Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.
Зав. кафедрой Захарова И.М.
ции
Э4 Э6 Э7
Э4 Э6 Э7
Э1 Э7
Э3 Э4 Э7
Э1 Э2 Э7
Э4 Э5 Э7
Э5 Э6 Э7
Э1 Э6 Э7
Э2 Э6 Э7
Э2 Э7
Э5 Э7
Э3 Э4 Э7
Э7
Э3 Э6 Э7
Э4 Э7
Э7
Э3 Э4 Э7
Э4 Э6 Э7
Э1 Э7
Э2 Э7
Э3 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Э5 Э7
Э5 Э7
Э1 Э2 Э7
Э5 Э7
Э6 Э7
Э5 Э7
Э4 Э7
Э4 Э7
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5 Э6 Э7
Примерные образцы тестов и практических заданий
Структура теста по дисциплине
1. Какие из нижеперечисленных компетенций, скорее всего, можно отнести к предметным результатам освоения образовательной программы на уроках «Окружающий мир»?
a)умение понимать причины успеха и неуспеха учебной деятельности;
b)формирование уважительного отношения к истории других народов;
c)умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в процессе наблюдений явлений природы;
d)знание объектов живой и неживой природы.
2. Какие из нижеперечисленных компетенций, скорее всего, можно отнести к предметным результатам освоения основной образовательной программы на уроках по литературному чтению?
a)овладение элементарными приемами интерпретации и анализа художественных текстов с использованием литературоведческих понятий;
b)внимательное отношение к словам учителя на уроках литературы;
c)формирование ценностей культурной речи в общении со взрослыми и сверстниками;
d)знание названий изученных в школе литературных произведений.
3. Какие из нижеперечисленных компетенций, скорее всего, можно отнести к метапредметным результатам освоения образовательной программы на уроках «Окружающий мир»?
a)умение понимать модели изучаемых объектов и процессов природы;
b)развитие этических чувств по отношению к животным и птицам;
c)формирование уважительного отношения к истории и природе;
d)освоение основ экологической грамотности.
4. Какие из нижеперечисленных компетенций, скорее всего, можно отнести к метапредметным результатам освоения образовательной программы на уроках по родному русскому языку?
a)умение понимать причины успеха и неуспеха своей учебной деятельности на занятиях по русскому языку;
b)знание всех грамматических норм русского языка;
c)овладение учебными действиями с языковыми единицами;
d)безошибочное выполнение диктантов по русскому языку.
5. Какие из нижеперечисленных компетенций, скорее всего, можно отнести к метапредметным результатам освоения образовательной программы по математике?
a)освоения навыков устного счета в пределах 1000;
b)формирование уважительного отношения математике;
c)умение планировать решение математической задачи и оценивать различные способы ее решения;
d)умение работать с таблично представленными данными арифметических задач.
6. Какие из нижеперечисленных компетенций, скорее всего, можно отнести к личностным результатам освоения основной образовательной программы на уроках по литературному чтению?
a)высокий уровень владения приемами интерпретации и анализа художественных текстов с использованием литературоведческих понятий;
b)осознание значимости смысла любимых литературных произведений для своей жизни;
c)достижение уровня читательской компетентности, необходимого для продолжения образования, общего речевого развития;
d)готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения в дискуссии о содержании литературных произведений при учете различных точек зрения.
7. Какие из нижеперечисленных компетенций, скорее всего, можно отнести к личностным результатам освоения образовательной программы на уроках по родному русскому языку?
a)формирование ценностей культурной речи в общении со взрослыми и сверстниками;
b)высокий уровень знаний о грамматических нормах русского литературного языка;
c)аккуратное выполнение всех заданий учителя на уроках русского языка;.
8. Какое из ниже перечисленных действий ученика можно отнести к проявлениям универсальных учебных действий?
a)аккуратно выполненное домашнее задание;
b)поднятая рука сразу после заданного вопроса учителя;
c)самостоятельное обнаружение ошибки в процессе решения задачи;
d)жалоба на соседа, который отвлекает его вопросами.
9. Какие из ниже перечисленных действий ученика нельзя отнести к универсальным учебным действиям?
a)осознание способа решение задачи;
b)планирование этапов решения задачи;
c)анализ условий задачи;
d)решение задачи по образцу.
10. Работа в малых группах преследует цель формирования универсальных учебных действий
a)коммуникативных;
b)личностных;
c)познавательных;
d)регулятивных.
11. Определите познавательное действие среди перечисленных универсальных учебных действий:
a)учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
b)поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
c)формулировать собственное мнение и собственную позицию;
d)взаимодействовать с другими учениками.
12. Ученик 1 класса на уроках математики постоянно попадает впросак: использует термины и математические знаки, не употребляемые на данной программе; интерпретирует формулы, не учитывая уже сложившийся в учебном процессе их смысл. По данным школьного психолога у мальчика высокий для своего возраста уровень развития интеллекта и произвольного внимания. Каким может быть Ваше возможное первое действие?
a)посоветовать родителям проконсультироваться в медико-психологическом Центре;
b)выяснить, с кем и как мальчик занимается дома по математике;
c)призвать мальчика быть более внимательным на уроке;
d)рекомендовать родителям перевести мальчика в класс одаренных детей.
13. Уроки в первом классе всегда идут в такой последовательности: первый урок – «Математика», второй – «Родной русский язык», третий – «Литературное чтение» или «Окружающий мир». Ученица демонстрирует низкие результаты по математике и средние результаты по всем остальным дисциплинам. По данным школьного психолога у девочки нормальный для данного возраста уровень психического развития. Семья благополучная. Для остальных учеников данного класса с таким же уровнем психического развития данный феномен не характерен. Какую гипотезу в первую очередь нужно проверить?
a)девочка не любит математику;
b)форма ведения урока математики не подходит для этой девочки;
c)девочка поздно ложится спать;
d)у девочки особенный темперамент.
14. Учитель предлагает ученикам задачу «на соображение». Время на решение задачи ограничено. Один не самый сообразительный ученик в классе сразу поднимает руку. Какая из предложенных стратегий наиболее перспективна для организации учебной ситуации?
a)не обращать внимание на поднятую руку, пока не поднимут руку более сообразительные ученики;
b)попросить ученика подождать, пока думают другие;
c)предложить ученику подумать еще немного и пообещать, что его ответ будет рассмотрен первым;
d)вызвать ученика и на основе его ответа организовать дискуссию.
15. Какие качества обеспечивают в первую очередь успешность учебной деятельности младшего школьника в течение всего периода обучения в начальной школе?
a)дисциплинированность;
b)сформированные универсальные учебные действия;
c)умение выполнять все требования учителя;
d)хорошие взаимоотношения с учителем и одноклассниками.
16. На уроке математики во 2-классе ученикам предложили самостоятельно прочитать условия и решить следующие две задачи:
1) На столе стоят две одинаковой высоты башни из кубиков. Одна состоит из синих кубиков, вторая – из красных. На башню из синих кубиков поставили три одинаковых кубика, а на башню из красных два таких же кубика. Можешь определить какая башня, стала больше? Если да, то какая именно? 2) На столе стоят две башни из кубиков. Одна состоит из желтых кубиков, вторая – из зеленых. На башню из желтых кубиков поставили пять одинаковых кубика, а на башню из зеленых три таких же кубика. Можешь определить какая башня, стала больше? Если да, то какая именно?
Первую задачу правильно решили все ученики, вторую только 20 % всех учеников. Определите наиболее вероятную причину такого результата.
a)ученики невнимательно прочитали условие второй задачи;
b)таких задач ученики раньше не решали на уроках;
c)ученики до сих пор не овладели навыками счета в пределах от 5 и больше;
d)в предшествующем обучении недостаточно внимания уделялось способу анализа условий задач.
17. Ученик 4 класса испытывает затруднения на уроках математики в тех случаях, когда надо самостоятельно решать текстовые задачи. В то время как все уже начали что-то писать в тетрадке, этот ученик еще продолжает знакомиться с содержанием условий задачи. В коллективных дискуссия активен, всегда по делу высказывается о способе решения
a)ученик медлителен по натуре;
b)ученик не умеет собираться в нужный момент;
c)ученик недостаточно уверенно читает;
d)ученик не любит делать задания в одиночку.
18. На уроке русского языка во 4-м классе ученик задает вопрос: «Написание слова «нос_вой» можно проверить по слову «носатик». Значит надо писать «носавой». А в словаре написано «носовой»! Какова наиболее вероятная причина возникновения этой ситуации?
a)в предшествующем обучении ученику было дано ограниченное понимание правил русской орфографии;
b)ученика не научили правильно пользоваться словарем;
c)ученик слишком умный;
d)у ученика «врожденная грамотность».
19. В начале урока педагог раздает тетради с проверенным домашним заданием и предлагает сделать работу над ошибками. Один из обучающихся обнаруживает, что при проверке педагог не заметил его ошибку и громко заявляет об этом на весь класс. Как лучше отреагировать?
a) Я сделала это специально, чтобы тебя проверить.
b) Учитель тоже может ошибаться, мы все-люди.
c) Запиши на доске, и мы вместе решим, есть ли ошибка.
d) Принеси тетрадку, сейчас всё исправлю.
20. Когда в классе проходит групповая работа, лидерство всегда захватывает один и тот же ученик. Другие обучающиеся тоже готовы проявить лидерские способности, но он не позволяет им это делать, ведет себя агрессивно, перебивает их, высмеивает. Что делать учителю?
a) Дать ему другое задание, исключив из групповой деятельности.
b) При организации групповой работы всем ученика четко определить роли.
c) Строго предупредить учащегося чтобы он давал возможность выступить другим.
d) Самому назначить лидера в каждой группе.
21. Вы выполняете на доске определенные действия (решаете уравнение, доказывает гипотезу, пишете формулу, перечисляете основания для классификации и т.д.). В Ваших записях есть ошибка. Один из обучающихся заметил это и сказал так, что увидел весь класс.
a) Скажу: «Молодец! Я проверяю ваше внимание»
b) Молча исправлю ошибку сама.
c) Учитель тоже может ошибаться.
d) Предложу исправить ошибку и объяснить её.
22. Вы ведете урок. Один из учащихся поднимает руку и задает вопрос по изучаемой теме. Вы понимаете, что не знаете ответа. Что ответите?
a) Пообещаю вместе поискать ответ на этот вопрос на следующем уроке.
b) Предложу ему сделать доклад к следующему уроку.
c) Сделаю замечание, что он прерывает моё объяснение.
d) Признаюсь, что не знаю ответа на вопрос.
23. В Вашем классе есть обучающийся, который хорошо знает предмет, но не может отвечать перед всем классом, замыкается, молчит. Ваше первое действие
a)совместно с психологом выяснить причины такого поведения
b)давать ему только письменное задание
c)пристыдить его: «Все могут, а ты не можешь отвечать перед классом»
d)не спрашивать перед классом
24. Учитель ученику 2 класса: «Когда ты, наконец, выучишь таблицу умножения?» Ученик: «А зачем она мне. Для этого есть калькулятор». Что в этой ситуации нужно делать?
a) Заставить родителей выучить с ребенком таблицу умножения.
b) «В магазин тоже с калькулятором ходить будешь?»
c) Организовывать в классе соревнования на быстрый счет.
d) Обратиться к психологу за выявлением причин.
25. Идет урок математики в 3 классе. Дети самостоятельно решают задачу. Задача еще не решена до конца половиной учеников в классе. Звенит звонок с урока. Как Вы поступите в данной ситуации?
a)Отпустите всех учеников на перемену
b)Дадите это задание на дом
c)Оставите учеников на перемену в классе, чтобы доделали
d)Скажите, что следующий урок начнем с коллективного разбора решения этой задачи
Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме презентации работы обучающегося по защите проектной задачи по подбору диагностического инструментария по выбранному критерию и по созданию диагностического инструментария по выбранному учебному предмету. Если обучающийся не готов к защите проектной задачи, он сдает зачет в устной форме по билетам. Количество вопросов по билетам – 2.
Оценивание студента на зачёте
Баллы рейтинговой оценки)
Требования к знаниям.
10 (зачтено) выставляется студенту, если он имеет знания основного материала, при этом возможно, не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала.
При защите проектной задачи студент демонстрирует:
способность проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков
способность создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте
0 не зачтено выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические задания.
Вопросы к экзамену:
1. Особенности учебного процесса на современном этапе модернизации российского образования. Историческая необходимость изменения целей и задач в современном образовании.
2. Новые образовательные технологии организации учебного процесса.
3. Формирование ключевых компетенций как новое качество образования.
4. Общие требования к оценке учебного процесса в свете современных образовательных задач.
5. Формирование теоретического мышления в учебном процессе.
6. Диагностика анализа как компонента теоретического мышления.
7. Диагностика планирования как компонента теоретического мышления.
8. Диагностика рефлексии как компонента теоретического мышления.
9. Использование анкетирования в диагностике учебного процесса.
10. Диагностика учебной мотивации.
11. Диагностика анализа как компонента математического мышления.
12. Диагностика планирования как компонента математического мышления.
13. Диагностика рефлексии как компонента математического мышления.
14. Диагностика языковой компетенции.
15. Диагностика читательской деятельности.
16. Диагностика коммуникационной компетенции.
17. Диагностика сформированности естественнонаучного мышления.
18. Диагностика умственного развития.
19. Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения истории.
20. Взаимодействие психолога с участниками образовательного процесса.
21. Диагностика ценностных ориентаций школьников.
22. Диагностика удовлетворенности участников образовательного процесса его различными сторонами.
23. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий.
24. Проектирование заданий для диагностики анализа.
25. Проектирование заданий для диагностики планирования.
26. Проектирование заданий для диагностики рефлексии.
27. Проектирование заданий для диагностики контроля.
29. Формирование ключевых компетенций как новое качество образования.
30. Общие требования к оценке учебного процесса в свете современных образовательных задач.
31. Формирование теоретического мышления в учебном процессе.
32. Диагностика анализа как компонента теоретического мышления.
33. Диагностика планирования как компонента теоретического мышления.
34. Диагностика рефлексии как компонента теоретического мышления.
35. Диагностика умственного развития.
36. Диагностика учебной мотивации.
37. Характеристика международного исследование PIRLS.
38. Оценка грамотности чтения в международном исследовании PISA.
39. Оценка математической грамотности в международном исследовании PISA.
40. Оценка естественнонаучной грамотности в международном исследовании PISA.
Типовые практические задания и упражнения:
1. Ученик 4 класса испытывает затруднения на уроках математики в тех случаях, когда надо самостоятельно решать текстовые задачи. В то время как все уже начали что-то писать в тетрадке, этот ученик еще продолжает знакомиться с содержанием условий задачи. В коллективных дискуссия активен, всегда по делу высказывается о способе решения текстовых задач.Опишите возможные причины затруднения и пути их разрешения
2. На уроке русского языка во 4-м классе ученик задает вопрос: «Написание слова «нос_вой» можно проверить по слову «носатик». Значит надо писать «носавой». А в словаре написано «носовой»! Какова наиболее вероятная причина возникновения этой ситуации? какиовы рекомендации для учителя в работе с данным учеников вы разработаете.
Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.
Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.
Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающегося. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.
Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.
Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.
Методические указания к практическим занятиям
Они составляют значительную часть всего объёма аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Выполняемые на них задания можно подразделить на несколько групп. Одни из них служат иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания студентами теории.
Следующий вид заданий может содержать элементы творчества. Одни из них требуют от студента преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые студент должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у студента некоторых исследовательских умений.
Основной формой упражнений является анализ методического материала. Они стимулируют аналитическое мышление, сближают учебную деятельность с научным поиском и, безусловно, готовят обучающихся к их будущей практической деятельности.
Записи на практических занятиях нужно выполнять очень аккуратно, в отдельной тетради. Попытка сэкономить время за счет неаккуратных сокращений приводит, как правило, к обратному результату.
При изучении дисциплины «Работа с одаренными детьми» студент должен сформировать представление об одаренности личности как целостном понятии, студент должен проявить аналитические и синтетические способности при восприятии информации, уметь вычленять в предложенных публикациях материал, относящийся именно к одаренности, а также гибкость, креативность, мыслительную активность для того, чтобы научиться понимать и выстраивать взаимодействие с одаренными людьми. Изучение данного курса предполагает большой объем самостоятельной работы по поиску и анализу необходимой информации, интенсивную практическую работу на практических занятиях.
Важное значение имеют практические занятия при изучении данного курса, поскольку именно на них происходит отработка практических навыков определения одаренности, работа по развитию и сопровождению одаренной личности. При подготовке к практическим занятиям бакалаврам следует внимательно изучить вопросы плана и литературу и выделить наиболее заинтересовавшие проблемы (2-3). Студент должен посмотреть и выбрать, что из предложенной литературы наиболее к ним (выбранным проблемам) подходит. При участии в практических работах студенту необходимо постараться проявить свои творческие способности, эмпатию, гибкость мышления, чтобы понять и почувствовать одаренного ребенка или взрослого, помочь им в адаптации в обществе.
Содержание дисциплины предъявляет высокие требования к умственным способностям обучающихся, достаточно высокого уровня абстрактно-логического мышления. Рекомендуется побуждать студентов к систематическому самостоятельному чтению основной и дополнительной литературы, стимулировать активность каждого на практических занятиях, обосновывать важность регулярности посещения занятий и тщательной подготовки к семинарским и практическим занятиям, написанию контрольных работ, докладов и т.п.
Каждое занятие рекомендуется начинать с повторения предыдущей темы, выделения ключевых идей и расставления акцентов, позволяющих студентам усваивать отдельные темы в их взаимосвязи.
Приветствуется владение преподавателем тренинговыми методами работы, которые создают комфортную атмосферу и облегчают усвоение материала.
Методические указания к практическим занятиям
•Составление конспектов и терминологического словаря по плану практического занятия;
•Подготовка к тестовому контролю по разделам дисциплины;
•Ответы на проблемные вопросы с опорой на учебный текст;
•Составление тестовых заданий по теме семинара;
•Аналитические упражнения по теме практического занятия
Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины в формате самостоятельной работы:
При изучении дисциплины большой акцент делается на самостоятельную работу студентов.
Для усвоения курса необходимо выполнять различные виды самостоятельной работы:
-чтение обязательной и дополнительной литературы;
-поиск и изучение дополнительных материалов в Интернет-сети;
-подготовка сообщений на практических и лекционных занятиях;
-подготовка электронных презентаций;
-методические разработки уроков;
-методический анализ разных типов уроков.
Для качественного усвоения материала студентам важно понимать критерии оценивания их знаний и умений преподавателем. Поэтому оценки рекомендуется давать как можно более развернутыми, объясняющими.
К прочим умениям относится умение вести записи как во время лекционных занятий, так и самостоятельной работы.
Основные требования к конспекту: краткость, четкость формулировок, обобщение важнейших теоретических положений называется краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью конспектирования является не переписывание произведение, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов. Навыки правильного изложения в письменной форме важнейших теоретических и практических вопросов, умение четко их формулировать, ясно излагать своими словами отражается в использовании логических схем, делающих наглядным ход мысли конспектируемого автора.
План (простой или развернутый), выписки, тезисы, аннотации, резюме, конспект (текстуальный и тематический) - формы ведения записей. К тому же в процессе изучения данной дисциплины умение осуществлять такие записи формирует культуру научного мышления, приучает к точности, аккуратности и правильности оформления исследования.
План. Это наиболее краткая форма записи прочитанного. Способствует лучшей ориентации в содержании данного произведения. План может составляться либо по ходу чтения материала, либо после полного прочтения. План во втором случае получается последовательным и стройным, кратким. Форма плана допускает цитирование отдельных мест, обобщение более поздних материалов.
Выписки. Это либо цитаты, то есть дословное изложение того или иного материала из источника, необходимые студенту для изложения в курсовой работе, либо краткое, близкое к дословному изложению мест из источника, данное в понимании студента. Обязательно каждую выписку снабжать ссылкой на источник с указанием соответствующей страницы.
Тезисы. Это сжатое изложение основных мыслей и положений прочитанного материала. Их особенность – утвердительный характер. Другими словами, для автора этих тезисов данные умозаключения носят недискуссионный позитивный характер.
Аннотация. Очень краткое изложение содержания прочитанной работы. Составляется после полного прочтения и глубокого осмысливания изучаемого произведения.
Резюме. Краткая оценка прочитанного текста. Отражает наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные
Текстуальный конспект – посвящен определенному произведению, тематический конспект – посвящен конкретной теме, следовательно, нескольким произведениям. В текстуальном конспекте сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в изучаемой работе. В тематическом конспекте за основу берется не план работы, а содержание темы, проблемы, изучаемые студентом. При оформлении конспекта необходимо указать фамилию автора изучаемого материала, полное название работы, место и год ее издания. Полезно отмечать и страницы изучаемой работы. В конспекте надо выделять отдельные места текста в зависимости от их значимости (подчеркивания цветными маркерами, замечания на полях).
Важно не только привлечь более широкий круг литературы, но и суметь на ее основе разобраться в степени изученности темы. Стоит выявить дискуссионные вопросы, нерешенные проблемы, попытаться сформулировать свое отношение к ним, аргументировать свою точку зрения или отметить, какой из имеющихся в литературе точек зрения по данной проблематике придерживается автор и почему.
СХЕМЫ АНАЛИЗА УРОКОВ В аспекте реализации требований ФГОС НОО (развивающее обучение):
1 тип урока - постановка учебной задачи
1.Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем она выражалась? И какими средствами реализовывалась?
2.Какими средствами пользовался учитель для создания учебной ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:
•использование известных знаний, способов работы детей;
•формы организации учебной работы учащихся;
•позиция учителя и его роль на данном этапе;
•использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки) для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).
3.Возникла ли в результате разворота логики учителя нужная задача у детей или нет? Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса (в любой форме: знаковой, графической, словесной).
4.Уровень владения детьми способностью вести учебную дискуссию, как на уровне группы, так и на уровне класса: умение детей аргументированно говорить, ставить вопросы на понимание, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.
5.Соответствовали ли формы организации коллективно-распределенной деятельности поставленным целям урока? Какой уровень владения методикой организации коллективной работы учащихся на уроке у учителя? Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?
2 тип урока - урок моделирования и преобразования модели
1.Каким образом учитель создает ситуацию, при которой дети принимают учебное действие-моделирование (преобразование модели) и используют его как инструмент для решения ранее поставленной задачи?
2.Какие виды моделей используются на данном уроке (однотипные, разнотипные)? Кто это действие задает (зависимости от уровня класса, его возраста)? Обоснованность выбора, как моделей, так и их исполнителей.
3.Каким образом используется этап моделирования для решения поставленной учебной задачи? Какие формы организации учебного сотрудничества использовал учитель на данном этапе? Их необходимость и целесообразность?
4.Каков уровень понимания детьми построенных моделей (уровень абстрагирования)? Помогают ли они (модели) достижению поставленных целей?
5.Как связан процесс моделирования с другими учебными действиями на уроке? ( Переход от одного вида модели к другому).
3 тип-урок решения частных задач по применению открытого способа(понятия)
1.Каким образом учитель контролирует осознанность выполнения домашней работы учащимися?
2.Какими средствами учитель вводит ребенка в ситуацию использования открытого способа (понятия) в решении частных задач?
3.Все ли дети овладели данным способом и в какой мере?
4. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Как организованно, на каком уровне на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа? Позиция и роль учителя на уроке такого типа?
5. Уровень задач, их "интересность" с точки зрения математического или лингвистического материала?
Использование "ловушек" для объективации открытого способа (понятия)?
4 тип урока - урок контроля
1. Обоснованность выбора способа контроля и его целесообразность на данном этапе обучения детей.
2. Степень автоматизированности контроля (его протекание). Представляет ли он собой самостоятельное развернутое действие или включен в процесс выполнения других действий.
3. Уровень организованности детей на выполнение действия контроля.
4. Каков уровень направленности контроля? ( Контролируется процесс выполнения действий или лишь их результат?)
5. Каковы критерии, на которых строится контроль (материализованно или идеально представлена схема-образец)?
6.Время осуществления контроля (после действия, в процессе действия или до его начала)
7. Отбор предметного содержания для проведения действия контроля.
8. Понимают ли дети значимость данного этапа работы для решения главной задачи обучения?
5 тип урока - урок оценки
1. Какую структуру урока определил учитель для себя для оптимальной работы над действием оценки у учащихся? Ее обоснованность.
2. Испытывают ли учащиеся потребность в оценке своих действий?
3. Опираются дети при работе на свою собственную оценку или прибегают к оценке учителя?
4. При действии оценки на уроке учитывается содержание выполненного действия детьми или случайные признаки?
5. Каков уровень возможностей детей на данном этапе обучения по оценке своих способностей относительно решения
6. Прослеживается ли в уроке цикличность в действии оценки (т.е. оценка выносится детьми только перед решением задачи, которая позволяет им адекватно определить свои возможности в ее решении и в соответствии с этим в дальнейшем спланировать свою деятельность или производится только итоговая оценка как факт освоенности данного способа, понятия)?
7. Какой арсенал средств и форм использует учитель для освоения этого действия с детьми?
Освоение дисциплины обучающимися с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Предполагаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Профессорско-педагогический состав знакомится с психолого-физиологическими особенностями обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальными программами реабилитации инвалидов (при наличии). При необходимости осуществляется дополнительная поддержка преподавания тьюторами, психологами, социальными работниками, прошедшими подготовку ассистентами.
В курсе предполагается использовать социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе. Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом предоставления материала в различных формах: аудиальной, визуальной, с использованием специальных технических средств и информационных систем.
Медиаматериалы также следует использовать и адаптировать с учетом индивидуальных особенностей обучения лиц с ОВЗ.
Освоение дисциплины лицами с ОВЗ осуществляется с использованием средств обучения общего и специального назначения (персонального и коллективного использования). Материально-техническое обеспечение предусматривает приспособление аудиторий к нуждам лиц с ОВЗ.
Форма проведения аттестации для студентов с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Для студентов с ОВЗ предусматривается доступная форма предоставления заданий оценочных средств, а именно:
•в печатной или электронной форме (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•в печатной форме или электронной форме с увеличенным шрифтом и контрастностью (для лиц с нарушениями слуха, речи, зрения);
•методом чтения ассистентом задания вслух (для лиц с нарушениями зрения).
Студентам с инвалидностью увеличивается время на подготовку ответов на контрольные вопросы. Для таких студентов предусматривается доступная форма предоставления ответов на задания, а именно:
•письменно на бумаге или набором ответов на компьютере (для лиц с нарушениями слуха, речи);
•выбором ответа из возможных вариантов с использованием услуг ассистента (для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
•устно (для лиц с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата).
При необходимости для обучающихся с ОВЗ процедура оценивания результатов обучения может проводиться в несколько этапов.