2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет с оценкой 4
Виды контроля на курсах:
4
самостоятельная работа
66
аудиторные занятия
2
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Курсовое проектирование
2
2
2
2
Итого ауд.
2
2
2
2
Кoнтактная рабoта
2
2
2
2
Сам. работа
66
66
66
66
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
д. п.н., профессор, Миронов А. В. _________________
 
 
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в формировании готовности обучающихся к самостоятельной исследовательской деятельности через реализацию профессиональных интересов по методикам обучения в области начального образования
1.2
Задачи:
1.3
развивать интерес обучающихся  к научному исследованию;
1.4
углублять и расширять теоретические знания в области начального образования;
1.5
формировать умения формулировать выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;
1.6
развивать научное мышление;
1.7
совершенствовать методические навыки в самостоятельной работе с источниками информации и соответствующими программно-техническими средствами;
1.8
формировать умение творчески применять полученные теоретические знания на практике.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.2
Краеведение в начальной школе
2.1.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.1.4
Педагогика раннего возраста
2.1.5
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.6
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.1.7
Теория начального литературного образования
2.1.8
Технологии начального математического образования
2.1.9
Технологии начального языкового образования
2.1.10
Экологическое образование младших школьников
2.1.11
Элементы геометрии в начальном курсе математики
2.1.12
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.13
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.14
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.15
Теория начального математического образования
2.1.16
Теория начального языкового образования
2.1.17
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.18
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.19
Детская психология
2.1.20
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.21
Теория обучения
2.1.22
Геометрические фигуры на плоскости
2.1.23
Практикум по дошкольной педагогике
2.1.24
Экологическое образование младших школьников
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Актуальные проблемы современного языкознания
2.2.2
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.3
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.4
Графическая деятельность младших школьников
2.2.5
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.6
Дизайнерская обработка материалов
2.2.7
Конструкторская деятельность младших школьников
2.2.8
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.9
Методика обучения татарскому языку
2.2.10
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.11
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.12
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.13
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.14
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.15
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.16
Психология педагогической деятельности
2.2.17
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.18
Современное русское словоизменение
2.2.19
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.20
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.21
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.22
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.23
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.24
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.25
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.26
Основы психодидактики и развивающего образования
2.2.27
Производственная преддипломная практика
2.2.28
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.29
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.30
Графическая деятельность младших школьников
2.2.31
Дизайнерская обработка материалов
2.2.32
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.33
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.34
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.35
Современное русское словоизменение
2.2.36
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.37
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.38
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.39
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения
 
основы использования современных методов и технологий в аспекте реализации требований ФГОС ДО и ФГОС НО
 
основы педагогической диагностики и интерпретации данных
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения
 
использовать современные методики, приемы и методы для развития обучающихся
 
подбирать методы диагностики уровня развития обучающихся
 
 
Владеть:
 
навыками использования современных технологий в аспекте обучения и диагностики 
 
навыками проектирования программ формирования способностей обучающихся с использованием современных методик и технологий
 
навыками оценки эффективности применяемых методик и технологий
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Знать:
 
основы достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
 
теоретические и практические особенности образовательной среды
 
требования к качеству учебно-воспитательного процесса
 
 
Уметь:
 
определять критерии формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучения
 
определять основыне характеристики образовательной среды класса для достижения образовательных результатов
 
оценивать качество учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых предметов
 
 
Владеть:
 
навыками оценки уровня сформированности личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов
 
навыками оценки основынх характеристик образовательной среды класса 
 
навыками оценки качества учебно-воспитательного процесса по заданным критериям
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских 
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
разрабатывать пути решения исследовательских задач в области образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
современные парадигмы и методику работы в области начального образования;
3.1.2
теоретические основы организации научно-исследовательской деятельности;
3.1.3
предмет логики и методологии научного познания, ее мировоззренческое значение, роль в самостоятельной научной деятельности;
3.1.4
место методологии в комплексе философских дисциплин;
3.1.5
специфику науки, требования, предъявляемые к научному исследованию, отличие научного знания от псевдонаучных построений;
3.1.6
структуру научного знания: специфику эмпирического и теоретического уровней, структуру научной теории;
3.1.7
способы и формы эволюционного и революционного развития науки, факторы, влияющие на постановку новых научных проблем и выбор направлений их решения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
3.2.2
использовать экспериментальные и теоретические методы исследования в профессиональной деятельности;
3.2.3
адаптировать современные достижения науки и наукоемких технологий к образовательному процессу;
3.2.4
применять полученные знания для научной исследовательской работы в своей специальной области;
3.2.5
ориентироваться в научной, научно-популярной и псевдонаучной литературе.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками проведения научного исследования по методике обучения в предметных областях начального образования;
3.3.2
навыками оформления результатов исследования в области начального образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Раздел 1. Этапы выполнения курсовой работы

 
1.1
Определение совместно с научным руководителем темы, исходных данных работы, перечня разрабатываемых вопросов, календарного плана выполнения этапов работы /Пр/ /Курс пр/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

2
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
1.2
Составление индивидуального плана подготовки курсовой работы /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8

6
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
1.3
Подбор и изучение литературы и источников по избранной теме /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
1.4
Сбор и обработка фактического материала /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э7 Э8 Э9 Э10

12
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
1.5
Написание текста работы /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5 Э6 Э11

12
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
1.6
Доработка текста работы /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э7 Э8

6
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
1.7
Оформление работы и представление ее руководителю /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э5 Э6

6
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
 
Раздел 2. Раздел 2. Подготовка к процедуре защиты курсовой работы

 
2.1
Требования к письменной речи и стилю изложения  /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э10 Э11

6
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
2.2
Подготовка доклада и презентации выступления на защите курсовой работы /Ср/ /Ср/
Л1.1 Л1.2 Л1.3Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2

8
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
2.3
Часы на контроль /ЗачётСОц/

4
ПК-2 ПК-11 ПК-4
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Примерные вопросы на защите курсовой работы:

1.В чем заключается актуальность темы исследования.

2.Чем обоснован выбор данной темы исследования.

3.Обоснуйте проблематику исследования.

4.Обоснуйте начальную и конечную грань исследования.

5.Какие источники были использованы в процессе исследования.

6.Обоснуйте степень изученности темы.

7.Какие методы исследования были применены в процессе исследования.

8.В чем заключается новизна проведенного исследования.

9.Обоснуйте практическую значимость исследования.

10.Апробация работы.

11.Аргументируйте основные выводы по работе.

 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
12.В чем заключается перспектива выбранной темы исследования?

 
5.2. Темы письменных работ
Примерная тематика курсовых работ

1.Дифференцированная организация учебной деятельности младших школьников на уроках Окружающего мира

2.Методика организация и проведения опытов на уроках Окружающего мира

3.Реализация деятельностного подхода при изучении курса «Окружающий мир»

4.Формирование у младших школьников навыков самостоятельной работы на уроках Окружающего мира

5.Экологическое воспитание младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования

6.Методика изучения состава слова в начальных классах

7.Методика изучения сказок в начальных классах

8.Методика обучения списыванию в начальных классах

9.Диктант как средство развития орфографического навыка у учащихся начальных классов

10.Обучение младших школьников законам линейной перспективы на уроках изобразительного искусства

11.Методические приемы обучения лепке младших школьников

12.Формирование у младших школьников навыков вышивания на уроках технологии

13.Формирование эмоциональной отзывчивости младших школьников во внеурочное время

14.Формирование творческих способностей у детей посредством изобразительной деятельности

15.Формирование нравственных качеств личности в игровой деятельности

16.Формирование и развитие у младших школьников эстетического отношения к природе.

17.Развитие наблюдательности у младших школьников в процессе обучения естествознанию

18.Развитие логического мышления у младших школьников в процессе обучения естествознанию

19.Лэпбук как средство экологического воспитания младших школьников.

20.Приемы формирования выразительного чтения учащихся начальных классов.

21.Дидактические игры и занимательные упражнения на уроках литературного чтения.

22.Развитие творческих способностей младших школьников средствами учебного предмета «Русский язык».

23.Методика изучения сказок в начальной школе.

24.Формирование правил безопасного поведения в природной и социальной среде.

25.Формирование экологических отношений.

26.Формирование эстетических отношений.

27.Игровая деятельность на уроках «Окружающего мира».

28.Использование таблиц при обучении свойствами арифметических действий.

29.Предметная деятельность как средство формирования представлений о умножении.

30.Формирование у первоклассников представлений о сложении и вычитании на основе организации индивидуальной предметной деятельности

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Неумоева-Колчеданцева, Е.В.
Основы научной деятельности студента. Курсовая работа: учебное пособие для вузов / Е. В. Неумоева-Колчеданцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09443-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/494059
Москва: Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Байбородова, Л. В.
Методология и методы научного исследования :  учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. В. Байбородова, А. П. Чернявская. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 221 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06257-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/437120
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
Л1.3
Дрещинский, В. А.
Методология научных исследований  : учебник для бакалавриата и магистратуры / В. А. Дрещинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). —  — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL:https://biblio-online.ru/bcode/438362
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зудина, Е. В., Кайль, Я. Я., Самсонова, М. В. 
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации [Электронный ресурс]

: : учебно-методическое пособие/ Е.В. Зудина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016.— 57 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/57785.html.— ЭБС «IPRbooks»

Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Быкова,  М. Б.,  Гореева, Ж. А.
Выполнение и оформление выпускных квалификационных работ, научно-исследовательских работ, курсовых работ магистров и отчетов по практикам  : методические указания / М. Б. Быкова, Ж. А. Гореева, Н. С. Козлова, Д. А. Подгорный. — М. : Издательский Дом МИСиС, 2017. — 76 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/72577.html. — Режим доступа: для авторизир. gользователей
Москва : Издательский Дом МИСиС, 2017
 
Л3.2
Зудина,  Е. В.
Рекомендации по написанию и оформлению курсовой работы, выпускной квалификационной работы и магистерской диссертации : учебно-методическое пособие / Е. В. Зудина, Я. Я. Кайль, М. В. Самсонова [и др.]. — Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016. — 57 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/57785.html — Режим доступа: для авторизир. пользователей
Волгоград : Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2016
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 283 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24802.— ЭБС «IPRbooks».
 
Э2
Кожухар В.М. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кожухар В.М.- Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2010. Режим доступа:  http://www.iprbookshop.ru/21086.— ЭБС «IPRbooks».
 
Э3
Лапп Е.А. Учебно-научная и научно-исследовательская деятельность бакалавра [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Лапп Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 111 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12718.— ЭБС «IPRbooks».
 
Э4
Астанина С.Ю. Научно-исследовательская работа студентов (современные требования, проблемы и их решения) [Электронный ресурс]: монография/ Астанина С.Ю., Шестак Н.В., Чмыхова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2012.— 156 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16934.— ЭБС «IPRbooks».
 
Э5
Хожемпо В.В. Азбука научно-исследовательской работы студента [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Хожемпо В.В., Тарасов К.С., Пухлянко М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский университет дружбы народов, 2010.— 108 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11552.— ЭБС «IPRbooks». 
 
Э6
Шестак Н.В. Научно-исследовательская деятельность в вузе (Основные понятия, этапы, требования) [Электронный ресурс]/ Шестак Н.В., Чмыхова Е.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Современная гуманитарная академия, 2007.— 179 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16935.— ЭБС «IPRbooks». 
 
Э7
Голуб, И.Б. Русская риторика и культура речи [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Голуб И.Б., Неклюдов В.Д.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 328 c.Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/51640.— ЭБС «IPRbooks».
 
Э8
Широких А.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие. Направление подготовки 050100.68 – «Педагогическое образование»/ Широких А.А.— Электрон. текстовые данные.— Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2014.— 62 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32042.— ЭБС «IPRbooks». 
 
Э9
Ресурсы East View (ИВИС) - Режим доступа: https://dlib.eastview.com/login
 
Э10
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - Режим доступа:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe? init+test.xml,simple.xsl+rus

 
Э11
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - Режим доступа:  https://elibrary.ru
 
Э12
База данных портала Polpred.com Обзор СМИ - Режим доступа: https://polpred.com/news
 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Э13
Национальная электронная библиотека (НЭБ). - Режим доступа: https://нэб.рф
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.2
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.3
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.4
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
Python: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.python.org/3/license.html
6.3.1.7
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.8
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.9
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.10
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-117 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-231 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания по курсовой работе

1. Начальным этапом выполнения курсовой работы является обоснование актуальности выбора темы. На этом этапе обучающимся осмысливается выбор темы курсовой работы, проводится анализ роли и значения выбранной темы. Осуществляется согласование темы курсовой работы с научным руководителем. После утверждения выбранной темы на первой консультации научный руководитель в общих чертах знакомит обучающегося с содержанием будущей работы, рекомендует основные литературные источники, дает задание, следуя которому обучающийся должен составить план курсовой работы. Первоначально составленный план является предварительным и по мере написания работы может меняться путем внесения дополнительных пунктов или их сокращения.

В ходе последующих консультаций преподавателем разъясняются принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы (проекта), даются ответы на вопросы обучающихся.

Таким образом, курсовая работа выполняется в соответствии с заданием, которое получает студент, исходя из темы курсовой работы.

2. Поиск и выбор источников и литературы по теме является одним из важнейших этапов работы над курсовой работой. На этом этапе осуществляется самостоятельный поиск первичного материала по теме, проводится его систематизация, обобщение, анализ с точки зрения полноты изложения, теоретической и методической новизны в исследовании темы. Особое внимание при этом обращается на подбор материала и соответствующую его обработку.

Обязательным условием при написании курсовой работы является использование не только учебных и учебно методических, но и периодических изданий. Важнейший источник теоретических идей и фактов – нормативно-правовые и нормативно-методические документы по исследуемой теме. Литература по теме подбирается в систематических (тематических) и алфавитных каталогах, имеющихся в каждой библиотеке.

При изучении литературы обучающийся должен отбирать и осмысливать необходимый для курсовой работы материал, исходя из намеченных разделов будущей работы. Рекомендуется сразу отмечать, в какой части работы будет использован тот или иной материал, то или иное положение, развиваемое автором соответствующего литературного источника.

3. Результаты проведенного анализа источников и литературы и собственные выводы приводятся в виде текста. На этом этапе происходит раскрытие темы, в текстовой форме излагаются полученные результаты согласно разработанному плану. Курсовую работу необходимо дополнить таблицами и рисунками (схемами, диаграммами и т. д.), приложениями, конкретизирующими, обобщающими, систематизирующими предлагаемый материал.

Все сведения, взятые из конкретного источника и используемые при написании курсовой работы, должны быть снабжены соответствующей ссылкой на его номер в списке использованных источников.

 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
4. Оформление результатов проведенного исследования, необходимых по тексту вставок, ссылок и приложений; составление списка использованных источников; окончательное оформление курсовой работы и представление ее на рецензирование и оценку научному руководителю.

Оформление курсовой работы слагается из ряда последовательных операций, выполнение которых не менее важно, чем написание текста и которые требуют большого количества времени. К числу таких операций относятся тщательная проверка и редактирование текста перед распечаткой; уточнение названий отдельных частей работы (глав, параграфов); составление содержания работы с соответствующей рубрикацией; тщательная проверка приводимых в тексте цитат, ссылок, формул, латинских названий; перепечатка текста с соблюдением всех правил орфографии; составление списка использованных источников; изготовление иллюстративных материалов и титульного листа, соединение всех частей работы и ее скрепление.

4. Защита курсовой работы

Курсовая работа защищается обучающимся в период сессии. Выступление рекомендуется подготовить по следующему плану:

1) цель выполнения данной работы;

2) краткое изложение содержания темы;

3) рекомендации для практического использования результатов работы;

4) основные использованные источники.

Структура курсовых работ

В курсовых работах выделяются следующие структурные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основной текст, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист оформляется по единым требованиям с указанием наименования министерства, вуза, факультета, кафедры; темы курсовой работы; сведений об исполнителе, о научном руководителе, о допуске к защите, места и года выполнения.

Оглавление содержит перечень структурных элементов курсовых с указанием номеров страниц.

Введение является вступлением к работе. В нем обосновывается выбор темы курсовой работы, определяется ее актуальность и значимость для науки и практики.

Актуальность исследуемой темы и её обоснование: выявление значимости данной темы в современных условиях и оценку ее современного состояния. Необходимо указать на не изученность или недостаточную изученность темы в теоретическом обучении. Таким образом, студент должен кратко аргументировать причину выбора именно данной темы.

Определение актуальности темы является важнейшей частью научно-исследовательской деятельности, позволяет установить место предмета исследования в общей совокупности исследуемых проблем. С этой целью рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется текущее состояние, определяются границы исследования (объект, предмет), формируется основная цель, и устанавливаются задачи работы.

По объему оно должно занимать не более 1-3 страниц.

В структуре основной текстовой части должны быть выделены главы (1, 2), а в их составе – параграфы (1.1, 1.2), последовательно и логично раскрывающие содержание работы. Названия глав и параграфов должны быть сформулированы, по возможности, кратко и отражать их содержание. Названия параграфов не должны повторять названия глав. Основной текст курсовой работы делится на главы и параграфы.

Первая глава работы носит, как правило, теоретический характер. В ней раскрывается суть и природа того явления, изучению которого посвящена исследовательская работа, приводится краткий обзор литературы по избранной теме исследования, критически рассматриваются точки зрения различных авторов в их исторической последовательности, обосновывается позиция автора по дискуссионным вопросам темы. По объему первая глава не должна превышать 40% всей работы.

Вторая глава носит практический характер. Важно не только глубоко изучить существующую практику, но и осмыслить ее на основе анализа собранного материала. Задачей анализа является обзор и оценка практического материала, касающегося выбранной темы исследования. В результате проведенного анализа необходимо выявить основные проблемы по рассмотренной теме.

В этой же главе должны быть определены пути совершенствования в методике обучения иностранным языкам, общепринятые способы и средства решения возникающих проблем, возможность их использования в деятельности объекта исследования, обоснованы возможные подходы к устранению выявленных недостатков и определены конкретные меры по общему повышению эффективности деятельности объекта исследования.

В заключении содержатся основные выводы по работе, исходя из поставленных задач, указывается практическая значимость исследования, даются конкретные предложения и методические рекомендации, намечаются основные направления дальнейшей разработки проблемы. Выводы формулируются в тезисной форме либо в конце каждой главы, либо в заключении. Выводы и предложения должны непосредственно вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования и самого текста работы, быть конкретными, четкими, лаконичными, ориентированными на практическое использование.

Список литературы включает все использованные в ходе исследования источники, которые подаются в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов авторов, года и места издания, количества страниц. Основным требованием к списку использованных источников является использование при выполнении работы  источнков, изданных за последние 5 лет. Опись фондовых материалов и адреса электронных сайтов приводятся после основной литературы.

Приложения выделяются в том случае, если есть объемные табличные, расчетные или другие материалы, которые имеют вспомогательное значение для достижения цели работы.

Основные требования к оформлению курсовых работ

Работа должна быть грамотно написана, отпечатана: на белой бумаге формата  А4 (210х297 мм) на одной стороне листа на компьютере.

1. Шрифт Times New Roman, № 14, интервал – 1,5, выравниваниепо ширине, отступ 1,25см.

Текст работы следует размещать, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее – 2 см, нижнее 

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
– 2 см. Таблицы и иллюстрации оформляются согласно требованиям.

К иллюстрациям относятся: рисунки, фотоснимки, карты, схемы, графики, диаграммы и др.  Правила оформления иллюстраций:

1) иллюстрации обозначают словом «Рис.» и нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Название рисунка помещают под иллюстрацией. Если в тексте только 1 иллюстрация, то  ее не нумеруют;

2) иллюстрации располагаются непосредственно после текста, в котором упоминаются впервые;

3) на все иллюстрации в тексте должны быть ссылки.

2. Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется сверху по центру, размер шрифта 10. Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страницы не указывается. Иллюстрации, таблицы, расположенные на отдельных листах, включаются в общую нумерацию страниц. Главы нумеруются римскими цифрами, а параграфы и подпараграфы арабскими цифрами с точкой. Например, I. ,  1.1., 1.1.1. и т.д.

Каждая глава, введение, заключение, список литературы начинаются с новой страницы и имеют заголовок, напечатанный прописными буквами. Заголовки следует располагать по центру, жирным шрифтом, без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Расстояние между названиями главы и параграфа должно быть  2 интервала, параграфа и текста должно быть  один интервал.

3. Общий объем курсовой работы  не должен превышать 30  страниц.  Подготовленный в соответствии с вышеуказанными требованиями текст  работы оформляется в папку–скоросшиватель.

4. Когда информация приводится из литературного источника, необходимо указать ссылку на источник в виде номера в списке литературы.  Например, [5] означает, что в тексте приведена ссылка на источник под номером 5.  Цитаты должны заключаться в кавычки, при этом указывается  номер источника по списку  и страница этого источника, например, [5, с.12].

5. При написании текстовой части не рекомендуется вести изложение от первого лица: «Я считаю», «По моему мнению» и т.п. Желательно выражать мысль в безличной форме: «на основе проведенного исследования»,  «в ходе анализа выяснено» «в ходе исследования установлено» и т.п. Возможно использование местоимений множественного числа первого лица: «на наш взгляд», «нами было выявлено» и т.п.

6. В список литературы в алфавитном порядке включаются все источники информации, использованные при написании работы: сборники, энциклопедии, словари, документы, статьи, журналы, монографии, сайты интернет и др.

Нумерация ведётся арабскими цифрами с точкой. В первую очередь пишутся законы, далее литературные источники, далее сайты интернет.

Список литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ.

Методические указания к выполнению презентации курсовой работы

Мультимедийные презентации используются для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.

Общие требования к презентации:

• Презентация не должна быть меньше 10 слайдов.

• Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: название проекта; название учебного заведения; фамилия, имя, отчество автора, номер группы.

• Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

• Дизайн - эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Создание презентации состоит из трех этапов:

I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала. Планирование презентации включает в себя:

1. Определение целей.

2. Сбор информации об аудитории.

3. Определение основной идеи презентации.

4. Подбор дополнительной информации.

5. Планирование выступления.

6. Создание структуры презентации.

7. Проверка логики подачи материала.

8. Подготовка заключения.

II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.

III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.