2022-2023_z44_03_01 НО 2141_ 1941_ 1944 гр__plx_Психолого-педагогический практикум _Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Психолого-педагогический практикум 
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
 
зачет 2
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
2
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
4
4
4
4
Практические
4
4
4
4
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
к.пед.н., доцент, Сафина А.М.;к.пед.н.,  проф. , Хаертдинова Р.М. _________________
 
 
Психолого-педагогический практикум 
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 121)
 
44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Ф.В.

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины:
1.2
сформировать знания обучающихся в постановке, анализе и решении психолого-педагогических задач, развивать у обучающихся практические навыки и умения целесообразного построения профессиональной психолого-педагогической деятельности
1.3
Задачи освоения дисциплины:
1.4
сформировать умения организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития
1.5
развивать навыки выстраивания развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей ребенка
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
История (история России, всеобщая история)
2.1.2
Концепции современного естествознания
2.1.3
Основы общей педагогики, история педагогики и введение в педагогическую деятельность
2.1.4
Учебная практика (по естествознанию)
2.1.5
Философия  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья  
2.2.2
Курсовая работа по модулю 7  "Методический"
2.2.3
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.4
Технологии обучения  детей с особыми образовательными потребностями  
2.2.5
Курсовая работа по модулю "Теория и технологии начального образования по областям"
2.2.6
Организация деятельности младших школьников на занятиях по ИЗО
2.2.7
Организация проектной и учебно-исследовательской деятельности
2.2.8
Производственная педагогическая практика
2.2.9
Технологии и средства цифрового обучения в начальной школе
2.2.10
Подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена
2.2.11
Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы)
2.2.12
Выполнение и защита выпускной квалификационной работы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-7: Способен взаимодействовать с участниками образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.1: Определяет состав участников образовательных отношений, их права и обязанности в рамках реализации образовательных программ, в том числе в урочной деятельности, внеурочной деятельности, коррекционной работе
 
ОПК-7.2: Проводит отбор и применение форм, методов и технологий взаимодействия и сотрудничества участников образовательных отношений в урочной деятельности, внеурочной деятельности и коррекционной работе в рамках реализации образовательных программ
 
ОПК-7.3: Планирует и организует деятельность основных участников образовательных отношений в рамках реализации образовательных программ
 
 
ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
 
ОПК-4.2: Осуществляет отбор диагностических средств для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей
 
ОПК-4.3: Применяет способы формирования воспитательных результатов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях в различных видах учебной и внеучебной деятельности
 
 
ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
 
ОПК-8.5: Владеет методами анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
 
 
стр. 4
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
особенности организации психолого-педагогического взаимодействия в практической профессиональной деятельности педагога с учетом базовых национальных ценностей и духовно-нравственной составляющей воспитания,
3.1.2
основные понятия: педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, конфликты, отношения, деятельность, поведение, дисциплина;
3.1.3
основные специальные научные знания о современных методах диагностирования достижений учащихся, о сущности современных технологий обучения.
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
осуществлять планирование повседневной учебно-воспитательной работы с учетом духовно-нравственной основы воспитания;
3.2.2
практически осуществлять анализ и разрешать педагогические ситуации возникающие в процессе взаимодействия;
3.2.3
анализировать, проектировать, конструировать и оценивать образовательный процесс и его результаты с учетом специальных научных знаний.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
приемами организации совместной и индивидуальной деятельности обучающихся в соответствии с духовно-нравственной основой воспитания и возрастными особенностями их развития,
3.3.2
навыком осуществления основных форм и методов психолого-педагогического взаимодействия при решении задач обучения, воспитания и развития подрастающего поколения,
3.3.3
навыком использования приобретенных специальных научных знаний в условиях будущей профессиональной деятельности.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Психолого-педагогический практикум как предмет изучения, его задачи и методы

 
1.1
Психолого-педагогический практикум как предмет изучения /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

1
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
1.2
Субъекты образовательного процесса /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э1 Э2 Э6 Э7

1
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
1.3
Педагог-практик в педагогическом коллективе образовательного учреждения /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

1
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
1.4
Личностный и профессиональный потенциал педагога-практика /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

1
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
1.5
Учет психолого-физиологических различий у школьников при организации учебного процесса /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

8
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
стр. 5
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
1.6
Определение типа личности. Развитие навыков общения /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

10
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогические задачи, сущность их проектирования. 

 
2.1
Понятие «задача». Соотношение: ситуация-проблема-задача. Классификация задач. Психолого-педагогические задачи. Сущность их проектирования /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

10
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
2.2
Создание условий для решения психолого-педагогических задач /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

10
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
2.3
Распознавание личностных качеств участников группы, а также своих качеств с помощью определения видов чувств /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
2.4
Формирование сценарного аппарата в детском возрасте /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
2.5
Решение психолого-педагогических задач с опорой на личностные качества индивида /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
2.6
Конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

1
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
2.7
Подготовить упражнение по узнаванию эмоционального состояния /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
2.8
Смоделировать психолого-педагогические ситуации, направленные на пересмотр дезадаптивных убеждений /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
2.9
Подготовить речь для выступления перед родителями на родительском собрании /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
 
Раздел 3. Моделирование образовательных и педагогических ситуаций

 
стр. 6
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
3.1
Моделирование образовательных и педагогических ситуаций /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
3.2
Приемы моделирования в педагогике /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э4

2
ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3
2
0
 
 
Раздел 4. Психолого-педагогические методики диагностики, прогнозирования, проектирования и накопления профессионального опыта

 
4.1
Методики на определение индивидуально-психологических свойств человека, его состояния, потенциальных возможностей /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

1
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
4.2
Развитие интеллектуально-творческого, коммуникационного, мотивационно-личностного потенциала личности /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э3 Э6 Э7

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
4.3
Подобрать и провести с учебной группой одну из игр, направленную на формирование мотивационно-профессионального потенциала личности /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э4 Э6 Э7

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
4.4
Психологический тренинг /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э5 Э6 Э7

2
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
4.5
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2Л3.1

Э2 Э6 Э7

4
ОПК-7.1 ОПК-7.2 ОПК-7.3 ОПК-4.2 ОПК-4.3 ОПК-8.5
2
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы к зачету:

1. Психолого-педагогический практикум как предмет изучения, его задачи и методы.

2. Требования к деятельности педагога-психолога. Общая цель совместной деятельности педагога и педагога-психолога.

3. Проблемы в процессе взаимодействия педагога / педагога-психолога и ребенка в современных условиях.

4. Характеристика педагогического климата педагогического коллектива.

5. Психолого-педагогические задачи, сущность их проектирования.

6. Ригидность мышления. Три вида ригидности.

7. Охарактеризуйте методику А. Лачинса по исследованию влияния прошлого опыта на способ решения задач.

8. Создание условий для решения психолого-педагогических задач.

9. Формирование сценарного аппарата в детском возрасте у детей с особыми образовательными потребностями в том числе.

10. Охарактеризуйте вариант программирования Д.С. Верещагина.

11. Сценарный аппарат, предлагаемый Э. Берном.

12. Основные виды педагогических задач, их характеристика.

13. Структура решения педагогических задач.

14. Ролевые игры. Особенности составления ролевых игр. Приведите пример, составленной вами ролевой игры.

 
стр. 7
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
15. Организация моделирования психолого-педагогических ситуаций, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями.

16. Алгоритм создания ролевой игры Д. Турнера.

17. Характеристика методов психолого-педагогической диагностики с примерами работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

18. Специфика педагогического общения, отличие педагогического общения от других видов общения.

19. Ролевые позиции в педагогическом общении.

20. Структура педагогического общения.

21. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

22. Общая характеристика коллективных форм психолого-педагогической деятельности

23. Порядок подготовки и проведения общих собраний.

24. Психолого-педагогический консилиум: сущность, требования к подготовке и проведению.

25. Методы первичной профконсультации.

26. Целостная структура жизненного потенциала личности, характеристика ее частей.

27. Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности.

28. Мотивационные методы, оказывающие влияние на формирование успешности в жизни индивида.

29. Понятие тренинг и многообразие его форм.

30. Этические нормы и правила работы педагога-практика.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости:

Тематика письменных докладов

1.Тест Лири как возможность определения социальной роли личности.

2.Тест «Акцент», использование его при определении акцентуаций личности учащегося.

3.Проективная методика «Арт-тест», специфика ее применения.

4.Проективные методики «Дом», «Дерево», использование их в коррекции личностных установок учащегося.

5.Социометрия, ее особенности и возможности определения стратификации группы.

6.Деятельность и педагогическое общение.

7.Теории личности, их  влияние на развитие возрастной психологии.

8.ММРI, как возможность определения акцентуаций личности и ее асоциальных наклонностей.

9.Исследование личности, ее характерологических особенностей. Тест Кеттелла.

10.Инновационные образовательные процессы.

11.Современные модели организации учебного процесса.

12.Педагогическое тестирование.

13.Активные формы психологического воздействия на  личность.

14.Основные критерии проведения деловой игры.

15.Метод независимых характеристик как возможности объемного представления о личности учащегося.

16.Педагогическое наблюдение, его компоненты.

17.Психодиагностика и её возможности при изучении личности и коллектива.

18.Психологическое строение деятельности.

19.Педагогическое наблюдение, определение его результативности.

20.Приём педагогической компетентности в ситуации конфликта учителя-ученика.

21.Педагогическое взаимодействие, его формы в процессе моделирования  образовательных ситуаций.

22.Рассмотреть ситуацию педагогического решения, указать его эффективность.

23.Проективный тест Люшера, как возможность коррекции психических состояний учащихся.

24.Проекция тестов «Несуществующее животное», «Неполное предложение» при коррекции семейных отношений учащихся.

25.Методики диагностики образовательного процесса.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Более подробно смотреть ФОС по дисциплине.
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Вараксин, В.Н.
Вараксин, В. Н.  Психолого-педагогический практикум : учебное пособие для вузов / В. Н. Вараксин, Е. В. Казанцева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 239 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09647-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/475141: учебное пособие для вузов 
Москва : Издательство Юрайт, 2021
 
стр. 8
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.2
Гребенюк, О. С
Педагогика индивидуальности : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 410 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-09998-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429118 : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Подымова Л.С. 
Педагогика : учебник и практикум для вузов / Л. С. Подымова [и др.] ; под общей редакцией Л. С. Подымовой, В. А. Сластенина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 246 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01032-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510663
Юрайт, 2023
 
Л2.2
Бермус, А.Г.
Теоретическая педагогика: учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324- 1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/447338: учебное пособие для вузов
Москва : Издательство Юрайт, 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина А.М., Хафизова Г.М.
Педагогические технологии [Электронный ресурс]. Часть 2 : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / авт.-сост. А.М. Сафина, Г.М. Хафизова .- Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018. - 51 с. — URL:http://bibl:81/books/Педагогика/ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ_Ч 2_Сафина, Хафизова.pdf>..
Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2018
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Видеолекция В.Ф.Базарный О раздельном обучении мальчиков и девочек.- URL:https://www.youtube.com/watch?v=NNLCnJIb-Go
 
Э2
Видеолекция Вред негативных привычек у подростков.- URL:https://infourok.ru/posledstviya-vrednyh-privychek-dlya-nesovershennoletnih-podrostkov-4124904.html
 
Э3
Презентация "ситуация успеха на уроке". - URL:https://www.youtube.com/watch?time_continue=42&v=hLUcz3XImBc 
 
Э4
Презентация "Сказка-тренинг для детей 5 - 8 лет по развитию уверенности в себе". - URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=OqtoQj_tIWs 
 
Э5
Видеолекция "Психологический тренинг для детей"URL https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=qZ7b7wqcWZI 
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
Э7
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:http://bibl.ngpi.net:81/gi-bin/zgate.exe
 
6.3.1 Перечень лицензионного и свободно распространяемого программного обеспечения, в том числе отечественного производства
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Google Chrome: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.google.com/intl/ru/chrome/privacy/eula_text.html
6.3.1.2
Mozilla Firefox: свободно распространяемое программное обеспечение: https://www.mozilla.org/en-US/MPL/2.0/  
6.3.1.3
Hamster ZIP Archiver: свободно распространяемое программное обеспечение: http://hamstersoft.com/eula/
6.3.1.4
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.5
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.6
Moodle: свободно распространяемое программное обеспечение: https://docs.moodle.org/dev/License
 
стр. 9
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
6.3.1.7
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-316 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-202 Учебная аудитория для проведения учебных занятий (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оборудование и технические средства обучения: компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания и материалы по видам занятий

Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, 

 
стр. 10
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

 
стр. 11
УП: z44.03.01  НО 2141,  1941, 1944 гр..plx
 
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.