2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению в начальной школе_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению в начальной школе
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 4
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна _________________
 
 
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению в начальной школе
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: сформировать у обучающихся систему знаний о методах и приемах внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению в рамках реализации ФГОС НОО.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
создать условия для формирования профессиональной компетентности обучающихся в решении профессиональных задач в области внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
1.4
ознакомить обучающихся с приемами и методами, формирующими активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении; развивают общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; формируют компетенции, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; реализуют принципы связи обучения с жизнью;
1.5
подготовить обучающихся к организации внеурочной деятельности, которая поможет сформировать умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения;
1.6
научить разрабатывать компоненты основных и дополнительных образовательные программы (в том числе с применением ИКТ).
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методическая компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.2
Производственная летняя педагогическая практика
2.1.3
Формирование метапредметных компетенций у младших школьников
2.1.4
Экономика
2.1.5
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.6
Организация внеучебной деятельности
2.1.7
Методическая компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика обучения родному языку
2.2.2
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.3
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.4
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметных областей в начальном общем образовании
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации в предметных областях начального общего образования  в соответствии с требованиями ФГОС НОО
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
суть внеурочной деятельности, ее цели, принципы;
3.1.2
специфику содержания и форм внеурочной деятельности в области филологии;
3.1.3
методы и приемы реализации занимательности, индивидуального подхода, воспитания интереса к языку и речи.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
анализировать различные методы и формы организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению с точки зрения их эффективности;
3.2.2
организовывать учебно-воспитательный процесс при осуществлении индивидуально дифференцированного подхода;
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.2.3
выбирать формы и приемы внеурочной деятельности с целью воспитания интереса к области филологического знания.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
методами организации внеурочной деятельности с целью воспитания интереса к учебным предметам филологического цикла;
3.3.2
приемами организации внеурочной леятельности с целью воспитания интереса к учебным предметам филологического цикла.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Внеурочная деятельность младших школьников в предметной области "Филология"

 
1.1
Сущность понятия "внеурочная деятельность", задачи, формы ее осуществления /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.2
Внеурочная деятельность в курсе "Русский язык", "Литературное чтение" /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.3
Внеурочная деятельность как новый образовательный ресурс.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.4
Требования ФГОС к целям, задачам и принципам организации внеурочной деятельности.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.5
Внеурочная деятельность в учебно-воспитательном процессе начальной школы.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 2. Методика организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению в начальных классах

 
2.1
Внеурочная деятельность в курсе "Русский язык" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.2
Внеурочная деятельность в курсе "Литературное чтение" /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

2
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.3
Педагогические технологии в организации внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.4
Педагогические технологии в организации внеурочной деятельности по литературному чтению в начальной школе /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.5
Организация и программа кружковой деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.6
Содержание и приемы проведения кружковых занятий /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.7
Организация и программа факультатива /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.8
Содержание и организация проектной деятельности по русскому языку /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.9
Содержание и организация проектной деятельности по литературному чтению /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
2.10
Составление учебной программы факультатива (по русскому языку или литературному чтению) /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.11
Проектирование занятий внеурочной деятеьности по русскому языку /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.12
Проектирование занятий внеурочной деятеьности по литературному чтению /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

6
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.13
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3

4
УК-3.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Перечень вопросов к зачету:

1. Задачи и формы внеурочной работы (раскрыть на конкретных практических примерах).

2. Кружок русского языка как один из видов внеурочной работы (на примере практической работы).

3. Внеурочная деятельность как новый образовательный ресурс (показать на практических примерах).

4. Требования ФГОС к целям, задачам и принципам организации внеурочной деятельности (на примере анализа ФГОС НОО).

5. Нормативные документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности (на конкретных примерах).

6. Какие исследования можно реализовывать во внеурочных занятиях по русскому языку? Приведите пример.

7. Лингвистическое краеведение во внеурочной работе (на примере практической деятельности).

8. Внеурочная работа по русскому языку как форма организации учебно-воспитательной работы в школе.

9. Методические принципы организации внеурочной работы по литературному чтению в начальной школе (раскрыть на примере одной из программ).

10. Внеурочная деятельность по русскому языку и литературному чтению младших школьников в рамках ФГОС НОО (на примерах школ Саратовской области).

11. Возможности внеурочной работы для развития творческих способностей учащихся (на примерах практической деятельности).

12. Охарактеризуйте психолого-педагогические аспекты сущности познавательного интереса.

13. Какова роль познавательного интереса в обучении русскому языку младших школьников.

14. Как происходит формирование УУД во внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению.

15. Виды и специфика связей русского языка с другими предметами (ответ аргументируйте примерами).

16. Индивидуальный и дифференцированный подход при обучении русскому языку младших школьников (на конкретных многоуровневых заданиях).

17. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе.

18. Метод проектов во внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению.

Перечень заданий к зачету:

1. Подготовить презентацию по одному из вопросов к зачету.

2. Разработать рабочую программу кружка, факультатива, лингвистической лаборатории, литературной гостиной и пр. (по выбору обучающегося) по русскому языку или литературному чтению для младших школьников.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Аналитическая работа с источниками

Пример задания: Проанализируйте программу Т.А. Ладыженской «Риторика» по направлениям:

1) место риторики как учебного предмета в образовательной программе начального образования;

2) личностные и метапредметные результаты освоения риторики;

3) предметные результаты;

4) возможности программы для реализации авторских методических принципов: практической направленности, перцептивных динамических связей, сквозных методических идей.

Контрольная работа

Пример варианта контрольной работы:

Теоретический вопрос. Требования ФГОС к целям, задачам и принципам организации внеурочной деятельности (на примере анализа ФГОС НОО).

Практическое задание. Можно ли предложенные в учебнике задания превратить в проект? 1. «Составьте сборник “Душа природы нашей”. Включите в него пословицы, поговорки, загадки о родной природе. Отдельные разделы могут быть посвящены деревьям, которые вас окружают: березе, дубу, ели, сосне, рябине, калине, клену; животным, которые водятся в ваших лесах; вашим четвероногим друзьям. Наверное, в этот сборник уместно включить лучшие работы о природе, которые вы сочинили сами. Подумайте об этом» [Литературное чтение: учебник для 4 класса общеобразоват. учрежд.: в 2 ч. Ч. 2 / авт.-сост. Г. С. Меркин, Б. Г. Меркин, С. А. Болотова; под ред. Г. С. Меркина. – М.: Русское слово – учебник, 2011. – С. 106.]

Методические задачи

Примеры:

 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Методическая задача 1. Подберите из детских СМИ примеры заметки, интервью, репортажа, объясните их жанровые признаки, сформулируйте задания для работы с данными примерами на занятиях кружка «Детская журналистика».

Методическая задача 2. Определите роль театральной деятельности в речевом развитии младшего школьника. Каковы направления работы детского театра по совершенствованию культуры речевого общения детей? 

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
под редакцией Т. И. Зиновьевой
Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 468 с. — ISBN 978-5-534-06987-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469148
Юрайт, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Архипова Е.В.  
Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 177 с. — ISBN 978-5-534-12782-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473304 
Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.]; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 258 с. — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471108 
Юрайт, 2021
 
Л3.2
Пранцова Г. В., Перепелкина Л.П., Видишева В.П., Ключарева И.С.. 
Фольклор в школе: практическое пособие для вузов / Г. В. Пранцова, Л. П. Перепелкина, В. П. Видишева, И. С. Ключарева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 235 с. — ISBN 978-5-534-06008-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471544 
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа [Электронный ресурс]. URL: http://nsc.1september.ru/
 
Э2
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://n-shkola.ru/
 
Э3
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков 

 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.