2022-2023_b44_03_05 Г и ИЯ 261 гр__plx_География РТ_География и Иностранный язык
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Географии, биологии и методик  их преподавания
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
География РТ
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
 
зачет 10
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
68
аудиторные занятия
40
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

10 (5.2)
Итого
Недель
8 3/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
40
40
40
40
Кoнтактная рабoта
40
40
40
40
Сам. работа
68
68
68
68
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Киямова А.Г. _________________
 
 
География РТ
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили География и Иностранный язык 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Ахметова М.Х.

Географии, биологии и методик  их преподавания
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цели освоения дисциплины: формирование систематизированных знаний в области географии Республики Татарстан с учетом логических и содержательно-методических связей в предметной области «География» в общеобразовательной школе, готовности осуществлять педагогическую деятельность на основе полученных знаний, умений работать  с источниками информации, развитие способностей взаимодействия в команде.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование знаний о географическом положении, рельефе, геологическом строении, климате,внутреннних водах и природных зонах РТ;
1.4
выявление основных факторов распределения компонентов природы и связанных с ним ресурсов;
1.5
получение обучающимися знаний о современном экономическо-географическом положении, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве РТ;
1.6
обучение приемам работы с физическими и социально-экономическими картами РТ;
1.7
освоение приемов формирования развивающей образовательной среды для достижения предметных, метапредметных результатов обучения
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная педагогическая практика
2.1.2
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов физической географии
2.1.3
Технология организации краеведческой работы в школе
2.1.4
Экономическая и социальная география России
2.1.5
Язык зарубежной прессы
2.1.6
История и культура стран изучаемого языка
2.1.7
Коммуникативный практикум английского языка
2.1.8
Методика обучения и воспитания (иностранный язык)
2.1.9
Общая экономическая и социальная география
2.1.10
Производственная педагогическая практика
2.1.11
Учебная практика по экономической и социальной географии
2.1.12
Физическая география России
2.1.13
Лексикология английского языка
2.1.14
Литература стран изучаемого языка
2.1.15
Методический практикум
2.1.16
Производственная педагогическая  практика
2.1.17
Стилистика английского языка
2.1.18
Страноведение
2.1.19
Теория и методика обучения географии
2.1.20
Комплексный экзамен по психолого-педагогическому модулю
2.1.21
Физическая география материков и океанов
2.1.22
Биогеография
2.1.23
Педагогика
2.1.24
Учебная технологическая практика
2.1.25
Ландшафтоведение
2.1.26
Общее землеведение
2.1.27
Практика устной и письменной речи (английский язык)
2.1.28
Психология
2.1.29
Учебная практика по физической географии
2.1.30
Учебная технологическая практика
2.1.31
Географические информационные системы
2.1.32
География почв с основами почвоведения
2.1.33
Межкультурная коммуникация
2.1.34
Практическая грамматика
2.1.35
Практическая фонетика
 
стр. 4
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
2.1.36
Учебная практика по геологии и топографии
2.1.37
Геология
2.1.38
Картография с основами топографии
2.1.39
Основы работы с иноязычным научным текстом
2.1.40
Технология изучения ключевых вопросов в содержании школьных курсов экономической и социальной географии
2.1.41
Туризм в школе
2.1.42
История иностранного языка
2.1.43
Методы географических исследований
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.2
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.1: Знает структуру, состав и дидактические единицы предметной области (преподаваемого предмета)
 
 
ПК-3: Способен формировать развивающую образовательную среду для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения средствами преподаваемых учебных предметов
 
ПК-3.2: Использует образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании (предмета по профилю) в учебной и во внеурочной деятельности
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
Структуру и содержание школьной географии, особенности природы, населения и хозяйства РТ; принципы физико- и экономико-географического районирования территории РТ; экологические проблемы районов РТ;
3.1.2
компоненты образовательной среды и их дидактические возможности; принципы и подходы к организации предметной среды географии; научно-исследовательский и научно-образовательный потенциал региона, где осуществляется образовательная деятельность
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
раскрывать особенности географического положения РТ, давать комплексную характеристику природы, населения и хозяйства республики и отдельных ее районов; оценивать влияние природных и экологических факторов на условия жизни человека и хозяйственную деятельность; объяснять причинно-следственные связи и закономерности географических процессов и явлений, происходящих на территории РТ;
3.2.2
использовать образовательный потенциал социокультурной среды региона в преподавании географии и во внеурочной деятельности
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения полученных знаний в обучении географии;
3.3.2
технологиями проектирования элементов образовательной среды школьной географии с учетом возможностей конкретного региона
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Географическое положение РТ. 

 
1.1
Географическое положение РТ. Административно-территориальное устройство /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
1.2
Характеристика географического положения РТ   /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
стр. 5
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
1.3
Характеритика географического положения города Набережные Челны /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 2. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

 
2.1
Основные черты рельефа. Современные рельефообразующие процессы /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
2.2
Строение платформы. История геологического развития. Полезные ископаемые. Проблемы  природопользования.  территории РТ.  /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
2.3
Характеритика рельефа, геологического строения, полезных ископаемых РТ /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
2.4
Геологические памятники РТ /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 3. Климат и воды РТ

 
3.1
Особенности климата РТ /Лек/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
3.2
Общая характеристика вод РТ. Охрана и рациональное природопользование.  /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
3.3
Климатические особенности РТ /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
3.4
Реки, озера, болота. подземные воды РТ /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
3.5
Экологическое состояние внутренних вод /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 4. Почвы. Растительный и животный мир РТ

 
4.1
Факторы почвообразования. Виды почв РТ и их распространение. Почвенные ресурсы. Сохранение и повышение естественного плодородия почв.  /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
4.2
Почвенные ресурсы РТ.Растительный и животный мир  /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
4.3
Мелиорация почв /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 5. Природное районирование. Природно-географические районы РТ 

 
стр. 6
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
5.1
Формирование природных комплексов территории РТ. Особенности природно-географических районов РТ /Пр/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
5.2
Природные зоны РТ /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
5.3
Сравнительная характеристика природно-географических районов РТ /Ср/
Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 6. Экономико-географическое положение РТ

 
6.1
Экономико-географическое положение РТ. Административно-территориальное устройство.   /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
6.2
Характеритика ЭГП РТ.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
6.3
Заселение Татарстана в разные исторические периоды. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

10
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 7. Природно-ресурсный потенциал РТ

 
7.1
Природные ресурсы РТ /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
7.2
Природные ресурсы РТ /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
7.3
Проблемы использования природных ресурсов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 8. Население РТ

 
8.1
Численность и воспроизводство населения республики. Состав населения.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
8.2
Рынок и труда и занятость населения  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 9. Хозяйство РТ

 
9.1
География промышленности /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
9.2
ТЭК /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
9.3
Машиностроительный комплекс /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
стр. 7
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
9.4
Химическая и нефтехимическая промышленность /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
9.5
Строительный комплекс /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
9.6
Агропромышленный комплекс /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
9.7
Сельское хозяйство /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
9.8
Легкая м пищевая промышленность /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
 
Раздел 10. Экономико-географические районы и города

 
10.1
Характеристика районов  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

2
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
10.2
Подготовка презентационного материала "Экологическое состояние городов РТ" /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-1.1 ПК-3.2
10
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы и задания к зачету

1.История образования РТ.

2.Географическое положение и административное устройство РТ.

3.Рельеф РТ.

4.Полезные ископаемые РТ.

5.Геологическое строение территории РТ.

6.Особенности климата республики.

7. Поверхностные и подземные воды РТ..

8. Почвы РТ.

9.Основные типы растительности, их климатическая обусловленность и размещение по территории.

10.Разнообразие животного мира.

11.Природные зоны РТ.  

12.Природные районы РТ. Предкамье.

13. Закамье.

14. Предволжье.

15.Особо охраняемые природные территории республики.

16.Природно-ресурсный потенциал РТ.

17.Население и трудовые ресурсы РТ.

18.Общая характеристика промышленности РТ.

19.Характеристика топливно-энергетического комплекса.

20.Электроэнергетика РТ.

21.Машиностроительный комплекс.

22.Химическая и нефтехимическая промышленность РТ.

23.Легкая и пищевая промышленность РТ.

24.Характеристика сельского хозяйства РТ.

25.Развитие транспорта и связи РТ.

26.Экономико-географическая характеристика Северо-Западного экономического района РТ.

27.Экономико-географическая характеристика  Северо-Восточного экономического района РТ.

28.Экономико-географическая характеристика  Юго-Восточного экономического района РТ.

29.Экономико-географическая характеристика Закамского экономического района РТ.

30.Экономико-географическая характеристика Предкамского  экономического района РТ.

 
стр. 8
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
31.Экономико-географическая характеристика Предволжского экономического района РТ.

32. Внешние экономические связи РТ.

33. Экологическое состояние РТ.

34. Рекреационные ресурсы РТ.

35. Развитие туризма в РТ.

36. Социально-экономические проблемы РТ.

Задания: 1) разработать план реализации проекта по изучению экологических проблем РТ в курсе «География Республики Татарстан»;

2)  разработать фрагмент урока по одной из тем курса «География Республики Татарстан».

 
5.2. Темы письменных работ
Контрольная работа

Тема. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.

1. Раскрыть особенности рельефа РТ. Перечислить основные возвышенности и низменности. Охарактеризовать современные рельефообразующие процессы.

3. Назвать основные тектонические структуры в пределах РТ.

4. Раскрыть особенности геологического строения территории РТ.

5. Перечислить полезные ископаемые РТ и указать их основные месторождения.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Гладкий, Ю.Н. 
. Экономическая и социальная география России: в 2 т. Т. 2: Экономическая и социальная география России: в 2 т. Т. 2: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Н. Гладкий и др. - М.: Академия, 2014. –400 с. – (Бакалавриат)    
М.: Академия, 2014
 
Л1.2
Раковская, Э.М.
Физическая география России: учеб. для студ. учреждений высш. пед. проф. образования: В 2 т. Т.2 / Э.М. Раковская. – М.: Академия, 2013. – 256 с. – (Бакалавриат) УМО
Академия, 2013
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Сулейманова, Г. В.
География Республики Татарстан : : учебное пособие / Г. В. Сулейманова. — Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2014. — 322 c. — ISBN 978-5-7882-1729-1. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/61965.html 
Казань : КНИТУ, 2014, 2014
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Киямова, А.Г., Миронова, А.А., Сафаргалина Р.А.
Практикум по географии Республики Татарстан : : учебное пособие для обучающихся учреждений высшего педагогического, среднего профессионального образования и учителей географии общеобразовательных школ и гимназий / А. Г. Киямова, А. А. Миронова, Р. А. Сафаргалина .— Набережные Челны, 2019 .— 60 с. — Электронная версия печатной публикации .— URL:http://bibl:81/books/Эл.Библ/!Практикум по географии РТ_ учебное пособие для высшего педагогического, среднего проф. образования и учителей географии_ А.Г. Киямова, А.А. Миронова, Р.А.pdf
Набережные Челны, НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Республика Татарстан природные достопримечательности и богатства - http://travelsmedia.ru/attractions/russia_attraction/prirodnye-dostoprimechatelnosti-tatarstana.html  
 
Э2
Министерство экологии и природных ресурсов РТ. - URL:http://eco.tatarstan.ru/
 
Э3
Республика Татарстан. География . - URL:newtatarstan.narod.ru
 
стр. 9
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
Э4
Естественно-научный образовательный портал. - URL:http:www.en.edu.ru
 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э6
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-413 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
7.3
1-102б Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер-экран, конструктор для сборки мобильного робота,  образовательный набор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ММетодические указания к лекциям.

Приступая к освоению учебной дисциплины, необходимо ознакомиться с рабочей программой дисциплины, учебной, научной и методической литературой, имеющейся в библиотеке университета, получить в библиотеке рекомендованные учебники и учебно-методические пособия, завести новую тетрадь для конспектирования лекций и работы с первоисточниками.

В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Методические рекомендации к практическим занятиям.

В ходе подготовки к к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с методическими 

 
стр. 10
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
рекомендациями по выполнению заданий. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Практическая работа - это средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий. В ходе практического занятия внимательно выполнять все задания. При необходимости задавать уточняющие вопросы преподавателю. Подготовить выступление по основным результатам практической работы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся – это процесс активного, целенаправленного приобретения обучающимися новых знаний, умений без непосредственного участия преподавателя, характеризующийся предметной направленностью, эффективным контролем и оценкой результатов деятельности обучающегося.

Самостоятельная работа обучающихся включает следующие виды работ:

а) для овладения знаниями:

- чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы),

- составление плана текста,

- графическое изображение структуры текста,

- конспектирование текста, выписки из текста,

- работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами,

- учебно-исследовательская работа,

- использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

б) для закрепления и систематизации знаний:

- работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей),

- составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала,

- ответ на контрольные вопросы, заполнение рабочей тетради, аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, конспект-анализ и др),

-  подготовка мультимедиа сообщений/докладов к выступлению на семинаре (конференции), подготовка реферата, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

в) для формирования умений:

- решение задач и упражнений по образцу,

- решение вариативных задач,

- решение ситуационных (профессиональных) задач.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала практических и семинарских занятий. При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающегося получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития законодательства.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе курса.

Тщательная подготовка к зачету и начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций и первоисточников, записи, сделанные при подготовке к семинарам, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств.

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся 

 
стр. 11
УП: b44.03.05 Г и ИЯ 261 гр..plx
 
предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания.

При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.