2022-2023_ab44_03_05 РЯЛ а832_plx_Методика работы вожатого в детско-юношеской организации_Русский язык и Литература
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
 
зачет 4
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
40
аудиторные занятия
32
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

4 (2.2)
Итого
Недель
17 4/6
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
16
16
16
16
Практические
16
16
16
16
Итого ауд.
32
32
32
32
Кoнтактная рабoта
32
32
32
32
Сам. работа
40
40
40
40
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
доцент кафедры педагогики и психологии им.З.Т.Шарафутдинова, М.М.Гумерова _________________
 
 
Методика работы вожатого в детско-юношеской организации
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Русский язык и Литература 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Гумерова Марина Миннегалиевна

Педагогики им. З.Т.Шарафутдинова
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
Цель освоения дисциплины заключается в содействии овладению компетенциями через формирование целостного представления о методике организации вожатской работы в детско-юношеских организациях на основе понимания структуры и сущности воспитательного процесса
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формирование представлений о технологиях  разработки  воспитательных  и культурно-просветительских программ в условиях детско-юношеских  организаций,  о  способах  организации сотрудничества,  развития творчества и  поддержки  активности  детей;
1.4
формирование положительной мотивации к профессиональной деятельности;  
1.5
формирование готовности  к реализации воспитательных  программ для достижения задач воспитания и духовно-нравственного  развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Теория и методика воспитания школьников с основами социальной педагогики
2.1.2
Проектная деятельность при обучении русскому языку и литературе
2.1.3
Противодействие коррупции
2.1.4
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.5
Фольклор
2.1.6
Смысловое чтение
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
История зарубежной литературы
2.2.2
Выразительное чтение
2.2.3
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.4
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.5
Организация культурно-просветительской деятельности
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Проектирование элективных курсов по русскому языку
2.2.8
Курсовая работа по литературе
2.2.9
Современный литературный процесс
2.2.10
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.11
Современная русская литература
2.2.12
История литературной критики
2.2.13
История лингвистических учений
2.2.14
Литература русского зарубежья
2.2.15
Литературное образование обучающихся в условиях современной школы
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-3: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития, обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
Знать:
 
задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности;
 
закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
Уметь:
 
анализировать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
 
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности.
 
 
Владеть:
 
формулировать цели и задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся  в учебной и внеучебной деятельности;
 
навыком планирования мероприятий и решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
 
разрабатывать программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей.
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации.
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей;
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей.
 
 
 
ПК-14: способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы
 
Знать:
 
основы разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
критерии оценки культурно-просветительских программ
 
методику разработки и реализации  культурно-просветительских программ
 
 
Уметь:
 
описывать направления разработки и реализации культурно-просветительских программ
 
оценивать культурно-просветительские программы по заданным критериям
 
определять закономерности изменения культурно-просветительских программ, исходя из конкретной задачи
 
 
Владеть:
 
навыками анализа культурно-просветительских программ, опираясь на основы их разработки и реализации
 
навыками подбора содержания культурно-просветительских программ по заданным критериям
 
проектировать и реализовывать культурно-просветительскую программу
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
задачи,  формы,  методы,  закономерности воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
3.1.2
Основы организации,  критерии,  методологию сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
3.1.3
основы, критерии, методику разработки и реализации  культурно-просветительских программ
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять критерии духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности и внеучебной деятельности по заданным характеристикам образовательной среды;
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
3.2.2
подбирать компоненты воспитания для духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
3.2.3
анализировать,  оценивать, выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
3.2.4
описывать  направления разработки, оценивать и определять закономерности изменения культурно-просветительских программ, исходя из конкретной задачи
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
навыками по формулированию целей и задач воспитания, планирования мероприятий для решения задач воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной деятельности на основе заданных критериев развития обучающихся;
3.3.2
навыками разработки программы воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
3.3.3
навыками по  отбору содержания и проектировании культурно-просветительских программ, программ организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности, самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Нормативно-правовые основы организации вожатской работы в детско-юношеской организации (ДЮО

 
1.1
Основные направления государственной социальной политики в сфере организации летнего отдыха детей.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-3 ПК-7
4
0
 
1.2
Основные направления государственной социальной политики в сфере организации летнего отдыха детей.  /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-3 ПК-7
4
0
 
1.3
Основные направления государственной социальной политики в сфере организации летнего отдыха детей.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-3 ПК-7
4
0
 
1.4
Общие меры безопасности жизнедеятельности: правила проведения купания детей, правила перевозки детей, правила проведения экскурсий и турпоходов, правила выхода отряда за территорию лагеря.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
ПК-3 ПК-7
4
0
 
1.5
Общие меры безопасности жизнедеятельности: правила проведения купания детей, правила перевозки детей, правила проведения экскурсий и турпоходов, правила выхода отряда за территорию лагеря.  /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

4
ПК-3 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогические основы технологии организации вожатской работы в детско-юношеской организации (ДЮО

 
2.1
Особенности формирования временного детско-подросткового коллектива. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-3 ПК-7
4
0
 
2.2
Конфликты в детской среде и стратегии выхода из них /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

2
ПК-3 ПК-7
4
0
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
2.3
Конфликты в детской среде и стратегии выхода из них /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

6
ПК-3 ПК-7
4
0
 
2.4
Общие меры безопасности жизнедеятельности: правила проведения купания детей, правила перевозки детей, правила проведения экскурсий и турпоходов, правила выхода отряда за территорию лагеря.  /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

6
ПК-3 ПК-7
4
0
 
 
Раздел 3. Методические основы организации вожатской работы в детско-юношеской организации (ДЮО).

 
3.1
Характеристика комплексной организации смены ДОЛ: логика, формы и содержание лагерной смены.  /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-3 ПК-7
4
0
 
3.2
Характеристика комплексной организации смены ДОЛ: логика, формы и содержание лагерной смены.  /Ср/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

8
ПК-3 ПК-7
4
0
 
3.3
Методика подготовки массовых мероприятий. /Пр/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-7
4
0
 
3.4
Методика подготовки массовых мероприятий. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

6
ПК-3 ПК-7
4
0
 
3.5
Технология организации и проведения коллективных творческих дел. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

2
ПК-3 ПК-7
4
0
 
3.6
Технология организации и проведения коллективных творческих дел. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

4
ПК-3 ПК-7
4
0
 
3.7
Технология организации и проведения коллективных творческих дел. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6

8
ПК-3 ПК-7
4
0
 
3.8
Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них. /Лек/
Л1.1Л2.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-3 ПК-7
4
0
 
3.9
Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них. /Пр/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

2
ПК-3 ПК-7
4
0
 
3.10
Экстремальные ситуации в ДОЛ и действия вожатого в них. /Ср/
Л1.1Л2.1Л3.1

Э1 Э2 Э3 Э5

4
ПК-3 ПК-7
4
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация:

Вопросы и задания к зачету:

1. Различные подходы к определению понятия «детский оздоровительный лагерь» в нормативно-правовых актах.

2. Типы и виды учреждений летнего отдыха детей.

3. Функциональные обязанности  вожатого.

4. Профессиональные и личностные качества  вожатого.

5. Основные задачи и направления деятельности  вожатого.

6. Виды и требования к педагогической документации вожатого.

7. Признаки временного детского коллектива.

8. Этапы формирования и развития временного детского коллектива в детском лагере.

9. Характеристика социально-психологических процессоы, протекающим в первично-организованной группе.

10. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря.

11. Режим дня лагеря. Особенности организации режимных моментов

 
стр. 7
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
12. Формы воспитательной работы с детьми в детском оздоровительном лагере

13. Планирование воспитательной работы с детьми в детском лагере

14. Виды планов в работе педагога, требования к их составлению

15. Правила проведения экскурсий и выездных мероприятий

16. Правила организации и проведения походов

17. Правила проведения купания детей. Правила пользования плавсредствами.

18. Экстремальные ситуации в детском лагере и действия педагога в них.

19. Комплексная организация лагерной смены

20. Особенности организационного периода лагерной смены

21. Особенности основного периода

22. Особенности подготовительного и постлагерного периодов

23. Особенности заключительного периода

24. Организация системы чередования творческих поручений в отряде

25. Особенности формирования и развития временного детского коллектива в лагере

26. Организация самоуправления в отряде, лагере

27. Система стимулирования деятельности детей в детском лагере

28. Отрядный уголок: понятие, содержание, основные правила оформления.

29. Виды конфликтов в детском лагере. Правила бесконфликтного поведения.

30. Виды общения педагога в детском лагере

31. Понятие «коллективное творческое дело» (КТД). Цели коллективно-творческих дел.

32. Виды КТД и особенности его организации.

33. Основные этапы подготовки КТД: планирование, пропаганда идеи, повышение интереса, подведение итогов,

ближайшее последействие.

34. Виды массовых мероприятий: представление, концерт, праздник, зрелище. Режиссура праздника. Разработка сценария.

35. Организационная основа праздника. Организационный план проведения праздника.

36. Конструирование конкурсных программ

37. Понятие «игра». Роль игры в формировании личности ребенка.

38. Структура игры. Конструирование игры.

39. Различные виды игр и особенности их проведения для младшего школьного возраста.

40. Цели и содержание входной, текущей и итоговой диагностики личности ребенка и детского коллектива в детском оздоровительном лагере.

41. Понятие «программа детского лагеря». Типы программ.

42. Структура программы. Требования к содержанию разделов программы.

43. Требования и критерии оценки программ летнего отдыха детей.

Задание к зачету:

1. Разработайте сценарий творческого массового мероприятия (на выбор):

– День рождения лагеря;

– Ажиотаж;

– Остров сокровищ;

– День сказки;

– Синемания.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Темы письменных  сообщений

1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность вожатого.

2.  Должностные обязанности вожатого.

3.  Характеристика организационного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.

4. Характеристика основного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.

5. Характеристика заключительного периода смены. Особенности работы вожатого с ВДК в данный период.

6. Программа смены как основа организации работы вожатого. Требования к содержанию план-сетки.

7. Особенности и развитие детского коллектива.

8. ВДК: характеристика и роль в развитии личности ребенка.

9. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

10. Возрастные особенности детей подросткового возраста (11-15 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

11. Особенности детей раннего юношеского возраста (16-17 лет). Характеристика работы вожатого с ВДК данного возраста.

12.  Типология «трудного» ребенка: проявления, причины, пути устранения трудностей. Учет индивидуальных особенностей детей в работе вожатого с ВДК.

13. Адаптация ребенка к ВДК: характеристика, стадии и стратегии адаптации. Причины трудностей адаптации.

14. Общение как основа деятельности вожатого. Коммуникативные барьеры. Ошибки в восприятии.

15. Общение как основа деятельности вожатого. Субъективность и объективность. Защитные механизмы личности.

16.  Виды конфликтов в лагере. Технология решения детских конфликтов.

17. КТД: цель, задачи, механизм организации. Особенности КТД в разных периодах смены.

18. «Огонек»: цель, задачи, виды, механизм организации.

 
стр. 8
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
19. Игра как вид деятельности и метод воспитания личности ребенка. Виды игр. Требования к организации игр.

20. Игровое конструирование и моделирование.

 
5.3. Фонд оценочных средств
См. Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Бермус, А. Г. 
Теоретическая педагогика : учебное пособие для вузов / А. Г. Бермус. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 159 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12324-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/457228: учебное пособие 
Москва : Издательство Юрайт, 2020
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Вайндорф-Сысоева, М. Е. 
Организация летнего отдыха детей и подростков : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 166 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-06307-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/436488 :  учеб. пособие для прикладного бакалавриата 
Москва : Издательство Юрайт, 2018
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Сафина, А.М.
Образовательные квесты и кейс - технологии в педагогике [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для студентов педагогического университета / сост. А.М. Сафина, Р.Р. Хуснутдинова, Г.М. Хафизова, Л.В. Рахматуллина, М.М. Гумерова; под ред. А.М. Сафиной .— Н.Челны : НГПУ, 2019 .— 55 с. <URL:http://bibl:81/books/Труды преподавателей/Образовательные квесты и кейс - технологии в педагогике_Сафина АМ.pdf>
Н.Челны : НГПУ, 2019
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
10 вещей про СанПиН | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак от Единого центра подготовки вожатых. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=zishW1CCoRI 
 
Э2
Топ 10 ошибок | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак от Единого центра подготовки вожатых. -  - URL:https://www.youtube.com/watch?v=khkKrWQilQI
 
Э3
Как запомнить имена детей? | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак от Единого центра подготовки вожатых. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=1xo66aPcwz0 
 
Э4
Как работать с 6-8-летками | Видеокурс Вожатый XXI 🔸 Лайфхак программного лагеря Школа Волшебников. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=EIc2I0NIA-s 
 
Э5
Электронный каталог библиотеки НГПУ. - URL:  http://bibl.ngpi.net:81/cgi-bin/zgate.exe?init+test.xml,simple.xsl+rus
 
Э6
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - URL:  https://elibrary.ru
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
стр. 9
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-205 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-201 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.3
1-202 Учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность:  специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.4
1-215 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения групповых и индивидуальных консультаций,  учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, интерактивная доска, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Практическое занятие подразумевает два виды работ: подготовку сообщения на заданную тему и участие в обсуждении проблемы, затронутой сообщением.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса, формированию навыков исследовательской работы и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание рефератов, эссе; выполнение контрольных работ; выполнение микроисследований.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся с участием преподавателей являются: коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин; прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий).

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Методические указания к зачету.

Зачеты, как правило, служат формой проверки усвоения учебного материала лекционных и практических занятий, самостоятельной работы, а также проверки результатов учебных и производственных практик.

При подготовке к зачёту обучающийся должен правильно и рационально распланировать свое время, чтобы успеть качественно и на высоком уровне подготовиться к ответам по всем вопросам. Зачёт призван побудить обучающихся получить дополнительно новые знания. Во время подготовки к зачёту обучающиеся также систематизируют знания, которые они пробрели при изучении разделов курса. Это позволяет им уяснить логическую структуру курса, объединить 

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 РЯЛ а832.plx
 
отдельные темы в единую систему, увидеть перспективы развития рассматриваемых проблем.

Самостоятельная работа по подготовке к зачёту во время сессии должна планироваться обучающимся, исходя из общего объема вопросов, вынесенных на зачёт и дней, отведенных на подготовку к зачёту. При этом необходимо, чтобы последний день или часть его, был выделен для дополнительного повторения всего объема вопросов в целом. Это позволяет обучающемуся самостоятельно перепроверить уровень усвоения материала. Важно иметь в виду, что для целей воспроизведения материала учебного курса большую вспомогательную роль может сыграть информация, которая содержится в рабочей программе дисциплины.

Тщательная подготовка к зачету начинается с первого занятия, поскольку лишь систематический, повседневный, рационально организованный учебный труд может обеспечить успешный результат.

С вопросами, выносимыми на зачет, обучающийся может ознакомиться заранее.

Форма проведения зачета для лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости для таких обучающихся процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.

При подготовке устных ответов на них необходимо последовательно восстановить в памяти материал каждой темы, каждого раздела курса. Для этой цели следует использовать конспекты лекций, записи, сделанные при подготовке к практическим занятиям, а также учебную и научную литературу.

В зависимости от индивидуальных навыков и способов самостоятельной работы обучающийся может делать краткие конспекты вариантов ответов, повторять их устно на память, составлять тезисы или планы ответов. Важно также правильно распределить время, отведенное на подготовку таким образом, чтобы имелась возможность повторить изученный материал накануне дня зачета. Не следует пренебрегать консультациями, которые организует кафедра и преподаватель по каждому предмету во время сессии и в межсессионный период. Здесь можно выяснить все непонятные толкования, незнакомые термины и формулировки, уточнить те или иные положения, сведения и идеи, организационные вопросы, связанные с порядком проведения зачета.

За отведенное на зачете время для подготовки к ответу необходимо составить примерный план (последовательную схему) ответа с включением в него всех важнейших проблем и значимых нюансов в предполагаемой логике изложения материала. При этом совершенно не обязательно подробно прописывать все содержание, поскольку это занимает лишнее время и затрудняет выделение опорных мыслей и главных идей.