(<Курс>.<Семестр на курсе>)
Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова Ирина Михайловна
ции
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12
Э1 Э3 Э7
Э2 Э7
Э7 Э9
Э4 Э5 Э7
Э4 Э5 Э7
Э6 Э7
Э7 Э11
Э7
Э7
Э7 Э9
Э7 Э9
Э7 Э10
Э7 Э10 Э12
Э13 Э14 Э15 Э16
Э13 Э14 Э15 Э16
Э13 Э14 Э15 Э16
Э13 Э14 Э15 Э16
Э13 Э14 Э15 Э16
Э13 Э14 Э15 Э16
Э13 Э14 Э15 Э16
Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э7 Э16
Э14 Э16
Э14 Э16
Э14 Э16
Э12 Э14 Э15 Э16
Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э7 Э12 Э15
Э7 Э15
Э7 Э11 Э14 Э15 Э16
Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э14 Э15 Э16
Э8 Э9 Э10 Э11 Э13 Э14 Э15 Э16
Э14 Э15 Э16
Э13 Э14 Э15 Э16
Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2
Э2 Э7
Э1 Э14 Э15 Э16
Э2 Э14 Э15 Э16
Э14 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7 Э8 Э9 Э10 Э11 Э12 Э13 Э14 Э15 Э16
Вопросы к зачету (6 семестр)
«Вариативность начального математического образования»
1. Анализ практики построения вариативного образования в начальной школе.
2. Педагогика развития как методология вариативного образования в начальной школе.
3. Классификация современных систем, моделей и программ математического образования в начальной школе: сущность, содержание, технологии реализации.
4. Характеристика содержания и методические особенности методической системы развивающего обучения математике Л.В. Занкова. Характеристика обучения математике в условиях системы Л.В. Занкова. Общий принцип отбора содержания начального курса математики в системе Л.В. Занкова. Три уровня содержания программы по математике И.И. Аргинской.
5. Характеристика содержания и методические особенности методической системы развивающего обучения математике Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Особенности реализации программ по математике А.А. Александровой и В.В. Давыдова в условиях системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
6. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике в условиях методической модели «Школа России». Особенности реализации программы по математике М.И. Моро.
7. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике в условиях методической модели «Перспектива». Особенности реализации программ по математике Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерсон.
8. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике в условиях методической модели «Гармония». Особенности реализации программы по математике Н.Б. Истоминой.
9. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях образовательной системы «Школа 2100». Особенности реализации программы по математике Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода.
10. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Начальная школа XXI века». Особенности реализации программы по математике В.Н. Рудницкой.
11. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Перспективная начальная школа». Особенности реализации программы по математике А.Л. Чекина.
12. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Планета знаний".
13. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Диалог».
14. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «РИТМ».
15. Характеристика содержания и методические особенности обучения математике младших школьников в условиях методической модели «Начальная инновационная школа».
Вопросы и задания к зачету (7 семестр)
Вариативность образования в предметных областях "Русский язык", "Литературное чтение"
Задание 1
Теоретический вопрос: Современные учебники русского языка для начальной школы, входящие в Федеральный перечень. Роль. Функции.
Практическое задание: Методический аппарат учебника включает следующие составляющие:
- различные способы предъявления учебной информации (индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный);
- выделение материала для запоминания, наблюдения, для самостоятельной работы и т. д.;
- образцы выполнения заданий, способы рассуждения, примеры применения правила и др.;
- наличие различных типов упражнений, способствующих осознанию языковых единиц и формированию умений использовать единицы языка в речи;
Проанализируйте один из учебников русского языка (по выбору), характеризуя его методическую систему. Какие способы подачи материала вам известны? От каких условий зависит способ подачи учебного материала в учебнике?
Задание 2.
Теоретический вопрос: Дидактические и методические требования к учебникам русского языка для начальной школы.
Практическое задание: Охарактеризуйте один из учебников с точки зрения реализации принципа преемственности между классами, отдельными разделами или темами курса.
Задание 3.
Теоретический вопрос: Требования к текстам учебника русского языка.
Практическое задание: Проанализируйте один из разделов учебника по русскому языку (по выбору), выделив:
- термины (отдельно простые и составные), понятия, определения; орфографические и пунктуационные правила;
- структуру и содержание теоретического материала;
- виды, последовательность, речевую направленность упражнений;
- воспитательную значимость дидактического материала.
Задание 4.
Теоретический вопрос: Типы учебников и учебных пособий по русскому языку.
Практическое задание: Приведите примеры заданий и упражнений из учебника по русскому языку (по выбору), формирующих:
- языковую компетенцию учащихся;
- лингвистическую компетенцию учащихся;
- коммуникативную компетенцию учащихся;
- культуроведческую компетенцию учащихся.
Задание 5.
Теоретический вопрос: Виды работы учащихся по учебникам и учебным пособиям.
Практическое задание: Как реализуются в школьных учебниках по русскому языку программы развития речи учащихся? Приведите примеры по одному из выбранных вами учебников.
Задание 6.
Теоретический вопрос: Учебник русского языка: отражение в учебнике развивающей парадигмы образования.
Практическое задание: Прочность усвоения языкового материала обеспечивается систематическим повторением изученного. В методике выделяются следующие виды повторения: попутное, опорное, специальное.
Проанализируйте учебники на предмет выявления в них материала для различных видов повторения. Свои наблюдения запишите.
Задание 7.
Теоретический вопрос: Работа с учебником: отражение личностно ориентированных принципов.
Практическое задание: Внимательно изучите раздел «Повторение изученного в начальной школе» в учебнике для 5 класса и на этой основе составьте сообщение о том, на какие знания, умения и навыки учеников, закончивших начальную школу, учитель может опираться.
Задание 8.
Теоретический вопрос: Работа с учебником: отражение культурно ориентированных принципов.
Практическое задание: Подготовьте сообщение о школьных словарях по следующей схеме:
- автор, название словаря;
- назначение словаря;
- построение словаря;
- как пользоваться словарем.
Задание 9.
Теоретический вопрос: Работа с учебником: отражение деятельностно ориентированных принципов.
Практическое задание: Общие требования к построению системы упражнений можно свести к следующему:
«Необходимо так строить упражнения, чтобы искомая грамматическая форма сама не «бросалась в глаза» учащихся, чтобы для них оставалась возможность выбора, сопоставления, возможность слияния данной формы с другими, сходными в каком -нибудь отношении. Это заставит учащихся не механически выполнять работу, а думать и сознательно принимать то или иное решение».
Какой методический вывод следует из этого высказывания?
Задание 10.
Теоретический вопрос: Системный подход к обучению русскому языку в начальных классах.
Практическое задание: Проанализируйте тексты художественной литературы одного из учебников русского языка для 3 или 4 классов. В какой мере они учитывают интересы, запросы школьников, иначе говоря, личностно ориентированы?
Задание 11.
Теоретический вопрос: Вариативные программы и УМК по начальному языковому образованию. Обзор.
Практическое задание: Проанализируйте две-три главы современного учебника русского языка. Расскажите, как в нём на материале текста реализуются коммуникативная, образовательная, воспитательная цели обучения русскому языку.
Задание 12.
Теоретический вопрос: Дайте характеристику начального этапа языкового образования и отметьте его особенности, нашедшие в вариативных программах по русскому языку для общеобразовательной школы.
Практическое задание: Проанализируйте учебники и расскажите о соотношении теоретического материала и практических заданий на материале любой темы в разных учебниках русского языка.
Задание 13.
Теоретический вопрос: Понятие «методическая система». Методическая система языкового образования в начальной
Практическое задание: «Средства обучения» и «средства наглядности» – это синонимы? Докажите своё мнение.
Задание 14.
Теоретический вопрос: Методическая система изучения раздела учебника. Календарно-тематическое планирование (согласно ФГОС НОО).
Практическое задание: Докажите, что учебник является (или не является) основным средством обучения.
Задание 15.
Теоретический вопрос: Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа языкового образования.
Практическое задание: На примере одного из разделов 3-4 класса любого из выбранных вами учебников русского языка, входящих в Федеральный перечень, раскройте основные функции учебника.
Задание 16.
Теоретический вопрос: Система уроков по теме учебника (продемонстрировать на примере одного из тематических разделов современного учебника по русскому языку для начальной школы).
Практическое задание: Поясните: «Учебник для ученика, а не ученик для учебника».
Задание 17.
Теоретический вопрос: Система уроков по учебнику (продемонстрировать на примере одного из современных учебников по русскому языку для начальной школы).
Практическое задание: Проведите сопоставительный анализ современных учебных комплектов по русскому языку (двух- трех по выбору) с целью определения их возможностей для организации работы по обучению младших школьников речевому этикету.
Направления анализа
• Выявить в пояснительной записке программы установки на обучение младших школьников речевому этикету и указания относительно средств и приемов осуществления этой работы.
• Выясните, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный или текстовый) и специальные задания, направленные на развитие у младших школьников умений речевого этикета.
• Проанализируйте пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций относительно развития у младших школьников умений речевого этикета.
• Обобщите полученные данные, сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций его возможностей для организации обучения младших школьников речевому этикету. Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора учебно-методического комплекта для обучения младших школьников речевому этикету.
Задание 18.
Теоретический вопрос: Типология уроков русского языка. Использование учебников на уроках разного типа.
Практическое задание: Проведите сопоставительный анализ современных учебных комплектов по русскому языку (двух- трех по выбору) с целью определения их возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников изложению (пересказу).
Направления анализа
• Выявите в пояснительной записке программы установки на обучение младших школьников изложению (пересказу) и указания относительно средств и приемов осуществления этой работы.
• Выясните, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный или текстовый) и специальные задания, направленные на обучение младших школьников изложению (пересказу).
• Проанализируйте пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций по обучению младших школьников изложению (пересказу).
• Обобщите полученные данные, сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций его возможностей для организации обучения младших школьников изложению (пересказу). Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора учебно-методического комплекта для обучения младших школьников изложению (пересказу).
Задание 19.
Теоретический вопрос: Структурные компоненты урока русского языка по ФГОС НОО.
Практическое задание: Проведите сопоставительный анализ современных учебных комплектов по русскому языку (двух- трех по выбору) с целью определения их возможностей для организации работы, направленной на обучение младших школьников сочинению (рассказу).
Направления анализа
• Выявите в пояснительной записке программы установки на обучение младших школьников сочинению (рассказу) и указания относительно средств и приемов осуществления этой работы.
• Выясните, есть ли в учебнике (букваре, азбуке, учебнике русского языка) учебный материал (иллюстративный или текстовый) и специальные задания, направленные на обучение младших школьников сочинению (рассказу).
• Проанализируйте пособие для учителя с позиций наличия или отсутствия в нем методических рекомендаций по обучению младших школьников сочинению.
• Обобщите полученные данные, сделайте выводы: назовите достоинства и недостатки каждого учебно-методического комплекта с позиций его возможностей для организации обучения младших школьников сочинению (рассказу). Обоснуйте собственную методическую позицию в вопросе выбора учебно-методического комплекта для обучения младших школьников сочинению (рассказу).
Задание 20.
Теоретический вопрос: Роль школьного учебника в планировании уроков (согласно требованиям ФГОС НОО) и подготовке к ним.
Практическое задание: Сделайте сопоставительный анализ авторских систем уроков по изучению одной из языковых тем (по Вашему выбору), представленных в вариативных УМК.
Промежуточная аттестация
Вопросы и задания к зачету (8 семестр)
Вариативность в предметной области "Окружающий мир"
1. Возникновение и развитие вариативного образования в России.
2. Предмет, цель и задачи изучения Окружающего мира в начальной школе. Требования ФГОС НОО к освоению курса «Окружающий мир».
3. Вариативное образование в современной начальной школе. Готовность педагога к вариативному образованию.
4. Методические особенности вариативного курса «Окружающий мир» в УМК «Перспектива» (А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.
5. Методические особенности вариативного курса «Окружающий мир» в УМК «Планета знаний» (Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплина Е.В., Саплин А.И.). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.
6. Методические особенности вариативного курса «Окружающий мир в УМК «Школа России» (А.А. Плешаков). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.
7.. Методические особенности вариативного курса «Окружающий мир» в УМК «Гармония» (Поглазова ОТ., Шилин В.Д). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.
8. Методические особенности вариативного курса «Окружающий мир» (О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин). Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.
9. «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.
10. «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Цель и задачи курса. Специфика программы. Рекомендуемые методы, формы, средства обучения. Содержание программы. Требования к результатам освоения содержания курса. Методическое оснащение курса.
11. Сравнительная характеристика процесса ознакомления младших школьников с окружающим миром в рамках следующих моделей обучения: 1) традиционная (классическая); 2) развивающего обучения (системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
12. Специфика реализации принципа экологической направленности в курсах «Окружающего мира» в УМК «Школа России» (А.А. Плешаков) и в УМК «Планета знаний» (Ивченкова Г.Г., Потапов И.В).
13. Этапы и возможные приемы работы на уроке изучения нового материала по курсу «Окружающий мир» (на примере УМК «Перспектива».).
14. Принципы и подходы к построению учебных дисциплин “Окружающего мира” (принцип интеграции, экологический, географический и исторический подходы).
15. Экскурсии в вариативных курсах «Окружающего мира» (значение и виды экскурсий, подготовка к экскурсии, приемы организации деятельности детей на экскурсиях).
16. Организация работы с учебником на уроке Окружающего мира.
17. Структура учебника Окружающего мира.
18. Дидактические функции учебника «Окружающий мир».
19. Педагогические и методические требования, предъявляемые к учебнику Окружающего мира.
20. Приемы работы с учебником Окружающего мира.
Методические задания:
1. Урок «Окружающего мира». Проанализируйте разработку одного из уроков «Окружающего мира». Соответствует ли содержание урока требованиям ФГОС? Что бы вы изменили в содержании урока исходя из ФГОС?
2. Деятельностный метод при изучении «Окружающего мира». Покажите на примере одной из разработок урока соотношение «деятельностного» и традиционных методов обучения.
3. Проанализируйте формулировку целей (задач) в готовой разработке урока. Ответьте на вопросы: выделено ли в качестве отдельных целей (задач) формирование УУД? удобны ли обозначенные цели (задачи) для последующей проверки достигнутых результатов? Предложите свой вариант формулирования целей урока.
4. Обучение школьников принятию и определению учебной цели. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент целепологания. Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант.
5. Обучение школьников умению планировать учебные действия. Проанализируйте разработку урока: отражен ли в ней момент планирования? Если «да» то в какой форме? Предложите свой вариант использования приема планирования применительно к данному уроку.
6. Обучение школьников умению оценивать результаты своей деятельности. Проанализируйте разработку урока. Как в нем отражен момент оценивания результатов работы школьников? Предложите свой вариант оценки полученных результатов применительно к данному уроку.
7. Приобщение школьников к экспериментированию. Покажите возможности школьного курса «Окружающий мир» в приобщении детей к экспериментированию. Какое место в эксперименте занимает опыт?
8. Приобщение школьников к предметному моделированию. Покажите, как используется глобус и настольная лампа при изучении смены времени суток и сезонов года.
9. Обучение школьников знаково-символическому моделированию. Объясните, как используются знаки, символы, знаково-
10. Обучение школьников действиям сравнения и классификации. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Ответьте на вопросы: какие задания на сравнение и классификацию приводятся в учебнике. Раскройте приемы обучения детей группировке (классификации)объектов природы.
11. Развитие навыков выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Проанализируйте один из учебников «Окружающего мира». Какие связи предлагается там рассматривать: парные, цепочки, сети, временные или пространственные, эмпирические или причинно-следственные? Приведите пример графического отображения связей.
12. Освоение школьниками исторического подхода и методов истории. Проанализируйте содержание исторических тем одного из учебников «Окружающего мира». Предполагается ли в них ознакомление школьников с методами истории? Если «да», то каким образом?
13.Приведите примеры реализации географического, экологического, краеведческого подходов при изучении окружающего мира.
14. Овладение школьниками методом наблюдений. Как можно организовать систематические наблюдения за сезонными изменениями в окружающем мире в структуре учебно-исследовательской деятельности? Раскройте алгоритм проведения наблюдений.
15. Интеграция содержания образования как средство формирования целостной картины Мира. Проанализируйте содержание программы (учебника) одного из курсов «Окружающего мира» с целью выявления приемов, способствующих интеграции в сознании школьников обществоведческой и естествоведческой составляющих Мира.
16. Характеристика диагностических материалов по «Окружающему миру». Приведите примеры компетентностно-ориентированных заданий закрытого и открытого типа.
17. Подготовка учителя к уроку. Составление проекта урока. Проанализируйте одну из готовых разработок урока на соответствие урока ФГОС.
18. Составление рабочей программы курса «Окружающий мир». Какие изменения и дополнения необходимо внести в авторскую программу при составлении собственной рабочей программы? (На примере одной из авторских рабочих программ).
19. Формирование нравственных и экологических отношений. Покажите возможности курса «Окружающий мир» в формировании названных отношений (с использованием программ и школьных учебников).
20. Какую из авторских программ «Окружающего мира» вы выбрали бы для своей профессиональной деятельности? Ответ обоснуйте.
Вариативность образования в предметных областях "Русский язык", "Литературное чтение" (7 семестр)
Контрольное задание 1.
Теоретический вопрос: Вариативные программы и УМК по начальному литературному образованию. Обзор.
Практическое задание: Проанализируйте один из разделов учебника по русскому языку (по выбору), выделив:
- термины (отдельно простые и составные), понятия, определения; орфографические и пунктуационные правила;
- структуру и содержание теоретического материала;
- виды, последовательность, речевую направленность упражнений;
- воспитательную значимость дидактического материала.
Контрольное задание 2.
Теоретический вопрос: Выбор учебно-методического комплекта для начального этапа языкового образования.
Практическое задание: Приведите примеры заданий и упражнений из учебника по русскому языку (по выбору), формирующих:
- языковую компетенцию учащихся;
- лингвистическую компетенцию учащихся;
- коммуникативную компетенцию учащихся;
- культуроведческую компетенцию учащихся.
Контрольное задание 3.
Теоретический вопрос: Роль школьного учебника в планировании уроков (согласно требованиям ФГОС НОО) и подготовке к ним.
Практическое задание: Сделайте сопоставительный анализ авторских систем уроков по изучению одной из языковых тем (по Вашему выбору), представленных в вариативных УМК.
Методические задачи (примеры)
Методическая задача 1. Изучите содержание примерной образовательной программы по русскому языку. Какие части выделяются в программе? Как содержание выделенных частей соотносится с задачами курса русского языка?
Методическая задача 2. Познакомьтесь с комплектом программ филологического цикла в одной из образовательных систем. Программы каких учебных курсов входят в комплект? Какие разделы выделяются в каждой программе? Как соотносится содержание этих программ с требованиями ФГОС?
Методическая задача 3. Выполните сравнительный анализ трех программ по русскому языку для начальной школы (Т. Г. Рамзаевой; Р. Н. Бунеева и др.; М. С. Соловейчик и др.):
1) как определяются цель и задачи курса;
2) какие принципы в основе построения программы;
3) как определяются результаты освоения программы;
4) сходство и различия в определении содержания курса.
Проектирование уроков
Разработайте проблемно-диалогический урок русского языка с учетом требований ФГОС НОО.
Задание 2.
Разработать конспект урока построения понятия или правила (урок-исследование)
Раздел Вариативность в предметной области "Окружающий мир"
Задание 1.
1. Дайте сравнительную характеристику процессу ознакомления младших школьников с окружающим миром в рамках следующих моделей обучения: 1) традиционная (классическая); 2) развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
Задание 2. Разработайте фрагмент урока по развивающей системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова с постановкой учебной задачи.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы. В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были,
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным применением различных источников информации. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.
При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;
б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.
Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.
Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.
На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.
Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.
В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.
Методические указания к самостоятельной работе
Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.
Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.
В процессе изучения дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.
Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.
Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).
Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.
Методические указания к зачету
Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.
При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.
Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачет и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.
Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.
С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.
Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей.
При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов. При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.
В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.
За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создании комфортного психологического климата в группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ. Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для обучающихся с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
-в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
-в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
-методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Обучающимся с ОВЗ увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких обучающихся предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно: письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи); выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата); устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата). При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.