Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Теории и методики начального и дошкольного образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
экзамен 4 зачет с оценкой 4
Виды контроля на курсах:
экзамен 
13
самостоятельная работа
243
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
8 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
288
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
4
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
8
8
8
8
Практические
24
24
24
24
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
243
243
243
243
Часы на контроль
13
13
13
13
Итого
288
288
288
288
 
 
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.филол.н., доцент, Грахова Светлана Ивановна;к.п.н., доцент, Ганиева Гульчачак Рафисовна;к.филол. н., доцент, Хайрутдинова Венера Инсуровна _________________
 
 
Вариативность образования в предметных областях в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна

Теории и методики начального и дошкольного образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения заключается в формировании у обучающихся готовности реализовывать профессиональную педагогическую деятельность в условиях вариативности образовательных программ в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир).
1.2
Задачи совоения дисциплины:
1.3
формирование системы базовых теоретико-методических знаний по методикам преподавания дисциплин в условиях вариативности образовательных программ в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир);
1.4
расширение и систематизация знаний о современных технологиях начального образования;
1.5
моделирование педагогической деятельности в условиях вариативности образовательных программ в начальной школе (математика и информатика,  русский язык и литературное чтение, окружающий мир);
1.6
овладение самообразовательными умениями, связанными с анализом теоретической и методической литературы.
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Методика обучения литературному чтению в начальной школе
2.1.2
Методика преподавания учебного предмета "Окружающий мир"
2.1.3
Теория литературы и практика читательской деятельности
2.1.4
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.1.5
Методика обучения математике в начальной школе с практикумом
2.1.6
Методика преподавания русского языка в начальной школе с практикумом
2.1.7
Основы естествознания и обществознания в начальной школе
2.1.8
Теория и технологии начального математического образования
2.1.9
Теория и технологии начального языкового образования
2.1.10
Учебная практика  по естествознанию
2.1.11
Учебная практика по теории и технологиям начального образования
2.1.12
Методика и технологии обучения в начальной школе
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Методика преподавания технологии и изобразительной деятельности в начальной школе с практикумом
2.2.2
Основы профессионально-педагогического общения
2.2.3
Работа с одаренными детьми
2.2.4
Теория и методика начального образования в предметной области "Музыка"
2.2.5
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
2.2.6
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-1: Способен осваивать и использовать теоретические знания и практические умения и навыки в предметной области при решении профессиональных задач
 
ПК-1.2: Умеет осуществлять отбор учебного содержания для его реализации в различных формах обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО
 
ПК-1.3: Демонстрирует умение разрабатывать различные формы учебных занятий, применять методы, приемы и технологии обучения, в том числе информационные
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание предметных областей в начальном общем образовании;
3.1.2
цели и задачи, особенности построения образовательных программ в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир)
3.1.3
методы и приемы обучения математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру младших школьников;
3.1.4
основные формы организации учебного процесса;
3.1.5
основные средства обучения (учебники, учебные пособия и др.).
 
стр. 4
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.1.6
возможности использования теоретических и практических знаний проблем науки и образования в решении образовательных профессиональных задач.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять отбор содержания обучения для реализации в предметных областях начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
3.2.2
выявлять особенности вариативных образовательных программ традиционной и развивающих систем обучения в предметных областях в начальной школе (математика и информатика, русский язык и литературное чтение, окружающий мир);
3.2.3
планировать процесс обучения, отбирать учебный материал, выбирать соответствующие методы и формы обучения и др. и осуществлять его;
3.2.4
определять актуальные проблемы образования, самостоятельно приобретать и использовать в том числе с помощью информационно-коммуникационных технологий, новые знания и умения;
3.2.5
осуществлять анализ тенденций развития начального образования с целью приобретения новых знаний.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками применения предметных знаний для планирования и проведения занятий;
3.3.2
способностью применения знаний теоретических основ начального курса математики, русского языка и литературы, окружающего мира в условиях вариативности начального образования младших школьников на основе современных достижений методики обучения.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Вариативность в предметной области "Математика и Информатика"

 
1.1
Педагогика развития как методология вариативного образования в начальной школе. Классификация образовательных программ начальной школы и их содержательная характеристика.  /Лек/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.2
Традиционные и развивающие программы по математике: сущность и различие. Анализ практики построения вариативного образования по математике в начальной школе /Пр/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.3
Характеристика обучения математике младших школьников в условиях системы Л.В. Занкова. Общий принцип отбора содержания начального курса математики  в системе Л.В. Занкова. Три уровня содержания программы по математике И.И. Аргинской /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э1 Э3

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.4
Характеристика содержания и методические особенности методической системы развивающего обучения математике системы  Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. /Пр/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.5
Особенности реализации программ по математике А.А. Александровой и В.В. Давыдова в условиях системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э2

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.6
Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели "Школа России" /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э4 Э5

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.7
Особенности реализации программы по математике по математике М.И. Моро /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э8

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
1.8
Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели Л.Г.Петерсон. /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э4 Э5

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.9
Особенности реализации программ по математике по математике Г.В. Дорофеева и Л.Г. Петерсон /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э4 Э5

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.10
Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели "Гармония" Н.Б. Истоминой. /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э6

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.11
Особенности реализации программы по математике Н.Б. Истоминой (Модель "Гармония" /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э6

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.12
Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях образователной системы "Школа 2100"   /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э10

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.13
Особенности реализации программы по математике по математике Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой (модель "Школа 2100") /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э10

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.14
Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели "Начальная школа XXI века» /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.15
Особенности реализации программы В.Н. Рудницкой (модель «Начальная школа XXI века» /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.16
Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели "Перспективная начальная школа» /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э8

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.17
Особенности реализации программы по математике А.Л. Чекин (модель «Перспективная начальная школа» /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э8

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.18
Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели "Планета знаний", "Диалог", "РИТМ", "Начальная инновационная школа" /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э9

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
1.19
Особенности реализации программ по математике в условиях методических моделей "Планета знаний", "Диалог", "РИТМ", "Начальная инновационная школа"  /Ср/
Л1.2Л2.2Л3.1

Э9 Э11

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 2. Вариативность образования в предметных областях "Русский язык", "Литературное чтение"

 
2.1
Содержание начального образования по русскому языку и литературному чтению в условиях вариативного образования /Лек/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
стр. 6
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.2
Основные элементы содержания языкового и литературного образования в начальной школе. Понятие «методическая система». Иерархия методических систем филологического образования /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.3
Программы школьного филологического образования: Русский язык, Литературное чтение. Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа филологического образования (русский язык и литературное чтение).  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.4
Разработка учебных программ по русскому языку и литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС НОО  /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.5
Организация процесса филологического образования в начальной школе в условиях вариативного обучения. Урок как основная форма организации учебного процесса /Пр/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.6
Разработка учебных программ по русскому языку и литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС НОО /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.7
Разработка учебных программ по русскому языку и литературному чтению в соответствии с требованиями ФГОС НОО /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.8
Урок как основная форма организации учебного процесса. Проектирование уроков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.9
Урок как основная форма организации учебного процесса. Проектирование уроков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.10
Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку и литературе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.11
Организация самостоятельной деятельности учащихся по русскому языку и литературе /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.12
Формы диагностики, контроля и аттестации учащихся в условиях вариативного обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.13
Формы диагностики, контроля и аттестации учащихся в условиях вариативного обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.14
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе в условиях вариативного обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
стр. 7
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
2.15
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе в условиях вариативного обучения /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.16
Аналитическая работа с методическими источниками /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.17
Планирование учебной деятельности /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.18
Проектирование конспектов уроков /Ср/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

6
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
2.19
/ЗачётСОц/
Л1.1Л2.1 Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

0
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
 
Раздел 3. Вариативность в предметной области "Окружающий мир"

 
3.1
Традиции в естествоведческом и обществоведческом образовании младших школьников. Возникновение и развитие вариативного образования в России.   /Лек/
Л2.2Л3.1

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.2
Проблемное обучение при изучении окружающего мира в современной начальной школе /Ср/
Л2.2Л3.1

Э13 Э14

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.3
Современный этап развития вариативного образования в области «Окружающего мира». /Ср/
Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.4
Традиции и инновации в учебно-исследовательской деятельности /Ср/
Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.5
Освоение младшими школьниками преостейших способов познаня окружающего мира. /Ср/
Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.6
Привлечение младших школьников к проектной деятельности /Ср/
Л2.2Л3.1

Э13 Э14 Э15

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.7
Ссовременные проблемы естествоведческого и обществоведческого образования младших школьников. /Ср/
Л2.2Л3.1

Э12 Э13 Э14 Э15

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.8
Многообразие вариативных естествоведческих и интегрированных программ «Окружающий мир» /Пр/
Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.9
Методические особенности вариативных курсов «Окружающего мира» в УМК "Школа России", "Перспектива", "Планета знаний", "Переспктивная начальная школа" и другие  /Лек/
Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

2
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.10
Сравнительная характеристика базовых программ традиционной системы обучения по ознакомлению младших школьников с окружающим миром. /Ср/
Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10

7
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.11
Особенности вариативных курсов «Окружающего мира» традиционной системы обучения /Ср/
Л2.2Л3.1

Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11

10
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
стр. 8
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
3.12
Методические особенности вариативных курсов «Окружающего мира»: 1. «Окружающий мир» (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); 2. «Окружающий мир» (Л.В. Занков).  /Ср/
Л2.2Л3.1

Э1 Э2

10
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.13
Учебные задачи на уроках Окружающего мира по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина- В.В. Давыдова. /Пр/
Л2.2Л3.1

Э2 Э3

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.14
Специфика вариативного курса «Окружающий мир»  по развивающей системе Л.В. Занкова. /Ср/
Л2.2Л3.1

Э1

10
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.15
Подготовка план-конспекта урока  окружающего мира по развивающей системе Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова. /Пр/
Л2.2Л3.1

Э2 Э14 Э15

4
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.16
Самостоятельная работа по подготвке практическим занятиям и зачету /Ср/
Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15

8
ПК-1.2 ПК-1.3
4
0
 
3.17
/Экзамен/
Л2.2Л3.1

13
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету (3 семестр)

«Вариативность начального математического образования»

1. Анализ практики построения вариативного образования в начальной школе.

2. Педагогика развития как методология вариативного образования в начальной школе.

3. Классификация современных систем, моделей и программ математического образования в начальной школе: сущность, содержание, технологии реализации.

4. Характеристика содержания и методические особенности методической системы развивающего обучения математике Л.В. Занкова. Характеристика обучения математике в условиях системы Л.В. Занкова. Общий принцип отбора содержания начального курса математики в системе Л.В. Занкова. Три уровня содержания программы по математике И.И. Аргинской.

5. Характеристика содержания и методические особенности методической системы развивающего обучения математике Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Особенности реализации программ по математике А.А. Александровой и В.В. Давыдова в условиях системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

6. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике в условиях методической модели «Школа России». Особенности реализации программы по математике М.И. Моро.

7. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике в условиях методической модели «Перспектива». Особенности реализации программ по математике Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон.

8. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике в условиях методической модели «Гармония». Особенности реализации программы по математике Н.Б. Истоминой.

9. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях образовательной системы «Школа 2100». Особенности реализации программы по математике Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода.

10. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Начальная школа XXI века». Особенности реализации программы по математике В.Н. Рудницкой.

11. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Перспективная начальная школа». Особенности реализации программы по математике А.Л. Чекина.

12. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Планета знаний".

13. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Диалог».

14. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «РИТМ».

15. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Начальная инновационная школа».

Вопросы и задания к зачету (4 семестр)

Вариативность образования в предметной области "Русский язык, Литературное чтение"

Задание 1

Теоретический вопрос: Современные учебники русского языка для начальной школы, входящие в Федеральный перечень. Роль. Функции.

 
стр. 9
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Практическое задание: Методический аппарат учебника включает следующие составляющие:

- различные способы предъявления учебной информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный);

- выделение материала для запоминания, наблюдения, для самостоятельной работы и т. д.;

- образцы выполнения заданий, способы рассуждения, примеры применения правила и др.;

- наличие различных типов упражнений, способствующих осознанию языковых единиц и формированию умений использовать единицы языка в речи;

- регулярное повторение изученного материала; использование разнообразного наглядного и справочного материала.

Проанализируйте один из учебников русского языка (по выбору), характеризуя его методическую систему. Какие способы подачи материала вам известны? От каких условий зависит способ подачи учебного материала в учебнике?

Задание 2.

Теоретический вопрос: Дидактические и методические требования к учебникам русского языка для начальной школы.

Практическое задание: Охарактеризуйте один из учебников с точки зрения реализации принципа преемственности между классами, отдельными разделами или темами курса.

Задание 3.

Теоретический вопрос: Требования к текстам учебника русского языка.

Практическое задание: Проанализируйте один из разделов учебника по русскому языку (по выбору), выделив:

- термины (отдельно простые и составные), понятия, определения; орфографические и пунктуационные правила;

- структуру и содержание теоретического материала;

- виды, последовательность, речевую направленность упражнений;

- воспитательную значимость дидактического материала.

Задание 4.

Теоретический вопрос: Типы учебников и учебных пособий по русскому языку.

Практическое задание: Приведите примеры заданий и упражнений из учебника по русскому языку (по выбору), формирующих:

- языковую компетенцию учащихся;

- лингвистическую компетенцию учащихся;

- коммуникативную компетенцию учащихся;

- культуроведческую компетенцию учащихся.

Задание 5.

Теоретический вопрос: Виды работы учащихся по учебникам и учебным пособиям.

Практическое задание: Как реализуются в школьных учебниках по русскому языку программы развития речи учащихся? Приведите примеры по одному из выбранных вами учебников.

Задание 6.

Теоретический вопрос: Учебник русского языка: отражение в учебнике развивающей парадигмы образования.

Практическое задание: Прочность усвоения языкового материала обеспечивается систематическим повторением изученного. В методике выделяются следующие виды повторения: попутное, опорное, специальное.

Проанализируйте учебники на предмет выявления в них материала для различных видов повторения. Свои наблюдения запишите.

Задание 7.

Теоретический вопрос: Работа с учебником: отражение личностно ориентированных принципов.

Практическое задание: Внимательно изучите раздел «Повторение изученного в начальной школе» в учебнике для 5 класса и на этой основе составьте сообщение о том, на какие знания, умения и навыки учеников, закончивших начальную школу, учитель может опираться.

Задание 8.

Теоретический вопрос: Работа с учебником: отражение культурно ориентированных принципов.

Практическое задание: Подготовьте сообщение о школьных словарях по следующей схеме:

- автор, название словаря;

- назначение словаря;

- построение словаря;

- как пользоваться словарем.

Задание 9.

Теоретический вопрос: Работа с учебником: отражение деятельностно ориентированных принципов.

Практическое задание: Общие требования к построению системы упражнений  можно свести к следующему:

«Необходимо так строить упражнения, чтобы искомая грамматическая форма сама не «бросалась в глаза» учащихся, чтобы для них оставалась возможность выбора, сопоставления, возможность слияния данной формы с другими, сходными в каком -нибудь отношении. Это заставит учащихся не механически выполнять работу, а думать и сознательно принимать то или иное решение».

Какой методический вывод следует из этого высказывания?

Задание 10.

Теоретический вопрос: Системный подход к обучению русскому языку в начальных классах.

Практическое задание: Проанализируйте тексты художественной литературы одного из учебников русского языка для 3 или 4 классов. В какой мере они учитывают интересы, запросы школьников, иначе говоря, личностно ориентированы?

Задание 11.

Теоретический вопрос: Вариативные программы и УМК по начальному языковому образованию. Обзор.

Практическое задание: Проанализируйте две-три главы современного учебника русского языка. Расскажите, как в нём на материале текста реализуются коммуникативная, образовательная, воспитательная цели обучения русскому языку.

Задание 12.

Теоретический вопрос: Дайте характеристику начального этапа языкового образования и отметьте его особенности, 

 
стр. 10
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
нашедшие в вариативных программах по русскому языку для общеобразовательной школы.

Практическое задание: Проанализируйте учебники и расскажите о соотношении теоретического материала и практических заданий на материале любой темы в разных учебниках русского языка.

Задание 13.

Теоретический вопрос: Понятие «методическая система». Методическая система языкового образования в начальной школе.

Практическое задание: «Средства обучения» и «средства наглядности» – это синонимы? Докажите своё мнение.

Задание 14.

Теоретический вопрос: Методическая система изучения раздела учебника. Календарно-тематическое планирование (согласно ФГОС НОО).

Практическое задание: Докажите, что учебник является (или не является) основным средством обучения.

Задание 15.

Теоретический вопрос: Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа языкового образования.

Практическое задание: На примере одного из разделов 3-4 класса любого из выбранных вами учебников русского языка, входящих в Федеральный перечень, раскройте основные функции учебника.

Задание 16.

Теоретический вопрос: Система уроков по теме учебника (продемонстрировать на примере одного из тематических разделов современного учебника по русскому языку для начальной школы).

Практическое задание: Поясните: «Учебник для ученика, а не ученик для учебника».

Задание 17.

Теоретический вопрос: Система уроков по учебнику (продемонстрировать на примере одного из современных учебников по русскому языку для начальной школы).

Практическое задание: Проведите сопоставительный анализ современных учебных комплектов по русскому языку (двух- трех по выбору) с целью определения их возможностей для организации работы по обучению младших школьников речевому этикету.

Направления анализа

• Выявить в пояснительной записке программы установки на обучение младших школьников речевому этикету и указания относительно средств и приемов осуществления этой работы.

• Выясните, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный или текстовый) и специальные задания, направленные на развитие у младших школьников умений речевого этикета.

• Проанализируйте пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций относительно развития у младших школьников умений речевого этикета.

• Обобщите полученные данные, сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций его возможностей для организации обучения младших школьников речевому этикету. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора учебно-методического комплекта для обучения младших школьников речевому этикету.

Задание 18.

Теоретический вопрос: Типология уроков русского языка. Использование учебников на уроках разного типа.

Практическое задание: Проведите сопоставительный анализ современных учебных комплектов по русскому языку (двух- трех по выбору) с целью определения их возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников изложению (пересказу).

Направления анализа

• Выявите в пояснительной записке программы установки на обучение младших школьников изложению (пересказу) и указания относительно средств и приемов осуществления этой работы.

• Выясните, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный или текстовый) и специальные задания, направленные на обучение младших школьников изложению (пересказу).

• Проанализируйте пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций по обучению младших школьников изложению (пересказу).

• Обобщите полученные данные, сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций его возможностей для организации обучения младших школьников изложению (пересказу). Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора учебно-методического комплекта для обучения младших школьников изложению (пересказу).

Задание 19.

Теоретический вопрос: Структурные компоненты урока русского языка по ФГОС НОО.

Практическое задание: Проведите сопоставительный анализ современных учебных комплектов по русскому языку (двух- трех по выбору) с целью определения их возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников сочинению (рассказу).

Направления анализа

• Выявите в пояснительной записке программы установки на обучение младших школьников сочинению (рассказу) и указания относительно средств и приемов осуществления этой работы.

• Выясните, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный или текстовый) и специальные задания, направленные на обучение младших школьников сочинению (рассказу).

• Проанализируйте пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций по обучению младших школьников сочинению.

• Обобщите полученные данные, сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций его возможностей для организации обучения младших школьников сочинению (рассказу). Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора учебно-методического комплекта для обучения младших школьников сочинению (рассказу).

 
стр. 11
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Задание 20.

Теоретический вопрос: Роль школьного учебника в планировании уроков (согласно требованиям ФГОС НОО) и подготовке к ним.

Практическое задание: Сделайте сопоставительный анализ авторских систем уроков по изучению одной из языковых тем (по Вашему выбору), представленных в вариативных УМК.

Промежуточная аттестация

Вопросы и задания к зачету (8 семестр)

Вариативность в предметной области "Окружающий мир"

1.  Возникновение и развитие вариативного образования в России.

2.  Предмет, цель и задачи изучения Окружающего мира в начальной школе. Требования ФГОС НОО к освоению курса «Окружающий мир».

3.  Вариативное образование в современной начальной школе. Готовность педагога к вариативному образованию.

4.  Методические особенности вариативного курса «Окружающий мир» в УМК «Перспектива» (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.

5.  Методические особенности вариативного курса  «Окружающий мир» в УМК «Планета знаний» (Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.

6.  Методические особенности вариативного курса   «Окружающий мир в УМК «Школа России» (А.А. Плешаков). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.

7.. Методические особенности вариативного курса   «Окружающий мир»  в УМК «Гармония» (Поглазова ОТ., Шилин В.Д). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.

8. Методические особенности вариативного курса  «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.

9. «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.

10. «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.

11. Сравнительная характеристика процесса ознакомления младших школьников с окружающим миром в рамках следующих моделей обучения: 1) традиционная (классическая); 2) развивающего обучения (системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

12. Специфика реализации принципа экологической направленности в курсах «Окружающего мира» в УМК «Школа России» (А.А. Плешаков) и в УМК  «Планета знаний» (Ивченкова Г.Г., Потапов И.В).

13. Этапы и возможные приемы работы на уроке изучения нового материала по курсу «Окружающий мир» (на примере УМК «Перспектива».).

14.  Принципы и подходы к построению учебных дисциплин “Окружающего мира” (принцип интеграции, экологический, географический и исторический подходы).

15. Экскурсии в вариативных курсах «Окружающего мира» (значение и виды экскурсий, подготовка к экскурсии, приемы организации деятельности детей на экскурсиях).

16. Организация работы с учебником на уроке Окружающего мира.

17. Структура учебника Окружающего мира.

18. Дидактические функции учебника «Окружающий мир».

19. Педагогические и методические требования, предъявляемые к учебнику Окружающего мира.

20.  Приемы работы с учебником Окружающего мира.

Методические задания:

1. Урок «Окружающего мира». Проанализируйте разработку одного из уроков «Окружающего мира». Соответствует ли содержание урока требованиям ФГОС? Что бы вы изменили в содержании урока исходя из ФГОС?

2. Деятельностный метод при изучении «Окружающего мира». Покажите на примере одной из разработок урока соотношение «деятельностного» и традиционных методов обучения.

3. Проанализируйте формулировку целей (задач) в готовой разработке урока. Ответьте на вопросы: выделено ли в качестве отдельных целей (задач) формирование УУД?  удобны ли обозначенные цели (задачи) для последующей проверки достигнутых результатов? Предложите свой вариант формулирования целей урока.

4. Обучение школьников принятию и определению учебной цели. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент целепологания. Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант.

5. Обучение школьников умению планировать учебные действия. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент планирования? Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант использования приема планирования применительно к данному уроку.

6. Обучение школьников умению оценивать результаты своей деятельности. Проанализируйте разработку урока. Как в нем отражен момент оценивания результатов работы школьников? Предложите свой вариант оценки полученных результатов применительно к данному уроку.

 
стр. 12
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
7. Приобщение школьников к экспериментированию. Покажите возможности школьного курса «Окружающий мир» в приобщении детей к экспериментированию. Какое место в эксперименте занимает опыт?

8. Приобщение школьников к предметному моделированию. Покажите, как используется глобус и настольная лампа при изучении смены времени суток и сезонов года.

9. Обучение школьников знаково-символическому моделированию. Объясните, как используются знаки, символы, знаково-символические модели при изучении «Окружающего мира» в системе Эльконина-Давыдова, в других образовательных программах.

10. Обучение школьников действиям сравнения и классификации. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: какие задания на сравнение и классификацию приводятся в учебнике. Раскройте приемы  обучения детей группировке (классификации)объектов природы.

11. Развитие навыков выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Какие связи предлагается там рассматривать: парные, цепочки, сети, временные или пространственные, эмпирические или причинно-следственные? Приведите пример графического отображения связей.

12. Освоение школьниками исторического подхода и методов истории. Проанализируйте содержание исторических тем одного из учебников «Окружающего мира». Предполагается ли в них ознакомление школьников с методами истории? Если «да», то каким образом?

13.Приведите примеры реализации географического, экологического, краеведческого подходов при изучении окружающего мира.

14. Овладение школьниками методом наблюдений. Как можно организовать систематические наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире в структуре учебно-исследовательской деятельности? Раскройте алгоритм проведения наблюдений.

15. Интеграция содержания образования как средство формирования целостной картины Мира. Проанализируйте содержание программы (учебника) одного из курсов «Окружающего мира» с целью выявления приемов, способствующих интеграции в сознании школьников обществоведческой и естествоведческой составляющих Мира.

16. Характеристика диагностических материалов по «Окружающему миру». Приведите примеры компетентностно-ориентированных заданий закрытого и открытого типа.

17.  Подготовка учителя к уроку. Составление проекта урока. Проанализируйте одну из готовых разработок урока на соответствие урока ФГОС.

18. Составление рабочей программы курса «Окружающий мир». Какие изменения и дополнения необходимо внести в авторскую программу при составлении собственной рабочей программы? (На примере одной из авторских рабочих программ).

19. Формирование нравственных и экологических отношений. Покажите возможности курса «Окружающий мир» в формировании названных отношений (с использованием программ и школьных учебников).

20. Какую из авторских программ «Окружающего мира» вы выбрали бы для своей профессиональной деятельности? Ответ обоснуйте.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль

Вариативность образования в предметных областях "Русский язык", "Литературное чтение" (4 семестр)

Контрольные задания (примеры)

Контрольное задание 1.

Теоретический вопрос: Вариативные программы и УМК по начальному литературному образованию. Обзор.

Практическое задание: Проанализируйте один из разделов учебника по русскому языку (по выбору), выделив:

- термины (отдельно простые и составные), понятия, определения; орфографические и пунктуационные правила;

- структуру и содержание теоретического материала;

- виды, последовательность, речевую направленность упражнений;

- воспитательную значимость дидактического материала.

Контрольное задание 2.

Теоретический вопрос: Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа языкового образования.

Практическое задание: Приведите примеры заданий и упражнений из учебника по русскому языку (по выбору), формирующих:

- языковую компетенцию учащихся;

- лингвистическую компетенцию учащихся;

- коммуникативную компетенцию учащихся;

- культуроведческую компетенцию учащихся.

Контрольное задание 3.

Теоретический вопрос: Роль школьного учебника в планировании уроков (согласно требованиям ФГОС НОО) и подготовке к ним.

Практическое задание: Сделайте сопоставительный анализ авторских систем уроков по изучению одной из языковых тем (по Вашему выбору), представленных в вариативных УМК.

Методические задачи (примеры)

Методическая задача 1. Изучите содержание примерной образовательной программы по русскому языку. Какие части выделяются в программе? Как содержание выделенных частей соотносится с задачами курса русского языка?  

Методическая задача 2. Познакомьтесь с комплектом программ филологического цикла в одной из образовательных систем. Программы каких учебных курсов входят в комплект? Какие разделы выделяются в каждой программе? Как соотносится содержание этих программ с требованиями ФГОС?  

Методическая задача 3. Выполните сравнительный анализ трех программ по русскому языку для начальной школы (Т. Г. Рамзаевой; Р. Н. Бунеева и др.; М. С. Соловейчик и др.):  

 
стр. 13
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
1) как определяются цель и задачи курса;  

2) какие принципы в основе построения программы;  

3) как определяются результаты освоения программы;

4) сходство и различия в определении содержания курса.

Проектирование уроков (примеры заданий)

Задание 1.

Разработайте проблемно-диалогический урок русского языка с учетом требований ФГОС НОО.

Задание 2.

Разработать конспект урока построения понятия или правила (урок-исследование).

Раздел Вариативность в предметной области "Окружающий мир"

Задание 1.

1. Дайте сравнительную характеристику процессу ознакомления младших школьников с окружающим миром в рамках следующих моделей обучения: 1) традиционная (классическая); 2) развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).

Задание 2. Разработайте фрагмент урока по развивающей  системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова с постановкой учебной задачи.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См.: ФОС в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Под редакцией Т. И. Зиновьевой
Методика обучения русскому языку в начальной школе :  учебник и практикум для вузов
Москва: Издательство Юрайт, 2023
 
Л1.2
Далингер, В. А.  Методика обучения математике в начальной школе. / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 187 с. — ( ISBN 978-5-534-07529-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470429
, 2021
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Зиновьева Т.И.  
Методика обучения русскому языку. Практикум: учебное пособие для вузов / Т. И. Зиновьева, О. Е. Курлыгина, Л. С. Трегубова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 319 с. — ISBN 978-5-534-07285-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470820  
Юрайт, 2021
 
Л2.2
Щуркова Н.Е. 
Педагогические технологии.  / Н. Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 232 с. — ISBN 978-5-534-07402-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/472236
Юрайт, 2021
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской
Педагогические технологии в 3 ч. Часть 1. Образовательные технологии: учебник и практикум для вузов / Л. В. Байбородова [и др.]; под общей редакцией Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 258 с. — ISBN 978-5-534-06324-0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471108 
Юрайт, 2021
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Сайт образовательной системы Л.В. Занкова  http://zankov.ru/
 
стр. 14
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Э2
Сайт образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова [http://www.lbz.ru]
 
Э3
Издательство "Развивающее обучение" ПРедметные линии системы Л.В. Занкова - Математика  http://r-edu.ru/
 
Э4
Издательство "Просвещение" УМК "Школа России", УМК  "Перспектива" http://lprosv.ru/
 
Э5
Сайт УМК "Школа России", УМК "Перспектива"  http://school-russia.prosv.ru/
 
Э6
Сайт  УМК "Гармония" http://umk-garmoniya.ru
 
Э7
Сайт программы «Начальная школа XXI века»  https://shkolaveka.ru/ 
 
Э8
Сайт программы «Перспективная начальная школа»  http://akademkniga.ru/projects/prospective-primary-school/ 
 
Э9
Сайт УМК «Планета знаний» https://ast.ru 
 
Э10
Сайт УМК «Школа 2100» http://school2100.com/ 
 
Э11
Сайт программы «Начальная инновационная школа»  http://umk-nish.ru 
 
Э12
Издательский дом «Первое сентября». Начальная школа [Электронный ресурс]. URL: http://nsc.1september.ru/
 
Э13
Официальный сайт журнала «Начальная школа»  [Электронный ресурс]. URL: http://n-shkola.ru/
 
Э14
Российское образование. Федеральный образовательный портал [Электронный ресурс]. URL:http://www.edu.ru/index.php
 
Э15
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
ABBYY FineReader 14 Business 11-25 Per Seat:Договор № 2019.10401 от 31.05.2019
6.3.1.5
Blender: свободно распространяемое программное обеспечение:  https://www.blender.org/about/license/
6.3.1.6
GIMP: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.gimp.org/2.10/ru/legal.html
6.3.1.7
PascalABC.NET: свободно распространяемое программное обеспечение: http://pascalabc.net/litsenzionnoe-soglashenie
6.3.1.8
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
6.3.1.9
Яндекс.Браузер свободно распространяемое программное обеспечение: https://yandex.ru/legal/browser_agreement/
6.3.1.10
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-228 Учебная аудитория для проведения учебных занятий  (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям

 
стр. 15
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

 
стр. 16
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.

При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

 
стр. 17
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.

Методические указания к экзамену

Экзамены являются контрольным этапом освоения дисциплин (модулей) и имеют целью проверку знаний обучающихся по теории, выявление умений и навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также навыков самостоятельной работы с учебной и научной литературой.

Форма проведения экзамена (устно, письменно, по экзаменационным билетам или без билетов, или иная) определяется кафедрой. При чтении дисциплины несколькими преподавателями порядок проведения экзамена определяется заведующим кафедрой.

При проведении экзамена в устной форме по экзаменационным билетам обучающийся имеет право на подготовку к ответу в течение 30-45 мин.

Во время экзамена обучающиеся могут пользоваться учебными программами, а также, с разрешения экзаменатора, справочной литературой и другими пособиями. Присутствие на экзаменах посторонних лиц без разрешения декана факультета не допускается.

При приеме экзамена у лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается присутствие в аудитории лица, оказывающего обучающемуся соответствующую помощь.

Подготовку к экзамену необходимо целесообразно начать с планирования и подбора нормативно-правовых источников и литературы. Прежде всего, следует внимательно перечитать учебную программу и программные вопросы для подготовки к экзамену, чтобы выделить из них наименее знакомые. Далее должен следовать этап повторения всего программного материала. На эту работу целесообразно отвести большую часть времени. Следующим этапом является самоконтроль знания изученного материала, который заключается в устных ответах на программные вопросы, выносимые на экзамен. Тезисы ответов на наиболее сложные вопросы желательно записать, так как в процессе записи включаются дополнительные моторные ресурсы памяти. Предложенная методика непосредственной подготовки может быть и изменена. Так, для обучающихся, которые считают, что они усвоили программный материал в полном объеме и уверены в прочности своих знаний, достаточно беглого повторения учебного материала. Основное время они могут уделить углубленному изучению отдельных, наиболее сложных, дискуссионных проблем.

При подготовке к ответу, а также при ответе не обязательно придерживаться той последовательности вопросов, которая дана в билетах. Записи ответов лучше делать в виде развернутого плана, их можно дополнить цифрами, примерами, фактами, а также сослаться на необходимые нормативные акты и другие источники. Ответ должен быть построен в форме свободного рассказа. Важно не только верно изложить соответствующее положение, но и дать его глубокое теоретическое обоснование.

Само содержание ответа целесообразно разделить на три части: вступление, основная часть, заключение. Во вступлении можно перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, обосновать их актуальность, потом в основной части ответа надо детально развернуть каждую из обозначенных проблем, а в заключении придать ходу мыслей завершенность, подвести итог и сделать выводы. Вместе с тем обучающийся должен быть готов к уточняющим вопросам, а также к решению практических задач в рамках основной проблематики вопроса.

Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.

В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.

Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.

Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:

-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);

-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);

-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).

Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением 

 
стр. 18
УП: z44.03.01 НО 2241, 2244.plx
 
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.