2022-2023_z44_03_01 Б 2162 гр__plx_Комплексная подготовка вожатых к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Комплексная подготовка вожатых к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доц., М.М. Гумерова _________________
 
 
Комплексная подготовка вожатых к работе в организациях отдыха детей и их оздоровления
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль  Биология
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна 

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины - формировать компетенции на основе целостного представления об основах организации вожатской работы в оздоровительных лагерях, понимание структуры и сущности воспитательного процесса, умения его проектировать и осуществлять для успешного решения профессиональных задач.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
способствовать развитию положительной мотивации к профессиональной деятельности вожатого в оздоровительных лагерях
1.4
сформировать у обучающихся необходимые знания в области охраны жизни и здоровья детей, обеспечения безопасности, соблюдения их прав и законных интересов, логики развития смены, организации досуга, воспитания и развития детей в оздоровительном лагере;
1.5
сформировать у обучающихся умения организовывать деятельность временного детского коллектива, организации коллективно-творческих дел, самоуправления, навыков планирования деятельности и разработки воспитательных программ;
1.6
освоить способы творческого решения проблемных педагогических ситуаций в процессе межличностного взаимодействия как основы мастерства вожатого.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Производственная практика. Практика  по воспитательной работе
2.1.2
Безопасность жизнедеятельности
2.1.3
Возрастная анатомия и  физиология
2.1.4
Основы медицинских знаний
2.1.5
Производственная практика  по воспитательной работе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Биологические основы сельского хозяйства
2.2.2
Методика выполнения заданий ВПР, ОГЭ и ЕГЭ по биологии
2.2.3
Учебная практика. Практика  по основам сельского хозяйства
2.2.4
Физиология растений
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Основы здорового образа жизни
2.2.7
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.8
Физиология ВНД
2.2.9
Учебная практика по основам сельского хозяйства
2.2.10
Физиология ВНД
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
 
УК-3.1: Понимает эффективность использования стратегии сотрудничества для достижения поставленной цели, определяет свою роль в команде
 
УК-3.2: Планирует последовательность шагов для достижения заданного результата
 
УК-3.3: Осуществляет обмен информацией с другими членами команды, осуществляет презентацию результатов работы команды
 
 
УК-8: Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
 
УК-8.1: Знает природные, социальные и техногенные факторы, оказывающие воздействие на жизнедеятельность; условия, необходимые для устойчивого развития природы и общества; основы оказания первой помощи
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
стратегии, механизмы и способы организации сотрудничества для достижения воспитательных, оздоровительных,развивающих целей профессиональной деятельности
 
стр. 4
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
3.1.2
основы планирования комплексной организации лагерной смены и организации командной работы для достижения результатов и решения профессиональных задач
3.1.3
основы организации социального взаимодействия по  обмену информацией,реализации роли в команде и презентации результатов работы команды
3.1.4
основы оказания первой помощи; причины возникновения опасных  чрезвычайных  условий и влияние природных, социальных и техногенных факторы на жизнедеятельность человека
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать,разрабатывать программы,воспитательные мероприятия,коллективные творческие дела с учетом принципов сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
3.2.2
планировать организационное обеспечение праздника и проводить воспитательные дела и мероприятия на основе технологии формирования и функционирования команды, правил функционирования различных ролей в командной работе
3.2.3
создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности,включающие урегулирование социальных конфликтов, оказания первой помощи,действий вожатого в экстремальной ситуации в ДОЛ
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками разработки  сценария воспитательного мероприятия, коллективного творческого  дела с учетом критериев духовно-нравственного развития обучающихся,  принципов сотрудничества обучающихся
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовые основы организации вожатской работы в оздоровительных лагерях

 
1.1
Нормативно-правовые акты в сфере летнего отдыха детей и подростков. Детский оздоровительный лагерь в современных условиях /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
1.2
Нормативно-правовые акты в сфере летнего отдыха детей и подростков. Детский оздоровительный лагерь в современных условиях. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
1.3
Меры безопасности и санитарно- гигиенические требования к организации спортивных, туристических, культурно-массовых мероприятий и игр /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
1.4
Общие меры безопасности жизнедеятельности: правила проведения купания детей, правила перевозки детей, правила проведения экскурсий и турпоходов, правила выхода отряда за территорию лагеря /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5 Э6

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
1.5
Особенности работы вожатого. Основы стресс-менеджмента. /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
1.6
Нормы поведения вожатого и этика общения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
 
Раздел 2. Характеристика комплексной организации смены ДОЛ

 
2.1
Особенности организационного, основного и заключительных этапов смены /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
2.2
Принципы и технологические  основы планирования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
2.3
Характеристика комплексной организации смены ДОЛ: логика, формы и содержание лагерной смены /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
2.4
Виды общелагерных и отрядных мероприятий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
2.5
Цель и разновидности общелагерных и отрядных мероприятий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
2.6
Особенности проведения квестовых  игр /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
2.7
Методика подготовки массовых мероприятий /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
2.8
Технология организации и проведения коллективных творческих дел /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
2.9
Разработка плана организационного обеспечения праздника. Разработка сценария творческого мероприятия /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
 
Раздел 3. Психолого-педагогические основы технологии организации вожатской работы

 
3.1
Социально-психологические процессы в первично-организованной группе /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
3.2
Детский коллектив как малая группа /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
3.3
Игры на командообразование,  выявление лидеров /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
3.4
Групповое взаимодействие в отряде, этапы формирования временного детского  коллектива /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

2
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
3.5
Особенности формирования временного детско-подросткового коллектива /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
3.6
Психолого-педагогическая диагностика личности ребенка и детского коллектива в детском лагере /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
3.7
Конфликты в детской среде и стратегии выхода из них /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
3.8
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2

4
УК-3.1 УК-3.2 УК-3.3 УК-8.1
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

 
стр. 6
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Контрольные вопросы и задания к зачету:

1. Различные подходы к определению понятия «детский оздоровительный лагерь» в нормативно-правовых актах.

2. Типы и виды учреждений летнего отдыха детей.

3. Функциональные обязанности  вожатого.

4. Профессиональные и личностные качества  вожатого.

5. Основные задачи и направления деятельности  вожатого.

6. Виды и требования к педагогической документации вожатого.

7. Признаки временного детского коллектива.

8. Этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.

9. Характеристика социально-психологических процессы, протекающим в первично-организованной группе.

10. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря.

11. Режим дня лагеря. Особенности организации режимных моментов

12. Формы воспитательной работы с детьми в детском оздоровительном лагере

13. Планирование воспитательной работы с детьми в детском лагере

14. Виды планов в работе педагога, требования к их составлению

15. Правила проведения экскурсий и выездных мероприятий

16. Правила организации и проведения походов

17. Правила проведения купания детей. Правила пользования плавсредствами.

18. Экстремальные ситуации в детском лагере и действия педагога в них.

19. Комплексная организация лагерной смены

20. Особенности организационного периода лагерной смены

21. Особенности основного периода

22. Особенности подготовительного и постлагерного периодов

23. Особенности заключительного периода

24. Организация системы чередования творческих поручений в отряде

25. Особенности формирования и развития временного детского коллектива в лагере

26. Организация самоуправления в отряде, лагере

27. Система стимулирования деятельности детей в детском лагере

28. Отрядный уголок: понятие, содержание, основные правила оформления.

29. Виды конфликтов в детском лагере. Правила бесконфликтного поведения.

30. Виды общения педагога в детском лагере

31. Понятие «коллективное творческое дело» (КТД). Цели коллективно-творческих дел.

32. Виды КТД и особенности его организации.

33. Основные этапы подготовки КТД: планирование, пропаганда идеи, повышение интереса, подведение итогов,

ближайшее последействие.

34. Виды массовых мероприятий: представление, концерт, праздник, зрелище. Режиссура праздника. Разработка сценария.

35. Организационная основа праздника. Организационный план проведения праздника.

36. Конструирование конкурсных программ

37. Понятие «игра». Роль игры в формировании личности ребенка.

38. Структура игры. Конструирование игры.

39. Различные виды игр и особенности их проведения для младшего школьного возраста.

40. Цели и содержание входной, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и детского коллектива в детском оздоровительном лагере.

41. Понятие «программа детского лагеря». Типы программ.

42. Структура программы. Требования к содержанию разделов программы.

43. Требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей.

Задание к зачету:

1. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия (на выбор):

– День рождения лагеря;

– Ажиотаж;

– Остров сокровищ;

– День сказки;

– Синемания

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных  сообщений

1.Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого.

2. Философия, педагогика и история детских каникул.

3. Должностные обязанности вожатого.

4. Требования к личности вожатого. Педагогическая культура, имидж и этика вожатого.

5. Организация пребывания ребенка в лагере. Общие меры безопасности.

6. Основы оказания первой медицинской помощи.

7. Санитарно-эпидемиологические требования к организации пребывания детей в лагере.

8. Режим дня: цели, задачи элементов распорядка дня.

9. Организация дней заезда, выезда и посещения родителей.

10. Характеристика организационного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.

 
стр. 7
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
11. Характеристика основного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.

12. Характеристика заключительного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.

13. Программа смены как основа организации работы вожатого. Требования к содержанию план-сетки.

14. Основы воспитательной работы в лагере. Цели и принципы воспитательной работы. Направления воспитательной работы в лагере и в отряде.

15. Система дополнительного образования в лагере. Принципы и механизмы реализации.

16. Соуправление и самоуправление в лагере: цели, задачи, механизм реализации.

17. Система мотивации деятельности участников смены: цель, задачи, уровни, формы.

18. Особенности и развитие детского коллектива.

19. ВДК: характеристика и роль в развитии личности ребенка.

20. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

21. Возрастные особенности детей подросткового возраста (11-15 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

22. Особенности детей раннего юношеского возраста (16-17 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

23. Типология личности ребенка: подходы; типы личности. Учет типа личности ребенка в работе вожатого.

24. Типология «трудного» ребенка: проявления, причины, пути устранения трудностей. Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого с ВДК.

25. Адаптация ребенка к лагерю: характеристика, стадии и стратегии адаптации. Причины трудностей адаптации.

26. Общение как основа деятельности вожатого. Коммуникативные барьеры. Ошибки в восприятии.

27. Общение как основа деятельности вожатого. Субъективность и объективность. Защитные механизмы личности.

28. Конфликт в загородном лагере. Виды конфликтов и причины их возникновения.

29. Виды конфликтов в лагере. Технология решения детских конфликтов.

30. КТД: цель, задачи, механизм организации. Особенности КТД в разных периодах смены.

31. «Огонек»: цель, задачи, виды, механизм организации.

32. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Виды игр. Требования к организации игр.

33. Игровое конструирование и моделирование.

34. Отрядная работа с детьми. Формы и методы работы с детьми. Художественное оформление отрядных дел.

35. Разработка мероприятий смены. Правила оформления документов. Понятие «сценарный план». Форма сценарного плана

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Кулаченко, М. П.
Кулаченко, М. П.  Основы вожатской деятельности : учебник для вузов / М. П. Кулаченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 473 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15285-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488183 
Юрайт, 2022
 
Л1.2
Дрозд, К. В.  Методика работы вожатого в детском оздоровительном лагере : учебное пособие для вузов / К. В. Дрозд, И. В. Плаксина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 423 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12479-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518593 
Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Вайндорф-Сысоева, М. Е. 
Вайндорф-Сысоева, М. Е.  Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9202-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/433436
Москва : Издательство Юрайт, 2019., 
 
стр. 8
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.2
Слизкова, Е. В.  
Слизкова, Е. В.  Педагогика дополнительного образования. Методика работы вожатого : учебное пособие для вузов / Е. В. Слизкова, И. И. Дереча. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 149 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06468-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492723 
Юрайт, 2022
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина А.М.
Образовательные квесты и кейс - технологии в педагогике [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / сост. А.М. Сафина, Р.Р. Хуснутдинова, Г.М. Хафизова, Л.В. Рахматуллина, М.М. Гумерова; под ред. А.М. Сафиной .— Н.Челны : НГПУ, 2019 .— 55 с. URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Образовательные квесты и кейс - технологии в педагогике_Сафина АМ.pdf 
Н.Челны: НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Профессиональный стандарт.Специалист  в области  воспитания - Режим доступа http://edu53.ru/np- includes/upload/2017/02/01/11191.pdf 
 
Э2
Детский отдых. Материалы. - URL - https://www.garant.ru/article/1114293/ 
 
Э3
Как работать с 6-8-летками | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак программного лагеря Школа Волшебников. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=EIc2I0NIA-s 
 
Э4
Как запомнить имена детей? | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак от Единого центра подготовки вожатых. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=1xo66aPcwz0 
 
Э5
Топ 10 ошибок | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак от Единого центра подготовки вожатых. - URL:https://www.youtube.com/watch?v=khkKrWQilQI 
 
Э6
10 вещей про СанПиН | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак от Единого центра подготовки вожатых. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=zishW1CCoRI 
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
2-401 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
стр. 9
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
7.2
2-217 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
2-101 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска.
 
7.4
2-209 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.5
2-302а Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, пер. Железнодорожников, д. 9А). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая 

 
стр. 11
УП: z44.03.01 Б  2162 гр..plx
 
содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный,рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

При возникновении особых обстоятельств, освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.