2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Методика обучения родному языку_Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика обучения родному языку
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 5
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
5
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Грахова С.И. _________________
 
 
Методика обучения родному языку
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины: формировать общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие обучающемуся осваивать и применять систематизированные знания теоретических основ методики обучения родному языку и развития речи и демонстрировать готовность к преподаванию родного языка в начальной школе.
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать широкое культурологическое и методологическое мышлени как основы профессиональных умений преподавания родного языка ;   
1.4
сформировать необходимый аппарат лингвистической теории  в условиях преподавания родного языка;
1.5
расширить профессиональный кругозор обучающихся по методике обучения родному языку в полиэтнической аудитории современной школы. 
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Организация деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО
2.1.2
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.1.3
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.1.4
Проектирование индивидуальной траектории развития младших школьников
2.1.5
Производственная педагогическая практика
2.1.6
Географическое образование младших школьников с учетом регионального компонента
2.1.7
Методическая компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.1.8
Социология
2.1.9
Формирование метапредметных компетенций у младших школьников
2.1.10
Экологическое образование младших школьников с учетом регионального компонента
2.1.11
История (история России, всеобщая история)
2.1.12
Правовые основы противодействия коррупции
2.1.13
Организация внеурочной деятельности по русскому языку и литературному чтению в начальной школе
2.1.14
Постановка учебных задач на уроках в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
2.1.15
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.1.16
Проектирование индивидуальной траектории развития младших школьников
2.1.17
2.1.18
Методическая компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
 
УК-5.1: Демонстрирует умение находить и использовать необходимую для взаимодействия с другими членами общества информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных и национальных групп
 
 
ПК-1: Способен применять предметные знания в образовательном процессе для достижения образовательных результатов 
 
ПК-1.1: Демонстрирует знания содержания предметных областей в начальном общем образовании
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор содержания обучения для реализации в предметных областях начального общего образования  в соответствии с требованиями ФГОС НОО
 
ПК-1.3: Владеет навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
психолого-педагогические, лингвистические и методические основы учебных программ базовых и элективных курсов обучения русскому языку в начальной школе;
3.1.2
основы теории учебной деятельности, направленной на усвоение языковых понятий, овладение универсальными учебными действиями и личностное развитие обучающихся;
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.1.3
технологии реализации деятельностного подхода к обучению русскому языку в начальной школе.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
планировать, разрабатывать и проводить урок русского языка, построенный на деятельностной основе, направленный на формирование  у обучающихся младших классов активной познавательной позиции и приобретение ими языковых знаний и умений;
3.2.2
организовать процесс обучения русскому языку (систему уроков и внеурочную деятельность) в начальной школе, направленный на достижение учащимися предметных, метапредметных и личностных результатов;  
3.2.3
применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников в процессе обучения русскому языку.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
способами систематизации теоретических и практических знаний гуманитарных наук при обучении русскому языку обучающихся начальных классов;
3.3.2
современными методиками и технологиями обучения, в том числе и информационными, для  обеспечения качества учебно-воспитательного процесса при обучении русскому языку обучающихся начальных классов;
3.3.3
способами организации образовательного процесса на уроках русского языка и во внеурочной работе, направленного на формирование  универсальных учебных действий, речевое и личностное развитие обучающихся. 
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Методическая система развития речи обучающихся младших классов

 
1.1
Законмерности усвоения речи и принципы обучения родному языку /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.2
Методы и приемы развития родной речи /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.3
Формы речи.Виды речи /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.4
Структура речевого акта /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.5
Принципы речевого развития /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.6
Типология речевых упражнений /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
1.7
Урок развития речи. Проектирование урока  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
 
Раздел 2. Развитие речи и содержание обучения родному языку

 
2.1
Обучение культуре речи /Лек/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.2
Обучение речевой деятельности /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

2
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.3
Работа по предупреждению речевых ошибок /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.4
Разработка диагностических материалов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.5
Дидактический материал для уроков развития речи. Типы учебных текстов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
2.6
Диагностика речевого развития младших школьников /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.7
Обогащение словаря и грамматического строя речи обучающихся младших классов /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.8
Проектирование уроков обучения родному языку /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

6
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
2.9
/Зачёт/
Л1.1Л2.1Л3.1 Л3.2

Э1 Э2 Э3 Э4

4
УК-5.1 ПК-1.1 ПК-1.2 ПК-1.3
5
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету:

1. Что представляет собой речь как деятельность? Какие фазы в ней выделяются?

2. Охарактеризуйте коммуникативные качества речи.

3. Каковы существенные признаки текста как синтаксической единицы? Чем различаются функционально-смысловые типы текстов?

4. Каковы основания выделения стилей речи? Дайте краткую характеристику каждому функциональному стилю речи.

5. Особенности речи детей младшего школьного возраста: произношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь.

6. Типичные нарушения в речи младших школьников (грамматические ошибки, речевые ошибки и речевые недочеты).

7. Назовите основные направления работы по речевому развитию младших школьников.

8. Какие условия необходимо создавать в процессе обучения для развития речи учащихся? Какие из них характерны для обучения русскому языку?

9. Охарактеризуйте методы развития речи учащихся.

10. Каковы задачи и содержание работы по культуре речи учащихся на уроках русского языка?

11. Какие виды упражнений используются в работе по культуре речи при изучении грамматико-орфографических тем?  

12. Работа над произносительной культурой речи учащихся: содержание, виды упражнений.  

13. Лексическая работа в системе развития речи учащихся: содержание, виды работы.  

14. Работа над грамматическим строем речи учащихся: содержание, виды работы.  

15. Какие коммуникативно-речевые умения, обеспечивающие восприятие и создание высказывания, необходимо формировать у школьников? В чем специфика работы над ними на разных этапах обучения?

16. Какие речеведческие знания входят в содержание работы по развитию связной речи младших школьников и почему?  

17. Виды упражнений по развитию связной речи.  

18. В чем значение ситуативных упражнений для развития связной речи школьников? Какие типы речевых ситуаций, побуждающих учащихся к созданию связного высказывания, можно создавать в процессе обучения?

19. Формирование знаний о тексте и основных текстовых умений: содержание, этапы работы, виды упражнений.

20. Изложение как комплексное речевое упражнение. Требования к текстам для изложений.

21. Виды изложений, их значение и особенности проведения.

22. Методика проведения урока обучающего изложения.

23. Сочинение как комплексное речевое упражнение. Виды сочинений.  

24. Методика подготовки и проведения сочинений разных видов (на основе личного опыта, по картине, по серии картин).  

25. Структура и содержание урока обучающего сочинения.

26. Критерии анализа и оценки творческих работ учащихся.  

27. Каковы типичные нарушения содержательной и композиционной стороны детских сочинений?  

28. Обучение самопроверке и совершенствованию написанного: содержание, формы и виды работы.  

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Методическая задача

Изучите типологию речевых уроков и рекомендации по подготовке соответствующих конспектов (по А.А. Ворожбитовой). Оцените целесообразность использования учителем-практиком предложенных А.А. Ворожбитовой материалов для разработки конкретных конспектов речевых уроков.

Типы специальных речевых уроков (с точки зрения содержания)

1. Коммуникативные уроки: «Функции речи», «общение», «речевой этикет», «техника речи», «Учимся дискутировать», «маленький оратор», «стили речи».

2. Текстовые уроки: «текст», «типы речи», «стили речи», «речевые жанры», «Учимся у писателя (урок-изложение)», «маленький писатель».

 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Структура конспекта

1. Тема урока, тип урока (по содержанию материала), его место в ряду других (открывает, продолжает формирование знаний и умений).

2. Цель урока ( формирование коммуникативной ( текстовой ) субкомпетенции младших школьников в области… ; воспитание культуры коммуникативной деятельности ( текстовых действий в области… ) .

3. Задачи урока ( познакомить с… ; научить… ; развивать способности… ; формировать качества речи : воспитывать стремление к речевому идеалу , к правде и добру , к гармонии в речевых поступках и т. п. ) ."

4. Оборудование урока. 5. Ход урока:

1) подготовка к уроку, создание эмоционального настроения. Сообщение темы урока, его риторической идеи, постановка учебной задачи, мотивация необходимости изучения нового материала;

2) проверка домашнего задания или повторение изученного с целью актуализации сведений, необходимых для усвоения темы. Использование формы фронтального, индивидуального опроса, групповой работы;

3) введение нового материала: организация наблюдений над речевым материалом (дискурсом, текстом); эвристическая беседа с целью установления каких-либо речевых закономерностей, правил, помощи в самостоятельном формулировании нового знания, основных идей урока с опорой на личный речевой опыт учащихся; окончательное формулирование подлежащих усвоению речеведческих сведений, проговаривание их с детьми в различных вариантах;

4) закрепление нового материала (организация тренировки в применении новых знаний, выработка соответствующих умений в новых речевых ситуациях, на материале различных упражнений и заданий);

5) подведение итогов урока (Что узнали? Чему научились? Для чего в жизни пригодятся полученные знания и умения? Как вы расскажите об этом уроке дома? и т. п.);

6) задание на дом (предлагаются коммуникативно-ориентированные, практически значимые для реальных жизненных ситуаций задания, по возможности творческие, индивидуализированные).

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Под редакцией Т. И. Зиновьевой
Методика обучения русскому языку в начальной школе :  учебник и практикум для вузов
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
под редакцией Т. И. Зиновьевой
Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.]; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 468 с. — ISBN 978-5-534-06987-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469148
Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.]; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 258 с. — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471108 
Юрайт, 2021
 
Л3.2
Архипова Е.В.  
Основы методики развития речи учащихся: учебник и практикум для вузов / Е. В. Архипова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 177 с. — ISBN 978-5-534-12782-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473304 
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Электронная библиотечная система «Юрайт»  [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://biblio-online.ru/
 
Э2
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsc.1september.ru/
 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Э3
Официальный сайт журнала «Начальная школа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://n-shkola.ru/
 
Э4
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://открытыйурок.рф
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.5
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.6
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.7
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.8
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.9
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-231 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и 

 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и 

 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

 
стр. 10
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.