(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
основные методы педагогических исследований для постановки и решения исследовательских задач в области образования
основы обработки и анализа научной информации
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13
Примерные вопросы на защите курсовой работы:
1.В чем заключается актуальность темы исследования.
2.Чем обоснован выбор данной темы исследования.
3.Обоснуйте проблематику исследования.
4.Обоснуйте начальную и конечную грань исследования.
5.Какие источники были использованы в процессе исследования.
6.Обоснуйте степень изученности темы.
7.Какие методы исследования были применены в процессе исследования.
8.В чем заключается новизна проведенного исследования.
9.Обоснуйте практическую значимость исследования.
10.Апробация работы.
11.Аргументируйте основные выводы по работе.
12.В чем заключается перспектива выбранной темы исследования?
1.Развитие равновесия у дошкольников в процессе игровых упражнений и подвижных игр
2.Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
3.Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста
4.Народная сказка как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста
5.Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников
6.Воспитание сопереживания и сочувствия у детей к объектам живой природы
7.Воспитание культурно-гигиенических норм у младших дошкольников
8.Проектная деятельность как средство развития самостоятельности старших дошкольников
9.Методика формирования трудовых умений в процессе совместной деятельности воспитанников
10.Методы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников по выполнению поручений
11.Формирование социально безопасного поведения дошкольников
12.Предметно-развивающая среда как средство художественно-эстетического развития дошкольников
13.Ассоциативное рисование на занятиях по изодеятельности в дошкольном образовательном учреждении
14.Развитие детского изобразительного творчества на примере рисования растений
15.Формирования у дошкольников чувства ритма в изобразительной деятельности
16.Методика обучения детей дошкольного возраста изображению человека
17.Использование компьютерных игр в математическом развитии детей старшей группы (Раздел "Форма")
18.Использование компьютерных игр в математическом развитии детей (Раздел «Величина»)
19.Использование компьютерных игр в математическом развитии детей ( Раздел «Ориентировка в пространстве")
20.Использование компьютерных игр в математическом развитии детей (раздел «Количество и счет»)
21.Развитие музыкальной памяти детей старшей группы ДОО с помощью игровой деятельности
22.Формирование музыкального ритма детей подготовительной группы ДОО через музыкальные игры
23.Формирование музыкального мышления детей подготовительной группы ДОО через игру
24.Развитие музыкальной интонации в подготовительной группе ДОО через игру
25.Развитие речи в игровой деятельности
26.Здоровьесберегающие технологии в организации с детьми самостоятельной деятельности в средней группе
27.Экскурсия как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста.
28.Взаимодействие ДО с родителями воспитанников по воспитанию дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста
29.Трудовое воспитание в подготовительной группе в процессе подготовки к школе.
30.Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками
31.Развитие музыкальных интересов у детей дошкольного возраста в процессе организации и проведения развлечения
32.Взаимодействие детского сада и семьи по развитию у дошкольников художественных способностей
33.Хозяйственно бытовой труд как форма воспитания желание трудиться у старших дошкольников
34.Формирование экологических отношений к природе дошкольников.
35.Экологические праздники в экологическом воспитании детей.
36.Возрастные особенности отношений дошкольников с природой.
Темы курсовых работ по Методике и технологии обучения в области начального образования
1.Формирование и развитие у младших школьников эстетического отношения к природе.
2.Развитие наблюдательности у младших школьников в процессе обучения естествознанию
3.Развитие логического мышления у младших школьников в процессе обучения естествознанию
4.Лэпбук как средство экологического воспитания младших школьников.
5.Приемы формирования выразительного чтения учащихся начальных классов.
6.Дидактические игры и занимательные упражнения на уроках литературного чтения.
7.Развитие творческих способностей младших школьников средствами учебного предмета «Русский язык».
8.Методика изучения сказок в начальной школе.
9.Формирование правил безопасного поведения в природной и социальной среде.
10.Формирование экологических отношений.
11.Формирование эстетических отношений.
12.Игровая деятельность на уроках «Окружающего мира».
14.Тетради как средство развития самостоятельности младшего школьника
15.Методика обучения младших школьников умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
16.Методика формирования представлений младших школьников о ЗОЖ
17.Методика сенсорного развития дошкольников в продуктивной деятельности
18.Методика развития творческих спсобностей младших школьников на уроках литературного чтения
19.Нестандартные задачи как средство формирования познавательного интереса к математике» - тема курсовой
20.Работа над текстовой задачей после ее решения как условие формирования у младших школьников способности к рефлексии
21.Реализация принципа наглядности в процессе раскрытия смысла сложения у первоклассников
22.Формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
23.Психолого-педагогические условия формирования толерантности младших школьников к культуре других народов
24.«Дидактические игры и занимательные упражнения на уроках литературного чтения».
25.«Методика работы над стихотворением в начальной школе».
26.«Литературные игры и викторины в начальных классах».
27.«Методика изучения состава слова в начальных классах».
28.«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности младших школьников».
29.«Изучение метрических свойств геометрических фигур в курсе математике начальной школы».».
30.«Технологии достижения предметных результатов у младших школьников».
31.«Деятельностный подход к построению урока в начальной школе».
Целью практического занятия является ознакомление с требованиями "Положения о нормоконтроле научно-исследоваетльских работ обучающихся в ФГБОУ ВО "Набережночелнинский государственный педагогический университет". – URL: http://tatngpi.ru/universitet/struktura- ngpu/upravlencheskie-podrazdeleniya/sektor-otsenki-kachestva-obrazovaniya/documents.php?sphrase_id=1406, а также требований к содержанию структурных элементов курсовой работы.
Методические рекомендации по выполнению КР:
Оптимальная структура КР включает в себя следующие разделы:
- оглавление;
- введение;
- основная часть (две, три или четыре главы, допускается разделение на параграфы);
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- список сокращений и условных обозначений;
- приложения.
Титульный лист.
Титульный лист является первой страницей курсовой работы.
На титульном листе приводят следующие сведения:
- наименование вышестоящей организации (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации);
- полное наименование университета, в том числе сокращенное (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ»);
- наименование факультета;
- наименование кафедры;
- вид научно-исследовательской работы обучающегося (курсовая работа (проект));
- наименование темы работы;
- номер (шифр) и название специальности/направления подготовки;
- должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы и подпись заведующего кафедрой;
- должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы и подпись руководителя работы;
- фамилия, инициалы и подпись обучающегося, номер группы;
- место и год выполнения работы.
Календарно-тематический план КР.
Выполнение работы должно быть четко спланировано. Для этого руководитель совместно с обучающимся разрабатывает график выполнения КР.
Цель составления графика выполнения КР – уяснение замысла работы и поставленных в ней основных проблем. График помогает рационально распределить время на разработку составных частей, своевременно подготовить, оформить и представить работу к защите.
Оглавление.
Оглавление работы – перечень основных частей работы с указанием страниц, на которые их помещают. Оглавление включает введение, заголовки всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Заголовки структурных элементов, разделов (подразделов, пунктов) в оглавлении должны повторять заголовки в тексте. Сокращать заголовки или давать их в другой формулировке не допускается.
Заголовки, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.
Введение.
Введение должно содержать оценку современного состояния исследуемой проблемы.
Во введении следует:
- обосновать актуальность выбранной темы;
- охарактеризовать степень разработанности проблемы отечественными и (или) зарубежными исследователями, дать характеристику источников;
- определить объект и предмет исследования;
- определить хронологические и географические рамки работы (в зависимости от характера работы);
- сформулировать цель и задачи работы;
- перечислить методы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи;
- показать практическую значимость работы;
- указать апробацию результатов работы (при наличии);
- указать структуру работы.
Слово «Введение» в тексте записывают в виде заголовка, начиная с прописной буквы, по центру.
Основная часть.
В главах основной части подробно и аргументировано излагается материал исследования, обобщаются результаты работы. Научный текст должен характеризоваться такими качествами, как логичность, точность и однозначность выражений,
Обычным правилом распределения частей работы на разделы является выделение глав и параграфов. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему. Следует избегать разделов работы, состоящих из 1-2 страниц. Содержание глав основной части должно строго соответствовать цели и задачам исследования и полностью их раскрывать.
В целом при написании основной части работы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
1) Заголовки к главам и параграфам должны отражать сущность содержания, быть чёткими, немногословными, грамотно сформулированными и недвусмысленными в своём словесном изложении.
2) Названия глав должны быть отличными от названия темы, названия параграфов не должны повторять название главы.
3) Каждую главу как самостоятельный сюжетный раздел должны завершать выводы, обобщающие изложенный материал и служащие логическим переходом к следующей главе.
4) Выводы в конце каждой главы дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в заключении.
Заключение.
Заключение должно содержать:
- краткие выводы по результатам научно-исследовательской работы;
- оценку полноты решений поставленных задач;
- рекомендации по конкретному использованию результатов научно-исследовательской работы.
Заключение не должно заменяться обобщением итоговых выводов в конце каждой главы, оно должно содержать то новое, что составляет итоговые результаты исследования. Заключение не должно содержать новой информации, положений, выводов и т.д., которые до этого не рассматривались в работе. Не допускается в заключении использование цитат, количественных данных, сносок на источники и литературу. Объем заключения 2-4 страницы.
Список использованных источников и литературы.
Список использованных источников и литературы включает в себя:
для курсовой работы (проекта) не менее 15 наименований;
Список должен содержать перечень и подробное библиографическое описание только тех источников и литературы, которые использованы при написании курсовой работы.
Как источники, так и использованная литература оформляются отдельным списком по алфавиту. В списке источников могут быть представлены: правовые и нормативные документы (в зависимости от характера работы). Наименования источников располагаются в алфавитном порядке.
В списке литературы должны быть представлены монографические издания отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати (журналов и газет), справочники, энциклопедии, словари (в зависимости от характера работы).
Литература, приведенная в списке, должна включать наиболее важные и значимые работы, посвященные проблематике, исследуемой автором. Наиболее распространенными способами расположения наименований работ является алфавитный. Работы одного автора перечисляются в алфавитном порядке их названий. Исследования на иностранных языках помещаются в порядке латинского алфавита после исследований на русском языке.
Приложения.
В приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме: таблицы, рисунки, схемы и т. п. Каждое приложение должно начинаться с нового листа. При этом в правом верхнем углу листа пишут прописными буквами: Приложение и указывают его номер. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.
Каждое приложение должно иметь заголовок, который помещают ниже слова «Приложение» над содержанием приложения, сопровождающееся сноской.
Рисунки, таблицы, помещенные в приложении, имеют сквозную нумерацию.
При ссылке на приложение в тексте курсовой работы пишут в скобках смотри приложение и указывают номер приложения, например: (См. приложение 1).
Приложения оформляют как продолжение текстовой части исследования со сквозной нумерацией листов, после списка использованных источников и литературы.
Методические указания к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы он обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
Руководитель консультирует обучающегося в ходе выполнения исследовательской работы, контролирует ход ее подготовки, но не предлагает готовых решений и выводов. Руководитель несет ответственность за качество рекомендуемой к защите работы.
Методические указания к зачету с оценкой.
Анализ содержания КР должен свидетельствовать о том, что работы содержат реальные результаты исследований, с использованием знаний, полученных как в процессе обучения, так и самостоятельно, проанализированных с применением
В ходе исследовательской работы бакалавра рекомендуется апробация основных положений КР в виде публикаций, выступлений на научно-практических конференциях. Участие в работе конференций предполагает умение представить в сжатом виде основные положения своего исследования из-за ограниченного временного регламента, умение сосредотачиваться и, базируясь на полученных знаниях, быстро реагировать при ответах на вопросы и при их формулировании, что является еще одним подтверждением сформированности профессиональных компетенций.
КР защищаются перед комиссией в составе не менее трех преподавателей на открытом заседании. На защите присутствуют обучающиеся, которые также принимают участие в ее работе. Для ознакомления с основными положениями работы обучающемуся предоставляется 5-7 минут. После выступления обучающемуся, как члены комиссии, так и присутствующие на защите обучающиеся задают вопросы. Затем отзыв о работе в устной форме дает руководитель, со своими мнениями выступают члены комиссии. В заключении дается слово защищающему КР обучающемуся. После выступления всех обучающихся комиссия коллективно принимает решение о выставлении оценки. При определении оценки за КР учитываются оформление работы, выступление и ответы на вопросы обучающегося, отзыв руководителя. Результаты защиты КР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
При приеме зачета с оценкой у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.