2022-2023_azb44_03_05 НОиДО 1842_ 1742_plx_Практикум по дошкольной педагогике_ Начальное образование и Дошкольное образование
 
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Набережночелнинский государственный педагогический университет"
(ФГБОУ ВО "НГПУ")
 
Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Закреплена за кафедрой
рабочая программа дисциплины (модуля)
Практикум по дошкольной педагогике
__ __________ 2022 г.
Проректор по УР 
УТВЕРЖДАЮ
Направление подготовки
_______________Гайфутдинов А.М.
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
 
зачет 3
Виды контроля на курсах:
зачет
4
самостоятельная работа
60
аудиторные занятия
8
Общая трудоемкость
Часов по учебному плану
2 ЗЕТ
Форма обучения
заочная
Квалификация
бакалавр
72
в том числе:
 
Распределение часов дисциплины по курсам
Курс
3
Итого
Вид занятий
УП
РП
Лекции
2
2
2
2
Практические
6
6
6
6
Итого ауд.
8
8
8
8
Кoнтактная рабoта
8
8
8
8
Сам. работа
60
60
60
60
Часы на контроль
4
4
4
4
Итого
72
72
72
72
 
 
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
стр. 2
 
Программу составил(и):
канд.пед.наук, доц., Хазратова Ф.В. _________________
 
 
Практикум по дошкольной педагогике
Рабочая программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (С ДВУМЯ ПРОФИЛЯМИ ПОДГОТОВКИ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 91)
 
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили  Начальное образование и Дошкольное образование 
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного учёным советом вуза от 26.05.2022 протокол № 6.
 
Протокол от __ __________ 2022 г.  №  __  

Срок действия программы: 2022-2023 уч.г.

Зав. кафедрой Хазратова Фируза Вакильевна

Психолого-педагогического и специального дефектологического образования
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
 
 
 
 
стр. 3
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
 
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1.1
формировать компетенции в области дошкольной педагогики, также  практической готовности к осуществлению  профессиональной педагогической  деятельности
1.2
Задачи освоения дисциплины:
1.3
формировать представления о закономерностях развития личности ребенка как субъекта и объекта, закономерностях воспитания на разных возрастных этапах, об организации работы с детьми дошкольного возраста в качестве воспитателя дошкольной организации, закономерностях постановки и решения исследовательских задач в области образования
1.4
развивать представления о теоретических и прикладных характеристиках и критериях разработки современных методов и технологий обучения и диагностики;
1.5
научить разрабатывать образовательное пространство в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
1.6
способствовать организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цикл (раздел) ОП:
 
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Возрастная психология и педагогическая психология
2.1.2
Научные основы естествоведческого и обществоведческого образования
2.1.3
Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
2.1.4
Современные педагогические технологии дошкольного образования
2.1.5
Теория начального математического образования
2.1.6
Теория начального языкового образования
2.1.7
Технология обучения компьютерной грамотности
2.1.8
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
2.1.9
Детская психология
2.1.10
Основы общей педагогики, введение в педагогическую деятельность
2.1.11
Теория обучения
2.1.12
2.1.13
                                                                                                  
 
 
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Курсовая работа по методикам обучения в предметных областях
2.2.2
Курсовая работа по начальному образованию
2.2.3
Методика семейного воспитания
2.2.4
Организация деятельности младших школьников в летних оздоровительных лагерях
2.2.5
Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО
2.2.6
Производственная педагогическая практика
2.2.7
Производственная педагогическая практика в ДОО
2.2.8
Теория и технологии развития детской изобразительной деятельности (с практикумом)
2.2.9
Теория и технологии развития математических представлений у детей
2.2.10
Технологии начального литературного образования
2.2.11
Технологии образования в предметной области "Окружающий мир"
2.2.12
Актуальные проблемы современного языкознания
2.2.13
Вариативные учебники по русскому языку
2.2.14
Внеурочные  занятия по математике в начальной школе
2.2.15
Декоративно-прикладное искусство в начальных классах
2.2.16
Конструкторская деятельность младших школьников
2.2.17
Курсовая работа по дошкольному образованию
2.2.18
Методика обучения татарскому языку
2.2.19
Организация деятельности младших школьников на занятиях по музыке
 
стр. 4
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.2.20
Организация проектной деятельности младших школьников
2.2.21
Основы логопедической работы в ДОО
2.2.22
Проблемный подход в обучении математике в начальных классах
2.2.23
Психология педагогической деятельности
2.2.24
Психолого-педагогическая диагностика результатов обучения в начальной школе
2.2.25
Технология разработки основной образовательной программы для ДОО
2.2.26
Диагностика личностных и метапредметных результатов обучения
2.2.27
Формирование познавательного интереса у младших школьников к изучению учебных предметов
2.2.28
Основы профориентологии (с диагностическим практикумом)
2.2.29
Производственная преддипломная практика
2.2.30
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты
2.2.31
2.2.32
Вариативные учебники математики в начальных классах
2.2.33
Графическая деятельность младших школьников
2.2.34
Дизайнерская обработка материалов
2.2.35
Личностно ориентированное обучение на уроках математики в начальных классах
2.2.36
Организация семейных праздников и досуга детей
2.2.37
Педагогическая диагностика в работе с детьми, отстающими в обучении
2.2.38
Проблемный подход в обучении русскому языку в начальных классах
2.2.39
Работа с одарёнными детьми
2.2.40
Самоменеджмент и профессиональное саморазвитие
2.2.41
Современное русское словоизменение
2.2.42
Современные отечественные и зарубежные дидактические и воспитательные системы дошкольного, начального и общего образования
2.2.43
Влияние способов организации учебной деятельности на характер учебно-познавательной мотивации учения младших школьников
2.2.44
Девиантное поведение школьников (с диагностическим практикумом)
2.2.45
Игровые технологии в дошкольном образовании
2.2.46
Методика социально-личностного развития дошкольников
2.2.47
Основы психодидактики и развивающего образования
 
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО КАЖДОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 
ПК-2: способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики
 
Знать:
 
современные методы и технологии обучения и диагностики
 
основы применения современных методов и технологий обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
теоретические и прикладные характеристики и критерии разработки современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
Уметь:
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики
 
применять современные методы и технологии обучения и диагностики в зависимости от образовательных задач педагога
 
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей
 
 
Владеть:
 
навыками оценки преимуществ и недостатков использования современных методов и технологий обучения и диагностики, исходя из конкретной учебной ситуации на занятиях
 
навыками использования современных методов и технологий обучения и диагностики для достижения конкретных целей обучения и развития обучающихся
 
навыками проектирования учебной ситуации на уроке с использованием современных методов и технологий обучения и диагностики
 
 
 
ПК-4: способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемых учебных предметов
 
стр. 5
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Знать:
 
основы использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
 
критерии оценки образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
 
основы проектирования образовательного пространства в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
 
 
Уметь:
 
использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
 
оценивать образовательную среду по заданным параметрам в аспекте достижения обучающимися метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
 
проектировать образовательную среду для достижения метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
 
 
Владеть:
 
навыками анализа преимуществ и недостатков конкретной образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно- воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
 
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
 
опытом проектирования образовательной среды под конкретный метапредметный и предметный результат средствами дошкольной педагогики
 
 
 
ПК-7: способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности
 
Знать:
 
основы организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
критерии организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
методологию организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
Уметь:
 
анализировать характеристики сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
оценивать характеристики организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
выбирать принципы сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
 
 
Владеть:
 
навыками применения знаний для организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками разработки комплекса мероприятий  для организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
навыками проектирования программы организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности и инициативности и самостоятельности обучающихся, развития их творческих способностей
 
 
 
ПК-11: готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
Знать:
 
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
критерии оценки с позиции теории и практики исследовательских задач в области образования
 
закономерности постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
Уметь:
 
систематизировать теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
стр. 6
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
анализировать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям
 
 
Владеть:
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
навыками постановки и решения исследовательских задач в области образования по заданным критериям
 
навыками разработки путей решения исследовательских задач в области образования
 
 
 
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
 
3.1
Знать:
3.1.1
специфику организации педагогического процесса в ДОО, основные квалификационные характеристики и профессиональные компетентности, приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.1.2
особенности использования возможностей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольной педагогики
3.1.3
принципы сотрудничества детей дошкольного возрастаподдержки их активности, инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации
3.1.4
основы теории и практики для постановки и решения исследовательских задач в области образования
 
 
3.2
Уметь:
3.2.1
разрабатывать конкретные приемы и методы обучения и диагностики для достижения конкретных целей;
3.2.2
оценивать развивающую среду и социально-технические условия дошкольных образовательных организаций;
3.2.3
выбирать принципы сотрудничества детей дошкольного возраста, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей в зависимости от конкретной ситуации;
3.2.4
оценивать исследовательские задачи в области образования по заданным критериям.
 
 
3.3
Владеть:
3.3.1
опытом применения имеющихся знаний в области дошкольной педагогики в самостоятельной деятельности, навыками диагностики воспитательно-образовательного процесса в ДОО;
3.3.2
опытом конструирования образовательного пространства по заданным параметрам оценки результативности обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами дошкольного образования;
3.3.3
навыками разработки программы организации сотрудничества детей дошкольного возраста, поддержки их активности, инициативности и самостоятельности обучающихся, развития творческих способностей;
3.3.4
навыками разработки путей решения исследовательских задач в области образования.
 
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Литература
Часов
Компетен-

ции

Семестр / Курс
Код занятия
Интеракт.
Примечание
 
 
Раздел 1. Общие основы дошкольной педагогики

 
1.1
Источники педагогической науки  /Лек/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
1.2
Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
1.3
Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
1.4
Методы научно-педагогических исследований в дошкольной педагогике  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
1.5
Современная система дошкольного образования  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
стр. 7
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
1.6
Ступени профессионального мастерства   /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

6
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
1.7
Дошкольное воспитание за рубежом  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

6
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
 
Раздел 2. Задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста

 
2.1
Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э2

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.2
Организация целостного педагогического процесса в ДОО  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.3
Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.4
Игра как ведущая деятельность дошкольника  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.5
Специфика учебно-познавательной деятельности дошкольников  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.6
Современные программы дошкольного образования  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.7
Планирование воспитательно- образовательного процесса дошкольного учреждения  /Пр/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э3

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.8
Проблема адаптации ребенка к ДОО  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.9
Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э1

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.10
Игра как ведущая деятельность дошкольника  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.11
Руководство сюжетно-ролевыми играми детей раннего и дошкольного возраста  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

2
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.12
Дидактические игры  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

4
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.13
Специфика учебно-познавательной деятельности дошкольников  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

4
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
стр. 8
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
2.14
Организация предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э5

4
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.15
Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.16
Проблема готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе  /Ср/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

Э4

4
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
2.17
/Зачёт/
Л1.1 Л1.2Л2.1 Л2.2

4
ПК-2 ПК-4 ПК-7 ПК-11
3
0
 
5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
5.1. Контрольные вопросы и задания
Промежуточная аттестация

Вопросы к зачету

1. Психолого-педагогические основы воспитания дошкольника в труде. Специфика детского труда. Задачи трудового воспитания.

2. Виды, содержание, формы организации труда в дошкольном возрасте.

3. Ознакомление с трудом взрослых как средство формирования трудовой деятельности дошкольников.

4.Требования к организации и руководство трудовой деятельностью дошкольников.

5. Программное обеспечение дошкольного образования. История создания программы, структура, принципы построения, основные требования.

6. Характеристика вариативных программ дошкольного образования.

7. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Содержание и формы планирования.

8. Педагогическая диагностика в ДОУ: понятие, функции, содержание, методы диагностики.

9. Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста: сущность, задачи, содержание, формы и методы.

10.Перечислите основные компоненты сюжетно-ролевой игры.

11. Вариативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста (по выбору обучающихся).

12. Профессиограмма воспитателя ДОО.

13. Теоретики прошлого в воспитателе детей дошкольного возраста.

14. Профессионально-педагогические знания и умения воспитателя детского сада.

15. Материнская функция воспитателя детского сада.

16. Психотерапевтическая функция воспитателя детского сада.

17. Исследовательская функция воспитателя детского сада.

18. Специальные умения и навыки воспитателя детского сада.

19.Теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

20.Педагогическая деятельность как диалог культуры ребенка и педагога.

21.Становление и развитие дошкольной педагогики как науки.

22.Методы научно-педагогических исследований в дошкольной педагогике.

23.Современная система дошкольного образования.

24.Ступени профессионального мастерства.

25.Задачи, содержание и методы гармоничного развития детей дошкольного врзраста.

26.Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

27.Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания.

28.Планирование воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения.

29.Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения.

30.Основы использования возможностей образовательной среды в ДОО.

 
5.2. Темы письменных работ
Текущий контроль успеваемости

Задание: Подготовить рефераты. По материалам реферативных работ выступить с докладом (презентация обязательна).

Тематика для письменных сообщений

1. Вариативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста (по выбору обучающихся)

2. Профессиограмма воспитателя ДОО

3. Теоретики прошлого в воспитателе детей дошкольного возраста

4. Профессионально-педагогические знания и умения воспитателя детского сада

5. Материнская функция воспитателя детского сада

6. Психотерапевтическая функция воспитателя детского сада

7. Исследовательская функция воспитателя детского сада

8. Специальные умения и навыки воспитателя детского сада.

9.Современные методы и технологии обучения и диагностики в дошкольном образовании.

 
стр. 9
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
10.Психолого-педагогические основы воспитания дошкольника в труде.

11.Специфика детского труда. Задачи трудового воспитания.

12. Виды, содержание, формы организации труда в дошкольном возрасте.

13. Ознакомление с трудом взрослых как средство формирования трудовой деятельности дошкольников.

14.Требования к организации и руководство трудовой деятельностью дошкольников.

15. Программное обеспечение дошкольного образования. История создания программы, структура, принципы построения, основные требования.

16. Характеристика вариативных программ дошкольного образования.

17. Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Содержание и формы планирования.

18. Педагогическая диагностика в ДОУ: понятие, функции, содержание, методы диагностики.

19. Теоретические основы умственного воспитания детей дошкольного возраста: сущность, задачи, содержание, формы и методы.

20.Основные компоненты сюжетно-ролевой игры.

 
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств в приложении к РПД
 
 
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
6.1. Рекомендуемая литература
 
6.1.1. Основная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л1.1
Ежкова, Н. С.  
Ежкова, Н. С. Дошкольная педагогика : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. С. Ежкова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 183 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10152-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/429442: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры
Москва : Издательство Юрайт, 2022
 
Л1.2
Микляева, Н.В.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 434 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06129-1. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/432779 
Москва : Издательство Юрайт, 2019, 2019
 
6.1.2. Дополнительная литература
 
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
 
Л2.1
Коломийченко, Л.В.
Основы дошкольной педагогики / Л. В. Коломийченко, Н. А. Зорина, Л. С. Половодова [и др.] ; под редакцией Л. В. Коломийченко. — Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013. — 157 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/32075.html
Пермь : Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2013
 
Л2.2
Каратаева, Н. А. 
Педагогическое проектирование: региональные образовательные программы дошкольного образования : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/444501 : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 
Москва : Издательство Юрайт, , 2023
 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
 
Э1
Вебинар «Психолого педагогические особенности детей раннего и дошкольного возраста»  

 
Э2
Виды деятельности ребенка дошкольного возраста (ФГОС ДО) Видеолекция. 
 
Э3
Современные программы дошкольного образования. Ресурсы и методическая поддержка. Видеолекция

 
Э4
Электронный каталог библиотеки ФГБОУ ВО " НГПУ". -

 
Э5
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. -

 
6.3.1 Перечень лицензионного программного обеспечения
6.3. Перечень информационных технологий
 
стр. 10
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
6.3.1.1
Desktop Education ALNG LicSAPk OLVS E 1Y AcademicEdition Enterprise:Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.2
Office 365 ProPlus Open for Students ShrdSvr ALNG Subscriptions VL OLVS NL 1Month AcademicEdition Stdnt STUUseBnft: Государственный контракт №27 от 21.10.2021, Лицензионный договор №б/н от 01.09.2021
6.3.1.3
Антивирусное программное обеспечения Kaspersky Endpoint Security для бизнеса – Стандартный Russian Edition. 500- 999 Node 1 year Educational Renewal License (продление лицензии 280E-210202-112924-207-88): Договор №2022.5496 от 21.03.2022
 
6.3.2 Перечень профессиональных баз данных и информационных справочных систем
 
6.3.2.1
Электронно-библиотечная система (ЭБС) IPRSMART. - URL: https://www.iprbookshop.ru/.- Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.2
Электронная библиотечная система «Юрайт» - URL: https://urait.ru/.-  Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.-Текст: электронный
 
6.3.2.3
Информационная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru/
 
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
7.1
1-312 Учебная аудитория для проведения занятий лекционного тип, учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа, учебная аудитория для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютер, экран, проектор, доска, учебно-наглядные пособия.
 
7.2
1-117 Помещение для самостоятельной работы (423806, Республика Татарстан (Татарстан), г. Набережные Челны, ул. Низаметдинова, д. 28). Оснащенность: специализированная мебель, компьютеры с возможностью подключения к сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду,  учебно-наглядные пособия.
 
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Методические указания к лекциям.

Главное в период подготовки к лекционным занятиям – научиться методам самостоятельного умственного труда, сознательно развивать свои творческие способности и овладевать навыками творческой работы. Для этого необходимо строго соблюдать дисциплину учебы и поведения. Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

В основу его нужно положить рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин.

Каждому обучающемуся следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине это произошло. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана.

Самостоятельная работа на лекции. Слушание и запись лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность обучающихся. Краткие записи лекций, их конспектирование помогает усвоить учебный материал. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное и сделано это самим обучающимся.

Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях.

Конспект лекции лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Этому в большой степени будут способствовать пункты плана лекции, предложенные преподавателям. Принципиальные места, определения, формулы и другое следует сопровождать замечаниями «важно», «особо важно», «хорошо запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек. Лучше если они будут собственными, чтобы не приходилось просить их у однокурсников и тем самым не отвлекать их во время лекции.

Целесообразно разработать собственную «маркографию» (значки, символы), сокращения слов. Не лишним будет и изучение основ стенографии. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть формируемыми компетенциями.

Методические указания к практическим занятиям.

Практические занятия ориентируют преподавателя и обучающихся на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием различных источников информации  базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – формированием у обучающихся навыков работы с нормативными источниками, учебной и научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к профессиональной деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, профессионала, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.

Целью практических занятий является закрепление, расширение и углубление знаний по темам лекций, выработка навыков публичного выступления и дискуссии, а также понимание и практическое использование положений и методов, составляющих дисциплину.

Практическое занятие проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Оно может быть построено как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого практического занятия – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и обучающимися, между самими обучающимися.

При подготовке классического практического занятия желательно придерживаться следующего алгоритма:

 
стр. 11
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
а) разработка учебно-методического материала: формулировка темы, соответствующей программе и стандарту; определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия; выбор методов, приемов и средств для проведения практического занятия; подбор литературы для преподавателя и обучающихся; при необходимости проведение консультаций для обучающихся;

б) подготовка обучаемых и преподавателя: составление плана практического занятия из отдельных вопросов; предоставление обучающимся времени (не менее недели) для подготовки к практическому занятию; предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.); создание набора наглядных пособий.

Для более точного понимания материала практических занятий рекомендуется перед каждым из занятий прочитать соответствующую главу в рекомендуемой литературе. Подготовку к практическим занятиям следует начинать как минимум за неделю до его начала. Прежде всего, необходимо познакомиться с темой и вопросами занятия. Обязательными компонентами подготовки к практическим занятиям являются доскональный анализ нормативных источников и прочтение основной и дополнительной литературы. Также необходим поиск информации в научных изданиях, сети Интернет, других источниках. Таким образом, обучающиеся должны внимательно разобрать каждый вопрос, записав наиболее важные факты, подходы и концепции в тетрадь.

На практическое занятие желательно являться с запасом сформулированных идей, хорошо, если они будут собственного производства; если вы собираетесь пользоваться чужими формулировками, то постарайтесь в них сориентироваться как можно лучше. Выступления должны быть по возможности компактными и в то же время вразумительными. На практических занятиях обучающиеся дают развернутые ответы на поставленные вопросы, дополняют, не повторяя уже сказанного другими. Рассмотрение каждого вопроса заканчивается подведением итогов, формулированием наиболее важных выводов, которые следует записать в тетрадь.

Подводя итоги практического занятия, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов: полнота и конкретность ответа; последовательность и логика изложения; связь теоретических положений с практикой; обоснованность и доказательность излагаемых положений; наличие качественных и количественных показателей; наличие иллюстраций к ответам в виде примеров и пр.; уровень культуры речи; использование наглядных пособий и т.п.

В конце практического занятия рекомендуется дать оценку всего практического занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты: качество подготовки; степень усвоения знаний; активность; положительные стороны в работе обучающихся; ценные и конструктивные предложения; недостатки в работе обучающихся; задачи и пути устранения недостатков.

Методические указания к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа обучающихся предусмотрена учебным планом и должна способствовать более глубокому усвоению изучаемого курса и ориентировать обучающихся на умение применять теоретические знания на практике.

Самостоятельная работа обучающихся предполагает дальнейшее развитие исследовательских способностей у обучающихся. В процессе самостоятельной работы обучающийся обучается профессиональной работе с источниками информации, их поиску и критическому осмыслению. На данном этапе предлагается формирование и закрепление навыков по выявлению проблемы, ее формулировка, постановка целей исследования, систематизация и анализ литературы, оформление и аргументация своей позиции. Этот тип работы демонстрирует уровень квалификации обучающегося и подтверждает его исследовательский статус.

В процессе изучения данной дисциплины выделяется два вида самостоятельной работы – аудиторная, под руководством преподавателя, и внеаудиторная. Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Основными видами самостоятельной работы обучающихся без участия преподавателей являются: формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной лектором учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы; подготовка к практическим занятиям; написание сообщений; подготовка к выполнению учебно- творческих заданий.

Внеаудиторные самостоятельные занятия обучающихся представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий.

Преподаватель учитывает результаты самостоятельной работы при подведении итогов освоения обучающимися учебной дисциплины.

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплине «Практикум по дошкольной педагогике» проводится в форме текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К  текущему контролю успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

- на занятиях (учебно-творческое задание,  коллоквиум);

- по результатам выполнения индивидуальных заданий (письменные сообщения);

- по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

- по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Все виды текущего контроля успеваемости осуществляются на практических занятиях.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения обучающимися знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

 
стр. 12
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и обучающимися группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание

Фондом оценочных средств предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости: письменные сообщения, учебно-творческое задание,  коллоквиум.

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине «Практикум по дошкольной педагогике» требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование(с двумя профилями подготовки) в форме зачёта.

Зачёт проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения зачёта – устное собеседование или письменные ответы (по выбору обучающегося). Оценка по результатам зачёта – «зачтено», «не зачтено».

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, формирование определенных профессиональных компетенций.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по дисциплине наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Рекомендации по обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оценочные средства для  лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная работа.

При необходимости лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачёте.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены ФГБОУ ВО "НГПУ" или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения  лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным 

 
стр. 13
УП: azb44.03.05 НОиДО 1842, 1742.plx
 
шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводится в несколько этапов.

При возникновении особых обстоятельств освоение дисциплины  осуществляется с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.