2022-2023_ab44_03_05 ДОиНО 811 гр__plx_Педагогика раннего возраста_Дошкольное образование и Начальное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Педагогика раннего возраста
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
 
зачет 3
Виды контроля  в семестрах:
зачет
самостоятельная работа
72
аудиторные занятия
36
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
3 ЗЕТ
Форма обучения
очная
Квалификация
бакалавр
108
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по семестрам
Семестр

(<Курс>.<Семестр на курсе>)

3 (2.1)
Итого
Недель
18
Вид занятий
УП
РП
УП
РП
Лекции
18
18
18
18
Практические
18
18
18
18
Итого ауд.
36
36
36
36
Кoнтактная рабoта
36
36
36
36
Сам. работа
72
72
72
72
Итого
108
108
108
108
 
 
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Педагогика раннего возраста
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Дошкольное образование и Начальное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формировать  у обучающихся компетенции в области педагогики раннего возраста, а также практической готовности к осуществлению педагогической  деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать представления об актуальных проблемах современного образования, теоретических основаниях, технологиях и методиках педагогики раннего возраста, углубляя знания о целях и возможностях воспитания детей на современных гуманистических основах
1.4
формировать умения осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся
1.5
формировать умения в применении современных методов и технологий обучения и диагностики детей раннего возраста
1.6
развивать умения  организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
1.7
развивать навыки систематизации теоретических и практических знаний для постановки и решения исследовательских задач в области педагогики раннего возраста
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
2.1.2
Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста
2.1.3
Теория обучения
2.1.4
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.2.2
История педагогики и образования
2.2.3
Методики и технологии обучения в области начального образования
2.2.4
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.2.5
Театрализованная деятельность в ДОО
2.2.6
Технологии начального математического образования
2.2.7
Технологии начального языкового образования
2.2.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.2.9
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
2.2.10
Методы психолого-педагогического исследования
2.2.11
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.2.12
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.2.13
Психолого-педагогический практикум
2.2.14
Теория и технологии математического развития детей
2.2.15
Теория и технологии экологического развития детей
2.2.16
Производственная летняя педагогическая практика
2.2.17
Производственная практика научно-исследовательская работа
2.2.18
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.19
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.20
Методика обучения татарскому языку
2.2.21
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.22
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.23
Планирование социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.24
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.25
Технологии начального литературного  образования
2.2.26
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.27
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
 
стр. 4
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
2.2.28
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.29
Организация деятельности  младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.30
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.31
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.32
Производственная педагогическая практика
2.2.33
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.34
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.35
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.36
Формирование УУД у младших школьников
2.2.37
Внеурочные  занятия по математике в начальной школе
2.2.38
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.39
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.40
Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.41
Обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями
2.2.42
Организация музыкальной деятельности детей
2.2.43
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.44
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.45
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.46
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.47
Теория и технологии музыкального развития детей
2.2.48
Теория и технологии образования в предметной области "музыка"
2.2.49
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.50
Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников
2.2.51
Практикум по детскому экспериментированию
2.2.52
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.53
Развивающая предметная среда в ДОО
2.2.54
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.55
Производственная преддипломная практика
2.2.56
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.57
2.2.58
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.2.59
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с особенностями развития
2.2.60
Организация социально-коммуникативного и речевого развития детей
2.2.61
Компетентность учителя начальных классов в аспекте формирования УУД
2.2.62
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.63
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.64
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.65
Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.66
Организация музыкально-развивающих игр в ДОО
2.2.67
Организация театрально-игровой деятельности дошкольников
2.2.68
Психология семьи и семейного воспитания
2.2.69
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.70
Практикум по организации исследовательской деятельности
2.2.71
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ОПК-2:      способностью осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся 
 
Знать:
 
стр. 5
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
основы социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Уметь:
 
описывать социальные, возрастные, психофизические и индивидуальные особенности, в том числе особые образовательные потребности обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
оценивать закономерности социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
Владеть:
 
навыками анализа социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками выделения критериев для оценки закономерностей социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
навыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся для осуществления обучения, воспитания и развития
 
 
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
анализировать теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на занятиях
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на занятиях с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики 
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
стр. 6
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
навыками разработки пути решения исследовательских задач в области образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
содержание и методику физического, психического и личностного развития детей раннего возраста в разных сферах и видах деятельности
3.1.2
методологию социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей раннего возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
3.1.3
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики в области педагогики раннего возраста
3.1.4
особенности организации  сотрудничество обучающихся, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
3.1.5
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования детей раннего возраста
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
выделять различные основания для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей раннего возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
3.2.2
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей в области педагогики раннего возраста
3.2.3
анализировать характеристики сотрудничества детей раннего возраста, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей
3.2.4
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
ннавыками применения различных оснований для оценивания возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей детей раннего возраста для осуществления обучения, воспитания и развития
3.3.2
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития детей раннего возраста
3.3.3
навыками разработки программы организации сотрудничества, поддержки их активности,  инициативности и самостоятельности обучающихся, развития  творческих способностей
3.3.4
навыками разработки пути решения исследовательских задач в области педагогики раннего возраста
 
стр. 7
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общество и образование

 
1.1
Дошкольное образование в условиях модернизации   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э6

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
1.2
Передовой педагогический опыт и формы его презентации   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
1.3
Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении как среда развития субъектности ребенка   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э7

14
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
1.4
Личность ребенка глазами воспитателя  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э7

14
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
 
Раздел 2. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности

 
2.1
Факторы и закономерности развития ребенка раннего возраста   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э6

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.2
Адаптация ребенка к детскому саду  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э6

4
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.3
Программа "СОНАТАЛ"   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1Л3.1

Э1

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.4
Роль воспитателя в гуманизации образовательного процесса  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э7

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.5
Взаимодействие педагога с детьми раннего возраста   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э7

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.6
Анализ образовательной программы дошкольной организации  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э7

16
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
 
Раздел 3. Основные направления развития ребенка раннего возраста в различных видах деятельности

 
3.1
Технологии и методики развития и воспитания детей раннего возраста   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э3 Э4

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
3.2
Нормативно-правовое обеспечение содержания образования детей раннего возраста   /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э7

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
3.3
Особенности периода раннего возраста   /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
3.4
Особенности развития и воспитания детей первого года жизни  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
3.5
Особенности развития и воспитания детей второго и третьего года жизни  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э2 Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
3.6
Развитие предметной деятельности  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э6

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
3.7
Организация предметной развивающей среды   /Лек/

2
ПК-11
3
0
 
стр. 8
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
3.8
Организация режима дня в группах раннего возраста  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э5

2
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
3.9
Гигиенические требования к нагрузке на детей в образовательном процессе дошкольной организации  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э6

14
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
3.10
Игрушка как условие развития игровой деятельности детей раннего возраста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1

Э7

14
ОПК-2 ПК-2 ПК-7 ПК-11
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
ППромежуточная аттестация

Вопросы и задание к  зачёту

1.Современная модель образования.

2.Требования к проведению игр-занятий с детьми раннего возраста.

3.Понятие «воспитание»

4.Принципы организации предметно-пространственной среды

5.Виды деятельности детей раннего возраста

6.Сферы развития ребенка раннего возраста

7.Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению

8.Модель воспитания, основанная на гуманистическом подходе к ребенку

9.Возникновение отобразительной  игры

10.Развитие двигательной активности ребенка раннего возраста

11.Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста.

12.Закономерности развития речи детей раннего возраста

13.Нравственное воспитание детей раннего возраста.

14.Обучение изобразительной деятельности

15.Формирование у детей раннего возраста культуры внешнего вида

16.Сенсорное развитие ребенка

17.Влияние сверстников на процесс полоролевой социализации детей раннего возраста

18.Становление речи и особенности развития

19.Задачи и организация воспитания  детей 1 года жизни. Принцип демократизации воспитания

20.Уголок природы в группах раннего возраста

21.Учебная рабочая программа.

22.Организация контроля за нервно-психическим развитием детей раннего возраста.

23.Характеристика содержания типов отношения  педагога к ребенку

24.Планирование работы в группах раннего  возраста.

25.Личность ребенка

26.Социализация ребенка раннего возраста.

27.Игра на втором году жизни

28.Особенности развития и воспитания детей  2года жизни.

29.Появление активной речи в исследованиях М.И.Лисиной

30.Особенности развития и воспитания детей  3 года жизни.

31.Концепция «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении»

32.Режим дня детей раннего возраста.

33.Программа семейного воспитания детей раннего возраста

Задание: разработать ООД с использованием разных технологий  для детей раннего возраста (форма работы и возраст на выбор)

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Тема  письменных сообщений

1.Нравственное воспитание в вальдорфском дошкольном учреждении.

2.Современный взгляд на педагогику Френе.

3.Особенности воспитания детей в духе мира.

4.Влияние сверстников на процесс полоролевой социализации детей раннего возраста.

5.Роль отца в полоролевой социализации детей раннего возраста

6.Игра как средство формирования качеств женственности у девочек детей раннего возраста.

7.Закономерности развития речи детей раннего возраста

8.Нравственное воспитание детей раннего возраста.

9.Современные теории развития личности.

10.Исторический вклад А.С.Макаренко в теорию коллектива.

11.Взаимодействие этики и этикета в профессиональной деятельности специалиста дошкольной сферы.

12.Формирование у детей раннего возраста культуры внешнего вида.

13.Этика деловых отношений в педагогическом коллективе детского сада.

14.Роль бабушки и дедушки в воспитании детей раннего возраста.

 
стр. 9
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
15.Влияние родителей на формирование у ребенка культуры поведения.

16.Организация и проведение работы с родителями поп проблеме единства требований в обучении дошкольников.

17.Воспитание культурно – гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста.

18.Организация контроля за нервно-психическим развитием детей раннего возраста.

19.Сенсорное воспитание в детском саду.

20.Самостоятельная творческая деятельность как средство эстетического воспитания дошкольников.

21.Формирование речевой активности у детей раннего возраста.

22.Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

 
5.3. Фонд оценочных средств
Смотреть приложение к РПД ФОС по учебной дисциплине
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Микляева Н.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 450 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12763-8. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/448289
Москва :  Издательство Юрайт,, 2019
 
Л1.2
Козлова,  С.А.
Социализация детей в дошкольном возрасте : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / С. А. Козлова [и др.] ; под научной редакцией С. А. Козловой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019 ; Москва : МГПУ. — 195 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-11458-4 (Издательство Юрайт). — ISBN 978-5-243-00444-2 (МГПУ). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/445320 
Москва : Издательство Юрайт., 2023
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Чмелева, Е. В. 
История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца хiх — начала ХХ века : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. В. Чмелева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 194 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08842-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/426609 
Москва: Издательство Юрайт., 2019
 
6.1.3. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л3.1
Абдуллина, Р.А.  [и др.]
Влияние методики дородового воспитания «Сонатал» на рождение здорового ребенка [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Р.А. Абдуллина , Ф.В. Хазратова и др. .— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2012.— 303 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/60697.html .— ЭБС «IPRbooks»
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Оптимизация развития ребенка: опредмечивание речи, слово-образ, метод "Интоника". Советы родителям. Видеолекция.

 
Э2
Развитие и воспитание детей раннего возраста Видеолекция   

 
Э3
Методика Марии Монтессори | Методики раннего развития ребенка

 
Э4
Методика Зайцева | Методики раннего развития ребенка

 
Э5
Особенности организации дошкольного образования в РФ

 
Э6
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". -

 
стр. 10
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Э7
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. - 
 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

 
стр. 11
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Педагогика раннего возраста» проводится в форме текущего контроля  успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль  успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К  текущему контролю  успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (учебно-творческие задания, коллоквиум);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

 
стр. 12
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков компетенций.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих принципах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание.

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля  успеваемости: учебно-творческие задания, коллоквиум, письменные сообщения.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков и компетенций по дисциплине «Педагогика раннего возраста» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)(уровень бакалавриата) в форме зачёта.

Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта – устное собеседование или письменно по вопросам (по выбору обучающегося). Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «незачтено».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль  успеваемости и промежуточная аттестация являются основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с  разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля  успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине  наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля  успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

 
стр. 13
УП: ab44.03.05 ДОиНО  811 гр..plx
 
При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.