2022-2023_zb44_03_02 ПО 2246_ 2146_ 2046_ 1946 гр__plx_Общие основы педагогики_Психология образования
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Общие основы педагогики
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
 
зачет 1
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
1
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доцент, Хаертдинова Р.М. _________________
 
 
Общие основы педагогики
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 122)
 
44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель: сформировать у обучающихся основы педагогического мышления  и адекватные современным реалиям  представления о педагогической действительности.
1.2
Задачи:
1.3
формирование у обучающихся представлений о педагогике как области гуманитарного, антропологического и философского знания
1.4
обеспечение освоения обучающимися основных методологических подходов к пониманию, конструированию и интерпретации педагогических знаний
1.5
формирование у обучающихся общих представлений о целостном педагогическом процессе, его принципах, психолого-педагогических технологиях в профессиональной деятельности, необходимых для обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Для освоения дисциплины необходимы знания, умения, сформированные при изучении школьной программы
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Гендерная психология и педагогика
2.2.2
Естественнонаучная картина мира
2.2.3
История (история России, всеобщая история)
2.2.4
История психологии
2.2.5
Педагогическая психология
2.2.6
Психология воспитания
2.2.7
Психология развития и возрастная психология
2.2.8
Социальная педагогика
2.2.9
Конфликтология
2.2.10
Коррекционная педагогика с основами специальной психологии
2.2.11
Курсовая работа по психолого-педагогическому модулю
2.2.12
Основы вожатской деятельности в детских оздоровительных лагерях
2.2.13
Основы экономических знаний в профессиональной деятельности
2.2.14
Производственная педагогическая  практика
2.2.15
Психодиагностика (с практикумом)
2.2.16
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей
2.2.17
Технологии работы с различными категориями детей
2.2.18
Философия
2.2.19
Диагностика и коррекция детско-родительских отношений
2.2.20
Курсовая работа по модулю психолого-педагогического сопровождения
2.2.21
Профилактика девиантного поведения детей и подростков
2.2.22
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
2.2.23
Самоопределение и профессиональная ориентация обучающихся
2.2.24
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.25
Производственная технологическая (проектно-технологическая) практика
2.2.26
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.27
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.28
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.29
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.30
Производственная практика научно-исследовательская работа
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
стр. 4
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
ОПК-4.1: Объясняет сущность духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения
 
 
ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
ОПК-6.1: Обосновывает применение конкретных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.2: Приводит объяснение методологии, истории, теории, закономерностей и принципов построения и функционирования образовательных систем, проектирования образовательной среды, роли и места образования в жизни личности и общества для обоснования сущности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
 
 
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
 
УК-1.1: Демонстрирует знание особенностей системного и критического мышления и готовность к нему
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
сущность системного подхода; сущность духовно - нравственного воспитания, базовые духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения;
3.1.2
психолого-педагогические технологии  индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе  с особыми образовательными потребностями;
3.1.3
методологию, историю, теорию,  закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем,  особенности проектирования образовательной среды, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять поиск и анализ информации на основе системного подхода для решения поставленных задач
3.2.2
различать духовно-нравственные ценности личности и модели нравственного поведения
3.2.3
обосновывать выбор конкретных психолого-педагогических технологий, необходимых для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.2.4
объяснять методологию, закономерности, принципы построения и функционирования образовательных систем, особенности проектирования образовательной среды, психолого-педагогического сопровождения образовательного
3.2.5
процесса
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
основами системного подхода для решения поставленных задач;
3.3.2
методами духовно-нравственного воспитания обучающихся на основе базовых национальных ценностей
3.3.3
технологиями индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями
3.3.4
методологией педагогической науки, методологической рефлексией 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Педагогика как наука

 
1.1
Взаимосвязь педагогической науки и практики /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-4.1 ОПК-6.1 ОПК-8.2
1
0
 
1.2
Характеристика целостного  педагогического процесса /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

2
ОПК-8.2 УК-1.1
1
0
 
1.3
Субъекты целостного педагогического процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-6.1 ОПК-8.2
1
0
 
стр. 5
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
1.4
Технологии целостного педагогического процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э3

10
ОПК-4.1 ОПК-6.1 ОПК-8.2 УК-1.1
1
0
 
1.5
Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-4.1 ОПК-6.1 ОПК-8.2 УК-1.1
1
0
 
 
Раздел 2. Методология педагогической науки

 
2.1
Системный подход к изучению педагогических явлений /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-6.1
1
0
 
2.2
Уровни методологического знания /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-6.1 ОПК-8.2
1
0
 
2.3
Реализация культурологического и антропологического подхода в педагогике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-6.1 ОПК-8.2 УК-1.1
1
0
 
2.4
Деятельностный подход и его проявление в педагогике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3

10
ОПК-4.1 ОПК-8.2 УК-1.1
1
0
 
2.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э1 Э2 Э3

4
ОПК-4.1 ОПК-6.1 ОПК-8.2 УК-1.1
1
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация.

Вопросы к зачету

1. Педагогика как наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса

2. Объект, предмет и функции педагогики.  Категории педагогической науки: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс

3. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Педагогическая наука и педагогическая практика как различные способы освоения педагогической действительности. Функции педагогической науки и педагогической практики. Основные методологические принципы педагогики

4. Педагогическая наука и педагогическая практика как единая система.

5. Методология педагогической науки. Уровни методологии Общенаучный уровень методологии педагогики: понятие о системном и целостном подходах. Конкретно-научный уровень методологии педагогики.

6. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.

7. Системный подход к изучению педагогических явлений.

8. Педагогическая система как место осуществления педагогического процесса.

9. Характеристика педагогической системы.

10. Основные характеристики образовательного процесса: открытость, нелинейность, вариативность.

11. Особенности процесса обучения и его взаимосвязь с целостным процессом образования, вариативных контекстов особенностей обучающихся и школьной образовательной среды

12. Образовательный процесс как единство учебной и внеучебной работы

13. Сущность педагогического процесса как системы, как целостного явления, его структура. Движущие силы педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие и его виды.

14. Проявление философских положений в педагогической теории и практике.

15. Сущность системного подхода и его проявления в организации педагогического процесса.

16. Сущность личностного подхода в педагогике.

17. Деятельностный подход и его проявление в педагогическом процессе.

18. Реализация культурологического подхода в педагогике.

19. Сущность антропологического подхода в педагогике.

20. Реализация культурологического и антропологического подхода в педагогике.

21. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса.

22. Педагогический процесс как система и целостное явление.  Сущностные характеристики целостного педагогического 

 
стр. 6
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
процесса.

23. Логика педагогического процесса. Выбор стратегий обучения и воспитания

24. Основные методологические принципы педагогики

25. Понятие методологической культуры. Сущность и структура методологической культуры педагога. Соотношение общей, педагогической и методологической культуры педагога. Способы освоения методологической культуры

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости.

Письменная работа.

1. Работа реферативного характера. Сравнительный анализ определений научных понятий, данных в словарях, справочной изданиях, научной литературе. Составление тезауруса по учебной теме. Составление аннотированного каталога Интернет-ресурсов по выбранной теме.

2. Составление реферативного обзора публикаций журналов (интернет-источников) о развитии взглядов на педагогическое знание (не менее 8 источников).

3. Составить список ключевых слов по теме «Педагогика XXI века». Какие поня-тия вы включите в этот список?  Какие из этих понятий можно рассматривать как при-знаки таких категорий, как воспитание, обучение, развитие личности?

4. В чем состоит различие между изучением ребенка: а) учителем; б) ученым? Может ли ребенок быть объектом для одного из них или для обоих? Поясните, почему ребенок является одновременно и субъектом и объектом воспитательного процесса.

5. Сравните разные определения понятия «педагогика». Выделите ключевые идеи (позиции), объединяющие авторов Составьте обобщающую таблицу, каждый раздел кото-рой должен включать ключевую идею и суждения авторов.

«Педагогика – наука о воспитании человека на всех возрастных этапах его разви-тия» (Ю. К. Бабанский);

«Педагогика – наука о воспитании подрастающего поколения… Педагогика как наука о воспитании стремится понять сущность, объяснить, вскрыть определенные, при-сущие ему закономерности и, познав их, оказать определенное влияние на его протекание в интересах человека, общества» (Т. А. Ильина);

Педагогика – сложная общественная наука, объясняющая, интегрирующая, синте-зирующая в себе данные всех естественных и общественных наук о ребенке, о законах развития воспитательных общественных отношений, влияющих на становление подрас-тающего поколения» (Б. Т. Лихачев).

6. Прочитайте следующие высказывания:

- К. Д. Ушинский: «Воспитатель есть художник; школа – мастерская, где из грубо-го куска мрамора возникает подобие божества»;

- П. П. Блонский: «Лишь идея, а не техника и не талант, может быть сообщена од-ним лицом другому, и потому лишь в виде известных идей, т. е. в виде теоретической науки, может существовать педагогика».

Проанализируйте данные высказывания. На каком основании К. Д. Ушинский приравнивал педагогику к искусству? Противоречит ли этому высказывание П. П. Блон-ского? Так чем же является педагогика – наукой или искусством?

С. И. Гессен считал, что педагогика – это прикладная философия. Различные раз-делы философии исследуют культурные ценности общества: логика – науку, этика – нравственность, эстетика – законы искусства и т. д. Согласны ли вы с мнением С. И. Гес-сена? Можно ли провести подобные параллели между разделами философии и разделами педагогики?

 
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Рожков И.
Общие основы педагогики. Теория обучения : учебник и практикум для вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 402 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06487-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515005
Москва:Юрайт, 2023
 
Л1.2
Бермус, А.Г.
Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447338
Москва : Издательство Юрайт , 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Канке, В. А.  
Теория обучения и воспитания  : учебник и практикум / В. А. Канке. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 297 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-01217-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433240 
Москва: Издательство  Юрайт, 2019
 
стр. 7
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Хакимова, Н. Г.
Педагогика: учебное пособие / Н. Г. Хакимова. — Набережные Челны : Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2010. — 104 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/29868.html
Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2010.
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. – URL: https://elibrary.ru.
 
Э2
Электронный каталог библиотеки НГПУ. – URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus.
 
Э3
Ресурсы East View (ИВИС). – URL:  https://dlib.eastview.com/login.
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.5
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной 

 
стр. 8
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому 

 
стр. 9
УП: zb44.03.02 ПО 2246, 2146, 2046, 1946 гр..plx
 
усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; решение кейс-задач, выполнение письменных домашних заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей является: тестирование как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплины; разбор кейс-задач, письменных домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины «Общие основы педагогики» осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.