2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет с оценкой 7
Виды контроля  в семестрах:
самостоятельная работа
70
аудиторные занятия
0
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

7 (4.1)
Итого
Недель
15 2/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
2
2
Сам. работа
70
70
70
70
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.фил.наук, доцент, Грахова С. И. _________________
 
 
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании готовности обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности через реализацию профессиональных интересов по модулю "Методика обучения предметам".
1.2
Задачи:
1.3
развивать интерес обучающихся  к научному исследованию;
1.4
углублять и расширять теоретические знания в области дошкольного образования;
1.5
формировать умения формулировать выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;
1.6
развивать научное мышление;
1.7
совершенствовать методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
1.8
формировать умение творчески применять полученные теоретические знания на практике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.1.2
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.3
Теория и технологии математического развития детей
2.1.4
Теория начального литературного образования
2.1.5
Технологии начального математического образования
2.1.6
Технологии начального языкового образования
2.1.7
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.8
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.9
Методические приемы развития личностных УУД
2.1.10
Методические приемы развития регулятивных УУД
2.1.11
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.12
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.13
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.14
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.15
Информатизация обучения в начальной школе c элементами робототехники
2.1.16
Педагогика раннего возраста
2.1.17
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.18
Теория начального математического образования
2.1.19
Теория начального языкового образования
2.1.20
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.21
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.22
Теория обучения
2.1.23
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.24
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.25
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.26
Методические приемы развития личностных УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.2
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.3
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.4
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.5
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.6
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.7
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.8
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.9
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.10
Литературное развитие детей
2.2.11
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.12
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.13
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.14
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.15
Графическая деятельность младших школьников
2.2.16
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.17
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.18
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.19
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.20
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.21
Производственная преддипломная практика
2.2.22
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.23
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.24
Формирование УУД у младших школьников
2.2.25
Производственная педагогическая практика
2.2.26
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.27
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.28
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.29
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.30
Графическая деятельность младших школьников
2.2.31
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.32
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.33
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.34
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.35
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.36
Игровые технологии в дошкольном образовании
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения
 
основы использования современных методов и технологий в аспекте реализации требований ФГОС ДО и ФГОС НО
 
основы педагогической диагностики и интерпретации данных
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения
 
использовать современные методики, приемы и методы для развития обучающихся
 
подбирать методы диагностики уровня развития обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками использования современных технологий в аспекте обучения и диагностики 
 
навыками проектирования программ формирования способностей обучающихся с использованием современных методик и технологий
 
навыками оценки эффективности применяемых методик и технологий
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
Знать:
 
основы организации образовательного пространства в аспекте развития обучающихся
 
предметные и метапредметные образовательные результаты и требования к ним по ФГОС НОО (ДО)
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
требования к качеству и мониторингу образовательных результатов обучающихся
 
 
Уметь:
 
организовать предметно-развивающую среду в ДО и в НОО
 
определять критерии эффективности для оценки предметных и метапредметных образовательных результатов
 
критерии оценки качества учебно-воспитательного процесса
 
 
Владеть:
 
навыками организации развивающих занятий для обучающихся
 
навыками формирования предметных и метапредметных образовательных результатов
 
навыками оценки эффективности образовательного процесса в аспекте реализации требований ФГОС ДО (НОО)
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы научно-исследовательской деятельности;

основные методы педагогических исследований для постановки и решения исследовательских задач в области образования

 
особенности использования современных научных данных в учебно-воспитательном процессе
 
современные информационные технологии;

основы обработки и анализа научной информации

 
 
Уметь:
 
составлять программу исследования   
 
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности
 
самостоятельно осуществлять поиск информации, анализировать полученные результаты собственных научных исследований
 
 
Владеть:
 
навыками сбора и обработки научных данных
 
навыками освоения теоретического материала и использования накопленного практического опыта в образовательной и профессиональной деятельности
 
навыками использования современных научных достижений в учебно-воспитательном процессе с различными категориями обучающихся
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные парадигмы и методику работы в области дошкольного и начального образования;
3.1.2
теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
3.1.3
предмет логики и методологии научного познания, ее мировоззренческое значение, роль в самостоятельной научной деятельности;
3.1.4
место методологии в комплексе философских дисциплин;
3.1.5
специфику науки, требования, предъявляемые к научному исследованию, отличие научного знания от псевдонаучных построений;
3.1.6
структуру научного знания: специфику эмпирического и теоретического уровней, структуру научной теории;
3.1.7
способы и формы эволюционного и революционного развития науки, факторы, влияющие на постановку новых научных проблем и выбор направлений их решения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
3.2.2
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
3.2.3
адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;
3.2.4
применять полученные знания для научной исследовательской работы в своей специальной области;
3.2.5
ориентироваться в научной, научно-популярной и псевдонаучной литературе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проведения научного исследования по модулю "Методика обучения предметам";
3.3.2
навыками оформления результатов исследования по модулю "Методика обучения предметам" в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФГОС НОО.
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие требования к написанию курсовой работы

 
1.1
Определение совместно с научным руководителем темы, исходных данных работы, перечня разрабатываемых вопросов, календарного плана выполнения этапов работы  /Курс пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

2
ПК-2 ПК-11 ПК-4
7
0
 
1.2
Составление индивидуального плана подготовки курсовой работы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

8
ПК-2 ПК-11 ПК-4
7
0
 
1.3
Подбор и изучение литературы и источников по избранной теме  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

10
ПК-2 ПК-11 ПК-4
7
0
 
1.4
Сбор и обработка фактического материала  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

10
ПК-2 ПК-11 ПК-4
7
0
 
1.5
Написание текста работы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

10
ПК-2 ПК-11 ПК-4
7
0
 
1.6
Доработка текста работы  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

10
ПК-2 ПК-11 ПК-4
7
0
 
1.7
Оформление работы и представление ее руководителю  /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

10
ПК-2 ПК-11 ПК-4
7
0
 
 
Раздел 2. Подготовка к процедуре защиты курсовой работы

 
2.1
Требования к письменной речи и стилю изложения   /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-2 ПК-11 ПК-4
7
0
 
2.2
Подготовка доклада и презентации выступления на защите курсовой работы /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13

6
ПК-2 ПК-11 ПК-4
7
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы на защите курсовой работы:

1.В чем заключается актуальность темы исследования.

2.Чем обоснован выбор данной темы исследования.

3.Обоснуйте проблематику исследования.

4.Обоснуйте начальную и конечную грань исследования.

5.Какие источники были использованы в процессе исследования.

6.Обоснуйте степень изученности темы.

7.Какие методы исследования были применены в процессе исследования.

8.В чем заключается новизна проведенного исследования.

9.Обоснуйте практическую значимость исследования.

10.Апробация работы.

11.Аргументируйте основные выводы по работе.

12.В чем заключается перспектива выбранной темы исследования?

 
5.2. Темы письменных работ
Тематика курсовой работы по Методике обучения и воспитания в области дошкольного образования

1.Развитие равновесия у дошкольников в процессе игровых упражнений и подвижных игр

2.Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

3.Дидактическая игра как средство умственного воспитания детей среднего дошкольного возраста

4.Народная сказка как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста

5.Влияние сказки на словесное творчество старших дошкольников

6.Воспитание сопереживания и сочувствия у детей к объектам живой природы

7.Воспитание культурно-гигиенических норм у младших дошкольников

8.Проектная деятельность как средство развития самостоятельности старших дошкольников

9.Методика формирования трудовых умений в процессе совместной деятельности воспитанников

10.Методы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников по выполнению поручений

11.Формирование социально безопасного поведения дошкольников

12.Предметно-развивающая среда как средство художественно-эстетического развития дошкольников

13.Ассоциативное рисование на занятиях по изодеятельности в дошкольном образовательном учреждении

14.Развитие детского изобразительного творчества на примере рисования растений

15.Формирования у дошкольников чувства ритма в изобразительной деятельности

16.Методика обучения детей дошкольного возраста изображению человека

17.Использование компьютерных игр в математическом развитии детей старшей группы (Раздел "Форма")

18.Использование компьютерных игр в математическом развитии детей (Раздел «Величина»)

19.Использование компьютерных игр в математическом развитии детей ( Раздел «Ориентировка в пространстве")

20.Использование компьютерных игр в математическом развитии детей (раздел «Количество и счет»)

21.Развитие музыкальной памяти детей старшей группы ДОО с помощью игровой деятельности

22.Формирование музыкального ритма детей подготовительной группы ДОО через музыкальные игры

23.Формирование музыкального мышления детей подготовительной группы ДОО через игру

24.Развитие музыкальной интонации в подготовительной группе ДОО через игру

25.Развитие речи в игровой деятельности

26.Здоровьесберегающие технологии в организации с детьми самостоятельной деятельности в средней группе

27.Экскурсия как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста.

28.Взаимодействие ДО с родителями воспитанников по воспитанию дисциплинированности у детей старшего дошкольного возраста

29.Трудовое воспитание в подготовительной группе в процессе подготовки к школе.

30.Игра как способ познания окружающего мира младшими дошкольниками

31.Развитие музыкальных интересов у детей дошкольного возраста в процессе организации и проведения развлечения

32.Взаимодействие детского сада и семьи по развитию у дошкольников художественных способностей

33.Хозяйственно бытовой труд как форма воспитания желание трудиться у старших дошкольников

34.Формирование экологических отношений к природе дошкольников.

35.Экологические праздники в экологическом воспитании детей.

36.Возрастные особенности отношений дошкольников с природой.

Темы курсовых работ по Методике и технологии обучения в области начального образования

1.Формирование и развитие у младших школьников эстетического отношения к природе.

2.Развитие наблюдательности у младших школьников в процессе обучения естествознанию

3.Развитие логического мышления у младших школьников в процессе обучения естествознанию

4.Лэпбук как средство экологического воспитания младших школьников.

5.Приемы формирования выразительного чтения учащихся начальных классов.

6.Дидактические игры и занимательные упражнения на уроках литературного чтения.

7.Развитие творческих способностей младших школьников средствами учебного предмета «Русский язык».

8.Методика изучения сказок в начальной школе.

9.Формирование правил безопасного поведения в природной и социальной среде.

10.Формирование экологических отношений.

11.Формирование эстетических отношений.

12.Игровая деятельность на уроках «Окружающего мира».

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
13.Формирование у первоклассников представлений о сложении и вычитании на основе организации индивидуальной предметной деятельности

14.Тетради как средство развития самостоятельности младшего школьника

15.Методика обучения младших школьников умению излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

16.Методика формирования представлений младших школьников о ЗОЖ

17.Методика сенсорного развития дошкольников в продуктивной деятельности

18.Методика развития творческих спсобностей младших школьников на уроках литературного чтения

19.Нестандартные задачи как средство формирования познавательного интереса к математике» - тема курсовой

20.Работа над текстовой задачей после ее решения как условие формирования у младших школьников способности к рефлексии

21.Реализация принципа наглядности в процессе раскрытия смысла сложения у первоклассников

22.Формирование коммуникативных умений и навыков младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения

23.Психолого-педагогические условия формирования толерантности младших школьников к культуре других народов

24.«Дидактические игры и занимательные упражнения на уроках литературного чтения».

25.«Методика работы над стихотворением в начальной школе».

26.«Литературные игры и викторины в начальных классах».

27.«Методика изучения состава слова в начальных классах».

28.«Использование информационно-коммуникационных технологий в проектной деятельности младших школьников».

29.«Изучение метрических свойств геометрических фигур в курсе математике начальной школы».».

30.«Технологии достижения предметных результатов у младших школьников».

31.«Деятельностный подход к построению урока в начальной школе».

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД 
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Неумоева-Колчеданцева, Е.В.
Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494059
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Афанасьев, В. В. 
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 154 с. — ISBN 978-5-534-02890-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/438292 
ЮРАЙТ, 2019
 
Л2.2
Байбородова, Л. В., Чернявская А. П.
Методология и методы научного исследования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/437120
ЮРАЙТ, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Кувшинская Ю. М., Зевахина Н. А., Ахапкина Я. Э., Гордиенко Е. И. ; Под ред. Кувшинской Ю.М. 
кадемическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. М. Кувшинская, Н. А. Зевахина, Я. Э. Ахапкина, Е. И. Гордиенко ; под редакцией Ю. М. Кувшинской. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — ISBN 978-5-534-08297-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/424762 
ЮРАЙТ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 283 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24802.— ЭБС «IPRbooks». 
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Э2
Кожухар В.М. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кожухар В.М.- Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2010. Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/21086.— ЭБС «IPRbooks».
 
Э3
Лапп Е.А. Учебно-научная и научно-исследовательская деятельность бакалавра [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лапп Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 111 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12718.— ЭБС «IPRbooks».
 
Э4
Астанина С.Ю. Научно-исследовательская работа студентов (современные требования, проблемы и их решения) [Электронный ресурс]: монография/ Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2012.— 156 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16934.— ЭБС «IPRbooks». 
 
Э5
Хожемпо В.В. Азбука научно-исследовательской работы студента [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Хожемпо В.В., Тарасов К.С., Пухлянко М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2010.— 108 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11552.— ЭБС «IPRbooks». 
 
Э6
Шестак Н.В. Научно-исследовательская деятельность в вузе (Основные понятия, этапы, требования) [Электронный ресурс]/ Шестак Н.В., Чмыхова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2007.— 179 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16935.— ЭБС «IPRbooks». 
 
Э7
Голуб, И.Б. Русская риторика и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб И.Б., Неклюдов В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 328 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51640.— ЭБС «IPRbooks». 
 
Э8
Широких А.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие. Направление подготовки 050100.68 – «Педагогическое образование»/ Широких А.А.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 62 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32042.— ЭБС «IPRbooks». 
 
Э9
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
Э10
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э11
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э12
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
Э13
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.10
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.11
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к практическим занятиям.

Целью практического занятия является ознакомление с требованиями "Положения о нормоконтроле научно-исследоваетльских работ обучающихся в ФГБОУ ВО "Набережночелнинский государственный педагогический университет". – URL: http://tatngpi.ru/universitet/struktura- ngpu/upravlencheskie-podrazdeleniya/sektor-otsenki-kachestva-obrazovaniya/documents.php?sphrase_id=1406, а также требований к содержанию структурных элементов курсовой работы.

Методические рекомендации по выполнению КР:

Оптимальная структура КР включает в себя следующие разделы:

- оглавление;

- введение;

- основная часть (две, три или четыре главы, допускается разделение на параграфы);

- заключение;

- список использованных источников и литературы;

- список сокращений и условных обозначений;

- приложения.

Титульный лист.

Титульный лист является первой страницей курсовой работы.

На титульном листе приводят следующие сведения:

- наименование вышестоящей организации (Министерство науки и высшего образования Российской Федерации);

- полное наименование университета, в том числе сокращенное (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ»);

- наименование факультета;

- наименование кафедры;

- вид научно-исследовательской работы обучающегося (курсовая работа (проект));

- наименование темы работы;

- номер (шифр) и название специальности/направления подготовки;

- должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы и подпись заведующего кафедрой;

- должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы и подпись руководителя работы;

- фамилия, инициалы и подпись обучающегося, номер группы;

- место и год выполнения работы.

Календарно-тематический план КР.

Выполнение работы должно быть четко спланировано. Для этого руководитель совместно с обучающимся разрабатывает график выполнения КР.

Цель составления графика выполнения КР – уяснение замысла работы и поставленных в ней основных проблем. График помогает рационально распределить время на разработку составных частей, своевременно подготовить, оформить и представить работу к защите.

Оглавление.

Оглавление работы – перечень основных частей работы с указанием страниц, на которые их помещают. Оглавление включает введение, заголовки всех глав и параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложения. Последнее слово заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Заголовки структурных элементов, разделов (подразделов, пунктов) в оглавлении должны повторять заголовки в тексте. Сокращать заголовки или давать их в другой формулировке не допускается.

Заголовки, включенные в оглавление, записывают строчными буквами, начиная с прописной буквы.

Введение.

Введение должно содержать оценку современного состояния исследуемой проблемы.

Во введении следует:

- обосновать актуальность выбранной темы;

- охарактеризовать степень разработанности проблемы отечественными и (или) зарубежными исследователями, дать характеристику источников;

- определить объект и предмет исследования;

- определить хронологические и географические рамки работы (в зависимости от характера работы);

- сформулировать цель и задачи работы;

- перечислить методы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи;

- показать практическую значимость работы;

- указать апробацию результатов работы (при наличии);

- указать структуру работы.

Слово «Введение» в тексте записывают в виде заголовка, начиная с прописной буквы, по центру.

Основная часть.

В главах основной части подробно и аргументировано излагается материал исследования, обобщаются результаты работы. Научный текст должен характеризоваться такими качествами, как логичность, точность и однозначность выражений, 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
стремлением к объективности изложения. Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания решения научной задачи, выносятся в приложения (таблицы, рисунки, схемы и т.п.), либо исключаются. По своему объему основная часть должна составлять от 2/3 до 3/4 всей работы.

Обычным правилом распределения частей работы на разделы является выделение глав и параграфов. Материал, представленный в каждой из глав, должен быть примерно равноценным по объему. Следует избегать разделов работы, состоящих из 1-2 страниц. Содержание глав основной части должно строго соответствовать цели и задачам исследования и полностью их раскрывать.

В целом при написании основной части работы необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

1) Заголовки к главам и параграфам должны отражать сущность содержания, быть чёткими, немногословными, грамотно сформулированными и недвусмысленными в своём словесном изложении.

2) Названия глав должны быть отличными от названия темы, названия параграфов не должны повторять название главы.

3) Каждую главу как самостоятельный сюжетный раздел должны завершать выводы, обобщающие изложенный материал и служащие логическим переходом к следующей главе.

4) Выводы в конце каждой главы дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в заключении.

Заключение.

Заключение должно содержать:

- краткие выводы по результатам научно-исследовательской работы;

- оценку полноты решений поставленных задач;

- рекомендации по конкретному использованию результатов научно-исследовательской работы.

Заключение не должно заменяться обобщением итоговых выводов в конце каждой главы, оно должно содержать то новое, что составляет итоговые результаты исследования. Заключение не должно содержать новой информации, положений, выводов и т.д., которые до этого не рассматривались в работе. Не допускается в заключении использование цитат, количественных данных, сносок на источники и литературу. Объем заключения 2-4 страницы.

Список использованных источников и литературы.

Список использованных источников и литературы включает в себя:

для курсовой работы (проекта) не менее 15 наименований;

Список должен содержать перечень и подробное библиографическое описание только тех источников и литературы, которые использованы при написании курсовой работы.

Как источники, так и использованная литература оформляются отдельным списком по алфавиту. В списке источников могут быть представлены: правовые и нормативные документы (в зависимости от характера работы). Наименования источников располагаются в алфавитном порядке.

В списке литературы должны быть представлены монографические издания отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати (журналов и газет), справочники, энциклопедии, словари (в зависимости от характера работы).

Литература, приведенная в списке, должна включать наиболее важные и значимые работы, посвященные проблематике, исследуемой автором. Наиболее распространенными способами расположения наименований работ является алфавитный. Работы одного автора перечисляются в алфавитном порядке их названий. Исследования на иностранных языках помещаются в порядке латинского алфавита после исследований на русском языке.

Приложения.

В приложениях помещают вспомогательные материалы по рассматриваемой теме: таблицы, рисунки, схемы и т. п. Каждое приложение должно начинаться с нового листа. При этом в правом верхнем углу листа пишут прописными буквами: Приложение и указывают его номер. Если в работе больше одного приложения, их нумеруют последовательно арабскими цифрами, например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д.

Каждое приложение должно иметь заголовок, который помещают ниже слова «Приложение» над содержанием приложения, сопровождающееся сноской.

Рисунки, таблицы, помещенные в приложении, имеют сквозную нумерацию.

При ссылке на приложение в тексте курсовой работы пишут в скобках смотри приложение и указывают номер приложения, например: (См. приложение 1).

Приложения оформляют как продолжение текстовой части исследования со сквозной нумерацией листов, после списка использованных источников и литературы.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающегося. В процессе самостоятельной работы он обучается профессиональной работе с первоисточниками, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

Руководитель консультирует обучающегося в ходе выполнения исследовательской работы, контролирует ход ее подготовки, но не предлагает готовых решений и выводов. Руководитель несет ответственность за качество рекомендуемой к защите работы.

Методические указания к зачету с оценкой.

Анализ содержания КР должен свидетельствовать о том, что работы содержат реальные результаты исследований, с использованием знаний, полученных как в процессе обучения, так и самостоятельно, проанализированных с применением 

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
современных информационных средств и методов исследований, изложенных технически грамотным языком, что подтверждает сформированность профессиональных компетенций.

В ходе исследовательской работы бакалавра рекомендуется апробация основных положений КР в виде публикаций, выступлений на научно-практических конференциях. Участие в работе конференций предполагает умение представить в сжатом виде основные положения своего исследования из-за ограниченного временного регламента, умение сосредотачиваться и, базируясь на полученных знаниях, быстро реагировать при ответах на вопросы и при их формулировании, что является еще одним подтверждением сформированности профессиональных компетенций.

КР защищаются перед комиссией в составе не менее трех преподавателей на открытом заседании. На защите присутствуют обучающиеся, которые также принимают участие в ее работе. Для ознакомления с основными положениями работы обучающемуся предоставляется 5-7 минут. После выступления обучающемуся, как члены комиссии, так и присутствующие на защите обучающиеся задают вопросы. Затем отзыв о работе в устной форме дает руководитель, со своими мнениями выступают члены комиссии. В заключении дается слово защищающему КР обучающемуся. После выступления всех обучающихся комиссия коллективно принимает решение о выставлении оценки. При определении оценки за КР учитываются оформление работы, выступление и ответы на вопросы обучающегося, отзыв руководителя. Результаты защиты КР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

При приеме зачета с оценкой у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.