. Игровые технологии в изучении тем фонетики, морфемики и морфологии.
20. Игровые технологии в изучении орфографии и пунктуации.
21. Игровые технологии в изучении синтаксиса.
22. Информационно-технологическое сопровождение обучения русскому языку в начальных классах.
23. Формирование культуроведческой компетенции при изучении морфологии.
24. Метод проектов в процессе обучения русскому языку в начальной школе.
25. Урок русского языка в аспекте интегрированности образовательного процесса.
Вопросы к экзамену:
1. Методика русского языка как педагогическая наука, ее предмет, значение, связь с другими науками. Методы исследования в методике.
2. Лингвистические основы методики обучения грамоте.
3. Психологические основы методики обучения грамоте.
4. Проблема реализации инновационного обучения в начальном языковом образовании (согласно ФГОС НОО).
5. Типология и характеристика инновационных технологий обучения в начальной школе (согласно ФГОС НОО).
6. Использование методов проблемного обучения на уроках русского языка.
7. Использование методов проблемного обучения в процессе изучения морфологии.
8. Система изучения темы «Состав слова».
9. Система изучения имени существительного в начальной школе.
10. Система изучения имени прилагательного в начальной школе.
11. Система изучения глагола как части речи.
12. Изучения местоимения в начальной школе.
13. Знакомство с именами числительными в начальных классах.
14. Особенности работы над изучением наречия.
15. Система изучения служебных частей речи: союзов, предлогов.
16. Место и роль синтаксиса в грамматическом курсе начальной школы.
17. Изучения предложений.
18. Система изучения словосочетаний.
19. Система работы над членами предложения.
20. Однородные члены предложения.
21. Особенности работы над сложными предложениями в начальных классах.
22. Прямая и косвенная речь.
23. Обучение видами языкового разбора в связи с изучением состав слова, частей речи, синтаксиса.
24. Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности урока русского языка и чтения в начальных классах.
26. Общая характеристика языкового образования в начальной школе. Требования Государственного стандарта в области предмета «Русский язык»
27. Характеристика учебника «Русский язык» (на выбор), входящего в Федеральный перечень.
28. Типы и структура уроков русского языка (ФГОС НОО). Современные требования к уроку (согласно ФГОС НОО).
29. Применение игровых технологий в аспекте инновационного обучения.
30. Технология проектов как реализация исследовательской деятельности на уроках русского языка и чтения.
31. Свойства русского правописания как основа его методики.
32. Принципы русской орфографии.
33. Формирование орфографических действий и навыка правописания.
34. Методы и приемы обучения правописанию.
35. Возможности технологии игровых методов для формирования у младших школьников орфографической зоркости.
36. Орфографические ошибки учащихся: классификация, диагностика, исправление.
37. Обучение пунктуации в начальной школе.
38. Возможности технологии игровых методов для формирования у младших школьников пунктуационных умений.
39. Пунктуационные ошибки учащихся: классификация, диагностика, исправление.
40. Урок русского языка (грамматика и орфография): общие требования, типология, структурные компоненты, планирование и подготовка к ним (ФГОС НОО).
I. Примеры аналитических заданий
Задание 1. Подготовьте аналитический обзор публикаций журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс-минус», «Русский язык в школе» за последние два-три года на тему по выбору: 1) «Обучение младших школьников невербальному общению как условие воспитания хорошего слушателя»; 2) «Использование технических средств обучения для формирования у младших школьников аудитивных умений»
Задание 2. Подготовьте аналитический обзор публикаций научно-методических журналов «Начальная школа», «Начальная школа: плюс – минус», «Русский язык в школе» за последние два-три года на тему: «Совершенствование диалогической речи младших школьников в учебном процессе».
Задание 3. Изучите публикации журналов «Начальная школа» и «Начальная школа: плюс-минус» за последние два-три года. Подготовьте сообщение на тему (по выбору): 1) «Работа речевого аппарата человека» (данное сообщение должно сопровождаться демонстрацией соответствующего наглядного пособия (схемы)); 2) «Голосо-речевой тренинг в профессиональной деятельности учителя» (это сообщение предполагает показ речевых упражнений и коллективное их выполнение).
Задание 4. Подготовьте аналитический обзор публикаций журналов «Начальная школа» и «Русский язык в школе» за последние два года на тему (по выбору): 1) «Орфоэпическая работа на уроках чтения художественных произведений в начальной школе»; 2) «Преемственность в вопросах развития произносительной культуры у младших школьников и учащихся средней школы».
II. Примеры методических задач
Методическая задача 1.
Изучите типологию речевых уроков и рекомендации по подготовке соответствующих конспектов (по А.А. Ворожбитовой). Оцените целесообразность использования учителем-практиком предложенных А.А. Ворожбитовой материалов для разработки конкретных конспектов речевых уроков.
Типы специальных речевых уроков (с точки зрения содержания)
1. Коммуникативные уроки: «Функции речи», «общение», «речевой этикет», «техника речи», «Учимся дискутировать», «маленький оратор», «стили речи».
2. Текстовые уроки: «текст», «типы речи», «стили речи», «речевые жанры», «Учимся у писателя (урок-изложение)», «маленький писатель».
Структура конспекта
1. Тема урока, тип урока (по содержанию материала), его место в ряду других (открывает, продолжает формирование знаний и умений).
2. Цель урока ( формирование коммуникативной ( текстовой ) субкомпетенции младших школьников в области… ; воспитание культуры коммуникативной деятельности ( текстовых действий в области… ) .
3. Задачи урока ( познакомить с… ; научить… ; развивать способности… ; формировать качества речи : воспитывать стремление к речевому идеалу , к правде и добру , к гармонии в речевых поступках и т. п. ) ."
4. Оборудование урока. 5. Ход урока:
1) подготовка к уроку, создание эмоционального настроения. Сообщение темы урока, его риторической идеи, постановка учебной задачи, мотивация необходимости изучения нового материала;
2) проверка домашнего задания или повторение изученного с целью актуализации сведений, необходимых для усвоения темы. Использование формы фронтального, индивидуального опроса, групповой работы;
3) введение нового материала: организация наблюдений над речевым материалом (дискурсом, текстом); эвристическая беседа с целью установления каких-либо речевых закономерностей, правил, помощи в самостоятельном формулировании нового знания, основных идей урока с опорой на личный речевой опыт учащихся; окончательное формулирование подлежащих усвоению речеведческих сведений, проговаривание их с детьми в различных вариантах;
4) закрепление нового материала (организация тренировки в применении новых знаний, выработка соответствующих умений в новых речевых ситуациях, на материале различных упражнений и заданий);
5) подведение итогов урока (Что узнали? Чему научились? Для чего в жизни пригодятся полученные знания и умения? Как
6) задание на дом (предлагаются коммуникативно-ориентированные, практически значимые для реальных жизненных ситуаций задания, по возможности творческие, индивидуализированные).
Методическая задача 2.
Познакомьтесь с критериями отбора слов для звукового анализа (См. ниже). Составьте перечень из 20-30 слов, которые не рекомендуется предлагать для фонетического разбора ни на каком этапе обучения грамоте. Приготовьте и список тех слов (20 – 30), которые без ограничения могут быть предложены для анализа.
***
При отборе слов для звукового анализа учитель должен уметь давать фонетическую оценку их звукового состава. С точки зрения фонематических особенностей все слова русского языка делятся на три группы:
1) Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях: сын, день, шмель и т.п. Слова этой группы чаще всего односложные, построенные по схеме: согласный, гласный; согласный непарный по звонкости-глухости. К данной группе относятся и двусложные слова с безударным звуком [у] в безударном слоге: труба, дуга и т.п. Можно отнести к этой группе двусложные слова с безударным звуком [ы] в абсолютном конце слова: горы, раны, рыбы и т.п.
2) Слова, состоящие из звуков (фонем) в сильных позициях и слабых, практически совпадающих по своим акустическим характеристикам с сильными позициями тех же фонем: трава, лиса, суп, мак и т.п. Эти слова не представляют сложности для звукового разбора.
На материале первых двух групп слов хорошо формировать способы звукового разбора, приучать детей прислушиваться к звучащему слову.
3) Слова, которые имеют в своем составе звуки (фонемы) в сильных и слабых позициях, причем последние отличаются по звучанию от сильных позиций тех же фонем: мороз, стена, часы, вечер и т.п. Пригодны для звукового анализа и двусложные слова с ударением на втором слоге: [нага], [п’итно], [б’ижат’] и т.п.
Двусложные слова с ударением на первом слоге лучше не использовать для фонетической работы, так как в них имеется очень краткий гласный: [в’эчьр], [грохът] и т.п. Двусложные слова с ударением на первом слоге можно предлагать для анализа, если во втором слоге находится фонема <у> или <и>: окунь, дети, жмурки и т.п. Можно использовать для работы и трехсложные слова, если во второй слабой позиции (не в первом предударном слоге) находится фонема <и> и тем более <у>: уголок, пирожок и т.п.
Нет оснований избегать слов со звуком [й], который отлично тянется в любой позиции. Анализ слов с данным звуком дает возможность углубить знания детей о различии между согласными и гласными звуками по способу словообразования (при произнесении гласных рот открывается широко, а при произнесении согласных – наоборот, сжимаются губы, т.е. это звуки-«ртосмыкатели», звук [й] – «ртосмыкатель»). Исключая слова со звуком [й] во всех позициях из звукового разбора, мы сами подталкиваем детей к смешению звуков и букв.
III. Пример задания по проектированию урока
Задание: разработать конспект урока построения понятия или правила (урока-исследования)
Урок построения понятия или правила (урок-исследование)
Цели:
- с точки зрения УУД – формировать способность к исследованию: обнаружению необходимых учебных умений по построению нового понятия (или введению правила), оформлению нового знания;
- с точки зрения предметных умений – формировать умения выделять существенные признаки языкового понятия, обобщать их и формулировать определенные понятия.
Структурный компонент
урока Характеристика учебных действий
1. Оргмомент (цель: мотивация к действиям на уроке, целеполагание)
Учитель организует проблемную ситуацию, в которой восстанавливаются необходимые для новой темы знания, умения предыдущих уроков и ставится цель урока (решить проблему).
2. Проверка домашнего задания/актуализация знаний (цель: проверить усвоение предыдущих знаний и умений)
На материале домашних упражнений актуализируются знания по теме урока. Задание при проверке видоизменяется (версифицируется), чтобы проверить не только выполнение, но и осмысленность выполненного задания
3. Подготовка к изучению новой темы (цель: создать мотив к учебному исследованию).
В беседе из темы урока ученики под руководством учителя выводят цель учебной деятельности на данном уроке, для чего восстанавливаются (проговариваются вслух) уже известные понятия.
4. Наблюдение над фактами языка (цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов выделить существенные признаки понятия или правила).
Читается подобранный учителем текст (или другой дидактический материал), желательно подобрать его в том литературном произведении, которое изучается (или недавно было изучено) на уроке литературного чтения.
Выделяются словоформы, которые несут существенные признаки изучаемого понятия или правила.
Графически оформляются признаки изучаемого понятия.
Сравниваются признаки, определяются, какие из них существенны для изучаемой темы (категории, понятия или правила).
5. Обобщение структурных и семантических признаков понятия / правила (цель: научить обобщать, делать выводы).
Формулируется вывод из наблюдений.
Читается определение или правила в учебнике.
Сравниваются, анализируются и уточняются полученное и книжное определения (их формулировки).
6. Применение понятия (или правила) на новом языковом материале (цель: закрепить понимание нового понятия / правила).
Выполняются упражнения на выявление словоформ по определённым существенным признакам (сначала устно, затем письменно).
Параллельно с выявлением графически оформляются единицы – носители этого признака.
Составляется схема действий – алгоритм по применению понятия или правила.
7. Итог урока / рефлексия (цель: сформулировать новое знание: «что» – лингвистическое понятие и «как» – способ действий).
Восстанавливаются действия по определению существенных признаков понятия/правила (рефлексия хода урока).
Оформляется полученное знание: сначала формулируется определение понятия (или правила), затем выводится алгоритм действий, т.е. языковой анализ конкретной единицы (фонетический, морфологический, синтаксический или стилистический0 в зависимости от темы урока, т.е. рождается языковой разбор как способ исследования единицы языка).
8. Задание на дом (цель: дать установку на тренировку определенных умений).
Ученикам предлагается сформулировать вопрос, какие умения они будут тренировать дома. Потом они самостоятельно выбирают подходящее упражнение на закрепление полученных на уроке умений (находят и определяют изученные языковые единицы или категории)
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Методические указания к экзамену
Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.
Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.
При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.
Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.
При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица,
Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.
При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.
Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.